Аграрная реформа П.А. Столыпина

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 17:54, реферат

Краткое описание

Аграрный вопрос является основным вопросом русской истории, он остается одним из наиболее актуальных и в наши дни. Этот вопрос стал причиной споров исторических и общественных деятелей, которые предлагали порой диаметрально противоположные его решения. В истории нашей страны было много политических течений, представители которых считали основной целью своей деятельности – решение наболевшего вопроса о земле.

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 88.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования Российской федерации 
 

Уральская архитектурно-художественная академия 
 

Кафедра социальных наук 
 
 

     
 
 

РЕФЕРАТ ПО ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ

  
 
 

АГРАРНАЯ  РЕФОРМА П.А. СТОЛЫПИНА 
 
 
 
 

                                 Исполнитель: студентка группы 149 Хусниева Л.А.

                            Руководитель: профессор Толмачев И.П.    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЕКАТЕРИНБУРГ 2008 

ОГЛАВЛЕНИЕ

    1. Введение……………………………………………………  3
    2. Глава. Аграрная реформа П. А. Столыпина……………….  4

    § 1.     Экономическое и политическое положение  России в конце 19 начале 20 веков………………………………………………...  4

    § 2.    Структура реформы…………………………………………  8

     § 3.    Результаты реформы………………………………………. 15

    1. Заключение ………………………………………………..  17
    2. Библиографический список………………………………  19
    1. Введение
 

   Аграрный  вопрос является основным вопросом русской истории, он остается одним из наиболее актуальных и в наши дни. Этот вопрос стал причиной споров исторических и общественных деятелей, которые предлагали порой диаметрально противоположные его решения. В истории нашей страны было много политических течений, представители которых считали основной целью своей деятельности – решение наболевшего вопроса о земле.

      Здесь уместно добавить, что, к сожалению, ценный исторический опыт иногда остается невостребованным: мы снова и снова повторяем ошибки прошлого. Хочется верить, что максимально использовать опыт предыдущих поколений все-таки возможно. 

      В современной историографии можно  найти различные мнения по теме земельного вопроса. Так, по мнению А. Авреха: «…со столыпинской аграрной политикой и «столыпинскими галстуками» – у современников в первую очередь ассоциировались новый глава правительства и, проводимая им реформа». [1, 58]  В. Казарезов же считал, что: «…до реформы П. А. Столыпина, земля не имела хозяина, не функционировал механизм её перераспределения в пользу эффективных собственников, из-за всего этого росла социальная напряжённость в деревне. Во время Столыпинской реформы сходу заработал механизм выделения земельных участков крестьянам, решившим выйти из общины».[3, 27] 
 
 

II. Глава. Аграрная реформа П. А. Столыпина

§ 1. Экономическое и  политическое положение  России в конце 19 начале 20 веков 

      К концу 19 века стало ясно, что положительный  преобразовательский потенциал  реформ 1861 года частично исчерпан, а частично отодвинут  курсом консерваторов после трагической гибели Александра II в 1881 году. Необходим был новый цикл реформ.

      На  рубеже 19–20 веков общество вступило в новую фазу своего развития: капитализм стал мировой системой. Россия, вступившая на путь капиталистического развития позже стран запада, попала во вторую группу, куда входили такие страны как Япония, Турция, Германия, США.

      В начале 90-х годов 19 века в России начался промышленный подъем, который  продолжался несколько лет и шел очень интенсивно. Особенно высокими темпами развивалась тяжелая промышленность, которая к концу века давала почти половину всей промышленной продукции в ее стоимостном выражении. По общему объему продукции тяжелой промышленности Россия вошла в число первых стран мира.

      Промышленный  подъем был подкреплен хорошими урожаями в течение ряда лет. Оживление  в промышленности сопровождалось бурным железнодорожным строительством. Правительство  верно оценило значение железных дорог для будущего экономики  и не жалело денег для расширения их сети. Дороги связали богатые сырьем окраины с промышленными центрами, индустриальные города и земледельческие губернии – с морскими портами.

