Аграрная реформа П.А. Столыпина

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 10:38, контрольная работа

Краткое описание

В начале ХХ века в России с исключительной силой проступила личность Петра Аркадьевича Столыпина. Имя Столыпина всегда вызывало споры, его упоминание сразу же втягивает нас в круговорот страстных и взаимоисключающих оценок. Ни один из политических деятелей царизма начала ХХ века не может идти с ним в сравнение по преданной и восторженной памяти его почитателей и сосредоточенной ненависти революционеров.

Файлы: 1 файл

Контрольная по Отечественной истории.doc

— 88.50 Кб (Скачать)


 

 

Федеральное агентство по образованию

Новосибирский государственный университет

экономики и управления

 

 

 

 

Номер группы: МОП 12 А

Наименование специальности: Менеджмент

Студент: Кузьмина Юлия Анатольевна

Номер зачетной книжки (студенческого билета): 112365

Учебная  дисциплина: Отечественная История

Кафедра: История и политология

Номер варианта контрольной работы: № 6

Дата регистрации институтом: «     »                     2011 г.

Дата регистрации кафедрой: «     »                     2011 г.

Проверил: ________________________________________________

(фамилия, имя, отчество преподавателя )

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

              2011 г.

 

 

Аграрная реформа П.А. Столыпина

 

 

Введение

В начале ХХ века в России с исключительной силой проступила личность Петра Аркадьевича Столыпина. Имя Столыпина всегда вызывало споры, его упоминание сразу же втягивает нас в круговорот страстных и взаимоисключающих оценок. Ни один из политических деятелей царизма начала ХХ века не может идти с ним в сравнение по преданной и восторженной памяти его почитателей и сосредоточенной ненависти революционеров.

Столыпин увидел основные причины бедственного положения России в начале XX века и сумел предложить (и во многом осуществить) грандиозные планы ее преобразования.

Аграрная реформа расположена в самом центре программы столыпинских преобразований и является основной ее составной частью. В печати часто можно встретить словосочетание "столыпинская реформа".

 

1. В чем состояла суть аграрного вопроса в России в начале XX века?

 

              В начале XX века Россию потрясла серия революционных взрывов. Источник этого конфликта заключался в трудностях и противоречиях ее быстрой модернизации.

              Наиболее глобальным противоречием эпохи был аграрный вопрос, Суть этого вопроса заключалась в низкой производительности  аграрного сектора экономики, в его неспособности обеспечить население и государство достаточным количеством продовольствия и сырья.

              Основными содержательными элементами этого вопроса были: земельный, ибо он затрагивал вопрос о земле, и крестьянский, затрагивавший интересы главного работника на земле – крестьянина.

              Невысокая эффективность крестьянского хозяйствования была обусловлена низкой аграрной культурой, дроблением хозяйств, их малоземельем и остатками крепостнических отношений. Все эти проблемы в немалой степени были обусловлены общинным способом хозяйствования и землевладения, тормозящим модернизацию крестьянского хозяйства.

Социально-классовая структура страны отражала характер и уровень ее экономического развития. Наряду с формированием классов буржуазного общества (буржуазия, мелкая буржуазия, пролетариат), в нем продолжали существовать и сословные деления - наследие феодальной эпохи. Буржуазия занимала ведущую роль в экономике страны в ХХ веке, до этого она не играла сколько-нибудь самостоятельной роли в общественно политической жизни страны, так как она была полностью зависима от самодержавия, вследствие чего и оставалась аполитичной и консервативной силой.

Дворянство, которое сосредоточило более 60% всех земель, стало главной опорой самодержавия, хотя в социальном плане оно теряло свою однородность, сближаясь с буржуазией.

Крестьянство, составлявшее 3/4 населения страны, было также затронуто социальным расслоением общества (20% - кулаки, 30% - середняки, 50% - бедняки). Между полярными его слоями возникали противоречия.

В начале ХХ века класс наемных рабочих насчитывал 16.8 млн. человек. Он был неоднороден, большая часть рабочих состояла из недавно пришедших в город крестьян, но еще не потерявших связь с землей. Ядром этого класса стал фабрично- заводской пролетариат, который насчитывал более 3 млн. человек.

С поражением в войне начала нарастать революционная ситуация в стране (1905-1907). Из всего этого можно сделать вывод, что России требовались как политические, так и экономические реформы, которые смогли бы укрепить и оздоровить экономику России. Во главе этих реформ должен был встать умный и честный человек, для которого очень важна была судьба России. Им стал Петр Аркадьевич Столыпин.

