Трудовые споры. Общая характеристика

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 07:42, дипломная работа

Краткое описание

Проблема трудовых споров рассматривается с позиции Трудового Кодекса РФ, который закрепил ряд правовых новелл в сфере защиты прав трудящихся, некоторые из которых несколько отличаются из-за специфики российского законодательства от норм международного права в сфере трудовых споров.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….………..3
Глава I Трудовые споры. Общая характеристика
1.1 Понятие и причины трудовых споров………………………………..……….7
1.2 Классификация трудовых споров………………………………...................13
1.3 Подведомственность трудовых споров……………………………………...17
1.4 Принципы рассмотрения трудовых споров……………………...................26
Глава II Особенности рассмотрение индивидуальных трудовых споров в судах
2.1 Компетенция судов общей юрисдикции по рассмотрению индивидуальных трудовых споров…………………………………………………………………………30
2.2 Порядок рассмотрения и разрешения индивидуальных трудовых споров, связанных с восстановлением на работе ……………………………………….37
2.3 Исполнение решений суда по индивидуальным трудовым спорам……….48
2.4 Проблемы, возникающие при исполнении решений суда о восстановлении на работе и пути их преодоления……………………………………………………….52
Заключение………………………………………………………………………...........57
Список использованной литературы………………………………………………..62

Файлы: 1 файл

труд..doc

— 313.50 Кб (Скачать)

Практика рассмотрения соответствующих заявлений арбитражным судом свидетельствует о том, что последний признает установленными требования по оплате труда в размере, определенном решением суда общей юрисдикции, и не принимает дополнительные доказательства и доводы лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о несостоятельности.[19]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4 Принципы рассмотрения трудовых споров

 

 

Принципы трудового права (или его институтов) – это закрепленные в зако­нодательстве основополагающие начала (идеи), выражающие сущность норм трудового права и главные направления политики государства в области правово­го регулирования отношений, связанных с функционированием рынка труда, применением и организацией наемного труда. Можно сформулировать ряд прин­ципов и для такого института трудового права, как трудовые споры. К ним от­носятся:

      обеспечение защиты трудовых прав работников;

      равенство сторон спора перед законом;

      участие представителей работников (демократизм);

      доступность обращения в органы, рассматривающие трудовые споры;

      обеспечение законности при разрешении трудовых споров;

      обеспечение объективности и полноты исследования материалов и доказа­тельств;

      бесплатность;

      принцип быстроты рассмотрения трудовых споров;

      обеспечение реального исполнения решений по трудовым спорам;

      ответственность должностных лиц за неисполнение таких решений.

Теперь дадим характеристику каждому принципу рассмотрения трудовых споров в отдельности.

Принцип обеспечения защиты трудовых прав работников означает право и обязанность юрисдикционных органов (уполномоченных на разрешение трудовых спо­ров) на основе закона прекратить нарушение этих прав, восстановить их. (Например, при отказе администрации выплатить полагающуюся работнику зара­ботную плату – обязать ее это сделать; при незаконном увольнении – восстановить работника на работе и оплатить вынужденный прогул). Касательно темы настоящей работы этот принцип будет звучать как "обеспечение судебной защиты трудовых прав работников". Право на судебную защиту не подлежит никаким ограничениям. Закрепленное в Кон­ституции Российской Федерации положение о высшей юридической силе и пря­мом действии Конституции Российской Федерации означает, что все конституци­онные нормы имеют верховенство над законами и подзаконными актами, в силу чего суды при разбирательстве конкретных дел должны руководствоваться Кон­ституцией Российской Федерации, если нормы отраслевого законодательства со­держат изъятия из этого принципа.[20]

Принцип равенства сторон перед законом означает, что и работник (работ­ники), и администрация в равной мере обязаны соблюдать трудовое законодатель­ство, подчиняться ему и воле юрисдикционного органа при разрешении трудовых споров. Решение юрисдикционного органа обязательно для сторон спора.

Принцип демократизма (участия представителей работников) при разреше­нии трудовых споров выражается:

во-первых, в том, что органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров в организациях (комиссии по трудовым спо­рам) формируются трудовым коллективом из его состава;

во-вторых, в уча­стии профсоюзов как представителей работников на их стороне в процессе раз­решения трудовых споров;

в-третьих, в органах по рассмотрению коллективных споров (примирительные комиссии, трудовой арбитраж) участвуют представите­ли работников организации (трудового коллектива) или профсоюза.

Доступность обращения в органы по рассмотрению трудовых споров обес­печивается созданием таких органов непосредственно в организациях (например, КТС, примирительных комиссией), близостью расположения судов к месту рабо­ты обращающегося туда работника.

