Шпаргалка по "Гражданско-процессуальному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 15:41, шпаргалка

Краткое описание

Формы защиты прав и законных интересов граждан и организаций. Конституция РФ о праве граждан на судебную защиту.
Граждане и организации наделены в России различными субъективными правами, что является значительным социальным достижением. Определяя вид, меру и пределы возможного поведения людей, права граждан обеспечивают удовлетворение их потребностей, регламентируют поведение и стиль жизни.

Файлы: 1 файл

ОТВЕТЫ гр.проц.docx

— 313.31 Кб (Скачать)

29.Подведомственность  гражданских дел суду (понятие,  значение). Общие правила подведомственности  гражданских дел суду. Подведомственность суду исковых дел; дел, возникающих из публичных правоотношений, и дел особого производства.

Подведомственность — относимость нуждающихся в государственно-властном разрешении споров о праве и разрешении иных юридических дел к ведению компетентного юрисдикционного органа (государственного, общественного или смешанного органа), наделенного государством правом рассмотрения и разрешения индивидуальных, конкретных дел и урегулированию общественных правоотношений. Значение подведомственности достаточно многогранно. Прежде всего, подведомственность выступает в качестве межотраслевого института права, выполняющего функции распределительного механизма юридических дел между различными юрисдикционными органами. В условиях построения и осуществления системы государственной власти на принципах разделения властей подведомственность играет роль рабочего юридического механизма, позволяющего реализовать данное положение в государственно-правовом строительстве. Ведь недостаточно провозгласить начала разделения властей, необходимо и реально воплотить его в законодательство и юридическую практику всех государственных органов с помощью правовых критериев. 
   Подведомственность является одним из юридических условий, определяющих возникновение права на обращение в суд. В этом аспекте подведомственность очерчивает пределы реализации данного права, определяя границы судебной власти в соотношении с законодательной и исполнительной. Подведомственность выступает и в качестве юридического факта в конкретном фактическом составе, определяющем возникновение гражданского процесса. При обращении в суд подведомственность из качества юридического условия становится юридическим фактом, который устанавливается судьей при решении вопроса о возбуждении гражданского дела. При этом в конкретном фактическом составе юридическим фактом является не сама по себе подведомственность, а ее конкретный, определенный вид. В каждом фактическом составе может быть либо исключительная судебная подведомственность, либо разновидности множественной подведомственности. 
   Данное положение отражено в целом в содержании ГПК, где в зависимости от конкретного вида подведомственности устанавливаются последствия, связанные с несоблюдением ее правил (п. 1 ч. 1 ст. 134 и п. 1 ч. 1 ст. 135 ГПК). Подведомственность выступает не только в качестве правообразующего фактического обстоятельства. В ряде случаев неподведомственность может быть и правопрепятствующим, и правопрекращающим юридическим фактом в зависимости от конкретной фактической ситуации (см., например: ч. 1 ст. 220, ч. 2 и 6 ст. 222 ГПК). Подведомственность дел тем или иным органам устанавливается законами и иными правовыми актами, в которых закрепляются общие правила и отдельные исключения из них. С помощью этих правил разрешается в каждом случае вопрос о том, какой орган правомочен разрешить дело, т.е. разграничивается подведомственность дел судам общей юрисдикции, с одной стороны, и иным органам судебной, исполнительной власти, третейским судам, международным коммерческим арбитражам и другим, имеющим соответствующие юрисдикционные полномочия. 
   В качестве критериев отнесения отдельных категорий юридических дел к ведению определенных органов можно выделить: 
   - во-первых, характер спорного правоотношения (имея в виду его содержание - связано ли оно с предпринимательской и иной экономической деятельностью или нет); 
   - во-вторых, субъектный состав (состав участников спора); 
   - в-третьих, спорность либо бесспорность права; 
   - в-четвертых, наличие договора между сторонами спора; 
   - в-пятых, характер правового акта (носит ли он нормативный или ненормативный характер); 
   - в-шестых, орган, которым принят нормативный акт (имея в виду всю иерархию и структуру 
