Современная избирательная система в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2011 в 00:23, реферат

Краткое описание

1. Современное избирательное право.

2. Организация и порядок проведения выборов.

3. Избирательные системы, их сущность, типология.

Файлы: 1 файл

Современная избирательная система. Выборы.doc

— 105.50 Кб (Скачать)

 СОВРЕМЕННЫЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ. ВЫБОРЫ

    1. Современное  избирательное право.

    2. Организация  и порядок проведения выборов.

    3. Избирательные  системы, их сущность, типология.

    Подлинная демократия немыслима без реального  участия членов общества в ее осуществлении. Еще Аристотель, рассуждая в своем известном труде "Политика" о понятии "гражданин", пришел к выводу: "Лучше всего безусловное понятие гражданина может быть определено чрез участие в суде и власти".

    Среди форм политического участия: выборы, избирательные кампании, референдумы являются наиболее приоритетным осуществлением демократии. Именно через выборы выражается народный суверенитет, происходит легитимация существующей политической системы.

    Поскольку выборы являются важным этапом в политической социализации молодежи  ее приобщении к участию в политическом процессе, то им  в каждой стране отводится важное место в системе образования и патриотического воспитания.

    1. Выборы как механизм замещения  широкого круга должностей охватывают  все уровни государственности  от центрального до местного, от президента или главы правительства страны до руководителей местного управления.

    Все нормы и правила, регулирующие выборы делятся на три группы:

      избирательное право, то есть  совокупность норм, регулирующих  порядок предоставления гражданам права участвовать в выборах, референдумах, отзыве депутатов. В данном случае избирательное право предполагает право гражданина быть зарегистрированным в качестве избирателя или кандидата, право на подачу голоса и соответствующую обязанность со стороны органов государства обеспечить реализацию этого права;

      нормы и правила, регулирующие  организацию и проведение выборов,  избирательную кампанию (право на предвыборную агитацию, участие в избирательных комиссиях и иных органах по проведению выборов);

      избирательная система, то есть  установленные законом правила  и принципы, определяющие результаты  голосования и методы распределения  мандатов.

    Право участия в выборах слагается  из двух основных компонентов  активного  избирательного права, то есть права участвовать в выборах в качестве избирателя, права голосовать, и пассивного избирательного права, то есть права быть зарегистрированным в качестве кандидата, и в случае победы стать депутатом.

    Избирательное право имеет своим юридическим  источником конституции, законы, акты парламентов, постановления правительств, указы глав государств. В ряде стран источниками избирательного права являются судебные прецеденты, толкования норм права и обычаи.

    В выборах важен институт личной регистрации, цель которого состоит в том, чтобы дать руководителям избирательных участков возможность установить личность голосующего, является ли он жителем данного избирательного округа и обладает ли он правом голосовать на предстоящих выборах. В определенной степени этим объясняется введение ряда цензов в качестве условий допуска граждан к избирательным урнам. С их помощью производится социальный отбор избирательного корпуса правоспособных граждан. В целом, цензовая система ограничивает всеобщность избирательного права как одного из основополагающих принципов, на основе которых проводятся выборы.

    Рассмотрим  требования, регламентирующие право  голосовать и предъявляющиеся к  кандидатам на выборные должности.

    В каждой стране есть ограничения всеобщности  участия в выборах: лишаются права голоса осужденные, душевнобольные, в некоторых странах существует ценз оседлости (право голосовать можно получить, только прожив на одном месте определенное время) и другие. В разных странах практическое применение ценза оседлости имеет ряд особенностей. Например, для получения активного избирательного права на парламентских выборах необходимо постоянное проживание в соответствующем избирательном округе (в США  от 3 месяцев до 1 года, ФРГ  с некоторыми оговорками  3 месяца, во Франции  6 месяцев, в Канаде  12 месяцев). В ряде стран ценз оседлости не конкретизируется и сводится к общему требованию  иметь постоянное жительство. Например, в Ирландии избиратель обязан иметь "место для сна", в Норвегии необходимо прожить в стране не менее 10 лет. В России ценз оседлости отсутствует. Здесь, основанием для включения гражданина в список избирателей является его проживание на территории какоголибо избирательного участка и, как правило, наличие прописки.

