Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 19:15, доклад
В отличие от более раннего греческого города в Египте — Навкратиса — Александрия была лишена полисной организации. Александрия — регулярный город, она строилась по плану архитектора Дегинократа. Александрия была столицей птолемеевского Египта и одним из важнейших центров эллинистического мира.
Упадок Александрии наступил в IV—V веках нашей эры. На протяжении всех Средних веков Александрия имела лишь локальное значение.
6. Александрия - название ряда населенных пунктов, самым знаменитым из которых является Александрия Египетская.
Другие населенные пункты включают в себя:
Александрии основанные или переименованные Александром Македонским
Александрия Египетская (греч. ̓Αλεξάνδρεια, араб./тур. Искандеры, Скандеры) - центр Александрийской Православной Церкви, второй по величине город Арабской Республики Египет [1], крупный морской порт на побережье Средиземного моря, в западной части дельты Нила. В 1990-е годы площадь города составляла ок. 65 кв. км. (без пригородов), население - ок. 3,6 млн. человек.
Александрия была основана Александром Великим в 331-332 году до Р. Х. после завоевания им Египта и названна в его честь. История ее появления изложена в многочисленных и часто противоречивых свидетельствах из разных античных источников. По одной из легенд Александр начертил план нового города, насыпав основные линии зерном, поскольку у него под рукой не оказалось мела. Некоторые авторы упоминают стаи птиц, которые слетелись к ногам великого полководца и склевали зерно. Спутники Александра истолковали это как хороший знак: новый город будет процветать и кормить многие народы. По сведениям Псевдо-Каллисфена, на территории будущего города располагалось 16 египетских деревень, из которых значительным было лишь поселение Ракоте или Ракоти (коптско-саидский rakote, бохайрский rako+ - "основанное богом Ра"), где уже при фараонах Саисской династии (VII-VI вв. до Р. Х.) селились греки. Впоследствии это имя носил один из кварталов (греч. ῾Ρακῶτις), а египтяне называли так сам город.
Александрия стала форпостом, выполнявшим функции связующего звена между отдельными частями державы Александра. После смерти Александра (тело которого, по одной из легенд, было перевезено в Александрию) город стал столицей эллинистического государства Птолемеев в 305-330 годах до Р. Х. и вскоре превратился в крупнейший религиозный, культурный и экономический центр Средиземноморья. Алексндрия поддерживала тесные связи с Малой Азией, Палестиной, Аравией, Грецией, островами Эгейского моря, Карфагеном, Сицилией и Римом. Она стала полиэтничным торговым центром и средоточием чудес света.
Религиозная жизнь города
в эллинистическую и
Александрия была наиболее космополитическим городом эллинистического Востока. Ее население составляли несколько групп: потомки коренных жителей, переселенцы из Канопа, греки и македоняне, евреи, а со II веке до Р. Х. - римляне и италийцы. В первые века по Родждестве Христовом в особую группу выделились принявшие Христианство египтяне - копты. На рубеже эр население Александрии быстро росло: если в начале I века до Р. Х. оно составляло 300 тысяч, то уже через 100 лет достигало, по некоторым оценкам, 1 миллиона. В городе часто происходили беспорядки и столкновения, в ряде случаев носившие антииудейский характер, поскольку евреи составляли привилегированную часть городской общины. Они поселились в Александрии сразу после основания города и занимали один, а позднее 2 из 5 кварталов города. Главным из них был квартал «Ϫ», расположенный в северо-восточной части города рядом с царским дворцом [2]. Несмотря на возможность жить по своим обычаям в отдельных городских кварталах, александрийские евреи были сильно эллинизированы. Представители высших сословий получали хорошее греческое образование. В ответ на появление в 1-й половине III века до Р. Х. в Александрии грекоязычных антиеврейских сочинений еврейская община города создает собственную литературу на греческом языке, предназначавшуюся для всего эллинистического мира и стремившуюся доказать древность и ценность еврейской истории и религии. По масштабу и распространению эта литература соперничала в античном мире с современной ей собственно греческой. Главным ее достижением был перевод на греческий язык Ветхого Завета - создание Септуагинты в 1-й половине - середина III века до Р. Х., в честь которого александрийские евреи установили особый праздник. Богослужение в местных синагогах также совершалось по-гречески. Другими важнейшими направлениями еврейской литературы на греческом языке являлись: составление текстов, примыкающих к канону (2-я и 3-я книги Маккавейские, Книга Премудрости Соломона); художественное, в том числе драматургическое переложение ветхозаветных сюжетов (Езехиэль, рубеж III и II вв. до Р. Х.; «Иосиф и Асенеф», II-I вв. до Р. Х.); изложение еврейской истории (Филон Старший, ок. 300 до Р. Х.; Деметрий, кон. III в. до Р. Х.; Феодот и Евполем в сер. II в. до Р. Х.); идейно-философское самоопределение по отношению к греческой культуре - в этой области подходы варьировались от доказательств безусловного хронологического и содержательного приоритета еврейского мировоззрения перед греческим (Аристовул, ок. 100 до Р. Х.) до попыток доказать внутреннее единство и добиться синтеза иудаизма с эллинизмом (Филон Александрийский, ок. 30 до Р. Х.- 40 по Р. Х.). Не оказав заметного влияния на греков, грекоязычная литература александрийских евреев, использовавшая помимо языка многие приемы и элементы греческой литературы и науки, все больше предназначалась для самих евреев, оказываясь средством их частичной эллинизации. Это вызывало оппозицию со стороны консервативно и антигречески настроенных представителей общин.