 

2. Какие пути решения аграрного вопроса предлагали разные политические силы страны (кадеты, эсеры, большевики и др.)

 

На рубеже XIX-XX веков Россия была целиком аграрной страной, с явным преобладанием сельского населения. В связи с тяжелой  ситуацией, возникшей в стране, многие политические партии предлагали свои программы, направленные на преодоление кризиса. Естественно, что основным пунктом  любой  из этих программ, был аграрный вопрос, ибо от этого зависело -  пойдет ли за партией примерно 90% населения страны.

              Российская социал-демократическая рабочая партия. В 1903 г. состоялся второй съезд РСДРП, на котором была принята первая аграрная программа РСДРП, которая неоднократно претерпевала изменения. Аграрный вопрос стал центральным пунктом  внутрипартийной  борьбы большевиков и меньшевиков. Аграрная программа, принятая на четвертом съезде РСДРП, выдвигала следующие требования:

1.      Отмена всех сословных стеснений личности и собственности крестьян.

2.      Отмена всех платежей и повинностей, связанных с сословной обособленностью крестьян и уничтожения кабальных долговых обязательств.

3.      Конфискация церковных, монастырских, удельных земель и передача их (вместе с казенными землями) крупным органом местного самоуправления, объединяющим городские и сельские округа.

4.      Конфискация частновладельческих земель, кроме мелкого землевладения, и передача их в распоряжение крупным органов местного самоуправления.

Программа не была поддержана широкими слоями, она даже не привлекла внимания при обсуждении аграрного вопроса в Думе. "О ней стыдились упоминать даже меньшевистские депутаты". В послереволюционный период обстоятельства сложились таким образом, что социал-демократия вновь осталась по существу без аграрной программы.

Партия социалистов-революционеров занимала одно из ведущих мест в системе российских политических партий. Она была наиболее многочисленной и самой влиятельной немарксистской социалистической партией.

Эсеры считали, что социализм в России должен начать произрастать раньше всего в деревне. Почвой для него, его предварительной стадией, должна была стать социализация земли,  т. е. изъятие ее из товарного обращения и превращение в общенародное достояние. Правом распоряжаться землей наделялись  крестьянские общины, которые должны были разделить землю  между всеми, «кто ее обрабатывает», по трудовой или потребительской норме (по количеству рабочих рук в семье или едоков).

Социализация земли означала, во-первых, отмену частной собственности на землю, вместе с тем не превращение ее в государственную собственность, не ее национализацию, а превращение в общенародное достояние без права купли-продажи. Во-вторых, переход всей земли в заведование центральных и местных органов народного самоуправления, начиная от демократически организованных сельских и городских общин и кончая областными и центральными учреждениями. В-третьих, пользование землей должно было быть уравнительно-трудовым т. е. обеспечивать потребительную норму на основании приложения собственного труда, единоличного или в товариществе. Социализация земли, обобществляя землю и ставя в равные условия по отношению к ней все трудовое население, создавала необходимые предпосылки для завершающей фазы процесса социализации земледелия — обобществления земледельческого производства с помощью различных форм коопераций. При социализации обращение земли в общенародное достояние должно было произойти без выкупа. Пострадавшим в грядущем имущественном перевороте обещалось право на о6щественную поддержку на то время, которое необходимо для приспособления к новым условиям личного существования.

Конституционно – демократическая партия не была  социалистической, как две выше представленные партии. И в её составе было больше интеллигенции и либерально настроенных помещиков, нежели рабочих и крестьян.   Крестьяне составляли в кадетской партии не более 20%, тем не менее аграрный вопрос занимал не последнею роль в их программе. 

Из разделов о аграрном законодательстве (составил бывший министр земледелия Н.Н. Кутлер) видно, что одним из главных направлений деятельности партии было улучшение жизни крестьянства. Примером тому является пункт № 31 об отмене выкупных платежей и пункт № 36, говорящий о необходимости «увеличения площади землепользования населения, обрабатывающего землю личным трудом, как-то:  безземельных крестьян, а также и других разрядов мелких хозяев-земледельцев, государственными, удельными, кабинетными и монастырскими землями, а также путем отчуждения для этой цели за счет государства в потребных размерах частновладельческих земель с вознаграждением нынешних владельцев по справедливой, нерыночной оценке». Пункт № 38 призывает к «широкой организации государственной помощи для переселения, расселения и устройства хозяйственного быта крестьян».

