Александрия

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 19:15, доклад

Краткое описание

В отличие от более раннего греческого города в Египте — Навкратиса — Александрия была лишена полисной организации. Александрия — регулярный город, она строилась по плану архитектора Дегинократа. Александрия была столицей птолемеевского Египта и одним из важнейших центров эллинистического мира.
Упадок Александрии наступил в IV—V веках нашей эры. На протяжении всех Средних веков Александрия имела лишь локальное значение.

Файлы: 1 файл

Александрии.docx

— 149.07 Кб (Скачать)

6. Александрия - название ряда населенных пунктов, самым знаменитым из которых является Александрия Египетская.

Другие населенные пункты включают в себя:

Александрии основанные или переименованные Александром Македонским

  • Искандария, город в Ираке.
  • Александрия Арахосийская, ныне Кандагар, город в Афганистане
  • Александрия Ариана, ныне Герат, город в Афганистане.
  • Александрия Асийская, древний город в Иране
  • Александрия Буцефальская, древний город в Пакистане, вероятно находился рядом с современным Джеламом.
  • Александрия Дальняя, ныне Худжанд, город в Таджикистане.
  • Александрия Индская, древний город в Пакистане.
  • Александрия Кавказская, древний город в Афганистане.
  • Александрия-на-Латме, до и после - Алинда, древний город в руинах в Турции.
  • Александрия Оксинская, затем Ай-Ханум, древний город в руинах вАфганистане.
  • Александрия Троадская, древний город в руинах в Турции.
  • Александрия, до и после - Кеврин, древний город в руинах в Турции.

АЛЕКСАНДРИЯ ЕГИПЕТСКАЯ

Александрия Египетская (греч. ̓Αλεξάνδρεια, араб./тур. Искандеры, Скандеры) - центр Александрийской Православной Церкви, второй по величине город Арабской Республики Египет [1], крупный морской порт на побережье Средиземного моря, в западной части дельты Нила. В 1990-е годы площадь города составляла ок. 65 кв. км. (без пригородов), население - ок. 3,6 млн. человек.

  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта
 

 

История

Александрия была основана Александром Великим в 331-332 году до Р. Х. после завоевания им Египта и названна в его честь. История ее появления изложена в многочисленных и часто противоречивых свидетельствах из разных античных источников. По одной из легенд Александр начертил план нового города, насыпав основные линии зерном, поскольку у него под рукой не оказалось мела. Некоторые авторы упоминают стаи птиц, которые слетелись к ногам великого полководца и склевали зерно. Спутники Александра истолковали это как хороший знак: новый город будет процветать и кормить многие народы. По сведениям Псевдо-Каллисфена, на территории будущего города располагалось 16 египетских деревень, из которых значительным было лишь поселение Ракоте или Ракоти (коптско-саидский rakote, бохайрский rako+ - "основанное богом Ра"), где уже при фараонах Саисской династии (VII-VI вв. до Р. Х.) селились греки. Впоследствии это имя носил один из кварталов (греч. ῾Ρακῶτις), а египтяне называли так сам город.

Александрия стала форпостом, выполнявшим функции связующего звена между отдельными частями  державы Александра. После смерти Александра (тело которого, по одной  из легенд, было перевезено в Александрию) город стал столицей эллинистического государства Птолемеев в 305-330 годах до Р. Х. и вскоре превратился в крупнейший религиозный, культурный и экономический центр Средиземноморья. Алексндрия поддерживала тесные связи с Малой Азией, Палестиной, Аравией, Грецией, островами Эгейского моря, Карфагеном, Сицилией и Римом. Она стала полиэтничным торговым центром и средоточием чудес света.

Религиозная жизнь города в эллинистическую и раннехристианскую эпохи была очень пестрой: здесь процветали местные культы Сараписа и Исиды, многочисленные египетские языческие боги были отождествлены с греческими. Через Александрию восточные культы стали распространяться по Средиземноморью. Являясь практически единственным крупным городом в Египте, Александрия была оторвана от жизни долины Нила. Формально город обладал самоуправлением, которое осуществляли основанный Александром и вскоре упраздненный совет (буле) и организованное по афинскому образцу народное собрание (экклесия); главным должностным лицом являлся гимнасиарх, выступавший в качестве представителя народа. Однако реально столица Птолемеев не обладала автономией от царской власти, устроенной по образцу восточных монархий.