    Продолжительное время на формирование электората оказывал влияние имущественный ценз. В конце ХХ века в открытой форме он используется довольно редко (Новая Зеландия, Франция) и чаще проявляется завуалированно. По замыслам законодателей имущественный ценз должен способствовать привлечению к участию в выборах наиболее ответственных граждан.

    Одним из наиболее стойких было ограничение  избирательного права по признаку пола (женщины к участию в выборах  не допускались). Потребовались долгие годы, чтобы этот ценз был отменен. В России избирательное право  было предоставлено женщинам в 1917 г. (Временным правительством), в Англии  в 1928 г., Франции  в 1944 г., Италии  в 1945 г., Мексике  в 1953 г., Греции  в 1956 г., Швейцарии  в 1971 г., в США женщины получили право голоса в 1981 г. (но впервые приняли участие в голосовании на выборах 1920 г.).

    Наиболее  разнообразны цензовые требования в  конституционной практике развивающихся  стран. В некоторых из них предусматривается  преимущественное предоставление пассивного избирательного права гражданам титульной нации (племени). Там, где существует однопартийность, наряду с другими цензами для избрания (грамотность, оседлость) действует "партийный ценз": только член партии, относящийся к особой категории, может быть избран в парламент (Заир, Кения, Малави, Уганда, Сейшельские острова, Танзания, Экваториальная Гвинея). В ряде стран избирательного права лишены женщины (страны исламского мира). Иногда цензовые ограничения существуют по политическим мотивам, распространяясь, например, на лиц, сотрудничавших в период национальноосвободительной борьбы с колонизаторами (избирательные законы Алжира, Анголы, НДРЙ, Танзании и другие).

    В некоторых странах применяются  и "моральные цензы", лишающие права на голосование на основании  совершения "недостойных поступков" (например, см. статью 48 Конституции Италии) и другие. Подобные формулировки "моральных ограничений" могут быть истолкованы как угодно.

    Для пассивного избирательного права, как  правило, устанавливается более  высокий возрастной ценз. Таблица 1 наглядно подтверждает это положение.

    Обычно  средний возраст парламентариев редко бывает ниже 4550 лет. При предоставлении пассивного избирательного права ценз оседлости применяется гораздо чаще, чем при предоставлении права голоса.

    Для выбора глав государств также нередко  устанавливается требование постоянного проживания кандидата в президенты на территории государства в течение определенного срока. В России этот срок для кандидата составляет 10 лет, в США  14 лет.

    К кандидатам на выборные должности применяется  ряд дополнительных требований: в  одних странах лишаются пассивного избирательного права лица, признанные банкротами, в других  правительственные чиновники высокого ранга.

    В большинстве стран избирательное  право является равным. Это означает, что, вопервых, каждому избирателю предоставляется  равное количество  голосов (1 человек  1 голос) и,  вовторых,  все граждане участвуют в выборах на равных основаниях, то есть избирательные округа по численности избирателей должны быть одинаковыми.

    Выборы  классифицируются на прямые и непрямые. Когда избиратель имеет возможность прямо, непосредственно выразить свое отношение к кандидатам посредством подачи голоса, такие выборы являются прямыми. Например, избиратели России и Финляндии голосуют за кандидатов в парламенты (Государственную Думу, Сейм), отдавая свои голоса тем из них, которые они предпочитают. Следовательно, парламенты России и Финляндии избираются посредством прямых выборов. Те же финские избиратели при избрании президента голосуют не за кандидатов на должность главы государства, а за кандидатов в выборщики, которые и избирают президента. Выборы, имеющие посредствующее звено  коллегию выборщиков, являются непрямыми. В Бразилии, США, Швейцарии непрямыми являются выборы президента. Во Франции, Германии, Голландии так же выбирают членов верхней палаты парламента.

    В США довольно сильны настроения отказаться от такой системы. Она сложилась  в ХУШ в. в силу того, что масса  населения была неграмотна и надо было подстраховаться: выборщики, как  более авторитетные и нередко  более грамотные, давали основание  надеяться на избрание действительно достойного президента.

    Непрямые  выборы могут быть многостепенными, например, когда воля избирателей  опосредуется не особой коллегией выборщиков, а постоянно действующим представительным учреждением, для которого избрание другого органа или должностного лица является лишь одним из вопросов, входящих в его компетенцию. Так, президент Бирманской республики избирается на совместном заседании обеих палат парламента. В этом случае, воля избирателей опосредована парламентом и, следовательно, выборы президента являются двухстепенными.

