Трудовые споры. Общая характеристика

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 07:42, дипломная работа

Краткое описание

Проблема трудовых споров рассматривается с позиции Трудового Кодекса РФ, который закрепил ряд правовых новелл в сфере защиты прав трудящихся, некоторые из которых несколько отличаются из-за специфики российского законодательства от норм международного права в сфере трудовых споров.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….………..3
Глава I Трудовые споры. Общая характеристика
1.1 Понятие и причины трудовых споров………………………………..……….7
1.2 Классификация трудовых споров………………………………...................13
1.3 Подведомственность трудовых споров……………………………………...17
1.4 Принципы рассмотрения трудовых споров……………………...................26
Глава II Особенности рассмотрение индивидуальных трудовых споров в судах
2.1 Компетенция судов общей юрисдикции по рассмотрению индивидуальных трудовых споров…………………………………………………………………………30
2.2 Порядок рассмотрения и разрешения индивидуальных трудовых споров, связанных с восстановлением на работе ……………………………………….37
2.3 Исполнение решений суда по индивидуальным трудовым спорам……….48
2.4 Проблемы, возникающие при исполнении решений суда о восстановлении на работе и пути их преодоления……………………………………………………….52
Заключение………………………………………………………………………...........57
Список использованной литературы………………………………………………..62

Файлы: 1 файл

труд..doc

— 313.50 Кб (Скачать)

Подведомственность трудовых споров надо отличать от права граждан на жалобу, которую они приносят в вышестоящий орган по отношению к тому, на который жалуются. Установлен­ный порядок рассмотрения трудовых споров, включая их подве­домственность, не лишает работника права обратиться в выше­стоящий орган или администрацию с жалобой на действия (без­действие) конкретного руководителя. Например, спор об увольнении водителя предприятия по сокращению штата подведомствен непо­средственно суду. Но водитель может обратиться и к вышестоящей администрации с жалобой на незаконное увольнение. И если администрация откажет в восстановлении на работе, а суд, решая этот спор, восстановит его, то будет исполняться решение суда. Когда трудовой спор подведомствен иному органу, то при обращении работника с жалобой в вышестоящую администрацию она решается уже не в про­цессуальной форме рассмотрения трудового спора.

Правильное определение подведомственности конкретного трудового спора имеет большое практическое значение, посколь­ку решение спора неправомочным на то органом не имеет юри­дической силы и не может быть исполнено в принудительном порядке.

Все индивидуальные трудовые споры по их подведомствен­ности тому или иному органу можно разделить на следующие четыре группы:

1) рассматриваемые в общем порядке, когда КТС (комиссия по трудовым спорам) является обязательной первичной инстанцией, после кото­рой спор может поступить на рассмотрение суда. В общем по­рядке, начиная с КТС и далее в суде, рассматриваются споры, вытекающие лишь из трудового правоотношения. Споры из при­мыкающих к трудовым правоотношениям в этом порядке не рас­сматриваются, так как КТС их решать не могут;

2) рассматри­ваемые непосредственно судом;

3) решаемые вышестоящим орга­ном в специальном порядке (затем они могут решаться и судом);

4) споры с альтернативной по выбору работника подве­домственностью: в вышестоящем органе или в суде.

Коллектив­ные споры имеют единую подведомственность и рассматривают­ся, начиная с примирительной комиссии, далее посредником и трудовым арбитражем.

Отнесение спора к одной из указанных групп означает в то же время, что другие органы или неправомочны рассматривать данный спор, или могут его рассмотреть лишь после того, как он прошел первоначальную (необходимую) для данной группы споров стадию разбирательства. Рассмотрим каждую из указан­ных групп споров.

Индивидуальные споры, как о применении трудового законо­дательства, так и об установлении новых условий подведомст­венны различным органам, указанным выше, в зависимости от содержа­ния спора и вида правоотношений.

В общем порядке, начиная с КТС, рассматривается боль­шинство индивидуальных споров, вытекающих из трудовых правоотношений, но не все. Так, КТС рассматривает подведомственные ей споры об оплате труда, применении норм выработки и установленных рас­ценок, возврате незаконно удержанных из заработной платы сумм и другие споры работника с работодателем, его админист­рацией. Все остальные споры между субъектами трудовых право­отношений, если для них не предусмотрено иного порядка, рас­сматриваются также КТС.

Иной порядок установлен законом для споров, рассматривае­мых или непосредственно судом (т. е. без рассмотрения в КТС), или вышестоящим органом.

Подведомственность споров по возмещению материального ущерба определяется в зависимости от того, какой стороне пра­воотношения нанесен ущерб. Так, споры о возмещении ущерба, причиненного работником работодателю, рассматриваются непо­средственно в суде по иску работодателя. Если же администра­ция удержала из заработной платы работника суммы в возмеще­нии ущерба, а работник считает это незаконным, то предметом спора будет уже незаконное удержание, и подведомствен он КТС, куда обращается работник за возвратом удержанных сумм. Непосредственно в суде решаются споры о коллективной мате­риальной ответственности, поскольку это всегда полная матери­альная ответственность.

