Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2011 в 00:23, реферат
1. Современное избирательное право.
2. Организация и порядок проведения выборов.
3. Избирательные системы, их сущность, типология.
Чтобы избежать этого, прибегают к различным способам. Один из них перебаллотировка. Ее суть в том, что из числа ранее баллотирующихся кандидатов в новый бюллетень вносятся фамилии двух из них, набравших наибольшее количество голосов. Избранным считается кандидат, получивший при перебаллотировке абсолютное большинство голосов. Если же ни тот, ни другой кандидат не получил большинства или они набрали одинаковое количество голосов, то вопрос об избрании решается либо жребием, либо избранным считается кандидат, старший по возрасту.
Выборы по мажоритарной системе могут проводиться в несколько туров (второй, третий и так далее), допуская блокирование кандидатов и списков до тех пор, пока результаты выборов не определяться (такой порядок выборов существует во Франции с 1958 г.).
Достоинство данной системы состоит в том, что она позволяет создать стабильное правительство, опирающееся на надежное большинство в парламенте. Однако эта система не дает возможности установить соответствие между удельным весом партий в политической жизни страны и их влиянием в парламенте.
Наибольшее распространение в мире получила система относительного большинства. При этой разновидности мажоритарной системы избранным считается тот кандидат или список кандидатов, который набрал больше голосов, чем каждый из его противников в отдельности, хотя бы это большинство и было меньше половины. Данная система всегда результативна, так как ктото всегда набирает относительное большинство голосов. Если несколько кандидатов набрали одинаковое число голосов, то вопрос решается по жребию или по старшинству. При действии данной системы обычно бывает прочное большинство, что обеспечивает стабильность правительства. Однако и данная система имеет недостаток: она лишает представительства малые партии. Поэтому политические движения и идейные течения, не получившие парламентского представительства нередко ориентируются на непарламентские методы борьбы. В силу этого в мире идет постоянный поиск такой системы, которая гарантировала бы справедливое представительство различных политических сил.
С
этой целью в отдельных странах
прибегают к использованию
Более прогрессивными признаны пропорциональные избирательные системы. Они в настоящее время действуют во многих странах: в Италии, Финляндии, Швейцарии, Австралии, Швеции, Норвегии, Австрии, Бельгии. Система пропорционального представительства означает, что мандаты распределяются среди членов парламента строго пропорционально числу полученных голосов. При проведении выборов по пропорциональной системе создаются большие по численности избирательные округа. Каждая партия выставляет на выборах списки кандидатов двух, трех и более человек.
Чтобы подсчитать количество голосов, полученных по пропорциональной системе, надо число поданных голосов поделить на число депутатских мест. Таким образом, определяется избирательный метр или избирательная квота. Каждая партия получает столько мест, сколько раз избирательный метр (квота) уложится в число поданных за нее голосов. Поясним на примере. Допустим, в избирательном округе выставлено два списка кандидатов от партии А и партии Б. Всего в округе должно быть избрано три депутата. Участие в голосовании приняло 180 000 избирателей. Число поданных голосов делится на количество депутатских мест (180 000 : 3 = 60 000). За список партии А было подано 110 000 голосов, за список партии Б 70 000. В число голосов, полученных списком партии А, избирательный метр укладывается один раз (110 000 : 60 000 = 1 и 50 000 голосов в остатке). В число голосов, поданных за кандидатов партии Б, избирательный метр укладывается тоже один раз (70 000 : 60 000 = 1, остаток 10 000 голосов). Каждая партия получает по одному депутатскому мандату, и в выборный орган проходит депутат, чье имя в избирательном списке стояло первым. Один депутатский мандат пока остался свободным. При его распределении учитывается величина остатка от деления на избирательный метр. У партии А остаток был 50 000, а у партии Б 10 000 голосов. Следовательно, депутатское место получает партия А. Оно достается депутату, чье имя стояло в списке этой партии вторым.
В Австрии, Италии, Швейцарии и некоторых других странах избиратели голосуют и за список партии в целом, и за отдельного кандидата в списке. Для этого напротив имен кандидатов избиратели ставят цифры, определяя таким образом, кто из списка должен быть избран в случае победы своей партии в первую очередь, а кто во вторую и так далее.
Реализация пропорциональной системы на практике также сталкивается с определенными трудностями. Так, если от каждого избирательного округа избирается один депутат, то такая система по существу оказывается мажоритарной. В некоторых странах эту проблему пытались решить укрупнением округов и предоставлением права избирать несколько депутатов, пропорционально количеству голосов, полученному каждым из них. На первый взгляд, это решает проблему. На практике, однако, невозможно установить для каждого округа такое количество мандатов, которое обеспечивало бы барьер, ниже которого голоса попросту теряются. Отсюда тенденция к предвыборным союзам, "блокированию" и даже к слиянию мелких партий.
Далее остановимся на особенностях избирательных систем в разных странах. Избирательная система в каждой стране создается в зависимости от того, как понимаются интересы своей партии и общества и соответствует ли в целом существующим политическим концепциям и традициям.
Так, американская избирательная система соответствует "американской" модели существующих там партий, гарантирует существование двухпартийной системы и сохранению сложившегося политического водораздела.