      Главной причиной промышленного подъема 90-х  годов 19 столетия явилась экономическая  политика правительства. Одной из составных частей экономической политики стало установление таможенных пошлин на ввозимые в Россию товары и одновременно устранение препятствий на пути проникновения в страну иностранных капиталов. Эти меры, по замыслу их инициаторов, должны были избавить молодую отечественную промышленность от губительной конкуренции и тем самым способствовать ее развитию, которому помогали заграничные деньги. В экономической политике царизма конца 19 начала 20 веков, было немало сильных сторон. В те годы Россия уверенно завоевала позиции на рынках Дальнего и Среднего Востока, тесня там своих соперников. Однако эта политика оставалась внутренне противоречивой. И не только потому, что в ней преобладали административные меры, и недооценивалось значение частного предпринимательства. Главное заключалось в том, что самому курсу правительства не хватало сбалансированности между потребностями промышленности и сельского хозяйства.

      Несбалансированность  хозяйства стала одной из причин экономического кризиса начала двадцатого столетия, который затем сменился длительной «депрессией» 1904–1908 годов. С 1909 по 1913 годы начинается экономический подъем. В результате прошедшего кризиса слабые, маленькие предприятия разорились, ускорился процесс концентрации промышленного производства. В 80–90-е годы 19 века временные предпринимательские объединения замещаются крупными монополиями; картелями, синдикатами (Продуголь, Проднефть и т. д.). Одновременно с этим идет укрепление банковской системы (Русско-Азиатский, Петербургский международный банки). В начале 20 века Россия являлась средне развитой страной. Наряду с высоко развитой индустрией в экономике страны большой удельный вес принадлежал раннекапиталистическим и полуфеодальным формам хозяйства – от мануфактурного до патриархально-натурального. Русская деревня как в зеркале отражала пережитки феодализма: крупные помещичьи землевладения, отработки, являющие собой прямой пережиток барщины. Крестьянское малоземелье, община с её переделами тормозили модернизацию крестьянского хозяйства.

      Социально-классовая  структура страны отражала характер и уровень её экономического развития. Наряду с формированием классов  буржуазного общества (буржуазия, мелкая буржуазия, пролетариат), в нем продолжали существовать и сословные деления – наследие феодальной эпохи. Буржуазия играет ведущую роль в экономике страны 20 века. До этого она не имела какой-либо самостоятельной роли в общественно-политической жизни страны, так как она была полностью зависима от самодержавия и оставалась аполитичной и консервативной силой.

      Дворянство, которое сосредоточило более 60 % всех земель, было главной опорой самодержавия, хотя в социальном плане оно теряло свою однородность, сближаясь с буржуазией.

      Крестьянство  составляло около 75 % населения страны. Оно включало: кулаков (20 %), середняков (30 %), бедняков (50 %). И, естественно, между ними возникали противоречия.

      Наемные рабочие, в начале 20 века, составляли около 17 млн. человек. Этот класс был  не однороден. Большая часть рабочих  была из недавно пришедших в город крестьян, еще не потерявших связь с землей. Ядром этого класса стал фабрично-заводской пролетариат, насчитывавший более трех миллионов человек.

      Политическим  строем в России оставалась абсолютная монархия. Хотя в 70-ых годах 19 века был  сделан шаг по пути превращения государственного строя в буржуазную монархию, царизм сохранил все атрибуты абсолютизма. Закон гласил: «Император российский есть монарх самодержавный и неограниченный».

      Высшим  судебным органом был сенат. Исполнительная власть осуществлялась двумя министерствами, контролируемыми комитетом министров.

      Особой  проблемой в эти годы был национальный вопрос. Около 57 % населения России были не русского происхождения, они подвергались всякого рода дискриминации со стороны русских чиновников. В этих отношениях Россия не только притесняла те или иные народы, но и сталкивала их между собой. Многие под давлением русскоязычного населения эмигрировали в ближайшие страны запада, причём заметную часть эмигрантов составляли люди, которые целью своей жизни ставили борьбу с царизмом.