Непосредственно судом рассматриваются все споры о возме­щении работодателем вреда, нанесенного работнику в связи с его трудовым увечьем или иным повреждением здоровья на ра­боте, когда работник не согласен с решением работодателя или не получил в установленный 10-дневный срок ответа работодате­ля на свое заявление. Исковая давность по этим спорам не при­меняется.

Альтернативная подведомственность некоторых трудовых споров — это подведомственность по выбору работника в выше­стоящем органе или в суде. Она появилась с принятием Феде­рального закона 1995 г. о федеральной государственной службе, п. 2 ст. 9 которого установил такую подведомственность трудо­вых споров для государственных служащих. Это можно объяс­нить тем, что в органах государственной власти и управления КТС не создаются. В то же время международные нормы требу­ют, чтобы работник имел право опротестовать ту процедуру, ко­торую прошел, возражая против действий работодателя. Вторая категория трудовых споров с альтернативной подведомственно­стью — это трудовые споры о возмещении вреда работнику (его семье) в случае несчастного случая на производстве. С ними по­терпевший (его семья) могут обратиться в орган Гострудинспекции или в суд.

Трудовой кодекс расширил еще альтернативную под­ведомствен­ность трудовых споров, установив в части седьмой ст. 193, что споры о нало­жении дисциплинарных взысканий на работников рассматривает орган Гострудинспекции или орган по рассмотрению индивидуальных трудовых спо­ров.

С созданием Гострудинспекции и ее органов на местах споры о возмещении работодателем работнику вреда в связи с несчаст­ным случаем на производстве имеют право рассматривать и эти органы. И как показывает практика, многие потерпевшие от не­счастного случая на производстве обращаются в орган Гострудинспекции. Поэтому можно говорить, что здесь существует по выбору потерпевшего работника (семьи погибшего) альтернатив­ная подведомственность таких споров: непосредственно в суде или сначала как досудебная стадия — в органе Гострудинспекции.

Вышестоящие органы (вышестоящая администрация) вправе и обязаны рассматривать любые поступившие от работников жа­лобы на действия нижестоящих органов, в том числе и по тру­довым спорам, подведомственным КТС и суду. Однако специ­альные федеральные законы установили, что вышестоящие орга­ны рассматривают трудовые споры судей, прокуроров, их заместителей и помощников по вопросам увольнения, изменения даты и формулировки причины увольнения, перевода на другую работу, оплаты вынужденного прогула или выполнения нижеоп­лачиваемой работы и наложения дисциплинарных взысканий, ат­тестации их.

Так, споры судей согласно Федеральному закону от 26 июня 1992 г. «О статусе судей в Российской Федерации»[14] рассматривают вышестоящие квалификационные коллегии судей, а споры о прекращении полномочий судьи — Верховный Суд РФ. Споры же прокуроров, их заместителей и помощников, а также следователей прокуратуры по этим трем вопросам решает согласно Федеральному закону от 17 января 1992 г. «О прокура­туре Российской Федерации» (в ред. от 23 декабря 1998 г.) Ге­неральный прокурор или прокурор, вышестоящий над тем, кто их увольнял, переводил или налагал взыскание. После рассмот­рения их споров вышестоящими органами все эти категории ра­ботников вправе обратиться и к судебной защите.

Государственный служащий вправе обратиться в соответст­вующие государственные органы или в суд со спорами, в том числе о проведении квалификационных экзаменов и аттеста­ции, их результатах, содержании выданных характеристик, прие­ме на государственную службу, ее прохождении, переводе, дис­циплинарной ответственности, а также связанные с нарушением его прав и гарантий.

Все споры по социальному страхованию — это область права человека на социальное обеспечение. КТС их не решает. Например, спор о праве на пособие между работником и комиссией социального страхования разрешает профсоюз, а спор между работником и профсоюзом о путевке разрешается вышестоящим профсоюзным органом, а о пособиях — органом социальной защиты.

Только вышестоящим профсоюзным органам подведомствен­ны споры должностных лиц администрации с техническими и правовыми инспекциями труда профсоюзов. Действия государственных инспек­ций обжалуются в их вышестоящий орган, а о наложении штрафа — в суд по месту жительства. Решения ин­спекторов Гострудинспекции могут быть обжалованы руководи­телю государственной инспекции труда по подчиненности, Глав­ному инспектору Гострудинспекции или в суд, т.е. это тоже споры с альтернативной подведомственностью.

Подведомственность коллективных трудовых споров единая как о применении трудового законодательства, так и об установлении новых условий труда и быта работников. Она определена Законом о коллективных трудовых спорах и главой 61 Трудово­го кодекса РФ.

