Современная избирательная система в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2011 в 00:23, реферат

Краткое описание

1. Современное избирательное право.

2. Организация и порядок проведения выборов.

3. Избирательные системы, их сущность, типология.

Файлы: 1 файл

Современная избирательная система. Выборы.doc

— 105.50 Кб (Скачать)

    Важнейшим этапом выборов является регистрация  избирателей и составление избирательных списков. Избирательный список  это политический документ, так как он удовлетворяет право граждан на участие в голосовании. Поэтому важно, чтобы он был прост, содержал лишь необходимые реквизиты и был понятен для избирателя. Избирательный список определяет круг участников голосования, которые в установленный момент выразят свое отношение к кандидатам в депутаты.

    Существуют  различные формы и пути выдвижения кандидатов. Традиционно значительную роль в этом играют партии. В современных условиях без их поддержки предвыборную кампанию выиграть очень сложно.

    Партия, претендующая на успех, должна убедить  как можно более широкий круг избирателей в том, что именно она лучше других партий способна решить стоящие перед обществом проблемы, защитить интересы большинства населения. Успех на выборах обеспечивает приток финансовых средств в партийную кассу и фонд избирательной кампании.

    Исключительное  право выдвижения на выборные должности  предоставлено партиям законодательством таких стран, как Австрия и Швеция. В Италии и ФРГ субъектами права выдвижения кандидатов в парламенты, кроме партий, являются избиратели и непартийные группировки.

    Выдвижение  кандидатов в депутаты от имени политических партий осуществляется общим собранием членов партии округа, либо собранием специально уполномоченных выборщиков, избираемых местными партийными организациями из числа своих членов.

    В ряде стран сохраняется право  на "внепартийное выдвижение" и  самовыдвижение. В Великобритании, Канаде, Франции, Японии существует система петиций, согласно которой каждый правоспособный гражданин может бороться за избрание в парламент. Для этого он должен получить номинационную петицию, в которой записаны его имя, адрес, профессия и название избирательного округа, собрать подписи определенного числа зарегистрированных избирателей и внести залоговую сумму, которую ему вернут, если он наберет на выборах установленный законом минимум голосов. Регистрация беспартийных, независимых кандидатов производится при условии, что заявление о выдвижении кандидата подписало: в ФРГ  до 200 избирателей, в Италии  до 350 избирателей, проживающих на территории определенного округа. В Канаде под документом о выдвижении достаточно подписей двух зарегистрированных избирателей. В Великобритании требуются подписи 10 избирателей: из которых  один  выдвигающий кандидатуру, один  поддерживающий предложение выдвигающего, и восемь избирателей, согласных поддержать выдвигаемую кандидатуру.

    В Великобритании избирательный залог не возвращается кандидату и переходит в казну государства, если кандидат получил менее 5% голосов, поданных в округе; в Канаде кандидат может вернуть залог, если соберет на выборах не менее 50% голосов избирателей. В российском законодательстве залоговая система отсутствует.

    Своеобразие избирательной кампании в США  заключается в том, что многие вопросы, связанные с деятельностью партий и проведением выборов, регулируются законодательством отдельных штатов. Главные партии (Демократическая и Республиканская) выдвигают своих кандидатов на выборные государственные должности либо на партийных конференциях (собраниях, конвентах), либо посредством первичных выборов (праймериз). Поскольку США  президентская республика, наибольшего внимания заслуживают праймериз президентские. На них выясняется, кто из претендентов на президентский пост от партии пользуется наибольшей популярностью у избирателей в данном штате и одновременно избираются делегаты на национальные конвенты.

    В первичных выборах не принимают участия избиратели, не отождествляющие себя ни с одной из двух главных партий США. Практика показывает, что в праймериз обычно участвует около 1/3 зарегистрировавшихся для промежуточных выборов сторонников главных партий.

    Система предвыборов является привилегией двух главных партий Соединенных Штатов, поскольку малыетретьи партии для проведения праймериз должны собрать на предыдущих выборах установленный законодательством каждого штата минимум голосов  от 5% до 20% общего числа избирателей. Процедура выдвижения и регистрации кандидатов от третьих партий крайне усложнена множеством правовых ограничений.

    В большинстве стран процесс проведения избирательных кампаний регламентируется законодательными нормами, основанными на трех важнейших принципах. 1) Обеспечение равенства возможностей для всех участвующих в выборах партий и кандидатов: всем им предоставляется равный максимальный лимит расходов на проведение выборов. При этом ограничиваются суммы пожертвований частных лиц и организаций в фонды избирательных кампаний. Во многих странах государство берет на себя финансирование предвыборной кампании. Всем партиям и кандидатам предоставляется равное время на радио и телевидении. 2) Принцип лояльности, в соответствии с которым кандидаты обязаны вести себя лояльно по отношению к своим противникам, не допускать каких бы то ни было фальсификаций, оскорблений противника и так далее. 3) Формальный нейтралитет государственного аппарата, его невмешательство в ход предвыборной борьбы.

    Согласно  законодательству многих стран государственные субсидии в целях возмещения избирательных расходов предоставляются не всем партиям или кандидатам в депутаты парламента, а лишь тем, которые собрали установленный минимум голосов (1%  в Австрии, 2%

 в  Италии и Швеции, 5%  во Франции, 10% в одномандатных округах ФРГ).

    В США условием для получения федеральной  дотации является требование, по которому кандидат в президенты должен предварительно собрать на свою избирательную кампанию не менее 100 тысяч долларов, причем как  минимум по 5 тысяч долларов не менее чем в 20 штатах, при условии, что размер взноса от одного спонсора не превышает 250 долларов. Федеральная дотация должна быть равна сумме, которую кандидат в президенты получил от частных лиц и не может превышать 5 миллионов долларов. Опыт показывает, что ограничение сумм, полученных от пожертвователей, не соблюдается.

