Трудовые споры. Общая характеристика

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 07:42, дипломная работа

Краткое описание

Проблема трудовых споров рассматривается с позиции Трудового Кодекса РФ, который закрепил ряд правовых новелл в сфере защиты прав трудящихся, некоторые из которых несколько отличаются из-за специфики российского законодательства от норм международного права в сфере трудовых споров.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….………..3
Глава I Трудовые споры. Общая характеристика
1.1 Понятие и причины трудовых споров………………………………..……….7
1.2 Классификация трудовых споров………………………………...................13
1.3 Подведомственность трудовых споров……………………………………...17
1.4 Принципы рассмотрения трудовых споров……………………...................26
Глава II Особенности рассмотрение индивидуальных трудовых споров в судах
2.1 Компетенция судов общей юрисдикции по рассмотрению индивидуальных трудовых споров…………………………………………………………………………30
2.2 Порядок рассмотрения и разрешения индивидуальных трудовых споров, связанных с восстановлением на работе ……………………………………….37
2.3 Исполнение решений суда по индивидуальным трудовым спорам……….48
2.4 Проблемы, возникающие при исполнении решений суда о восстановлении на работе и пути их преодоления……………………………………………………….52
Заключение………………………………………………………………………...........57
Список использованной литературы………………………………………………..62

Файлы: 1 файл

труд..doc

— 313.50 Кб (Скачать)

Условия возникновения трудового спора становятся причиной последнего. Например, незнание руководителем организации трудового законодательства или пренебрежение им ведет к нарушению прав работника и возникновению индиви­дуального трудового спора. Нередко трудовые споры возникают в результате сочетания нескольких условий (причин). Одни из них носят экономический, другие – социальный, третьи – юридический характер.

Так, например, условиями экономического характера являются финансовые трудности организаций, препятствующие полной и своевременной выплате зара­ботной платы, предоставлению полагающихся работникам гарантий и льгот (мо­локо на работах во вредных для здоровья условиях, лечебно-профилактическое питания и т. п.), отсутствие или недостаточность средств на охрану труда.

Условия возникновения споров экономического характера порождают серьезные социальные последствия, которые, в свою очередь или в сочетании с экономическими последствиями вызывают трудовые споры. Так, недостаток средств приводит к сокращению численности работников или ликвидации орга­низации, к растущей безработице. Работники, отстаивая свое право на работу (рабочее место), нередко обращаются за разрешением тру­дового спора и защитой своих прав в судебные органы.

К условиям социального характера относится, например, растущий разрыв в уровне доходов низкооплачиваемых и высокооплачиваемых работников.

К условиям юридического характера можно отнести, в частности, слож­ность и противоречивость трудового законо­дательства для администрации и, особенно для работников, в результате – слабое знание работниками своих трудовых прав и обязанностей работодателей, спосо­бов защиты своих прав; нежелание соблюдать трудовое законодательство многи­ми руководителями организаций, должностными лицами администрации; слабая подготовленность профсоюзных лидеров, профсоюзных активистов к защите ра­ботников на основе трудового законодательства.

Переход к рыночной экономике обострил ситуацию во многих организаци­ях, усугубил причины возникновения трудовых споров. Из-за отсутствия средств многие организации вынуждены временно полностью или частично останавли­вать работу. Значительная часть предприятий ликвидирована. Безработица стала повсеместным явлением. Резко увеличились различия в условиях труда, в размерах его оплаты. С одной стороны, минимальный размер заработной платы оказался значительно ниже прожиточного минимума; с другой – заработная плата перестала ограничиваться максимальным размером. Этому способствовали и су­щественные изменения в трудовом законодательстве, произошедшие за послед­ние годы:

1)     использование международных правовых актов и международных правовых норм в системе трудового законодательства РФ;[7]

2)     разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере трудовых отношений, т. е. возможность регулирования трудовых отношений органами власти субъектов РФ;

3)     расширение локального регулирования, а также установление условий труда с помощью индивидуальных трудовых договоров; ослабление централизованного способа регулирования трудовых отношений;

Профсоюзы, предназначен­ные законодательством представлять интересы работников и защищать их права, не всегда достаточ­но активно и эффективно способствуют разрешению разногласий между работ­никами и администрацией, не используют с этой целью все имеющиеся в их рас­поряжении средства.