Александрия была наиболее космополитическим  городом эллинистического Востока. Ее население составляли несколько групп: потомки коренных жителей, переселенцы из Канопа, греки и македоняне, евреи, а со II веке до Р. Х. - римляне и италийцы. В первые века по Родждестве Христовом в особую группу выделились принявшие Христианство египтяне - копты. На рубеже эр население Александрии быстро росло: если в начале I века до Р. Х. оно составляло 300 тысяч, то уже через 100 лет достигало, по некоторым оценкам, 1 миллиона. В городе часто происходили беспорядки и столкновения, в ряде случаев носившие антииудейский характер, поскольку евреи составляли привилегированную часть городской общины. Они поселились в Александрии сразу после основания города и занимали один, а позднее 2 из 5 кварталов города. Главным из них был квартал «Ϫ», расположенный в северо-восточной части города рядом с царским дворцом [2]. Несмотря на возможность жить по своим обычаям в отдельных городских кварталах, александрийские евреи были сильно эллинизированы. Представители высших сословий получали хорошее греческое образование. В ответ на появление в 1-й половине III века до Р. Х. в Александрии грекоязычных антиеврейских сочинений еврейская община города создает собственную литературу на греческом языке, предназначавшуюся для всего эллинистического мира и стремившуюся доказать древность и ценность еврейской истории и религии. По масштабу и распространению эта литература соперничала в античном мире с современной ей собственно греческой. Главным ее достижением был перевод на греческий язык Ветхого Завета - создание Септуагинты в 1-й половине - середина III века до Р. Х., в честь которого александрийские евреи установили особый праздник. Богослужение в местных синагогах также совершалось по-гречески. Другими важнейшими направлениями еврейской литературы на греческом языке являлись: составление текстов, примыкающих к канону (2-я и 3-я книги Маккавейские, Книга Премудрости Соломона); художественное, в том числе драматургическое переложение ветхозаветных сюжетов (Езехиэль, рубеж III и II вв. до Р. Х.; «Иосиф и Асенеф», II-I вв. до Р. Х.); изложение еврейской истории (Филон Старший, ок. 300 до Р. Х.; Деметрий, кон. III в. до Р. Х.; Феодот и Евполем в сер. II в. до Р. Х.); идейно-философское самоопределение по отношению к греческой культуре - в этой области подходы варьировались от доказательств безусловного хронологического и содержательного приоритета еврейского мировоззрения перед греческим (Аристовул, ок. 100 до Р. Х.) до попыток доказать внутреннее единство и добиться синтеза иудаизма с эллинизмом (Филон Александрийский, ок. 30 до Р. Х.- 40 по Р. Х.). Не оказав заметного влияния на греков, грекоязычная литература александрийских евреев, использовавшая помимо языка многие приемы и элементы греческой литературы и науки, все больше предназначалась для самих евреев, оказываясь средством их частичной эллинизации. Это вызывало оппозицию со стороны консервативно и антигречески настроенных представителей общин.

Достаточно замкнутая, несмотря на эллинизацию, иудейская община, преуспевавшая в экономическом плане, оказывала существенное влияние на ход политических дел в Александрии. К началу римского господства в Египте в 30 году до Р. Х. александрийские евреи являлись крупнейшей общиной диаспоры, составляя около трети почти миллионного населения города и располагая не менее чем 13 синагогами. Среди александрийцев были распространены антиримские настроения, и евреи, сотрудничавшие с римлянами и получившие от них привилегии, стали предметом ненависти плебса. В 38 году произошло наиболее крупное этническое столкновение, вызванное требованиями евреев предоставить им полные права гражданства. При попустительстве римского наместника еврейский квартал был разгромлен. Погромы александрийских евреев при Траяне и при Адриане изменили общее положение общины в Александрии, значительно ее ослабив. Последнее гонение имело место в 215 году, после чего большинство евреев окончательно покинуло город.