Итальянская
(пропорциональная) система учитывает
более многообразный
Во Франции избирательный закон стал объектом ожесточенной политической борьбы и несколько раз менялся в зависимости от сложившегося соотношения политических сил. Мажоритарная система действовала во Франции в 18761881, 18891914, 19281940 и снова была введена в 1958 г. В настоящее время во Франции действует мажоритарная избирательная система в два тура. В первом туре избранным считается кандидат, собравший абсолютное число голосов (половина плюс один голос) при условии, что это число голосов составляет не менее 1/4 внесенных в список избирателей. Во втором туре для избрания достаточно относительного большинства голосов. При этом во втором туре могут оставаться лишь лица, участвующие в первом, за исключением смерти кандидата, когда во втором туре может участвовать его заместитель. Но для участия во втором туре необходимо соблюсти еще одно важное условие: собрать определенное количество голосов в первом туре (в 1958 г. это число составляло 5%, в настоящее время 12,5%). Мажоритарная система в том виде, как она применяется во Франции, обеспечивает завышенное представительство победившей на выборах коалиции партий, а внутри этой коалиции собравшей больше голосов, чем ее партнеры по коалиции. Одна из особенностей действия мажоритарной системы в два тура, как показывает опыт Франции, позволяет победить даже партии, собравшей менее 40% голосов.
В
ФРГ избирательная система
Анализ избирательных систем, действующих в разных странах, показывает, что совершенной избирательной системы в мире не существует. Каждая из них обладает определенным набором достоинств и недостатков в каждой стране в зависимости от конкретноисторических условий, традиций и политических реальностей, партийной системы.
Известный
французский политолог М.
1. Пропорциональное представительство ведет к многопартийности.
2.
Выборы по мажоритарной
3.
Выборы по мажоритарной
Действие этих законов подтверждает политическая практика. Каждый тип избирательной системы поразному влияет на партийные системы. Так, мажоритарные в один тур выборы, принятые в Великобритании, благоприятствуют существованию двухпартийной системы. На этом строится функционирование всего парламентского механизма. Партии контролируют организацию избирательного процесса. Победившая партия имеет гораздо большее представительство в парламенте, чем доля полученных ею голосов избирателей. Она получает абсолютную власть в парламенте и право формировать собственное правительство. Лидер партии автоматически становится главой правительства. В течение всего срока пребывания в должности премьерминистра практически никто не может поставить под сомнение законность его власти, кроме самой партии. Таким образом, избиратели на парламентских выборах определяют не только депутатский корпус, но и главу исполнительной власти.
Пропорциональное представительство, распространенное в Италии, порождает многопартийность и вызывает к жизни разнообразные и очень нестойкие партийные комбинации, создаваемые ради получения мест в парламентском большинстве. В Италии равновесие властей явно нарушено в пользу партий, и такое положение наглядно демонстрирует опасности, связанные с чрезмерной властью партий. Италию лихорадят политические кризисы, она страдает от нестабильности и слабости власти, частой смены правительства.
Далее рассмотрим избирательную систему в России. В избирательной кампании 1989 г. в нашей стране применялась избирательная система мажоритарная, с голосованием в два тура. На выборах в Государственную Думу в 1993 г. был законодательно закреплен принцип сочетания мажоритарной и пропорциональной систем. В соответствии с ним, половина депутатов (225 человек) избиралась на основе мажоритарной системы по одномандатным округам. Остальные 225 депутатов Государственной Думы избирались на основе пропорционального представительства по общефедеральному избирательному округу от партий, общественных организаций или их блоков. Победа в этом случае была пропорциональна числу голосов, поданных за соответствующий список избирательного объединения. При этом подсчет велся лишь по спискам, набравшим более 5% действительных голосов. С точки зрения международной практики выборов в высшие федеральные органы власти введение системы пропорционального представительства при выдвижении кандидатов является показателем демократизации избирательной системы. Применение пропорциональной системы при выборах в Государственную Думу позволило добиться относительного соответствия между количеством голосов, набранных той или иной партией, и количеством мандатов, то есть мест, полученных партией в Государственной Думе. Это способствовало избранию политически структурированного парламента. По выборам в Совет Федерации использовалась только система относительного большинства, с той лишь разницей, что округ был двухмандатный. Поэтому от него избирались не один, а два депутата. Каждый избирательный округ соответствовал территории одного субъекта Российской Федерации.
Большим своеобразием отличаются избирательные системы развивающихся стран вследствии имеющихся в них национальных и конфессиональных противоречий. Так, в Ливане действует система представительства меньшинства, согласно которой каждое национальное меньшинство выдвигает своих кандидатов в парламент, за которых голосуют все избиратели.
Следовательно, избирательные системы весьма многообразны в зависимости от исторических традиций, национальных особенностей, политической обстановки. Анализируя избирательную систему, нужно исходить из конкретной ситуации. При всем многообразии любая избирательная система должна гарантировать от узурпации власти.
1.
В современных условиях для
большинства населения
2. В странах с плюралистическими режимами выборы проводятся в соответствии с принятым избирательным правом, основополагающими принципами которого являются: а) всеобщность прав для взрослых (возрастной ценз в разных странах разный), но реально везде есть ограничения всеобщности; б) равный вес голосов; в) свободный выбор без страха возможных репрессий; г) тайное голосование, исключающее контроль за волеизъявлением избирателей; д) честный подсчет голосов.
3.
Победа партий, кандидатов на
выборах во многом зависит
от характера действующей в
обществе избирательной
Евдокимов В.Б. Партии в политической системе буржуазного государства. Свердловск, 1990.
Конституции буржуазных государств. М., 1982.
Конституция Российской Федерации. М., 1993.
Крутоголов М.А. Парламент Франции. Организация и правовые аспекты деятельности. М., 1988.
Мерфин Р. Технология мзбирательных кампаний в США// Полис. – 1991. № 3.
Мишин А., Барабашев Г. Государственное право буржуазных и развивающихся стран. М., 1989.
Об
утверждении схемы