Александрийская и Пергамская школы. Аномалисты и аналогисты

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 12:03, курсовая работа

Краткое описание

Аналогисты искали в языке правильные образцы классификации форм и ввели в научный обиход понятие парадигмы, образца; аномалисты указывали на существование в языке многочисленных форм, для объяснения которых рассуждения об аналогии были неприменимыми; видами аномалий они считали омонимию, синонимию и некоторые другие явления. Поскольку нерегулярность в языке может быть выявлена только на фоне регулярности, вопрос о том, что такое регулярное правило и исключения из него, продолжает оставаться актуальной проблемой и в современном языкознании.

Оглавление

Введение
2.Александрийская школа
2.1. Система александрийской грамматики
3.Пергамская школа
4.Аналогисты и аномалисты
5.Заключение
6.Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

курсовая по истории языкознания.docx

— 43.55 Кб (Скачать)

Университет Российской Академии Образования 
 
 
 
 

Курсовая  работа по дисциплине “История языкознания”

на  тему:

“Александрийская  и Пергамская школы.

Аномалисты  и аналогисты.” 
 
 
 
 
 
 
 

Подготовила:

Студентка 2 курса,201 группы

Факультета  иностранных языков

Поступальская Анастасия 

                                               Москва, 2010

Содержание

1.Введение

2.Александрийская  школа

2.1. Система александрийской грамматики

3.Пергамская  школа

4.Аналогисты  и аномалисты

5.Заключение

6.Список используемой  литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Среди всех явлений человеческой жизни язык должен быть отмечен, пожалуй, как такое явление, которое во все  времена считалось  самым удивительным.

Язык  не только наиболее непосредственно  выделяет человека как  мыслящее разумное существо среди всех остальных  существ. Но одновременно язык в его бесконечно меняющемся разнообразии является наиболее осязательным выражением всего того, что соединяет в нации или разделяет во времени и пространстве роды и племена.

Едва  ли существует предмет, который больше привлекал  бы исследователей, чем язык как в  целом, так и в  частном, и лишь в  немногтх областях человеческое исследование может. Обращаясь вспять, проследить столь  долгое развитие. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.Александрийская грамматическая школа

Александрийская грамматическая школа, наиболее значительная античная школа, занимавшаяся описанием  языка. Александрия, столица эллинистического государства Птолемеев (4–1 вв. до н.э.), была крупнейшим центром греческой  культуры и образованности; эта роль сохранялась за ней и в период, когда Египет входил в состав Римской  империи и Византии (1 в. до н.э. – 7 в. н.э).

Александрия была многонациональным городом, там  жили носители разных языков, однако языком администрации и культуры был  греческий. Это обусловило необходимость  обучения негреков греческому языку, для  чего требовалось его надлежащим образом описать. Именно поэтому  античная лингвистическая традиция, ранее ограничивавшаяся отдельными замечаниями относительно природы  и свойств языка, перешла в  александрийской лингвистической  школе к систематическому описанию языковой системы. Первые грамматики в  Александрии появились в 3 в. до н.э., создателем многих грамматических понятий  считается Аристарх Самофракийский (ок.215-143 до н.э.), однако их сочинения до нас не дошли.

В её недрах создаётся  грамматика как самостоятельная  дисциплина, изучающая по преимуществу формальные аспекты языка (а не его  смысловые аспекты, в отличие  от философии). Она обособилась в  самостоятельную науку благодаря  деятельности Александрийской грамматической школы, сыгравшей гигантскую роль в  закладывании основ европейской  языковедческой традиции.

С их деятельностью  связан также расцвет лексикографии. В это время активно собираются и подвергаются толкованию глоссы (устаревшие слова и слова, ограниченно понятные). Выдающимися лексикографами эллинистического периода были Зенодот Эфесский, Аристофан  Византийский, Аполлодор из Афин, Памфил, Диогениан. Алексадрийцы прослеживали языковые регулярности в классических текстах, стремясь отделить правильные формы от неправильных и выдвигая на этой основе принцип аналогии (Аристофан Византийский, особенно авторитетный в языковедческих проблемах Аристарх Самофракийский). Ими детально разрабатываются парадигмы склонения и спряжения. Из многих трактатов, писавшихся в течение почти тысячелетия, сохранились лишь два, считавшиеся образцовыми и многократно переписывавшиеся: Синтаксис Аполлония Дискола (2 в. н.э.) и грамматика Дионисия Фракийского, время создания которой точно не известно. Эти две книги дают достаточно детальное представление об идеях и методах александрийской лингвистической школы. Некоторые другие грамматики и трактаты известны в отрывках, включенных в сочинения других авторов.Сложная морфология греческого языка требовала, прежде всего, обучения морфологическим моделям, правильному склонению и спряжению слов. Поэтому термин «грамматика», во времена александрийской лингвистической школы означавший описание языка вообще, впоследствии закрепился в современном, более узком значении. Большинство описаний языка, созданных в рамках александрийской лингвистической школы, включая грамматику Дионисия Фракийского, начиналось с краткого описания фонетики, за которым следовало занимавшее основное место изложение морфологии; синтаксис либо описывался в конце, либо выделялся в особое сочинение.

