Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2011 в 15:54, реферат
Судоустройство, строго говоря, не является составной частью процессуального права, выступая своего рода внешней стороной правосудия. Судоустройство есть организация судебной власти (судебные органы, персонал судов, судейский корпус). Собственно же технология судебной деятельности выражена в понятии «судопроизводство».
Судебная власть
в Российской Федерации и принципы
ее осуществления
Понятие судоустройства
Судоустройство, строго говоря, не является составной частью процессуального права, выступая своего рода внешней стороной правосудия. Судоустройство есть организация судебной власти (судебные органы, персонал судов, судейский корпус). Собственно же технология судебной деятельности выражена в понятии «судопроизводство».
Организация судебной власти, или судебная система, устанавливается Конституцией РФ и федеральными конституционными законами — о судебной системе, об арбитражных судах, о военных судах. Создание чрезвычайных судов не допускается (ч. 3 ст. 118 Конституции РФ).
Судебную систему
образует система судов, организованных
и действующих на единых демократических
принципах, связанных между собой
общей задачей, — осуществлением
правосудия. Правосудие — самостоятельная
отрасль государственной
Судебная система представлена совокупностью действующих в РФ судебных органов — конституционного контроля, арбитражных судов и судов обшей юрисдикции.
Принципы организации правосудия
Принципы организации
правосудия — это руководящие
начала, определяющие организацию судопроизводства
в Российской Федерации. К их числу
относят: осуществление правосудия
только судом; сочетание единоличного
и коллегиального начал в рассмотрении
и разрешении дел; независимость
судей и подчинение их только закону;
равенство граждан перед
Осуществление правосудия
только судом. Судебная власть в России
принадлежит только судам в лице
судей и привлекаемых (в установленном
законом случаях) к отправлению
правосудия представителей народа. Конституция
РФ запрещает создавать чрезвы
Сочетание единоличного и коллегиального начал в рассмотрении и разрешении дел. Единоличное рассмотрение дела в уголовном процессе возможно по определенной законом категории дел, если участвующие в деле лица против этого не возражают (ст. 35 УПК). Гражданский процессуальный закон специально устанавливает, когда рассмотрение дела возможно только единолично (ч. 2 ст. 113, ч. 2 ст. 232, ч. 4. ст. 246 ГПК). В иных случаях и уголовные, и гражданские дела рассматриваются коллегиально — судьей и двумя народными заседателями. В кассационном порядке гражданские дела рассматриваются в составе трех, а в порядке судебного надзора — в составе не менее трех членов суда. Правосудие по уголовным делам во всех судах, кроме районного (городского), осуществляется судом в составе трех профессиональных судей (ст. 15 УПК), а в случаях, предусмотренных законом (ст. 423 УПК), — судом присяжных.
Принцип независимости судей и подчинения их только закону гарантирует судьям право разрешать дела на основе закона, в соответствии со своим убеждением (правосознанием) и в условиях, исключающих постороннее воздействие.
Принцип равенства граждан перед законом ~- гарантированное законом равноправие граждан независимо от их происхождения социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства и других обстоятельств.
Принцип гласности
судебного разбирательства есть
гарантированное законом
Принцип национального
языка судопроизводства — предусмотренный
законом порядок, в соответствии
с которым судопроизводство
по гражданским и уголовным делам
ведется в России на русском языке,
а в республиках в составе
Федерации, автономных округах и
автономной области — на языке
данной республики (автономного округа,
области) или на языке большинства
населения данной местности. Процессуальный
закон устанавливает, что участвующим
в деле лицам, не владеющим языком,
на котором ведется
Правовой статус судьи
Центральная фигура всей судебной системы — судья. От правового статуса судьи (и в не меньшей мере — от его профессионализма и нравственной позиции) во многом зависит качество правосудия, состояние судебной охраны прав и свобод граждан.
Правовой статус судьи — это определяемое Конституцией РФ и федеральными законами правовое положение судьи, права, обязанности, основания и порядок назначения на должность, гарантии деятельности. Статус судьи определяется Конституцией РФ и Законом РФ «О статусе судей» от 26 июня 1992 г. (с изменениями и дополнениями). Все судьи обладают единым статусом (некоторые особенности характеризуют статус судей военных судов и судей Конституционного суда РФ). Судьей может быть гражданин РФ, достигший 25 лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет. Кроме того, закон требует, чтобы на должность судьи назначались лица, которые не совершили порочащих поступков, сдали квалификационный экзамен и получили рекомендацию квалификационной коллегии судей. При исполнении своих полномочий, а также вовнеслужебных отношениях судья должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности. Судья не может быть депутатом, принадлежать к политическим партиям или движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, совмещать должность судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской и иной творческой деятельности. Судьи высших судебных инстанций назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ. Все иные судьи, кроме мировых судей и судей конституционных (уставных) судов субъектов Федерации, назначаются на должность Президентом РФ. Правовой статус судьи характеризуется независимостью, несменяемостью и неприкосновенностью.