В Александрии был организован  крупнейший научный центр эллинистического мира - Мусейон (греч. Μουσεῖον - "место пребывания Муз"), где вели исследования в различных областях науки (филологии, астрономии, географии, математики, ботаники, зоологии и медицины) и писали свои труды основатель александрийской школы грамматиков Каллимах и поэт Феокрит; механик и изобретатель Архимед; математики Евклид и Аполлоний из Перги; архитектор Александрийского маяка Сострат из Книда; основатель географии Эратосфен из Кирены; создатель гелиоцентрической системы Аристарх Самосский; философ-стоик Посидоний Апамейский; Эрасистрат из Кеоса, разработавший основы физиологии, и многие другие. При императоре Марке Аврелии (161-180) Мусейон был разрушен, и вплоть до конца IV века научные исследования велись при храме Сараписа (Серапейон, Сарапеум). В Александрии располагалась крупнейшая библиотека античности, созданная по инициативе философа и государственного деятеля Деметрия Фалерского, в которой к I веку до Р. Х. хранилось около 700 тысяч рукописных томов. Филологи, трудившиеся в библиотеке, впервые стали применять критику текстов и оформили «александрийский канон» - список классических книг античности. Во время пожара 47 года до Р. Х. библиотека сгорела и большая часть рукописей погибла; поздее библиотека помещалась в Серапейоне (Сарапеуме) и была окончательно уничтожена с его разрушением в 391 году.

В I веке до Р. Х. Александрия стала ареной гражданских войн в поздней Римской республике. В 47 году до Р. Х. здесь был убит Гней Помпей, бежавший от Цезаря; последний вернул власть египетской царице Клеопатре VII, одержав победу в Александрийской гавани (именно тогда устроенный Цезарем пожар флота перекинулся на городские кварталы, погубив знаменитую библиотеку). В 31 году до Р. Х. потерпевшие поражение от Октавиана в морском сражении у мыса Акций Марк Антоний и Клеопатра покончили жизнь самоубийством, и 4 августа 30 года до Р. Х. в Александрию вошли римские войска. Египет был объявлен римской провинцией, что считается завершением эллинистической эпохи. В римское время Александрия, уступавшая по значению только самому Риму, играла важную роль как морские ворота Египта - хлебной житницы Римской империи. Императоры заботились о процветании города, где тем не менее всегда господствовал оппозиционный дух. Посетивший город император Каракалла (211-217), раздраженный намеками жителей на убийство им собственного брата, устроил в городе массовые казни и ввел легионы. С III века начинается постепенный упадок Александрии. После смерти императора Декия в 251 году александрийцы выдвинули своего кандидата на римский престол - Емилиана. В 270 году император Аврелиан за поддержку жителями Александрии пальмирской царицы Зиновии велел срыть городские стены. В IV веке Александрия, бывшая крупнейшим городом Восточной Римской империи, стала ареной борьбы между православными и арианами. Позднее в результате соперничества Александрии с быстро растущей новой столицей - (Константинополь=Константинополем)) - в ней еще более возросли антиимперские настроения, что способствовало поддержке ереси монофизитства со стороны значительной части населения Александрии.

В 641 году после 14-месячной осады Александрию захватили арабы во главе с военачальником Амром. С VII века стала сворачиваться внешняя торговля города, кроме связей с Индией, поддерживавшихся венецианскими купцами. После основания Каира в 969 году Александрия окончательно утратила ведущую роль в Восточном Средиземноморье.

В 1517 году город был взят турками. К концу XVIII века он насчитывал около 6 тыс. челеловек. В 1798 году Александрия была завоевана французами. Лишь в начале XIX века при Мухаммеде Али наметилось возрождение города. Мухаммед Али вновь соединил Александрию с Нилом при помощи канала Махмудия и построил там свою резиденцию. В 1882 году в Александрии вспыхнуло восстание под предводительством Араби-паши против засилья европейцев, в ответ на которое английские войска подвергли город бомбардировке и захватили его. Так Александрия превратилась в британский колониальный порт. В 1946 году английские войска были выведены из ставшего независимым Египта.

Памятников античного  периода в Александрии сохранилось  немного: Колонна Помпея из красного гранита, возведенная в Сарапеуме в честь взятия Александрии Диоклетианом, цистерны из известняка, остатки гробниц некрополя, декоративные мозаики полов, рельефы.