органов государственной власти и органов местного самоуправления). 
   Могут использоваться в законодательстве и иные критерии разграничения подведомственности. 
   Первый критерий подведомственности - характер спорного правоотношения - определяет подведомственность споров органам судебной власти. В свое время данный критерий обосновал Ю.К. Осипов, отразив исключительную судебную подведомственность споров из гражданских (в широком смысле) отношений. Ведь еще до начала 90-х гг. 
   XX в. в российском законодательстве сохранялись достаточно значительные ограничения права на обращение в суд. Критерий характера правоотношения используется для разграничения подведомственности между судами общей юрисдикции и арбитражными судами. Согласно ч. 3 ст. 22 ГПК суды не рассматривают экономические споры и иные дела, отнесенные федеральными законами к ведению арбитражных судов. 
   В законодательстве понятие экономического спора прямо не определено, что затрудняет его толкование. На наш взгляд, экономический характер спора отражает содержание спорного правоотношения и характеризует суть взаимоотношений спорящих сторон - спор возник из предпринимательской и иной экономической деятельности. На такое понимание данного вопроса ориентировал в свое время п. 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 августа 1992 г. N12/12 "О некоторых вопросах подведомственности дел судам и арбитражным судам", в котором подчеркивается необходимость исходить из существа взаимоотношений спорящих сторон. 
   Согласно п. 1 ст. 2 ГК предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. При этом экономический характер спора проявляется не только в осуществлении предпринимательской деятельности, но и в доступе к этой деятельности, а также в предъявлении иных имущественных требований. 
   Экономическими являются споры как из гражданских, так и из публичных правоотношений. Характер правоотношения является оценочной категорией, и его выяснение связано с оценкой целой группы фактических обстоятельств. Внешним признаком отраслевой принадлежности правоотношения является местоположение регулирующих их правовых норм. Однако нередко источники той или иной отрасли права содержат правовые нормы, регулирующие отношения различной отраслевой принадлежности. Например, Федеральные законы "Об акционерных обществах", "О рынке ценных бумаг" носят межотраслевой характер и содержат нормы как гражданского, так и административного, финансового, процессуального и иного права. Некоторые источники права вообще не имеют четко выраженной отраслевой принадлежности или являются комплексными. В таких случаях на помощь для определения подведомственности также приходит критерий характера (предмета) дела - его связь с предпринимательской и иной экономической деятельностью. 
   Критерий субъектного состава участников спора позволяет дополнительно более точно разграничить подведомственность между двумя органами судебной власти: судами общей юрисдикции и арбитражными судами. 
   При этом следует иметь в виду, что ст. 27 АПК связывает подведомственность дел арбитражному суду по субъектному составу с правовым положением сторон спора. Арбитражные суды по общему правилу разрешают дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан - индивидуальных предпринимателей. Только в случаях, предусмотренных АПК и иными федеральными законами, арбитражные суды рассматривают дела с участием Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя. 
   В отличие от арбитражных судов суды общей юрисдикции согласно ч. 1 ст. 22 ГПК рассматривают дела с участием всех граждан и организаций, наделенных правом на судебную защиту (ст. 36 ГПК), а также иностранных лиц. Поэтому по общему правилу если спор с участием данных субъектов не носит экономического характера и не отнесен к исключительной компетенции арбитражных судов (ст. 33 АПК), то он будет подведомствен суду общей юрисдикции. Следует иметь в виду и правило ч. 4 ст. 27 АПК, согласно которому вступление в арбитражный процесс граждан, не имеющих статуса индивидуальных предпринимателей, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, не изменяет подведомственности дела, которое должно быть рассмотрено арбитражным судом по существу. 