Достаточно замкнутая, несмотря на эллинизацию, иудейская община, преуспевавшая в экономическом плане, оказывала существенное влияние на ход политических дел в Александрии. К началу римского господства в Египте в 30 году до Р. Х. александрийские евреи являлись крупнейшей общиной диаспоры, составляя около трети почти миллионного населения города и располагая не менее чем 13 синагогами. Среди александрийцев были распространены антиримские настроения, и евреи, сотрудничавшие с римлянами и получившие от них привилегии, стали предметом ненависти плебса. В 38 году произошло наиболее крупное этническое столкновение, вызванное требованиями евреев предоставить им полные права гражданства. При попустительстве римского наместника еврейский квартал был разгромлен. Погромы александрийских евреев при Траяне и при Адриане изменили общее положение общины в Александрии, значительно ее ослабив. Последнее гонение имело место в 215 году, после чего большинство евреев окончательно покинуло город.
В Александрии был организован крупнейший научный центр эллинистического мира - Мусейон (греч. Μουσεῖον - "место пребывания Муз"), где вели исследования в различных областях науки (филологии, астрономии, географии, математики, ботаники, зоологии и медицины) и писали свои труды основатель александрийской школы грамматиков Каллимах и поэт Феокрит; механик и изобретатель Архимед; математики Евклид и Аполлоний из Перги; архитектор Александрийского маяка Сострат из Книда; основатель географии Эратосфен из Кирены; создатель гелиоцентрической системы Аристарх Самосский; философ-стоик Посидоний Апамейский; Эрасистрат из Кеоса, разработавший основы физиологии, и многие другие. При императоре Марке Аврелии (161-180) Мусейон был разрушен, и вплоть до конца IV века научные исследования велись при храме Сараписа (Серапейон, Сарапеум). В Александрии располагалась крупнейшая библиотека античности, созданная по инициативе философа и государственного деятеля Деметрия Фалерского, в которой к I веку до Р. Х. хранилось около 700 тысяч рукописных томов. Филологи, трудившиеся в библиотеке, впервые стали применять критику текстов и оформили «александрийский канон» - список классических книг античности. Во время пожара 47 года до Р. Х. библиотека сгорела и большая часть рукописей погибла; поздее библиотека помещалась в Серапейоне (Сарапеуме) и была окончательно уничтожена с его разрушением в 391 году.
В I веке до Р. Х. Александрия стала
ареной гражданских войн в поздней Римской республике. В 47 году до Р. Х. здесь был убит Гней Помпей, бежавший от Цезаря; последний вернул власть египетской
царице Клеопатре VII, одержав победу в Александрийской
гавани (именно тогда устроенный Цезарем
пожар флота перекинулся на городские
кварталы, погубив знаменитую библиотеку).
В 31 году до Р. Х. потерпевшие поражение
от Октавиана в морском сражении у мыса Акций Марк Антоний и Клеопатра покончили жизнь
самоубийством, и 4 августа 30 года до Р. Х. в Александрию вошли
римские войска. Египет был объявлен римской
провинцией, что считается завершением
эллинистической эпохи. В римское время
Александрия, уступавшая по значению только
самому Риму, играла важную роль как морские
ворота Египта - хлебной житницы Римской империи. Императоры заботились о процветании
города, где тем не менее всегда господствовал
оппозиционный дух. Посетивший город император Каракалла (211-217), раздраженный намеками
жителей на убийство им собственного брата,
устроил в городе массовые казни и ввел
легионы. С III века начинается постепенный
упадок Александрии. После смерти императора Декия в 251 году александрийцы выдвинули
своего кандидата на римский престол -
Емилиана. В 270 году император Аврелиан за поддержку жителями Александрии
пальмирской царицы Зиновии велел срыть городские стены.