Дионисий  известен как автор греческой  грамматики «Искусство Грамматики», оказавшейся  одной из немногих сохранившихся  грамматик александрийской школы. Грамматика эта на протяжении почти  полутора тысячелетий — вплоть до эпохи Возрождения — оказывала  сильное влияние на развитие европейской  лингвистической традиции.

В этом труде  определяются предмет и задачи грамматики, излагаются сведения о правилах чтения и ударения, о пунктуации, приводится классификация согласных и гласных, дается характеристика слогов, формулируются  определения слова и предложения, дается классификация частей речи (8 классов, выделенных главным образом  на морфологической основе, с учетом лишь в отдельных случаях синтаксического  и семантического критериев). Автор  тщательно описывает категории  имени и глагола, приводит сведения о словообразовании имен и глаголов. Он различает артикль и местоимение, выделяет предлог и наречие в  самостоятельные части речи, подробно классифицирует наречия, отнеся к их числу частицы, междометия, отглагольные прилагательные. Вводятся понятия отглагольных и уменьшительных имен, порядковых и количественных числительных, союзы. Вводит понятие акциденции - грамматической категории.

Дионисий  Фракийский определяет грамматику как  «общее использование практических знаний авторов прозы и поэтики», т.е. у него она носит описательный характер и представляет собой попытку  систематизации знаний о языке. Таким  образом Дионисий, как современный  александрийский учёный, который  редактировал аттические и гомеровские  тексты, облегчал обучение классической греческой литературы аудитории, которая  говорила на греческом койне. Грамматика Дионисия Фракийца характеризуется  высокой степенью адекватности морфологическому строю греческого языка того времени.Систематических описаний лексики у александрийцев не существовало, словари не составлялись, и давались лишь толкования непонятных слов у Гомера и других древних уже для того времени авторов. Фонетические описания были очень краткими и не шли дальше разделения звуков на гласные и согласные; звуки смешивались с буквами. Описание морфологии было не только самым пространным, но и наиболее детальным, причем многие понятия и термины, сформировавшиеся в рамках александрийской лингвистической школы, сохранились до наших дней. В качестве центральной и неопределяемой единицы грамматики рассматривались слова; слова детально классифицировались по частям речи: выделялись имя, глагол, причастие, наречие, местоимение, член (артикль), предлог, союз. Выделялись также грамматические категории: род, число, падеж для имени, лицо, время, наклонение, залог для глагола; давались таблицы (парадигмы) склонения и спряжения.

Особую популярность у потомков приобрела грамматическая теория Аполлония Дискола, автора более 30 произведений, посвящённых морфологии, синтаксису, греческим диалектам  и т.п. Автор следует во многом Дионисию Фракийцу, более подробно освещая вопросы морфологии и  давая исчерпывающие для того времени определения частей речи и их акциденций (грамматических категорий). Он проявляет большее (в отличие  от Дионисия) внимание к грамматическому  значению. Выделяются те же 8 частей речи. Буквы (звуки) гласные он определяет как самостоятельные, согласные  же – как несамостоятельные. Имя  и глагол, а затем и местоимение  характеризуются как самостоятельные.

Аполлоний Дискол указывает на то, что принятый порядок перечисления частей речи не случаен, а определяется степенью зависимости  одних от других. Первое место в  этом порядке отводится имени  и второе глаголу. Подчёркивается, что  занимающее третье место причастие  обладает свойствами имени и глагола. Четвёртое место отводится артиклю, пятое – местоимению, шестое –  предлогу, седьмое – наречию, восьмое  – союзу.

Различаются части речи склоняемые, изменяемые по временам и лицам, несклоняемые. Подробно описываются акциденции имени. Впервые вводится понятие (категория) числа. "Естественным" признаётся и порядок перечисления падежей. Имена делятся "по звуковому выражению" на первичные и производные, последние  подробно классифицируются. Далее, имена  подразделяются по значению на 21 разряд. Подробно описываются акциденции глагола (наклонения, залоги, виды, образы / словообразование, числа, лица, времена, спряжения). Разрабатываются  теория местоимения, классификации  наречий и союзов.

