Современная избирательная система Российской Федерации: история развития, источники и особенности

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 06:54, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - проанализировать избирательное право и избирательную систему в Российской Федерации.
Данная цель реализуется в работе на основе решения следующих задач:
- раскрыть понятие и содержание избирательного права и избирательной системы;
- описать основные избирательные системы современности и особенности избирательной системы Российской Федерации;
- исследовать современную избирательную систему Российской Федерации: ее историю, развитие и особенности.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..2
Глава 1. Избирательное право и избирательные системы в Российской Федерации…………………………………………………………………...4
1.1 Понятие избирательного права и избирательной системы………….4
1.2 Принципы избирательного права (избирательной системы)………..8

Глава 2. Современная избирательная система Российской Федерации: история развития, источники и особенности……………………….….15
2.1 Источники избирательного права и избирательного процесса Российской Федерации……………………………………………………………………15
2.2 Особенности избирательных систем и референдума в субъектах Российской Федерации………………………………………………………22

Заключение…………………………………………………….…………….26

Список использованной литературы......................................................27

Файлы: 1 файл

курс1.doc

— 127.50 Кб (Скачать)


План:

 

Введение……………………………………………………………………..2

Глава 1. Избирательное право и избирательные системы в Российской Федерации…………………………………………………………………...4

1.1 Понятие избирательного права и избирательной системы………….4

1.2 Принципы избирательного права (избирательной системы)………..8

 

Глава 2. Современная избирательная система Российской Федерации: история развития, источники и особенности……………………….….15

2.1 Источники избирательного права и избирательного процесса Российской Федерации……………………………………………………………………15

2.2 Особенности избирательных систем и референдума в субъектах Российской Федерации………………………………………………………22

 

Заключение…………………………………………………….…………….26

 

Список использованной литературы......................................................27

 

 

 

 

Введение

Современный этап развития нашего общества характеризует­ся крупнейшими преобразованиями российского государства и его правовой системы. Идет активный процесс формирования России как правового демократического суверенного государства, признающего приоритет общечеловеческих ценностей и между­народного права.

В последнее десятилетие процесс формирования государст­венных и представительных органов в России, порядок организа­ции и проведения выборов, привлекают внимание юристов, поли­тиков, политологов, социологов, представителей иных гуманитар­ных профессий

В этих условиях наиболее сложной и злободневной является проблема обеспечения подлинной свободы волеизъявления из­бирателей при проведении выборов Государственной Думы, Фе­дерального Собрания Российской Федерации и Президента Рос­сии.

В соответствии с нормами международного права ст. 3 Кон­ституции России устанавливает, что референдум и выборы яв­ляются высшим непосредственным выражением власти народа. Конституция предоставляет гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (ст.32).

Провозгласив себя демократическим правовым государством, Российская Федерация тем самым приняла на себя обязательст­ва привести свою избирательную систему в соответствие с миро­выми стандартами. Это поставило перед наукой конституционно­го (государственного) права задачу разработки широкого круга проблем. В их числе наиболее сложной и злободневной является проблема обеспечения подлинной свободы волеизъявления из­бирателей.

Право граждан набирать и быть набранными стоит в центре всех процессов формирования органов государства, т. е. носит властеобразующий характер. Всеобщие выборы органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также референдумы предоставляют народу уникальную возможность кон­троля над деятельностью этих органов вплоть до полной смены правителей. Право избирать и быть избранным (избирательные пра­ва), в наибольшей степени дает ощущение принадлежности гражда­нина к своему государству и демократизма этого государства.)

Цель курсовой работы - проанализировать избирательное право и избирательную систему в Российской Федерации.

Данная цель реализуется в работе на основе решения следующих задач:

- раскрыть понятие и содержание избирательного права и избирательной системы;

- описать основные избирательные системы современности и особенности избирательной системы Российской Федерации;

- исследовать современную избирательную систему Российской Федерации: ее историю, развитие и особенности.

Объектом исследования является - избирательное право России.

Предмет исследования - содержание избирательного права и избирательной системы в Российской Федерации.