    2. Выборы проводятся в сроки,  устанавливаемые конституциями,  либо обычным законодательством по истечении срока полномочий представительного органа, президента или других должностных лиц.

    В парламентских республиках и парламентских монархиях выборы в обычных условиях проводятся по истечении срока полномочий представительного органа.  Это очередные выборы. В случае досрочного роспуска парламента главой государства проводятся внеочередные выборы. В Англии, Бельгии, Италии, Франции, Японии сроки проведения выборов в парламент могут зависеть от политической ситуации.

    Кроме основных выборов часть должностей, например, в США, на всех уровнях, кроме  президентского, замещается на так называемых промежуточных выборах, которые проводятся через каждые два года, а во Франции каждые три года на 1/3 часть обновляется Сенат, срок работы которого 9 лет.

    В случае отзыва (отстранения), отставки или смерти депутата и открывшейся  вакансии в парламенте проводятся дополнительные выборы.

    Выборы  производятся по избирательным округам, учрежденным на основании закона. Если от округа избирается один депутат, такой округ называется одноименным (униноминальным), если же от округа избирается несколько депутатов, такой округ  называется многоименным (полиноминальным). Законодательство предписывает необходимость образования равных округов, чтобы равное число депутатов избиралось от равного числа избирателей. Размер округа зависит от уровня выборов. Если для проведения местных выборов создаются небольшие округа на базе городского района, поселка, то для проведения выборов областного или федерального уровня несколько таких округов объединяются в один большой.

    Во  многих странах устанавливается  минимум населения, от которого избирается определенное число депутатов. Так, действующий ныне во Франции мажоритарный способ униноминального голосования в два тура, то есть выборы одного депутата от округа, приводит к делению страны на число округов, равное числу мест в Национальном собрании  577. Предполагалось, что округа должны насчитывать в среднем 90 тысяч жителей. Однако подчас произвольная разбивка на округа и последующие демографические процессы привели к концу 80х годов к резким нарушениям принципа равенства. Так, например, на всеобщих выборах в 1981 г. своеобразный рекорд составила разница между округом Марвежолс, насчитывавшим 26 251 лиц, внесенных в избирательные списки и округом Лонжюмо  186 986!

    Неравенство округов носит подчас политический характер, когда именно таким образом, искусственно рассеивается электорат оппозиционных партий. Например, в начале 90х годов в США законодательный орган штата Луизиана, где преобладали тогда республиканцы, так провела нарезку округов, что большая часть электората, тяготевшая к демократам оказалась принадлежащей к одному округу. В результате голосования демократы, имея ощутимый перевес голосов, лишь в одном округе получили один мандат, в то время как республиканцы, одержав победу в нескольких других округах, получили несколько мандатов. Подобные манипуляции с избирательными округами получили название избирательной  географии, являющейся широко распространенным способом искажения воли избирателей.

    Избирательный округ  подразделяется на избирательные  участки  минимальные территориальные единицы, обслуживаемые одним пунктом голосования. По российскому законодательству избирательные участки образуются из расчета не более 3 000 избирателей на каждом и не позднее, чем за 45 дней до дня выборов. На избирательных участках проводится голосование и подсчет голосов избирателей.

    Обязанность регистрации избирателей, составления  и уточнения списка, регистрации  кандидатов на выборные должности, проведения голосования, подсчета голосов и определения его результатов возлагается в каждой стране на свою систему органов по проведению выборов. В одних странах это специально учреждаемые избирательные комиссии, в других  суды или муниципалитеты. Органы по проведению выборов включают в себя: центральные  общенациональные, затем  окружные избирательные комиссии и, наконец, нижнее звено  участковые избирательные комиссии. Общенациональные органы по проведению выборов (в России  Центризбирком) обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав граждан, организуют общегосударственную систему регистрации избирателей, разрабатывают стандарты технологического оборудования, необходимого для работы избирательных комиссий, и осуществляют контроль за их соблюдением, распределяют выделенные из бюджета средства на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов, контролируют их целевое использование.

Информация о работе Современная избирательная система в РФ