Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 19:15, доклад
В отличие от более раннего греческого города в Египте — Навкратиса — Александрия была лишена полисной организации. Александрия — регулярный город, она строилась по плану архитектора Дегинократа. Александрия была столицей птолемеевского Египта и одним из важнейших центров эллинистического мира.
Упадок Александрии наступил в IV—V веках нашей эры. На протяжении всех Средних веков Александрия имела лишь локальное значение.
Для изготовления книг Александрия
обладала великолепными ресурсами:
она была мировым центром по производству
папируса, а вскоре здесь собралось
огромное количество квалифицированных
писцов и грамматиков, способных
провести критический анализ текста
и подготовить
Успешной работе ученых способствовал
весь комплекс зданий Музея и библиотеки,
ведь "храм Муз" был создан не столько
для поклонения музам, сколько для
практического служения им. В комплексе
Музея находился большой
Преподаватели и ученики жили все вместе, вместе питались и вместе получали содержание от царя. Страбон так описывает Музей:
"Часть царских палат
составляет Музей. Он состоит
из портика, экседра (зала) и
большого здания, где находится
общая столовая ученых мужей,
причастных к Музею. Это
А что представляла собой
главная Библиотека?
Сообщение Авла Гелия мы уже видели. Свидетельства
современников до нас не дошли, а прочие
древние сообщения дают довольно противоречивые
сведения.
Так христианский писатель Епифаний Кипрский (IV век) сообщает, что когда Птолемей II спросил Деметрия Фалерского о количестве уже собранных книг в Библиотеке, тот ответил, что всего собрано 54800 свитков. При этом Деметрий добавил, что много книг можно найти еще в других странах, таких как Персия, Вавилон, Ассирия, Иудея, Эфиопия и пр.
Византийский ученый Иоанн Цец (1110-1180) в своем сочинении "Введение к Аристофану" пишет:
"Названный царь Птолемей [Филадельф], поистине философская и божественная душа, крайний любитель всего прекрасного, и вида, и дела, и слова, когда через посредство Деметрия Фалерского и других почтенных мужей за счет царской казны собрал отовсюду в Александрию множество книг и поместил их в две библиотеки. Во внешней библиотеке, (т.е. в Серапейоне) их насчитывалось 42 800. Другая библиотека, располагавшаяся внутри дворца, имела "смешанных книг" 400 000, а "простых" же и несмешанных – 90000, как описал их по "Таблицам" Каллимах, являвшийся придворным царя, позже после приведения их в порядок".
Можно добавить, что византийский хронист Георгий Синкелл, живший на рубеже VIII и IX веков, оценивает количество книг в Александрийской библиотеке в 100 тысяч свитков.
О том, что представляют собой "простые" и "смешанные" книги, упоминаемые Цецом, существует множество гипотез и версий. Приведу лишь две из них, представляющиеся мне более правдоподобными.
По первой версии "простыми" свитками назывались такие, которые заключали в себе полное произведение, от начала до конца, или законченную часть целого произведения. "Смешанными" в таком случае следует называть свитки, в которых не было осуществлено деление произведения на части, или произведение не представляло собой законченного целого, или в свитке могло находиться несколько литературных произведений.
Более вероятным является представление о том, что "простыми" свитками следует называть такие свитки, которые заключают в себе законченное литературное произведение или его часть. Тогда "смешанными" книгами следует называть совокупность свитков, охватывающих одно произведение, или собрание сочинений одного автора.
Первым главой Александрийской библиотеки традиция называет Зенодота Эфесского, о котором в словаре Суды сказано так:
"Зенодот Эфесский, эпический поэт и грамматик, ученик Филета, жил во времена Птолемея I. Он первый стал править поэмы Гомера и возглавил Александрийскую библиотеки. Был также воспитателем детей Птолемея".
Александрийская библиотека. Часть I. Описание Александрии Египетской