При споре между советом трудового коллектива и админист­рацией и при несогласии администрации с решением СТК, во­прос решается на общем собрании (конференции) трудового коллектива. Спор профсоюза с работодателем об установлении в локальном порядке новых условий труда (например, при пере­смотре новых норм труда, при утверждении графика отпусков и т. д.) решает орган Гострудинспекции или суд (см. час­ти четвертую и пятую ст. 372 ТК), т.е. это единственный кол­лективный трудовой спор с альтернативной подведомственно­стью и профсоюз может начать процедуру рассмотрения коллек­тивного спора примирительной комиссией. Следует иметь в виду, что администрации не предоставлено право обжаловать куда-либо отказ профсоюза в даче согласия на те или иные ее правоприменительные действия.

Нетрудно заметить, что разрешать трудовые споры в соответствии с российским законодательством призваны постоянно действующие органы.

Речь идет о национальной системе специализированных органов по разрешению трудовых споров. Мы не включаем в нее Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов Федерации, которые высказываются о праве, а не о факте, вышестоящие в порядке подчиненности органы, Федеральную инспекцию труда, а также Европейский Суд по правам человека. Последний может рассматривать споры, возлагая при этом обязанности не на стороны трудовых правоотношений, а на государство. Но существуют еще и неспециализированные органы, в компетенцию которых в силу определенных обстоятельств может входить рассмотрение индивидуальных трудовых споров. Речь идет о судебном порядке рассмотрения индивидуальных трудовых споров в ходе осуществления процедуры банкротства предприятия.

К числу неспециализированных органов, рассматривающих трудовые споры в ходе процедуры банкротства, следует отнести арбитражные суды.[15]

Разногласия, возникающие между работниками предприятия-должника и арбитражным управляющим, ведущим реестр требований кредиторов, по специально предусмотренным п.11 ст.16 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"[16] вопросам о составе и размере требований об оплате труда и выплате выходных пособий лицам, работающим по трудовым договорам (данный перечень является исчерпывающим) - рассматриваются арбитражным судом в порядке, предусмотренном ст.60 названного Закона. Работник при наличии указанных разногласий на любой стадии производства по делу о несостоятельности вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением или жалобой о нарушении его прав и интересов, которые рассматриваются в заседании суда не позднее чем в месячный срок со дня получения. С заявлением по разногласиям может обратиться в суд и арбитражный управляющий.

Закон не устанавливает каких-либо специальных требований к форме такого заявления. Оно, во всяком случае, должно содержать указание на арбитражный суд, в который подается дело, наименование заявителя и его адрес, изложение оснований, по которым представитель работников считает неверным определение арбитражным управляющим состава и размера требований, а также указание на то, почему требования трудящихся являются законными и обоснованными. При разногласиях по размеру требований желательно представление соответствующего расчета. Кроме того, следует четко сформулировать само требование, например, какие конкретно суммы неправомерно не включены арбитражным управляющим в реестр требований кредиторов. К заявлению необходимо приложить доказательства наличия у лица, его подписавшего, соответствующих полномочий, например справку с места работы, копию трудовой книжки и т.д. Для представителя работников должника таким документом будет протокол (выписка из протокола) собрания работников организации по его избранию, подписанный председателем и секретарем собрания, в случае если такими требованиями обращается группа работников при условии, что их требования носят идентичный характер. В этом случае суд данные требования рассмотрит вместе в одном судебном заседании.

У суда отсутствуют правовые основания к возврату такого заявления или оставлению без движения по формальным основаниям, к примеру, тем, что предусмотрены ст.128 АПК РФ[17] для искового заявления. Тем не менее, арбитражный суд не сможет рассмотреть заявление, которое объективно невозможно назначить к слушанию, например, когда из его содержания неясно, в рамках какого дела оно заявлено, отсутствуют наименование, адрес и подпись заявителя.

Что касается порядка рассмотрения названных разногласий арбитражным судом, то соответствующей специальной процедуры законодательством не предусмотрено. Поэтому в силу ст.32 Закона о банкротстве, ст.223 АПК применим порядок вынесения определений, установленный АПК РФ. При таких обстоятельствах, в отличие от принятия решения по делу о несостоятельности, рассмотрение названных разногласий может осуществляться судьей единолично.

Определение, вынесенное по результатам рассмотрения заявления или жалобы, также должно соответствовать по форме и содержанию требованиям ст.185 АПК РФ. До недавнего времени судебная практика шла по пути невозможности обжалования таких актов. Однако Конституционным Судом РФ были признаны не соответствующими Конституции РФ нормы названного закона, исключающие право обжалования определений.[18] Арбитражные суды при этом по заявлениям заинтересованных лиц вправе воспользоваться процедурами апелляционного пересмотра судебных актов, пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам либо пересмотра в порядке надзора. Теперь соответствующее правило закреплено в ст. 60 Закона о банкротстве.

Информация о работе Трудовые споры. Общая характеристика