Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 23:07, реферат
Существует несколько толкований происхождения слова «алхимия». Согласно одному из них, корень слова «алхимия» — «khem» означает «черную землю» или «черную страну». Так называли Древний Египет, с которым связывают искусство черных магов, рудознатцев, золотых дел мастеров. Согласно другому, «chyacutemeia» — наливание, настаивание —отголосок практики восточных врачей-фармацевтов, извлекавших подобным способом соки лекарственных растений. Само же название «алхимия» появилось в IX веке (частица «ал» несомненно имеет арабское происхождение) [1, 2]. Но сама алхимия не столь однозначна, как это могло бы показаться сначала: тысячелетние попытки превратить «несовершенные» металлы в «совершенные»
ВВЕДЕНИЕ
ИЗ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ АЛХИМИИ
ИНТЕРПРЕТАЦИИ АЛХИМИИ
НАУЧНОЕ НАСЛЕДСТВО АЛХИМИИ
АЛХИМИЯ И ХРИСТИАНСКАЯ РЕЛИГИЯ
АЛХИМИЯ КАК ЧАСТЬ СРЕДНЕВЕКОВОЙ КУЛЬТУРЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
Именно в этой точке намечается
движение алхимической мысли от изучения
функциональной зависимости «свойство–
Алхимический же атомизм имеет
тенденцию через понятия
Философ и алхимик александрийской школы Стефан (VII в.) писал: «Необходимо освободить материю от ее качеств, извлечь из нее душу, отделить душу от тела, чтобы достичь совершенства… Душа — это часть наиболее тонкая. Необходимо изгнать тень из материи, чтобы получить чистую и непорочную природу. Необходимо освободить материю» [11].
Но что значить освободить, как не «лишить, испортить, расторгнуть, убить и отнять у материи ее собственную природу…» Иначе говоря, разрушить тело, уничтожить форму, связанную лишь по видимости с сущностью. «Разрушь тело — обретешь духовную силу, сущность. Удали наносное, второстепенное — получишь глубинное, главное, сокровенное». Эта бесформенная искомая сущность, лишенная каких-либо свойств, кроме идеального совершенства и называется квинтэссенцией.
Поиски этой квинтэссенции —
одна из характерных черт мышления
алхимика, внешне, совпадающая с
мышлением европейского средневекового
христианина, — с достижением
морального абсолюта, душевного спасения
по смерти, изнурением тела постом во имя
здоровья духа, построением «града
Божьего» в душе верующего. В известной
степени можно принять, что поиски
квинтэссенции совпадают в
Некоторые современные исследователи-
Историческое взаимодействие этих
двух тенденций рассматривается
как «предвосхищающее созидание» [1]
в рамках алхимии грядущих судеб
химии, «пребывающей меж химией и
биологией в драматический
АЛХИМИЯ И ХРИСТИАНСКАЯ РЕЛИГИЯ
«Муки с помощью огня, погружение в бесформенность с последующим обретением совершенной формы. Утрата всякого облика — возврат к золотоносному, венценосному, нетленному облику. От мертвого бескачественного черноцвета к высококачественному златоцвету. От крайнего унижения к наивысшей славе» [13].
Последнее истлевание ради последнего нетления. Все это алхимически переосмысленные вариации Ветхого и Нового заветов. Алхимическое золото выступает как символ христианского мученичества. Адепт Василий Валентин учит: «…подобно тому, как Христос, свободный от грехов, умер за грехи мира, так беспорочное
золото, удивительным образом выдерживающее пробы, умирает за своих несовершенных и больных братьев и сестер и снова, восставая в великолепии, освобождает и растворяет их в вечной жизни» [7]. Так, пока не умрут элементы, работа не может быть завершена. Практически точное соответствие библейскому: «пока человек не родится вновь, не видать ему царства Божия».
Стадии алхимического процесса могут быть прослежены в жизни и деятельности практически всех Спасителей и учителей человечества, в мифологии многих народов. Примером может служить анализ, приведенный Менли П. Холлом: «Тот факт, что
Священное Писание содержит скрытое
знание, если его рассматривать
Соломона представляли искусство, наложницы — науки, девы — еще неоткрытые секреты природы. По приказу царя девы должны были снять свои покрывала, что означало, что посредством мудрости (Соломон) мистические искусства вынуждены
были открыть свои скрытые части философу, в то время как непосвященным видны только внешние одежды» [9].