Правовой основой являются: Конституция Российской Федерации 1993 г., федеральные законы, Указы Президента РФ, решения Конституционного суда, монографии и научные статьи, посвященные данной проблеме.

 

Глава 1. Избирательное право и избирательные системы в Российской Федерации.

1.1 Понятие избирательного права и избирательной системы

В настоящее время избирательное право, регулирующее проведение выборов, в научном плане представляет собой сложное юридическое, политическое и социальное явление. В юридической науке принято выделять как субъективное, так и объективное избирательное право. Первое определяют как конкретное неотъемлемое политическое правомочие каждого индивида - право избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления. По своей природе оно является элементом правового статуса личности и охватывается предметной областью конституционного права, муниципального права, избирательного права. Изучение активного и пассивного избирательного права обычно составляет отдельный предмет исследования в рамках соответствующих отраслей политического правоведения.

Объективное избирательное право изучается как функциональный элемент нормативно регламентированной системы общественных отношений современного правового государства. В общепринятом понимании избирательное право представляет собой совокупность юридических норм и институтов, регулирующих вопросы выборов и референдумов.             

Большинством исследователей избирательное право понимается как системная совокупность юридических норм, закрепляющих, гарантирующих и регулирующих порядок реализации права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и в органы местного самоуправления.

Важнейшим свойством и своеобразием избирательного права является его материально-процессуальная природа. Избирательное право состоит из двух крупных регулятивных блоков: материально-правовое регулирование субъективного избирательного права граждан, принципов (основных начал) избирательного права, а также процессуально-правовое регулирование реализации избирательного права и порядка формирования этих органов.

В качестве отрасли законодательства избирательное право представляет собой совокупность нормативных актов, предусматривающих регулирование выборов и референдумов. Современное понимание законодательства предполагает использование максимально широкого круга источников права, включающего в себя наряду с законами иные нормативные акты органов государственной власти, а также органов местного самоуправления. Однако в настоящее время в избирательном законодательстве все более четко прослеживается тенденция регламентации выборов и референдума лишь актами законодательных (представительных) органов власти.

Высшим звеном системы избирательного права являются нормы Конституции (основного закона), регламентирующие вопросы выборов и референдумов. В Конституции Российской Федерации им непосредственно посвящены ч. 3 ст. 3, ч. 2 и 3 ст. 32, ст. 81, ч. 1 ст. 96 и ч. 1 ст. 97.

Важнейшим источником избирательного права является Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»[1]. Есть также Федеральные законы «О выборах Президента Российской Федерации» (от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ) и «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (от 18 мая 2005 г. № 51-ФЗ). В субъектах Российской Федерации имеются собственные региональные законы о выборах депутатов законодательных органов власти, а также о выборах в органы местного самоуправления.

Понятие избирательной системы складывается из всей совокупности правовых норм, регулирующих порядок предоставления избирательных прав, проведения выборов и определения результатов голосования.

Термин «избирательная система» имеет и усеченный смысл: когда он употребляется применительно к порядку определения результатов голосования. В этом узком смысле различаются пропорциональная и мажоритарная избирательные системы. Первая означает, что депутатские мандаты при выборах в парламент распределяются пропорционально поданным голосам, а вторая - распределение мандатов по избирательным округам на основе большинства поданных голосов (система абсолютного большинства, когда победителем является кандидат, получивший 50% голосов плюс один от проголосовавших избирателей, или система относительного большинства, когда победителем становится тот, кто получил голосов просто больше, чем любой другой кандидат).

В рамках этих основных систем в каждой стране существуют весьма существенные особенности, часто устанавливающие по существу совершенно отдельную и неповторимую избирательную систему.

Понятие избирательного права тоже употребляется в широком и узком смысле. В широком смысле это опять же вся совокупность норм и правил, регулирующих избирательный процесс от начала и до конца, и в этом смысле оно образует обширный институт конституционного права, а в узком смысле - нормы, регулирующие порядок предоставления права участия в выборах (активное и пассивное избирательное право). Активное избирательное право - это право избирать, а пассивное - право быть избранным.