   Третий критерий - спорность либо бесспорность права разграничивает подведомственность юридических дел между судами и органами исполнительной власти, осуществляющими регистрацию юридических фактов (например, органами загсов), нотариусами. Так, дела бесспорного характера подведомственны суду общей юрисдикции только в случаях, указанных в законе, например дела особого производства, указанные в ст. 262 ГПК, дела об установлении усыновления ребенка (ст. 125 СК). Подведомственность дел о расторжении брака между судами общей юрисдикции и органами записи актов гражданского состояния также определяется в основном наличием или отсутствием спора между супругами (ст. 18-23 СК). 
   Таким же образом разграничивается подведомственность между органами по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и судами. При наличии бесспорности права такая регистрация производится учреждением юстиции, а при возникновении спора - на основании решения суда (п. 3 ст. 165 ГК). 
   Аналогично разграничивается компетенция между нотариусами, с одной стороны, и судами общей юрисдикции, арбитражными судами, с другой стороны. Так, нотариус удостоверяет целый ряд юридических фактов бесспорного характера, при отсутствии спора вправе выдать свидетельство о праве собственности на долю в общем имуществе супругов, удостоверить соглашение о разделе совместно нажитого имущества. Продление срока для принятия наследства осуществляется судом, но при согласии остальных наследников, принявших наследство, осуществляется в рамках нотариального производства (ст. 1155 ГК, ст. 71 Основ законодательства РФ о нотариате). 
   В ряде случаев обязательную силу имеют нотариально удостоверенные сделки, которые в случае невыполнения их условий создают право для одной из сторон требовать принудительного исполнения ее условий, например, нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов (ст. 100 СК). Кроме того, для обращения взыскания на заложенное имущество по общему правилу необходимо решение суда. Вместе с тем удовлетворение требования залогодержателя за счет заложенного недвижимого имущества без обращения в суд допускается на основании нотариально удостоверенного соглашения залогодержателя с залогодателем, заключенного после возникновения оснований для обращения взыскания на предмет залога (п. 1 ст. 349 ГК). К сожалению, это положение ст. 349 ГК практически сведено на нет Федеральным законом "Об исполнительном производстве", не включившим такие соглашения в число исполнительных документов. 
   Четвертый критерий - наличие договора между сторонами спора - разграничивает подведомственность между государственными органами судебной власти и третейскими судами, а также при определении сторонами нотариальной формы для совершения соответствующего юридического действия, когда для него законом не установлена обязательная нотариальная форма. 
   Следует иметь в виду, что в законодательстве могут применяться в отдельных случаях и иные дополнительные критерии разграничения подведомственности. Так, подведомственность дел об оспаривании актов государственных органов и органов местного самоуправления разграничивается между различными судами по органу, принявшему оспариваемый акт; характеру акта (нормативный или ненормативный по содержанию); субъекту обращения; по характеру нормативного правового акта, которому не соответствует оспариваемый нормативный правовой акт. 
   Например, при разграничении подведомственности дел по оспариванию правовых актов нормативного характера в качестве одного из критериев выступает уровень правового акта нормативного характера. Так, Конституционному Суду РФ подведомственны дела о соответствии Конституции РФ нормативных актов, перечисленных в ст. 125 Конституции РФ; конституционным (уставным) судам субъектов РФ - перечисленные в ст. 27 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации"; арбитражным судам - только по заявлениям организаций и граждан, имеющих статус индивидуальных предпринимателей, в отношении нормативных актов, затрагивающих их права в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, и только при наличии специального указания в федеральном законе (ст. 29 АПК). 
   Судам общей юрисдикции подведомственны дела об оспаривании нормативных правовых актов независимо от того, физическое или юридическое лицо обращается в суд, а также какие правоотношения регулирует оспариваемый нормативный правовой акт (п. 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 января 2003 г. N 2 "О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации"). Поэтому в любом случае, если нормативный акт не может быть оспорен в Конституционный Суд РФ, конституционный (уставный) суд субъекта РФ, арбитражный суд, его проверка на предмет соответствия Конституции РФ и федеральным законам подведомственна судам общей юрисдикции.

