Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 12:03, курсовая работа
Аналогисты искали в языке правильные образцы классификации форм и ввели в научный обиход понятие парадигмы, образца; аномалисты указывали на существование в языке многочисленных форм, для объяснения которых рассуждения об аналогии были неприменимыми; видами аномалий они считали омонимию, синонимию и некоторые другие явления. Поскольку нерегулярность в языке может быть выявлена только на фоне регулярности, вопрос о том, что такое регулярное правило и исключения из него, продолжает оставаться актуальной проблемой и в современном языкознании.
Введение
2.Александрийская школа
2.1. Система александрийской грамматики
3.Пергамская школа
4.Аналогисты и аномалисты
5.Заключение
6.Список используемой литературы
Зашифрованная в «Кратиле» идея языка как «космоса», внутри которого заключен «хаос», будоражила лингвистов многие века. Несмотря на то, что спор аналогистов и аномалистов сравнительно быстро отошел в прошлое и воспринимался последующими поколениями как частный эпизод, на самом деле лингвисты, декларируя интерес ко всем аспектам речевой деятельности, до сих пор возвращаются к нему в поисках ответа на вопрос: что есть речевое поведение – «космос» или «хаос» или и «космос», и «хаос»? Язык для лингвиста – это факты речи, рассматриваемые с одной точки зрения: насколько они поддаются или сопротивляются упорядочиванию. Один из самых проницательных мыслителей XIX в., видный немецкий лингвист Вильгельм фон Гумбольдт пессимистически заметил: «Язык представляется бесчисленным множеством частностей: это бездна слов, правил, аналогий, исключений, как ни сортируй их, все кажется каким-то хаосом» [3, с.43]. Первая догадка, как в этом «хаосе» искать «космос», была уже в философии Платона, утверждавшего, что прошлое языка принципиально отличается от настоящего: «только старые имена соответствуют замыслу учредителя», учредитель же дал вещам имена, соответствующие их природе. В установленных законах создания правильной речи всякого рода «аномалии» есть результат искажения первоначального прозрачного архетипа.
Вся позднейшая грамматическая теория развивалась под знаком аналогиз-ма как основы описательно-классификационной и нормализаторской деятельности. Вероятно, это обстоятельство предопределило тот факт, что именно с александрийской традицией оказалось связанным создание систематических грамматик (хотя рядом с регулярными правилами – «аналогиями» в них отмечались и всякого рода отклонения от них – «аномалии»). Александрийцы Аристофан Византийский, особенно авторитетный в языковедческих проблемах Аристарх Самофракийский прослеживали языковые регулярности на материале классических текстов, стремясь отделить «правильные» формы от «неправильных», выдвигая на этой основе принцип аналогии. В лингвистике стали использоваться понятия, выработанные аналогистами, и на первый план в ней вышел именно «космос» – законы склонений, спряжений, образования слов по определенным образцам («моделям»), представление о том, что словарь распадается на ограниченное число классов – частей речи, сложное предложение членится на простые, а в простом предложении слово может выполнять одну роль из ограниченного списка и т.д. В итоге сложилась традиция описания языка как системы аналогических форм: выведение одних форм из других по аналогии в виде правил, снабжение их примерами из литературных текстов, разделение примеров на подтверждающие правила и на подтверждающие исключения – аномалии. Вся школьная грамматика с ее терминологией – результат применения принципа аналогии, тогда как «хаос» был загнан в примечания к грамматике, в списки исключений и в словарь. Правда, некоторые понятия вошли в школьную грамматику и от аномалистов: понятие нормы, представление, что образцом должен считаться язык классической литературы, и т.п.
Таким
образом, в трудах античных грамматистов
отмечаются истоки диалектического
понимания «аналогии», противопоставленной
понятию «аномалии». Оба эти понятия
отражали крайние точки зрения на
вопрос о том, насколько регулярен
язык. Формы, объясняемые действием
аналогии, трактовались как обнаруживающие
«соразмерность значения и выражающей
его формы», как регулярные; отклоняющиеся
от них и не обнаруживающие указанных
свойств – как аномальные. Аналогисты
искали в языке правильные образцы
классификации форм и ввели в
научный обиход понятие парадигмы,
образца; аномалисты указывали на существование
в языке многочисленных форм, для
объяснения которых рассуждения
об аналогии были неприменимыми; видами
аномалий они считали омонимию, синонимию
и некоторые другие явления. Поскольку
нерегулярность в языке может
быть выявлена только на фоне регулярности,
вопрос о том, что такое регулярное
правило и исключения из него, продолжает
оставаться актуальной проблемой и
в современном языкознании.
Список используемой литературы
1.В.Томсен «История языковедения до конца 19 века»
2.И.П.Сусов «История языкознания»
3. Алпатов, В.М. История лингвистических учений. М., 1998.
4. Лингвистический энциклопедический словарь/ Гл. ред. В.Н. Ярцева.
5. Кондрашов, Н.А. История лингвистических учений.
Информация о работе Александрийская и Пергамская школы. Аномалисты и аналогисты