 

3. Какие проекты аграрных реформ обсуждались в I и II Государственных думах?

 

Первая Государственная дума работала с 27 апреля по 8 июля 1906 г. В Думе работало 478 депутатов. Из них: 179 – кадетов, 16 октябристов, 63 автономистов, 105 – беспартийных, 97 – трудовиков, 18 социал-демократов. Председателем Первой думы был избран кадет С.А.Муромцев. Центральным вопросом, который стал предметом обсуждения, был аграрный вопрос.

В Государственной Думе прения по аграрному вопросу разворачивались в основном между  кадетами  и трудовиками  с  одной стороны и царским правительством с другой.

Кадеты внесли на рассмотрение в I Думе свой законопроект, где речь шла о принудительном отчуждении "за справедливое вознаграждение" той части помещичьих земель, которые обрабатывались на основе полукрепостнической отработочной системы или сдавались крестьянам в кабальную аренду. Вся земля переходит в государственный земельный фонд, из которого крестьяне будут наделяться ею на правах частной собственности. Глава правительства выступил с декларацией, в которой в резкой и оскорбительной форме отказал Думе в праве подобным образом разрешать аграрный вопрос. Дума негодовала и выразила правительству недоверие.

Правительство доказывало, что проекты кадетов и трудовиков дают крестьянам лишь небольшую привеску земли, но неизбежное при этом разрушение помещичьих хозяйств причинит большие убытки экономике. В июне 1906 года правительство обратилось к населению с сообщением по аграрному вопросу, в котором отвергался принцип принудительного отчуждения. Дума, со своей стороны, заявила, что она не отступит от этого принципа, требовала отставки правительства. Данный аграрный проект не мог устроить правительство, так как он затрагивал интересы помещиков. И поэтому 9 июня 1906 года первая Государственная дума была распущенна.

Вторая Государственная дума была созвана в обстановке спада революции и функционировала с 20 февраля до 2 июня 1907 года. По своему составу эта дума была еще более левая, чем первая. Это было обусловлено активным участием социалистических партий в выборах в думу. Из 518 депутатов, участвовавших в работе думы, было 65 социал-демократов, 37 – эсеров, 16 - народных социалистов, 104 – трудовиков, 98 – кадетов, 54 – правые и октябристы, 76 – националистов и т.д.

Центральным вопросом второй Государственной думы был все тот же аграрный вопрос. Правые и октябристы защищали столыпинский проект решения аграрного вопроса. Мнения по этой животрепещущей проблеме в думе разделились. Левые фракции Думы, отражая интересы крестьянских масс, потребовали полной и безвозмездной конфискации помещичьей земли и превращения всего земельного фонда страны в общенародную собственность. Видя, что левая часть думы настроена на революционный метод решения аграрного вопроса и не способна вести «органическую работу», самодержавие 3 июня 1907 г. распустило думу, опубликовав при этом новый избирательный закон.

 

4. Какова цель и в чем суть аграрной реформы П.А. Столыпина?

Целей у реформы было несколько:

- социально-политическая - создать в деревне прочную опору для самодержавия из крепких собственников, отколов их от основной массы крестьянства и противопоставив их ей; крепкие хозяйства должны были стать препятствием на пути нарастания революции в деревне;

- социально-экономическая - разрушить общину, насадить частные хозяйства в виде отрубов и хуторов, а избыток рабочей силы направить в город, где её поглотит растущая промышленность; экономическая - обеспечить подъём сельского хозяйства и дальнейшую индустриализацию страны с тем, чтобы ликвидировать отставание от передовых держав.

Первый шаг в этом направлении был сделан в 1861 году. Тогда аграрный вопрос решался за счёт крестьян, которые платили помещикам и за землю, и за волю. Аграрное законодательство 1906-1910 годов являлось вторым шагом, при этом правительство, чтобы упрочить свою власть и власть помещиков, снова пыталось решить аграрный вопрос за счёт крестьянства.

Новая аграрная политика проводилась на основе указа 9 ноября 1906 года.

Обсуждение указа 9 ноября 1906 года началось в Думе 23 октября 1908 года, т.е. спустя два года после того, как он вошел в жизнь. В общей сложности обсуждение его шло более полугода.

 

Аграрная реформа состояла из ряда последовательно проводимых и взаимосвязанных мероприятий. Основное направление реформ заключалось в следующем:

- разрушение общины и развитие частной собственности;

Информация о работе Аграрная реформа П.А. Столыпина