30.Понятие подсудности.  Ее отличие от подведомственности

После разрешения вопроса о подведомственности дела суду общей юрисдикции заинтересованное лицо должно определить конкретный суд, в который следует подать исковое  заявление (заявление, жалобу). Необходимость  определения конкретного суда существует и в тех случаях, когда лицо имеет намерение обжаловать судебный акт, обратиться с заявлением о его  пересмотре и т.п. Разрешение этих вопросов происходит в рамках института подсудности. 
   Подсудность - относимость подведомственного судам дела к ведению определенного суда. 
   Значение института подсудности проявляется, прежде всего, в том, что именно через данный институт заинтересованное лицо имеет возможность реализовать свое конституционное право на судебную защиту. Более того, в ч. 1 ст. 47 Конституции РФ прямо подчеркивается, что никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом. Таким образом, законодательная регламентация подсудности имеет конституционно-правовое значение. 
   Нарушение правил подсудности при рассмотрении дела является безусловным основанием для отмены судебного акта независимо от того, привело ли это нарушение к неправильному разрешению дела по существу или нет (см. ч. 1 ст. 330, п. 1 ч. 2 ст. 364, ст. 387 ГПК). 
   В Конституции РФ термин "подсудность" используется в двояком значении. В упомянутой выше ч. 1 ст. 47 Конституции РФ данный термин употребляется в его традиционном доктринальном значении. Однако ст. 126 Конституции РФ, указывая на подсудность, в действительности имеет в виду подведомственность ("Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики"). Указанная терминологическая путаница не ведет к отождествлению понятий подведомственности и подсудности: в рамках института подведомственности разрешается вопрос о юрисдикционном органе, уполномоченном рассматривать дело (суд общей юрисдикции, арбитражный суд, уставный суд и т.д.), нормы же о подсудности определяют, к ведению какого конкретного суда общей юрисдикции (арбитражного суда и т.п.) отнесено данное дело.. Подсудность — средство разграничения компетенции внутри каждой судебной системы;Подведомственность — отграничение компетенции судов общей юрисдикции в целом как системы от иных судов и иных юрисдикционных органов.

31.Виды подсудности. Родовая  подсудность. Подсудность дел  мировым судьям.

Подсудность можно классифицировать по следующим видам: 
   1) функциональная подсудность - распределение компетенции между судами общей юрисдикции, рассматривающими дела по первой инстанции, в апелляционном, кассационном, надзорном порядке и при пересмотре судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам; 
   2) родовая (предметная) подсудность - распределение компетенции по рассмотрению дела по первой инстанции между судами, относящимися к различным звеньям системы судов общей юрисдикции; 
   3) территориальная (пространственная, местная) подсудность - распределение компетенции по рассмотрению дела по первой инстанции между судами общей юрисдикции, относящимися к одному звену.

1. Функциональная подсудность 
2. Родовая подсудность 
3. Территориальная подсудность

Согласно статье 23 ФЗ «О мировых  судьях» мировой судья рассматривает дела:

a.       о выдаче судебного приказа,

b.       о расторжении брака (если отсутствует спор о детях),

c.       о разделе между супругами совместно нажитого имущества независимо от цены иска,

d.       иные дела из семейно-правовых отношений (кроме дел об оспаривании отцовства/материнство, установлении отцовства, о лишении родительских прав, об установлении усыновления ребенка), по имущественным спорам при цене иска, не превышающей 500 МРОТ,

e.       иные дела из трудовых отношений (кроме дел о восстановлении на работе и дел о разрешении коллективных трудовых споров),

f.        об определении порядка пользования имуществом.

Родовая подсудность гражданских  дел районным судам: все дела, подведомственные судам общей юрисдикции, кроме тех, которые отнесены законом к судам общей юрисдикции иного уровня.

32.Территориальная  подсудность, ее виды.

Территориальная подсудность определяет, в какой конкретный суд из однородных судов одного и того же уровня (звена) системы судов с учетом его территориальной юрисдикции следует обратиться за разрешением определенного гражданского дела. Различаются несколько видов территориальной подсудности:

1) общая,

2) альтернативная,

3) исключительная,

4) договорную,

5) по связи дел.