      В эти же годы Россия вмешивается в  борьбу за передел рынков сбыта. Война  между Россией и Японией за господство на рынке сбыта в Китае, закончившаяся поражением России, четко  показала неподготовленность русской  армии и слабость экономики.

      С поражением в войне в стране нарастает  революционная ситуация (1905–1907 гг.). России требовались как политические, так и экономические реформы, которые смогли бы укрепить и оздоровить экономику. Вожаком этих реформ должен был быть человек, для которого важна была судьба России. Им стал Пётр Аркадьевич Столыпин.

 

§ 2. Структура реформы 

      Во  главу угла своих преобразований Столыпин ставил изменения в сфере  экономики. Премьер был убежден, и его выступления свидетельствуют  об этом, что начинать необходимо с аграрной реформы. И сам Столыпин, и его оппоненты подчеркивали главную задачу реформы – создать богатое крестьянство, проникнутое идеей собственности и потому не нуждающееся в революции, выступающее как опора правительству.  Здесь четко проступают политические соображения аграрной реформы: без крестьянства революция в России была невозможна.

      Целей у реформы было несколько:

      социально-политическая – создать в деревне прочную опору для самодержавия из крепких собственников, отколов их от основной массы крестьянства и противопоставив их ей; крепкие хозяйства должны были стать препятствием на пути нарастания революции в деревне;

      социально-экономическая  – разрушить общину, насадить частные  хозяйства в виде отрубов и  хуторов, а избыток рабочей силы направить в город, где её поглотит растущая промышленность;

      экономическая – обеспечить подъём сельского хозяйства  и дальнейшую индустриализацию страны с тем, чтобы ликвидировать отставание от передовых держав.

      Первый  шаг в этом направлении был  сделан в 1861 году. Тогда аграрный вопрос решался за счёт крестьян, которые платили помещикам и за землю, и за волю. Аграрное законодательство 1906–1910 гг. являлось вторым шагом, при этом правительство, чтобы упрочить свою власть и власть помещиков, снова пыталось решить аграрный вопрос за счёт крестьянства.

      Новая аграрная политика проводилась на основе указа 9 ноября 1906 года. Обсуждение указа 9 ноября 1906 года началось в Думе 23 октября 1908 года, т.е. спустя два года после  того, как он вошел в жизнь. В  общей сложности обсуждение его шло более полугода.

      После принятия указа 9 ноября Думой, он с  внесёнными поправками поступил на обсуждение Государственного Совета и так же был принят, после чего по дате его  утверждения царем, стал именоваться  законом 14 июня 1910 года. По своему содержанию это был, безусловно, либеральный буржуазный закон, способствующий развитию капитализма в деревне и, следовательно, прогрессивный.

      Аграрная  реформа состояла из ряда последовательно  проводимых и взаимосвязанных мероприятий.

      Основное  направление реформ заключалось в следующем: разрушение общины и развитие частной собственности, создание крестьянского банка, переселение крестьян, кооперативное движение, агрокультурные мероприятия.

      Указ  от 9 ноября 1906 года вводил очень важные изменения в землевладении крестьян. Все крестьяне получали право выхода из общины, которая в этом случае выделяла выходящему землю в собственное владение. При этом указ предусматривал привилегии для зажиточных крестьян с целью побудить их к выходу из общины. В частности, вышедшие из общины получали «в собственность отдельных домохозяев» все земли, «состоящие в его постоянном пользовании». Это означало, что выходцы из общины получали и излишки сверх душевой нормы. При этом если в данной общине в течение последних 24 лет не производились переделы, то излишки домохозяин получал бесплатно, если же переделы были, то он платил общине за излишки по выкупным ценам 1861 года. Поскольку за 40 лет цены выросли в несколько раз, то и это было выгодно зажиточным выходцам.

      Вместе  с тем, осуществлялись меры по обеспечению прочности и стабильности трудовых крестьянских хозяйств. Так, чтобы избежать спекуляции землей и концентрации собственности, в законодательном порядке ограничивался предельный размер индивидуального землевладения, была разрешена продажа земли не крестьянам.

Информация о работе Аграрная реформа П.А. Столыпина