На протяжении византийского  периода Александрия была центром  производства драгоценной порфировой скульптуры, предназначенной прежде всего для статуй императоров и правителей, которые хранятся во многих музеях мира, например бюст императора Максимина Дайи (нач. IV в.) из Каирского музея. В 1893 году Г. Ботти обнаружил в раскопках квартала Лаббане стенку порфирового саркофага IV века. Порфир доставлялся из Александрии в Константинополь для декорации дворцов и храмов - так, в 532-537 годах был привезен порфир для 8 колонн в угловых экседрах собора Святой Софии.

Из Александрии происходит ряд замечательных памятников византийской эпохи: надгробные стелы VI века с греческими надписями и изображением святого Мины между верблюдами, рельеф из монастыря святой Феклы начала V века (Музей Александрии), мраморные капители колонн, деревянные резные рельефы, хранящиеся в различных музеях.

В Александрии процветало ремесло резьбы по слоновой кости, ювелирное  и текстильное производство, переписывание  книг и иллюстрирование рукописей. Здесь была создана знаменитая иллюстрированная мировая хроника на папирусе раннего V века, фрагменты которой хранятся в ГМИИ имени А. С. Пушкина и в собрании папирусов Венской Национальной библиотеки.

Александрия Египетская является первым из городов, основанных Александром  Македонским и названным в  его честь, и она же наиболее прославлена  в веках. Александрия Египетская была основана зимой 332/331 гг. до Р.Х. и  с самого начала была задумана как  традиционный эллинский полис со всеми его основными элементами – агорой, храмами различных богов, палестрой и т.д.

 

 

Арриан описывает, как Александру пришла мысль построить этот город:

"Придя в Каноп, он проплыл кругом залива Мариа и вышел там, где сейчас находится город Александрия. Место показалось ему чрезвычайно подходящим для основания города, который, по его мнению, должен был здесь процветать. Его охватило горячее желание осуществить эту мысль, и он сам разметил знаками, где устроить агору, где и каким богам поставить храмы – были посвященные эллинским богам, был и храм Исиды Египетской – и по каким местам вести кругом стены".

 

 

Как город, Александрия была противопоставлена не только городам  Египта, но и всем полисам греческого мира. Только греки, жившие в Александрии, считались полноправными гражданами города и только они одни имели право получать материальную поддержку от государства. У греков были не только свои сооружения, но и свои законы, жреческие коллегии, органы власти и самоуправления. Египтяне же в Александрии рассматривались в качестве метеков, чужестранцев. Недаром, когда уже в 97 году от Р.Х. Плиний Младший стал хлопотать о даровании своему врачу-египтянину прав римского гражданина, ему ответили, что тот должен вначале получить александрийское гражданство.

 

 

Благодаря свидетельствам древних  авторов, а также раскопкам, которые  проводились начиная с XIX века, мы можем довольно хорошо представить себе, как выглядела Александрия в древности, несмотря на то что значительная часть древнего города в настоящее время опустилась под воду.

 

 

Очень ценным является для  нас описание, данное Страбоном. Согласно ему, город располагался на склоне большого холма, спускавшегося к морю от озера Мареотида. Город был вытянут с юго-запада на северо-восток и, по словам Страбона, в плане напоминал хламиду – военный плащ македонцев. Грубо говоря, это был параллелограмм, длина которого составляла 30 стадий (более 5 км), а ширина примерно равнялась 7-8 стадиям (около 1,5 км). 
Городская гавань с севера прикрывалась островом Фарос и служила прекрасным убежищем для флота. Прорытые каналы соединяли гавань города с Нилом, и тем самым со всем Египтом.

 

 

Александрия была распланирована с учетом всех достижений античной градостроительной науки и архитектуры. Ровные и широкие улицы города пересекались под прямыми углами. Уже в XIX веке были отрыты семь продольных проспектов, тянувшихся параллельно  длинной городской стене, и одиннадцать  поперечных улиц.

 

 

Главной улицей города был  Канопский проспект (позднее называвшийся просто Дромос), который пересекал город с запада на восток, начинаясь на востоке Воротами Солнца и оканчиваясь на западе Воротами Луны. Восстановлением этого проспекта занимался еще император Антонин Пий.

Информация о работе Александрия