    В конце ХХ века победа на президентских  выборах в США обходится в  сумму, превышающую 150 миллионов долларов, поэтому государственные дотации никак не могут покрыть реальных расходов кандидатов.

    В целом государственное упорядочение и регистрация сумм и исходных данных пожертвователей ни в одной стране не смогло устранить негативных последствий финансового воздействия крупного бизнеса на избрательные кампании. Нельзя не согласиться с мнением французского политолога М.Дюверже, отметившим, что давление денег в избирательных кампаниях устанавливает очень большое неравенство между кандидатами.

    Использование СМИ в выборах обычно законодательно устанавливает: общий период времени, отводимого для ведения избирательных кампаний; принципы его распределения между партиями и кандидатами; составление расписания, в соответствии с которым общее время разбивается по дням.

    После официального выдвижения кандидатов их имена вносятся в специальные бюллетени.

    Голосование, то есть подача голосов за выдвинутых кандидатов обычно осуществляется лично. В некоторых случаях законодательства отдельных стран допускают голосование  по почте, по доверенности (для отсутствующих избирателей), а также голосование представителей за неграмотных и больных.

    О времени и месте голосования  участковые избирательные комиссии (муниципалитеты, суды) обязаны оповестить избирателей заранее до дня его проведения через средства массовой информации.

    Голосование производится путем нанесения избирателем  в избирательном бюллетене какоголибо знака в квадрате (квадратах), относящемся к кандидату (кандидатам) или списку кандидатов, в пользу которых сделан выбор, либо к позиции "против всех кандидатов (списков кандидатов)". Сам акт голосования законодательством большинства стран рассматривается как право избирателя, которым он волен распоряжаться по своему усмотрению. Наряду с этим в некоторых странах (Австралия, Австрия, Бельгия, Египет, Италия, Люксембург, Пакистан, Турция) введено обязательное голосование. Законодательство этих стран рассматривает голосование как гражданский долг избирателя, а за нарушение его предусматривает различного рода санкции (моральные, административные, уголовные). Обязательное голосование позволяет поднимать активность избирателей. Цель этого очевидна  заставить голосовать политически пассивных граждан.

    Важнейшей гарантией свободного волеизъявления является тайное голосование, предусматривающее порядок подачи голосов, при котором избиратель заполняет бюллетень в изолированном помещении и сам опускает его в урну. Тайное голосование позволяет избирателю свободно выразить свою волю, проголосовав в соответствии со своими взглядами, не опасаясь никаких последствий.

    В настоящее время, после длительной борьбы тайное голосование введено  во всех странах с плюралистическими  режимами. Однако избирательная практика знает множество способов нарушения тайны голосования. Например, бюллетень может иметь тот же порядковый номер, под которым избиратель числится в списке. Нередко бюллетени совсем не защищены от подделки, что дает возможность заинтересованным лицам фальсифицировать голосование с помощью лишних бюллетеней.

    Подача  голосов является завершающим этапом избирательной кампании, после чего приступают к подсчету голосов и определению результатов голосования. В действие вступают избирательные системы.

    3. Рассмотрение вопроса следует  начать с определения понятия  "избирательная система". Избирательная  система  это совокупность правил и приемов, обеспечивающих определенный тип организации власти, участие общества в формировании государственных представительных, законодательных, судебных и исполнительных органов, выражение воли той части населения, которая по законодательству считается достаточной для признания выборов легитимными.

    Становлению современных избирательных систем предшествовала длительная борьба граждан многих стран мира за предоставление им избирательных прав на демократических условиях. Как отмечено выше, граждане добились отмены различных сословных, имущественных, образовательных, расовонациональных ограничений  цензов.

    Как показывает практика, избирательная  система должна отвечать определенным требованиям:

     быть  понятной основной массе избирателей;

      по возможности не вступать в неразрешимые противоречия с влиятельными интересами;

      не создавать явной несправедливости  по отношению к отдельным группам  избирателей или организациям;

     быть  предсказуемой в основных режимах  ее использования.

    Во  всем многообразии избирательных систем исследователи выделяют два основных типа, имеющих различные модификации в разных странах в зависимости от конкретноисторических условий. Это мажоритарная и пропорциональная избирательные системы.

    Избирательные системы, в которых в основу определения результатов голосования положен принцип большинства, называются мажоритарными (от фр. majorite  большинство).

    Согласно  правилам мажоритарной избирательной  системы, избранным по избирательному округу считается тот кандидат, или  список кандидатов, который получил установленное большинство голосов.

    Различают два вида мажоритарных систем  абсолютного  и относительного большинства.

    В соответствии с мажоритарной системой абсолютного большинства избранным  считается кандидат, получивший простое  большинство голосов избирателей, принявших участие в голосовании, то есть 50% голосов + 1 голос. Например, в округе баллотируется 4 кандидата (А, Б, В, Г) в парламент. 12 000 поданных за них голосов распределились следующим образом: А получил 2 000 голосов, Б  3 000, В 6 100, Г 900. Избранным будет считаться кандидат В, набравший абсолютное большинство голосов.

    Мажоритарная  система абсолютного большинства  имеет определенные недостатки:

    1) голоса, поданные за кандидатов, потерпевших поражение, пропадают,  то есть избиратели, проголосовавшие за них, своих представителей в парламент не приведут;

    2) эта  система выгодна лишь крупным  партиям;

    3) эта система нерезультативна.  В случае, если ни один кандидат  не наберет абсолютного большинства  или несколько кандидатов наберут их одинаковое количество, то вопрос остается открытым.

Информация о работе Современная избирательная система в РФ