Принцип обеспечения законности при разрешении трудовых споров выра­жается в использовании юрисдикционными органами законов, иных норматив­ных правовых актов и вынесении только на их основе решений по спорам. Руко­водствоваться соображениями целесообразности (нецелесообразности), иными мотивами, кроме нормативной правовой основы, юрисдикционные органы не вправе.

Принцип обеспечения гласности означает открытость заседаний всех рас­сматривающих трудовые споры органов, возможность присутствия на них всех желающих. Так называемые «закрытые» заседания возможны только, если при разрешении трудового спора встает вопрос о сохранении государственной или коммерческой тайны.

Принцип обеспечения объективности и полноты исследуемых материалов и доказательств требует от юрисдикционных органов рассматривать дело исключи­тельно на основе всестороннего рассмотрения и в полном объеме всех имеющих­ся материалов и доказательств, соотносить их только с законодательством, не до­пускать субъективного подхода к делу и его сторонам.

Принцип бесплатности прямо закреплен в законе. При подаче заявлений в органы, рассматривающие трудовые споры непосредственно в организациях, в другие органы по индивидуальным и коллективным трудовым спорам закон не предусматривает какой-либо оплаты их услуг. При обращении с исковым заявле­нием в суд по требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений, работни­ки освобождаются от уплаты судебных расходов в доход государства. Члены профсоюза не платят за услуги, оказываемые профсоюзами (службами правовой защиты, профсоюзными юридическими консультациями и др.) при защите их трудовых прав и интересов в процессе разрешения трудовых споров. Работники, не являющиеся членами профсоюза, могут получить от них помощь на условиях, определяемых по договоренности (как правило, такие услу­ги носят платный характер).

Принцип быстроты рассмотрения требует от органов, разрешающих трудо­вые споры, соблюдения тех сжатых сроков, которые предусмотрены законода­тельством для совершения всех действий, связанных с рассмотрением таких дел (как правило, трудовой спор должен быть рассмотрен в течение 10 дней). Зако­ном установлены и сроки обращения (подачи заявления) в юрисдикционные ор­ганы. Пропуск сроков подачи заявлений по трудовым спорам не лишает работни­ков права искать защиты в юрисдикционных органах. Они могут быть восстановлены этими органами.[21]

Принцип обеспечения реального исполнения решений по трудовым спорам реализуется с помощью закрепленного в законе специального механизма прину­дительного воздействия на администрацию, если она добровольно не выполняет решение по трудовому спору, а также привлечения виновных в том руководите­лей, должностных лиц к ответственности. Принудительное исполнение решений юрисдикционных органов обеспечивается выдачей ими особых удостоверений и приведением их в исполнение с помощью судебных приставов.

Ответственность должностных лиц за неисполнение решений органов, рас­сматривающих трудовые споры, как принцип рассмотрения трудовых споров проявляется в возможности привлечения виновных должностных лиц к различ­ным видам юридической ответственности (дисциплинарной, материальной, ад­министративной).

Итак, в первой главе дипломной работы была дана общая характеристика трудовых споров, позволившая выявить понятие и причины возникновения трудовых споров, их разновидности, подведомственность, а также принципы рассмотрения и разрешения трудовых споров различными специализированными органами. Анализ общих вопросов, касающихся трудовых споров, позволяет перейти к непосредственно поднятой в данной курсовой работе проблеме – рассмотрения судами дел о восстановлении на работе.

В следующей главе будут выявлены особенности рассмотрения индивидуальных трудовых споров в судах общей юрисдикции, при этом наиболее подробно остановимся на специфике рассмотрения и разрешения в судах дел о восстановлении на работе. Также последний параграф второй главы поможет узнать о том, чем же всё-таки заканчивается судебное разбирательство при вынесении решения судом, т.е. будет дана характеристика завершающей стадии судебного рассмотрения – исполнительному производству.

 

Глава II Особенности рассмотрение индивидуальных трудовых споров в судах

2.1 Компетенция судов общей юрисдикции по рассмотрению индивидуальных трудовых споров

 

 

Статья 382 ТК устанавливает органы, рассматривающие индивидуальные трудовые споры, возникающие главным образом из трудового правоотношения. Она указывает два юрисдикционных органа, правомочных рассматривать трудовые споры между работником и администрацией (работодателем): комиссия по трудовым спорам (КТС) и суд.[22]

Учитывая, что статья 46 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на судебную защиту и Кодекс (Трудовой кодекс РФ) не содержит положений об обязательности предварительного внесудебного порядка разрешения трудового спора комиссией по трудовым спорам, лицо, считающее, что его права нарушены, по собственному усмотрению выбирает способ разрешения индивидуального трудового спора и вправе либо первоначально обратиться в комиссию по трудовым спорам (кроме дел, которые рассматриваются непосредственно судом), а в случае несогласия с ее решением - в суд в десятидневный срок со дня вручения ему копии решения комиссии, либо сразу обратиться в суд (статья 382, часть вторая статьи 390, статья 391 ТК РФ).