    6

Синтаксическая  теория Аполлония Дискола занимает особое место в античной грамматике. Его сочинение "О синтаксисе частей речи" в 4 частях также оказало глубокое воздействие на последующее развитие лингвистической мысли.Для него предмет синтаксиса состоит в объяснении способов объединения частей речи в предложение. Описываются сочетание артикля с именами; сочетание местоимений с другими частями речи, сочетание глагола с другими частями речи, а также синтаксические функции косвенных падежей. В сферу синтаксиса включаются не только сочетания слов, но и сочетания букв, слогов, слов при словосложении. Даются сведения об употреблении инфинитива, наклонений, залогов. Уделяется внимание рассмотрению солецизмов (синтаксических ошибок).  
Но в аполлониевском синтаксисе отсутствуют теория предложения и соответствующие понятия подлежащего и сказуемого, происходит подмена этих синтаксических понятий морфологическими характеристиками. Не эксплицированы понятия определения, дополнения и обстоятельства при фактическим обращении к их характеристике. Не включена в синтаксическую теорию классификация типов предложений. Синтаксическое учение Аполлония оказало серьёзное влияние на становление и развитие римской грамматической науки.
Александрийцы занимались также изучением ударения и долгот гласных в связи с правилами стихосложения, толковали и исправляли древние тексты, собирали их рукописи, хранившиеся в обширной Александрийской библиотеке.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Система александрийской  грамматики.

Подробнее всего  рассматривается морфология — с  ее восемью установленными со времени  Аристарха частями речи: 1) ὄνομα, nomen — имя (ср. выше), 2) ῥῆμα, verbum — глагол; 3) μετοχή, particlplum — причастие (т.е. причастное особенностям и существительного и глагола); 4) ἄρθρον, articulum — артикль, 5) ἀίτωνυμία, pronomen — местоимение; 6) πρόθεσις, praepositio — предлог; 7) ἐπίρρημα, adverbium — наречие; 8) σύνδεσμος, conjuncto — союз. (У римлян из этих частей речи выпадает артикль, но в качестве последней части они прибавляют interjectio — междометие).

Слабее фонетика или наука о «буквах» — τὰ στοιχεῖα, elementa — основные начала, как называются буквы; их называют так, учитывая главным образом их звуковое значение, при помощи которого они образуют, как составные части, слоги и слова1. Хотя греки и римляне и сделали некоторые наблюдения над физиологическим образованием различных звуков, но в общем у них были гораздо менее ясные представления об этом, чем у индийцев2. Они разделяют звуки-буквы только по их относительной полноте тона и функции в слоге на: 1) φωνήεντα, vocales — гласные, «собственно звуки», т.е. буквы, которые можно отдельно произнести, которые сами по себе имеют слышимый тон и на 2) σύμφωνα, consonantes (реже consonae) — согласные, «созвуки», которые могут быть произнесены только с гласными; эти опять могут быть либо: a) ἡμίφωνα, semi-vocales — полугласные, т.е. звуки, имеющие некоторый сам по себе слышный тон (λ, μ, ν, ρ, σ и сложные ζ, ξ, ψ) либо b) ἄφωνα, mutae — немые; совсем беззвучные с известными подразделениями на φιλά, leves, tenues — голые, легкие, тонкие, μέσα, mediae — средние, δασέα, asperae, aspiratae — шершавые, придыхательные8.

Довольно подробно древние рассматривали просодии (προσῳδίαι), различные ударения, и, одновременно, количества слогов; следует отметить деление слогов на долгие, отчасти φύσει, natura — поприроде, отчасти θέσει, positione — по положению; здесь мы опять находим противопоставление, с которым мы то и дело сталкивались вначале: но только θέσει — собственно «традиционный», — здесь воспринимается как «на основании положения»1. 
 
 
 

ПЕРГАМСКАЯ  ШКОЛА 

Связана с Пергамской библиотекой, соперничала с Александрийской  школой, оказала значительное влияние  на лингвофилософ-ское направление  в филологии античности. Пергамская школа, подобно александрийской, усердно занималась толкованием Гомеровских поэм; объяснения географических имён в этих поэмах составляли древнейшую греческую географию.

Информация о работе Александрийская и Пергамская школы. Аномалисты и аналогисты