Судебная власть в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 22:45, реферат

Краткое описание

Современная судебная система России представляет собой упорядоченное построение судов, осуществляющих судебную власть путем отправления правосудия, в соответствии с их компетенцией, имеющих общие задачи, цели, организованных и действующих на единых демократических принципах.

Оглавление

Введение
1. Судебная система РФ…………………………………………………….3
2. Судебное звено и судебные инстанции…………………………………5
3. Суды общей юрисдикции………………………………………………...8
Районный суд……………....................................................................9
Мировой суд………………………………………………………….9
Военные суды……………………………………………………….12
4. Верховный суд…………………………………………………………..14
5. Арбитражный суд……………………………………………………….17
6. Конституционный суд …………………………………………………20
Заключение………………………………………………………………...24
Список использованной литературы………………………………..……25

Файлы: 1 файл

право реферат наст.docx

— 44.64 Кб (Скачать)

В порядке  надзора рассматривает дела о  проверке вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов  в РФ.

Пересматривает  вновь открывшиеся обстоятельствам  принятые им и вступившие в законную силу судебные акты.

Обращается  в Конституционный Суд РФ с  запросами о проверке конституционности  законов, иных нормативных актов  и договоров, указанных в ч.2. ст.125 Конституции РФ. Обращается в Конституционный  Суд РФ с запросами о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в  деле, рассматриваемом им в любой  инстанции.

Высший  Арбитражный Суд РФ изучает и  обобщает практику применения арбитражными судами законов и иных нормативных  правовых актов, регулирующих отношения  в сфере предпринимательской  и иной экономической деятельности, дает разъяснения по вопросам судебной практики; разрабатывает предложения  по совершенствованию законов и  иных правовых актов, регулирующих отношения  в сфере предпринимательской  иди другой экономической деятельности; ведет судебную статистику и организует работу по ее ведению в арбитражных  судах.

Высшей  Арбитражный Суд РФ в своем  составе имеет:

· Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ;

· Президиум  Высшего Арбитражного Суда РФ;

· судебную коллегию по рассмотрению споров, возникающих  из гражданских и иных правоотношений;

· судебную коллегию по рассмотрению споров, которые  возникают из административных правоотношений.

Федеральные арбитражные суды проверяют в  кассационном порядке законности вступивших в законную силу судебных актов арбитражных  судов субъектов РФ и арбитражных  апелляционных судов.

В состав федерального арбитражного суда входят:

· президиум  федерального арбитражного суда округа;

· судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих  из гражданских и иных правоотношений;

· судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих  из административных правоотношений.

Апелляционные арбитражные суды проверяют в  апелляционном порядке законность и обоснованность судебных актов  арбитражных судов субъектов  РФ, принятых ими в первой инстанции.

Федеральный и апелляционный арбитражный  суд имеют следующие функции:

· проверяет  в апелляционной инстанции законность и обоснованность судебных актов, не вступивших в законную силу, по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов РФ в первой инстанции, повторно рассматривая дело;

· пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам  принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;

· обращается в Конституционный Суд РФ с  запросом о проверке конституционности  закона, примененного или подлежащего  применению в деле, рассматриваемом  им в апелляционной инстанции;

· обращается в Конституционный Суд РФ с  запросом о проверке конституционности  закона, примененного или подлежащего  применению в деле, рассматриваемом  им в апелляционной инстанции;

· изучает  и обобщает судебную практику;

· подготавливает предложения по совершению законодательства;

· анализирует  судебную статистику.

Конституционный Суд

Конституционный Суд является органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством  конституционного судопроизводства. Впервые  в России он был создан в 1991 году в целях защиты конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции  на всей территории РФ.

Конституционный суд проверяет соответствие Конституции  федеральных законов, нормативных  актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства, конституций и нормативных актов  субъектов РФ, изданных по вопросам, относящихся к ведению органов  государственной власти к совместному  ведению, договоров между органами государственной власти и субъектов  РФ, не вступивших в силу международных  договоров, разрешает споры о  компетенции между федеральными органами государственной власти и  субъектов РФ, между органами государственной  власти субъектов РФ, по жалобам  на нарушение конституционных прав и свобод граждан. Проверяет конституционность  закона, применяемого в конкретном деле, по запросу судов. Дает толкование Конституции, заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной  измене или совершении иного тяжкого  преступления, выступает с законодательной  инициативой по вопросам своего ведения.

Конституционный Суд состоит из 19 судей, назначаемых  на должность Советом Федерации  по представлению Президента РФ сроком на двенадцать лет. Основные принципы деятельности Конституционного Суда - независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие  сторон.

Обращения в Конституционный Суд происходят в форме запроса, ходатайства  или жалобы.

Правом  обращения в Конституционный  Суд обладают все граждане РФ, иностранцы, лица без гражданства и юридические  лица, которые утверждают, что их основные и законные интересы нарушены или не защищены вступившим в законную силу окончательным решением суда или  иного государственного органа, а  также должностного лица, действующего на территории России.

Право на иск принадлежит и органам  государственной власти и управления, а также официально не зарегистрированным группам.

Рассмотрением обращений после регистрации  занимаются специалисты подразделения  Секретариата Конституционного Суда.

После рассмотрения обращения Секретариатом, они передаются Председателю КС либо его заместителю.