В таком толковании, конечно, имеется некоторая натяжка, но, тем не менее, нельзя не признать, что древние письменные памятники ни в коем случае не следует понимать буквально.
Алхимическая трансмутация может быть принята как аналог причащения и крещения. Несовершенный металл — больное, греховное золото. Алхимик — искупитель и спаситель сразу. Он врачует больное золото, даруя греховному золоту новую «душу»
силою «медикамента». То есть, он врачует
не только тело металла, но и душу металла,
он — «великий врачеватель». Предел
алхимического целения —
возвращение его к правильному состоянию» [9].
Между тем тропа от несовершенства к совершенству — тернистая тропа. «Греховное» проходит очищение водою («крещение») и огнем («адские муки») и лишь потом
обретает совершенство.Чудо христианской Троицы тоже переговаривают на алхимический лад. Притязая на
всесилие «тайной науки», адепты считают, что алхимия в состоянии сформировать знание обо всем сущем. Взору алхимика открыты три мира: материальный, человеческий и божественный. В первом: сера, Меркурий и соль составляют начала
всех вещей. Во втором — человеческом: тело, дух и душа (микрокосмос) соединяются в человеке, живом и неделимом. И, наконец, в мире божественном присутствует Бог в трех ипостасях: Бог-отец, Бог-сын и Святой Дух.
Может быть, алхимическая философия
— и это едва ли не очевидно —
есть иллюстрация философии
«В средние века алхимия была не только философией и наукой, но так же и религией. Те, кто восставал против религиозных ограничений своего времени, скрывали свои философские учения под аллегорией получения золота».
Алхимия учит, что Бог во всем, что он есть Универсальный Дух, проявляющийся в бесконечном множестве форм. Бог — духовное семя, посаженное в темную землю (материальную вселенную). Через искусство алхимии можно вырастить и умножить это
семя так, что вся вселенская субстанция будет пропитана им и станет, подобно золотому семени, чистым золотом. В духовной природе человека это называется возрождением; в материальном теле элементов это называется трансмутацией. Точно
так же, как это происходит в материальном и духовном мирах, это происходит и в интеллектуальном мире: идиот не может получить мудрость по той причине, что в нем не было ее зародыша, но мудрость можно передать невежественному человеку,
как бы он не был несведущ, потому что в нем были посеяны семена мудрости, которые могут быть взращены через искусство и культуру.Через искусство (процесс обучения) вся масса основных металлов (умственное тело невежества) может быть превращена в чистое золото (мудрость), потому что оно пронизано пониманием своей потенциальной величественной природы. Таким образом, если через веру и близость к Богу сознание человека может быть превращено из основных животных желаний (представленных неблагородными металлами) в чистое, золотое, богоподобное сознание, и проекция Бога в нем превращается в великое и славное Бытие, если основные «металлы умственного невежества» через процесс учения и старания могут быть превращены в гений и мудрость, если духовные и умственные элементы могут быть приумножены и усовершенствованы в их выражении, то по закону аналогии материальные элементы вселенной тоже могут быть умножены, если при этом задействованы необходимые процессы [2].
Можно продолжать приводить аналогии
алхимического искусства с
неслучайны.
Языческая по своему происхождению, алхимия вошла в лоно христианской
средневековой Европы падчерицей, хотя и не такой уж не любимой. Алхимика терпели, даже с удовольствием. И дело здесь не только в алчности светских и духовных монархов, но, пожалуй, и в том, что само европейское христианство с его
иерархией демонов и ангелов, сонмом «узкоспециализированных» святых и бесов было в значительной степени «языческим» при формальном соблюдении единобожия.