Понятия «избирательная система» и «избирательное право» носят собирательный характер. В Российской Федерации они включают в себя, по существу, четыре различные подсистемы, устанавливающие порядок избрания гражданами соответствующих органов государственной власти:     Президента РФ; депутатов Государственной Думы; депутатов законодательных органов субъектов Федерации; органов местного самоуправления.

Каждая из этих подсистем регулируется отдельными правовыми актами, хотя есть и общие для всех источники права. Различия между ними проявляются при определении пассивного избирательного права, порядка определения результатов голосования и по ряду других весьма важных условий.

Важной чертой российского избирательного права (избирательной системы) является то, что в самом главном порядок избрания Президента РФ и депутатов Государственной Думы устанавливается только Конституцией РФ и федеральными законами, т. е. без регулирования со стороны субъектов Федерации.

Субъектам Федерации предоставлено только право принимать правовые акты по вопросам организации и проведения выборов (составление списков избирателей, создание избирательных участков, формирование избирательных комиссий). Этим положение дел в России отличается, например, от такого федеративного государства, как Соединенные Штаты Америки, в котором избирательная система по выборам в федеральные органы власти (Президента, обеих палат Конгресса) только в самых общих вопросах устанавливается Конституцией Соединенных Штатов, а детально регулируется законами самих субъектов федерации (штатов).

Особенностью России является и то, что в отличие от многих (если не большинства) других государств с относительно новыми конституциями в ее Конституции нет специального раздела об избирательном праве (избирательной системе), в котором были бы закреплены общие принципы избирательного права - всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании и др. Только в самой общей форме активное и пассивное избирательное право закреплено в ст.32 Конституции РФ, а также в ст. 81 при определении порядка избрания Президента РФ[2].

Между тем общие принципы избирательного права в их полном объеме и применительно к выборам во все органы государственной власти страны и местного самоуправления нуждаются не только в законодательных, но и конституционных гарантиях[3].

 

1.2 Принципы избирательного права (избирательной системы)

Принципы избирательного права - это его основополагающие нормы, в которых в концентрированном виде выражается демократическое содержание избирательного права. Принципы избирательного права представляют собой исходные правовые предписания, в соответствии с которыми строится правовое регулирование избирательных отношений на всех его стадиях - от правотворчества в сфере избирательного права (принимаемые в Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты должны опираться на эти принципы) до реализации избирательно-правовых норм (участники избирательно-правовых отношений в процессе осуществления своих прав и обязанностей, применения норм избирательного права должны сообразовывать свои действия с принципами избирательного права). Оценка и толкование избирательно-правовых норм, их содержания и механизма действия должны осуществляться через призму принципов избирательного права. Не случайно в этой связи, что Конституционный Суд Российской Федерации, разрешая вопросы конституционности норм избирательного права, в своих решениях исходит из общепризнанных принципов избирательного права, закрепленных Конституцией Российской Федерации и международно-правовыми актами.

Принципы права обладают универсальностью, высшей императивностью (обязательностью), общезначимостью. Они образуют определенную систему, для которой характерно наличие особых связей, отражающих роль и значение отдельных правовых начал для формирования и развития российского права, составляющих его отраслей и институтов.

Принципы избирательного права представляют собой основополагающие начала, являющиеся фундаментом правового регулирования избирательных отношений.

Принципы избирательного права составляют его главное содержание. Они обеспечивают механизм правового регулирования, служат критерием законности и правомерности действий граждан, их избирательных объединений, (системы) избирательных комиссий, органов государственной власти и органов местного самоуправления, судов общей юрисдикции.

Примечательно, что принципы Конституции РФ, определяющие федеративный характер государственности, с одной стороны, формируют конституционные основы федерализма и его конституционно-правовую модель, а с другой, они непосредственно взаимосвязаны с принципами, устанавливающими общее нормативно-учредительное определение форм и механизма народовластия в контексте конституционного положения о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Данное требование в значительной мере присуще (корреспондирует) принципам избирательного права.

Информация о работе Современная избирательная система Российской Федерации: история развития, источники и особенности