Ослабление надзора и контроля над соблюдением трудового законодательст­ва также сыграло свою негативную роль. Создание новых государственных орга­нов по надзору и контролю над соблюдением трудового законодательства - Гострудинспекции[8] (согласно Указу Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 Министерство труда и социального развития Российской Федерации упраздняется после вступления в силу соответствующего федерального закона; функции по принятию нормативных правовых актов передаются образованному Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации, функции по контролю и надзору и функции по оказанию государственных услуг - Федеральной службе по труду и занятости[9]) и т.п. - сопровождается изъятием из компетенции инспекции труда, на­ходящейся в ведении профсоюзов, государственно-властных полномочий (выда­чи обязательных для исполнения предписаний, наложения штрафов). В результате резко возросло число нарушений трудовых прав работников, снизилась юридиче­ская ответственность должностных лиц администрации за такие нарушения.

Для устранения причин трудовых споров должны использоваться средства и способы, воздействующие на каждую из них и комплексно. Однако даже если все необходимые меры будут приняты, полностью устранить причины трудовых споров нереально. Трудовые споры будут, пока существуют трудовые отношения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2    Классификация трудовых споров

 

 

Выяснение вида трудового спора помогает правильно определить его первоначальную подведомственность и порядок его разрешения.

Классифицировать все трудовые споры на виды можно по следующим трем основаниям:[10]

1) по спорящему субъекту:

а) индивидуальные,

б) коллективные;

2) по характеру спора;

3) по виду спорного правоотношения.

Например, споры о переводе, повышении работнику квалификационного разряда, увольнении и т. д. — это индивидуальные, а споры профкома или трудового коллектива с работодателем, его администрацией, возникающие при заключении коллективного договора, при утверждении пре­миальных положений или других локальных нормативных актов, — это споры коллективного значения.

Индивидуальный трудовой спор отличен от коллективного (ст. 398 ТК) как субъ­ектным его составом, так и содержанием предмета спора. В индивидуальных спорах оспариваются и защищаются субъективные права конкретного работника, его законный интерес. В коллективных же спорах оспариваются и защищаются права, полномо­чия и интересы всего трудового коллектива (или его части), права профкома как представителя работников данного производства по вопросам труда, быта, культуры. В коллективных спорах защищаются и полномочия трудовых коллективов, их жизненные интересы от волевого диктата административ­но управленческого аппарата, в том числе министерства, ведомства как вышестоящего органа управления данным трудовым коллективом.

Коллективные споры могут возникнуть из трех правоотношений: правоотношения трудового коллектива с работодателем, его администрацией, включая и вышестоящий орган управления, и из правоотношения профкома с администрацией, и также новых, появившихся в последние годы социально-партнерских правоотношений представителей работников и работодателей с участием органов исполнительной власти на федераль­ном, региональном, территориальном и отраслевом уровнях. Поэтому коллективные споры делятся по субъекту на споры трудового коллектива с работодателем и споры профкома с работодателем, а на указанных более высоких четырех уровнях, где спорящие субъекты иные, возникают также споры по партнерским соглашениям.

Трудовые споры и порядок их разрешения являются одной из важнейших форм самозащиты работником (работниками) сво­их трудовых прав и интересов, ибо без их инициативы на обра­щение в юрисдикционный орган за разрешением не решенных самими сторонами разногласий трудовой спор не возникнет, и эту форму надо прямо указать в ст. 379 ТК РФ в соответствии со ст. 45 Конституции РФ и ст. 21 Трудового кодекса, преду­смотревших право каждого защищать свои трудовые права и за­конные интересы всеми не запрещенными законом способами.

Таким образом, по характеру спора все трудовые споры под­разделяются на два вида:[11]

1) споры о применении норм трудового законодательства, ус­тановленных им, коллективными или трудовыми договорами, со­глашениями прав и обязанностей. Такие споры могут возникать из всех правоотношений сферы трудового права, т. е. как из трудовых, так и из всех других производных от них. В таких спорах защищается и восстанавливается нарушенное право ра­ботника или профкома либо полномочие трудового коллектива. Это споры о правах, и их абсолютное большинство среди инди­видуальных трудовых споров;

2) споры о законных интересах, т.е. об установлении новых или изменении существующих социально-экономических условий труда и быта, не урегулированных законодательством. Споры это­го вида могут возникать из трудового правоотношения — об уста­новлении работнику в локальном порядке новых условий труда (нового срока отпуска по графику отпусков, нового тарифного разряда); и из всех правоотношений (социально-партнерских) коллективного организационно-управленческого характера.