Достигается ли химический абсолют средствами магии? Да, именно магическими средствами — заклинательно, ритуально. Да и рецепт порой смешивает материальное с нематериальным: «…возьми, сын мой, две унции ртути и три унции злости» [2]. Никто не может успешно провести эксперимент, если сам не является магом, такое под силу только магу. Само тело человека было алхимической лабораторией, и никто
не мог быть признан адептом,
пока он не мог выполнить высочайшего
эксперимента превращения «основных
металлов невежества в чистое золото
мудрости и понимания». Доктор Франц
Хартман в комментариях к сочинениям
алхимика и врачевателя Парацельса
(XVI в.) писал: «Человек, который хочет
стать алхимиком, должен иметь в
себе «магнезию», которая притягивает
и «сгущает» невидимые
элементы» [9].Алхимия принципиально спиритуалистична. «Алхимики, согласно обычаю примитивных
народов, присоединили к своему искусству магические формулы, которые должны были действовать на волю богов (или демонов), высших существ, вмешивающихся постоянно в ход вещей… Мистические умы имеют тенденцию рассматривать науку, в особенности
науку о природе, как нечто святотатственное, потому что она приводит человека к соперничеству с богами. Понятие науки действительно уничтожает понятие древнего бога, действующего на мир с помощью чудес и воли» [9].
Философский камень обладает возможностями божества. Вместе с тем, его посредническая миссия между несовершенным и совершенным — миссия сына Божия. Алхимический бог конструируется по подобию христианского бога. Мощь его столь же
безгранична. Даже больше. Философский камень в области «изготовления» чудес куда производительней своего официального аналога. В то же время чудеса, творимые философским камнем, куда менее духовны, заземлены, огрублены по сравнению с
христианскими чудесами. Философский камень — больше, чем интерпретация христианского мифа. Это не работа по образцу, это сотворчество с богом. Алхимический акт — акт творения, глубоко еретический акт, взрывающий традицию,
хотя внешне этой традиции подобный.
В алхимии материя
Это осуществляют духи через первоматерию, которая выступает в качестве посредника, синонимического душе, высвобожденной духами из «оформленной предметности». Душа полудуховна, полуматериальна. Духи овеществлены, вульгарно
огрублены. Но их нужно еще склонить к содействию, отсюда и магия.Алхимический спиритуализм доступен (дух заземлен, а плоть вознесена), но от этого его вселенские притязания не только не ослабевают — усиливаются. Претензия
алхимического спиритуализма стать
единой религиозно-философской
«Алхимия как пародия на официально-средневековую
духовность и сама средневековая
духовность живут в единой средневековой
культуре, ведут напряженный
средневековья. Но и самое средневековье, глядясь в кривое алхимическое зеркало, слегка подправляет свой образ. И так многократно, вплоть до полного... отождествления. В результате и то, и другое становится взаимно новым,
свидетельствуя о новом
на перекрестке культур, обещая ренессансное обновление средневековой культуры, ускоряя это обновление». [1]
АЛХИМИЯ КАК ЧАСТЬ СРЕДНЕВЕКОВОЙ КУЛЬТУРЫ
Алхимия как вид деятельности в генезисе располагается «между теоретизированием в духе постэллинистической учености и технохимическим имитирующим ремеслом» [9].
В таком серединном положении алхимик нарочито дилетантским образом, не являясь в чистом виде ни философом-александрийцем, ни металлодельцем-имитатором, как бы решает основную познавательную задачу средневековья о соотношении духа и плоти. Эта задача в алхимической практике предстает как проблема тождества оперирования с веществом и размышления по поводу вещества. Но в целом эта проблема мыслится как проблема космогоническая, хотя и рассматривается в терминах технохимического опыта. Здесь-то и начинается осмысление алхимии как химии.
Марселен Бертло был первым, кто широко взглянул на алхимию. «Многознание вознесло исследовательский ум Бертло над плоской равниной его собственной химической доктрины» [2]. Алхимия как переходная ступень между древним состоянием умов, порабощенных магией, и современной мыслью - абсолютно атериалистической. Понимая алхимию все же как химию, Бертло считает, что химия не является исконной наукой, как геометрия или астрономия. Она (химия) образовалась из остатков предшествующей научной формации, полухимерической и полуматериалистической, основанной на медленно собранном сокровище практических открытий металлургии, медицины, промышленности и домашнего хозяйства. Речь идет об алхимии, претендовавшей одновременно обогатить своих адептов, научив их