Независимость судьи
означает, что при осуществлении
правосудия он подчиняется только Конституции
РФ и федеральным законам. Конкретные
гарантии независимости судей закреплены
в законе о статусе судей. К
ним отнесены: а) установленная законом
процедура осуществления
Несменяемость судьи предполагает, что его полномочия могут быть прекращены или приостановлены не иначе, как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом.
Приостановление полномочий
возможно в случаях: 1) признания
судьи безвестно отсутствующим
решением суда, вступившим в законную
силу; 2) согласия квалификационной коллегии
судей привлечь судью к уголовной
ответственности или заключить
его под стражу; .3) участия судьи
в предвыборной кампании в качестве
кандидата в состав органа законодательной
(представительной) власти Российской
Федерации или ее субъекта; 4) избрания
судьи в законодательный (представительный)
орган власти. Для приостановления
полномочий судьи необходимо решение
квалификационной коллегии судей. Что
касается прекращения прекращения
полномочий судьи , то это возможно
при определенных законом основаниях
(заявление об отставке по состоянию
здоровья, в связи с переходом
на другую работу, истечение срока
полномочий, выход из российского
гражданства, увольнение судьи военного
суда с военной службы). По решению
квалификационной коллегии судей полномочия
судьи могут быть прекращены в
случае занятия деятельностью, несовместимой
с должностью судьи, вступления в
законную силу обвинительного приговора
в отношении судьи, отказа от перевода
в другой суд в связи с упразднением
или реорганизацией прежнего.
Неприкосновенность
судьи — это его иммунитет
от ответственности в связи с
профессиональной деятельностью. Она
распространяется на его жилище
и служебное помещение, используемый
им транспорт и средства связи, его
корреспонденцию, имущество и документы.
Ограничение этих прав возможно только
в связи с производством по
уголовному делу. Привлечь судью к
уголовной ответственности
Структура (состав) судебной системы Российской Федерации
Судебную систему образуют суды, организованные и действующие на единых демократических принципах, связанных между собой общей задачей, — осуществлением правосудия. По Закону «О судебной системе Российской Федерации» в нее входят: федеральные суды; конституционные (уставные) суды субъектов РФ; мировые судьи субъектов РФ. К системе федеральных судов относятся: 1) Конституционный суд РФ; Верховный суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды (система федеральных судов общей юрисдикции); 3) Высший арбитражный суд РФ, федеральные арбитражные
суды округов, арбитражные суды субъектов РФ (система федеральных арбитражных судов).
К судам субъектов Федерации относятся: конституционные (уставные) суды, мировые судьи, являющиеся судами общей юрисдикции.
Судебные органы конституционного контроля
К ним относят
федеральный орган
Главным в деятельности Конституционного суда РФ являются защита основ конституционного строя, конституционных прав и свобод человека и гражданина, обеспечение верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории России.
Особенность деятельности
Конституционного суда (как и любого
судебного органа) заключается в
том, что он призван решать исключительные
вопросы права и ни при каких
обстоятельствах не склоняться к
политической целесообразности. Конституционный
суд в определенном смысле отыскивает,
творит право, влияет на волю законодателя
и правоприменителя, создает прецеденты
толкования Конституции РФ и федеральных
законов, развивает конституционно-
Часть 1 ст. 125 Конституции РФ устанавливает, что Конституционный суд РФ состоит из 19 судей. В соответствии с Законом О Конституционном суде РФ" судьей может быть гражданин РФ не моложе 40 лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности не менее 15 лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права. Вступлению судьи в должность предшествует процедура приведения его к присяге. Принесение присяги удостоверяется личной подписью судьи под текстом присяги. Назначение на должность оформляется постановлением Совета Федерации. Закон устанавливает, что судья Конституционного суда назначается на должность на срок 12 лет. Предельный возраст для пребывания в должности — 70 лет.
Информация о работе Судебная власть в Российской Федерации и принципы ее осуществления