Трудовой кодекс предусмот­рел единый порядок разрешения индивидуальных трудовых споров, как о трудовых правах, так и о законных интересах.

По правоотношениям, из которых может возникнуть спор, все трудовые споры делятся на споры, вытекающие из:[12]

1) трудовых правоотношений (их абсолютное большин­ство);

2) правоотношений по трудоустройству (например, не принятого по брони инвалида или другого лица, с которым ад­министрация обязана заключить трудовой договор);

3) правоотношений по надзору и контролю над соблюдени­ем трудового законодательства и правил охраны труда (напри­мер, оспариваются действия санитарного инспектора, закрывшего участок работы, технического или правового государственного инспектора Гострудинспекции, наложившего штраф на должност­ное лицо, и др.);

4) правоотношений по подготовке кадров и повышению квалификации на производстве (например, о качестве обучения вторым профессиям и т.д.);

5) правоотношений по возмещению материального ущерба работником предприятию (например, оспаривается размер произведенного администрацией удержания из заработной платы за нанесенный ущерб);

6) правоотношений по возмещению работодателем ущерба в связи с повреждением его здоровья на работе или на­рушением его права на занятость;

7) правоотношений профсоюза с работодателем по вопро­сам труда, быта, культуры (например, о сроках пересмотра норм выработки, принятии работодателем локального нормативного акта при возражении профсоюза);

8) правоотношений трудового коллектива с работодате­лем, администрацией (например, при выборах и утверждении хо­зяйственных руководителей, планов работы);

9) социально-партнерских правоотношений.

Классификация индивидуальных трудовых споров по ука­занным основаниям необходима для того, чтобы по каждому трудовому спору правильно определить его подведомствен­ность, характер и предмет спора. А для этого надо уяснить, индивидуальный это или коллективный спор, о применении трудового законодательства или об установлении новых условий труда, изменении существующих и из какого правоотно­шения он возник.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Подведомственность трудовых споров

 

 

Вопрос о подведомственности трудовых споров — это опреде­ление формы защиты данного трудового права или интереса.

Правильное и быстрое разрешение трудовых споров способст­вует охране трудовых прав граждан и их трудовых коллективов, восстановлению нарушенных прав и укреплению законности, правопорядка в области труда. На это направлено и верное оп­ределение подведомственности трудовых споров, которую надо обязательно проверить при принятии заявления по спору.

Подведомственность трудовых споров и компетенция органа, рассматривающего споры — это два тесно связанных понятия, но не идентичные и не равнозначные.

Компетенция органа — это правовая сфера деятельности, оп­ределяемая различными его функциями в области трудовых спо­ров. В компетенцию включается как правомочие по принятию спора к рассмотрению, так и правомочие рассматривать споры с соблюдением определенного процессуального порядка и выносить решение по спорам и т. д. Компетенция характеризуется комплексом трех ее элементов: правами, обязанностями, ответст­венностью. Подведомственность же споров затрагивает лишь первое из указанных правомочий органа, т. е. правомочие при­нять спор к рассмотрению, и именно подведомственный данному органу спор. Подведомственность спора определяется законом. Первоначальная подведомственность трудо­вого спора определяется по свойствам и содержанию спора.[13]

Подведомственность — это определение по свойствам и со­держанию трудового спора, в каком органе первоначально дол­жен решаться данный спор. Таким указателем в индивидуаль­ных спорах является характер спора и то правоотношение, из которого вытекает спор, а также в некоторых случаях субъект и объект спора. Поэтому, определяя подведомственность каждого конкретного трудового спора, надо сначала вы­яснить, какого вида спор, т. е. индивидуальный или коллектив­ный. Если индивидуальный, то определить его характер: о при­менении трудового законодательства или об установлении новых условий труда, и далее установить, из какого правоотношения он вытекает. Если же не выяснить указанные свойства конкретного трудового спора, то можно не­правильно определить его подведомственность. Необходимо учесть, что решение по спору, не подведомственному данному органу, подлежит отмене.

Информация о работе Трудовые споры. Общая характеристика