Александрийская и Пергамская школы. Аномалисты и аналогисты

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 12:03, курсовая работа

Краткое описание

Аналогисты искали в языке правильные образцы классификации форм и ввели в научный обиход понятие парадигмы, образца; аномалисты указывали на существование в языке многочисленных форм, для объяснения которых рассуждения об аналогии были неприменимыми; видами аномалий они считали омонимию, синонимию и некоторые другие явления. Поскольку нерегулярность в языке может быть выявлена только на фоне регулярности, вопрос о том, что такое регулярное правило и исключения из него, продолжает оставаться актуальной проблемой и в современном языкознании.

Оглавление

Введение
2.Александрийская школа
2.1. Система александрийской грамматики
3.Пергамская школа
4.Аналогисты и аномалисты
5.Заключение
6.Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

курсовая по истории языкознания.docx

— 43.55 Кб (Скачать)

    Зашифрованная в «Кратиле» идея языка как  «космоса», внутри которого заключен «хаос», будоражила лингвистов многие века. Несмотря на то, что спор аналогистов и аномалистов сравнительно быстро отошел в прошлое и воспринимался последующими поколениями как частный эпизод, на самом деле лингвисты, декларируя интерес ко всем аспектам речевой деятельности, до сих пор возвращаются к нему в поисках ответа на вопрос: что есть речевое поведение – «космос» или «хаос» или и «космос», и «хаос»? Язык для лингвиста – это факты речи, рассматриваемые с одной точки зрения: насколько они поддаются или сопротивляются упорядочиванию. Один из самых проницательных мыслителей XIX в., видный немецкий лингвист Вильгельм фон Гумбольдт пессимистически заметил: «Язык представляется бесчисленным множеством частностей: это бездна слов, правил, аналогий, исключений, как ни сортируй их, все кажется каким-то хаосом» [3, с.43]. Первая догадка, как в этом «хаосе» искать «космос», была уже в философии Платона, утверждавшего, что прошлое языка принципиально отличается от настоящего: «только старые имена соответствуют замыслу учредителя», учредитель же дал вещам имена, соответствующие их природе. В установленных законах создания правильной речи всякого рода «аномалии» есть результат искажения первоначального прозрачного архетипа.

    Вся позднейшая грамматическая теория развивалась  под знаком аналогиз-ма как основы описательно-классификационной и нормализаторской деятельности. Вероятно, это обстоятельство предопределило тот факт, что именно с александрийской традицией оказалось связанным создание систематических грамматик (хотя рядом с регулярными правилами – «аналогиями» в них отмечались и всякого рода отклонения от них – «аномалии»). Александрийцы Аристофан Византийский, особенно авторитетный в языковедческих проблемах Аристарх Самофракийский прослеживали языковые регулярности на материале классических текстов, стремясь отделить «правильные» формы от «неправильных», выдвигая на этой основе принцип аналогии. В лингвистике стали использоваться понятия, выработанные аналогистами, и на первый план в ней вышел именно «космос» – законы склонений, спряжений, образования слов по определенным образцам («моделям»), представление о том, что словарь распадается на ограниченное число классов – частей речи, сложное предложение членится на простые, а в простом предложении слово может выполнять одну роль из ограниченного списка и т.д. В итоге сложилась традиция описания языка как системы аналогических форм: выведение одних форм из других по аналогии в виде правил, снабжение их примерами из литературных текстов, разделение примеров на подтверждающие правила и на подтверждающие исключения – аномалии. Вся школьная грамматика с ее терминологией – результат применения принципа аналогии, тогда как «хаос» был загнан в примечания к грамматике, в списки исключений и в словарь. Правда, некоторые понятия вошли в школьную грамматику и от аномалистов: понятие нормы, представление, что образцом должен считаться язык классической литературы, и т.п.

    Таким образом, в трудах античных грамматистов отмечаются истоки диалектического  понимания «аналогии», противопоставленной  понятию «аномалии». Оба эти понятия  отражали крайние точки зрения на вопрос о том, насколько регулярен  язык. Формы, объясняемые действием  аналогии, трактовались как обнаруживающие «соразмерность значения и выражающей его формы», как регулярные; отклоняющиеся  от них и не обнаруживающие указанных  свойств – как аномальные. Аналогисты искали в языке правильные образцы  классификации форм и ввели в  научный обиход понятие парадигмы, образца; аномалисты указывали на существование  в языке многочисленных форм, для  объяснения которых рассуждения  об аналогии были неприменимыми; видами аномалий они считали омонимию, синонимию  и некоторые другие явления. Поскольку  нерегулярность в языке может  быть выявлена только на фоне регулярности, вопрос о том, что такое регулярное правило и исключения из него, продолжает оставаться актуальной проблемой и  в современном языкознании. 
 
 
 
 

Список  используемой литературы

1.В.Томсен «История  языковедения до конца 19 века»

2.И.П.Сусов «История языкознания»

3. Алпатов, В.М. История лингвистических учений. М., 1998.

4. Лингвистический  энциклопедический словарь/ Гл. ред.  В.Н. Ярцева.

5. Кондрашов,  Н.А. История лингвистических  учений.


Информация о работе Александрийская и Пергамская школы. Аномалисты и аналогисты