Для того чтобы подготовить дело к слушанию, составить проект решения, а также  изложение материалов в заседании  Конституционный Суд РФ назначает  одного или нескольких судей-докладчиков.

Судья-докладчик  находит необходимые документы  и другие материалы, поручает производство проверок, исследований, пользуется консультациями специалистов. Также вместе с председательствующим определяет круг лиц, подлежащих приглашению  и вызову в заседание, дает распоряжение об оповещении о месте и времени заседания, направляет участникам процесса необходимые материалы.

В заседаниях Конституционного Суда могут участвовать  эксперты, которые обладают необходимыми знаниями по вопросам, касающимся рассматриваемого дела.

Лица, которые  желают присутствовать на открытых заседаниях Конституционного Суда, допускаются  в зал до начала слушания дела или  во время перерыва с учетом свободных  мест.

Судебный  пристав присутствует в заседаниях Конституционного Суда с целью сделать  замечания лицам, присутствующим в  зале судебных заседаний, требовать  от них соблюдения установленного порядка  и принимать соответствующие  меры к устранению его нарушений. Требования пристава обязательны для  присутствующих.

7. Правовой  статус судей РФ

Судья - лица, наделенные полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности  на профессиональной основе. Судья  со стажем работы не менее десяти лет  и находящийся в отставке, считается  почетным судьей. По закону он может  быть привлечен на работу в качестве судьи. Заработная плата судьи не уменьшается в течение всего  времени пребывания его в должности.

Полномочия  судьи федерального суда не ограничены сроком. Предельный возраст пребывания в должности судьи федерального суда, за исключением Конституционного Суда РФ, равен 65 годам.

Судья несменяем. Он не может быть назначен на другую должность или в другой суд без его согласия. По решению  соответствующей квалификационной коллегии, полномочия судьи могут  быть прекращены или приостановлены.

Судья неприкосновенен - он обладает неприкосновенностью  личности, занимаемых им жилых и  судебных помещений, транспортных средств, документов, иного имущества, тайну  переписки и иной корреспонденции.

Важнейшим конституционным принципом организации  судебной власти является независимость  судей. Ст. 120 Конституции РФ гласит: «Судьи независимы и подчиняются  только Конституции Российской Федерации  и федеральному закону». Одновременно это главное условие самостоятельности  и эффективности судебной власти, ее способности защищать права и  свободы людей. Подчинение судей  Конституции РФ указывает на то, что судьи в первую очередь  обязаны обеспечивать применение конституционных  норм, поскольку Конституция РФ есть акт высшей юридической силы и  к тому же имеет прямое действие. Они должны также подчиняться  федеральным законам, что однако не следует понимать как право на игнорирование законов субъектов РФ. Соединяя независимость судей с их подчинением Конституции РФ и законам. Конституция РФ не грешит каким-либо противоречием, ибо независимость правосудия нужна как раз для того, чтобы неукоснительно обеспечивать реализацию конституционных и законодательных норм.

За совершение дисциплинарного проступка на судью, за исключением судей Конституционного Суда, может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде предупреждения или досрочного прекращения полномочий судьи. Решение о наложении на судью дисциплинарного взыскания  принимается квалификационной коллегией  судей.  
 
 
 
 

Заключение

Несмотря на значительные перемены в юридических основах нашего общества, как то принятие новой Конституции Российской Федерации, новый Гражданский Кодекс, новый Уголовный Кодекс, огромное количество принципиально новых нормативно-правовых актов и др. судебная власть и документы, которые ее регламентируют еще далеки от совершенства. Необходимо провести большую работу в целях повышения «качества» работы органов судебной власти, для этого необходимо обеспечить реальную независимость судей, материально-техническую базу для органов, осуществляющих правосудие, а самое главное привести в соответствие с сегодняшними требованиями нормативно-правовую базу.  
По Конституции РФ судебная власть является трехзвенной. Высшими судебными органами являются Верховный суд РФ, Высший Арбитражный Суд, Конституционный Суд. 
Верховный суд является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам (ст. 126). 
Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров (ст. 127). 
Конституционный Суд призван осуществлять контроль за всеми государственными органами в РФ. О соответствии Конституции издаваемых нормативных актах, заключаемых международных договоров. Также Конституционный Суд решает споры между федеральными органами государственной власти России и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. 125). 
В связи с принятием России в Совет Европы теперь юрисдикция Европейского Суда распространяется и на территорию России. Это теперь высший судебный орган для России и ее граждан. 
 
 
 
 

Список  использованной литературы

 
1. Конституция Российской Федерации.  Комментарий. М.: Юрид.лит., 1994. 
2. Арбитражный кодекс Российской Федерации 
3. Комментарий к Конституции Российской Федерации. «Юридическая литература». М.: 1994. 
4. Комментарий к Арбитражному кодексу Российской Федерации. М.: Юрид.фирма КОНТРАКТ, 2005. 
5. Арбитражный процесс / под ред. Проф. Треушникова М.К. “Зерцало” Москва, 2006. 
6. Лазарев В.В. Общая теория права и государства, М, 1996. 
7. Государственное (конституционное) право Российской Федерации. Учебник. М.: 1995. 
8. Андреева Т. ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ» // Хозяйство и право, № 9, 1995.
 

Информация о работе Судебная власть в Российской Федерации