Если спор рассматривается первоначально в КТС, а затем его рассмотрение может быть перенесено в суд (т.е. решение КТС обжалуется в суде), такой порядок принято называть общим порядком рассмотрения трудовых споров.

Трудовые споры о переводе на другую работу и выплате среднего заработка за время вынужденного прогула; о взыскании заработной платы, включая надбавки, предусмотренные системой оплаты труда; о размере заработка, начисленного с учетом коэффициента трудового участия; о применении дисциплинарных взысканий; споры, возникающие в связи с неправильностью или неточностью записей в трудовой книжке о приеме на работу, переводе на другую работу, основаниях увольнения, если эти записи не соответствуют приказу (распоряжению) или другим документам, рассматриваются в судах с соблюдением установленного законодательством предварительного внесудебного порядка их разрешения. Однако указанные споры, если у работодателя не создана комиссия по трудовым спорам, а также при ликвидации предприятия и прекращения в связи с этим деятельности комиссии по трудовым спорам, подведомственны непосредственно суду.

В тех случаях, когда обязанность по установлению определенных условий труда работнику законодательством возложена на работодателя, и он отказывает в этом, работник может оспорить такой отказ в комиссию по трудовым спорам, а при несогласии с решением комиссии – обратиться в суд с иском об установлении определенных законом условий труда.

Если индивидуальный трудовой спор не рассмотрен комиссией по трудовым спорам в десятидневный срок со дня подачи работником заявления, он вправе перенести его рассмотрение в суд (часть вторая статьи 387, часть первая статьи 390 ТК РФ).

Статья 391 Трудового кодекса РФ определяет, что в судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры по заявлениям работника, работодателя или профессионального союза, защищающего интересы работника, когда они не согласны с решением комиссии по трудовым спорам либо когда работник обращается в суд, минуя комиссию по трудовым спорам, а также по заявлению прокурора, если решение комиссии по трудовым спорам не соответствует законам или иным нормативным правовым актам.

Непосредственно в судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры по заявлениям:

      работника:

- о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора,

- об изменении даты и формулировки причины увольнения,

- о переводе на другую работу,

- об оплате за время вынужденного прогула либо о выплате разницы в заработной плате за время выполнения нижеоплачиваемой работы;

      работодателя - о возмещении работником вреда, причиненного организации, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Часть 3 ст. 391 ТК предусматривает, что суд непосредственно рассматривает также споры:

          об отказе в приеме на работу;

          лиц, работающих по трудовому договору у работодателей - физических лиц;

          лиц, считающих, что они подвергались дискриминации.

Таким образом, круг трудовых споров, рассматриваемых судами общей юрисдикции, значительно шире круга трудовых споров, подведомственных КТС.

Запрещены отказ в приеме на ра­боту и увольнение на основании наличия ВИЧ-инфекции (ст.17 ФЗ «О предупре­ждении распространения ВИЧ-инфек­ции»).[23] Нельзя также отка­зывать в приеме на прежнюю работу реабилитирован­ному работ­нику, а также депутатам, профсоюзным активистам по оконча­нии их полномочий по выборной работе.[24] Та­кой отказ также может быть оспорен в суде.

Необходимо при этом учесть тот факт, что кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала) и заключение трудового договора с конкретным лицом, ищущим работу, является правом, а не обязанностью работодателя, а также того, что ТК РФ не содержит норм, обязывающих работодателя заполнять вакантные должности или работы немедленно по мере их возникновения, необходимо проверить, делалось ли работодателем предложение об имеющихся у него вакансиях (например, сообщение о вакансиях передано в органы службы занятости, помещено в газете, объявлено по радио, оглашено во время выступлений перед выпускниками учебных заведений, размещено на доске объявлений), велись ли переговоры о приеме на работу с данным лицом и по каким основаниям ему было отказано в заключение трудового договора.

Что касается работников у работодателей - физических лиц, то суд и раньше решал все трудовые споры домашних работников, обслуживающих семьи граждан (поводырей у слепых, нянь, домработниц и т.д.). Теперь же физические лица имеют по десять и более таких работников, и с каждым годом количество работников у работодателей - физических лиц растет. У них нет профсоюзов, и единственной защитой от произвола хозяина для них является суд.

Информация о работе Трудовые споры. Общая характеристика