В IV веке Александрия, бывшая крупнейшим
городом Восточной Римской
империи, стала ареной борьбы между православными и арианами. Позднее в результате соперничества
Александрии с быстро растущей новой столицей
- (Константинополь=
В 641 году после 14-месячной осады Александрию захватили арабы во главе с военачальником Амром. С VII века стала сворачиваться внешняя торговля города, кроме связей с Индией, поддерживавшихся венецианскими купцами. После основания Каира в 969 году Александрия окончательно утратила ведущую роль в Восточном Средиземноморье.
В 1517 году город был взят турками. К концу XVIII века он насчитывал около 6 тыс. челеловек. В 1798 году Александрия была завоевана французами. Лишь в начале XIX века при Мухаммеде Али наметилось возрождение города. Мухаммед Али вновь соединил Александрию с Нилом при помощи канала Махмудия и построил там свою резиденцию. В 1882 году в Александрии вспыхнуло восстание под предводительством Араби-паши против засилья европейцев, в ответ на которое английские войска подвергли город бомбардировке и захватили его. Так Александрия превратилась в британский колониальный порт. В 1946 году английские войска были выведены из ставшего независимым Египта.
Памятников античного
периода в Александрии
На протяжении византийского периода Александрия была центром производства драгоценной порфировой скульптуры, предназначенной прежде всего для статуй императоров и правителей, которые хранятся во многих музеях мира, например бюст императора Максимина Дайи (нач. IV в.) из Каирского музея. В 1893 году Г. Ботти обнаружил в раскопках квартала Лаббане стенку порфирового саркофага IV века. Порфир доставлялся из Александрии в Константинополь для декорации дворцов и храмов - так, в 532-537 годах был привезен порфир для 8 колонн в угловых экседрах собора Святой Софии.
Из Александрии происходит ряд замечательных памятников византийской эпохи: надгробные стелы VI века с греческими надписями и изображением святого Мины между верблюдами, рельеф из монастыря святой Феклы начала V века (Музей Александрии), мраморные капители колонн, деревянные резные рельефы, хранящиеся в различных музеях.
В Александрии процветало ремесло резьбы по слоновой кости, ювелирное и текстильное производство, переписывание книг и иллюстрирование рукописей. Здесь была создана знаменитая иллюстрированная мировая хроника на папирусе раннего V века, фрагменты которой хранятся в ГМИИ имени А. С. Пушкина и в собрании папирусов Венской Национальной библиотеки.
Александрия Египетская является первым из городов, основанных Александром Македонским и названным в его честь, и она же наиболее прославлена в веках. Александрия Египетская была основана зимой 332/331 гг. до Р.Х. и с самого начала была задумана как традиционный эллинский полис со всеми его основными элементами – агорой, храмами различных богов, палестрой и т.д.
Арриан описывает, как Александру пришла мысль построить этот город:
"Придя в Каноп, он проплыл кругом залива Мариа и вышел там, где сейчас находится город Александрия. Место показалось ему чрезвычайно подходящим для основания города, который, по его мнению, должен был здесь процветать. Его охватило горячее желание осуществить эту мысль, и он сам разметил знаками, где устроить агору, где и каким богам поставить храмы – были посвященные эллинским богам, был и храм Исиды Египетской – и по каким местам вести кругом стены".
Как город, Александрия была
противопоставлена не только городам
Египта, но и всем полисам греческого
мира. Только греки, жившие в Александрии,
считались полноправными
Благодаря свидетельствам древних авторов, а также раскопкам, которые проводились начиная с XIX века, мы можем довольно хорошо представить себе, как выглядела Александрия в древности, несмотря на то что значительная часть древнего города в настоящее время опустилась под воду.
Очень ценным является для
нас описание, данное Страбоном. Согласно
ему, город располагался на склоне большого
холма, спускавшегося к морю от озера Мареотида.
Город был вытянут с юго-запада на северо-восток
и, по словам Страбона, в плане напоминал
хламиду – военный плащ македонцев. Грубо
говоря, это был параллелограмм, длина
которого составляла 30 стадий (более 5
км), а ширина примерно равнялась 7-8 стадиям
(около 1,5 км).
Городская гавань с севера прикрывалась
островом Фарос и служила прекрасным убежищем
для флота. Прорытые каналы соединяли
гавань города с Нилом, и тем самым со всем
Египтом.
Александрия была распланирована
с учетом всех достижений античной
градостроительной науки и
Главной улицей города был Канопский проспект (позднее называвшийся просто Дромос), который пересекал город с запада на восток, начинаясь на востоке Воротами Солнца и оканчиваясь на западе Воротами Луны. Восстановлением этого проспекта занимался еще император Антонин Пий.