Общая территориальная подсудность определяется местом нахождения ответчика; статья 28 ГПК РФ — иск к гражданину предъявляется в суде, в пределах территориальной юрисдикции которого ответчик имеет место жительства (место, где он постоянно или преимущественно проживает). По общему правилу территориальной подсудности, иски к лицам, находящимся в следственных изоляторах или отбывающим наказание, предъявляются в суд по последнему месту их жительства. Если местожительства ответчика, несмотря на принятые меры, не установлено, иск может быть предъявлен по месту нахождения имущества или по последнему известному месту жительства (+истец должен предоставить доказательства стараний установить фактическое местожительство; аналогично для проживающих за пределами РФ).

Территориальная подсудность исков, предъявляемых к организации, определяется местом ее нахождения (место государственной регистрации — по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа либо иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юр лица без доверенности).

Подсудность по выбору истца (альтернативная) — (Статья 29 ГПК РФ) предоставление истцу возможности по своему усмотрению обратиться за разрешением дела в один из нескольких судов, указанных в законе (категории таких дел устанавливаются законом: при неизвестности места жительства ответчика; по искам, вытекающим из деятельности филиала или представительства — по месту нахождения филиала или представительства; о взыскании алиментов и об установлении отцовства — по месту жительства истца; о возмещении вреда, причиненного увечьем / смертью кормильца — по месту причинения вреда; из договоров, в которых указано место исполнения — по месту исполнения и другие).

Альтернативная подсудность установлена и для дел, возникающих из публичных правоотношений; своеобразная альтернативная подсудность — при предъявлении иска к нескольким ответчикам. Обратившись в суд с использованием права выбора, истец не вправе требовать передачи дела в другой суд из числа указанных; недопустимо одновременное обращение в два суда.

Исключительная подсудность — (Статья 30 ГПК РФ) допускающая рассмотрение определенной категории дел в судах, точно указанных в законе:

1)         право предъявления иска может быть реализовано только в строго определенном по территории суде, указанном в законе, не допускается соглашение о месте рассмотрения дела,

2)         исключается возможность выбора суда и рассмотрения определенного дела в ином суде.

При конкуренции правил подсудности, например, при объективном соединении исков, один из которых подпадает под исключительную подсудность — для всего дела действуют правила исключительной подсудности. Пример дел: об установлении порядка пользования земельным участком, об освобождении имущества от ареста — по месту нахождения имущества. ГПК РФ предусматривает исключительную подсудность и в отношении дел особого производства.

Договорная (добровольная) подсудность — (Статья 32 ГПК РФ) установленную законом территориальную подсудность стороны вправе изменить соглашением между собой (пророгационный договор). Подобное изменение подсудности возможно в допустимых законом пределах и до принятия дела судом к своему производству:

1)          договорная подсудность допустима для любых категории дел, кроме дел с исключительной подсудностью;

2)          нельзя изменить или отменить родовую подсудность.

Соглашение о подсудности обязательно  для сторон; поэтому — если истец предъявит требование в каком-либо другом суде, не оговоренном в договоре, ответчик вправе заявить возражения о неподсудности (ответчик лишен такого права, если даже дело по общему правилу территориальной подсудности подлежит ведению другого суда).

Подсудность по связи дел — (Статья 31 ГПК РФ) подсудность по правилам которой иск подлежит предъявлению в суде, где рассматривается связанное с ним дело. Подсудность по связи дел возникает:

1)         при предъявлении требования к нескольким ответчикам, имеющим разное местожительство;

2)         при предъявлении встречного иска;

3)         при предъявлении гражданского иска в уголовном процессе.

Встречный иск, независимо от подсудности, может быть предъявлен по месту рассмотрения первоначального иска (исключение — если встречный иск подпадает под исключительную подсудность). То же правило — в отношении исков третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования на предмет спора.

33.Порядок передачи  дела в другой суд.  Последствия  несоблюдения правил о подсудности  дела

Дело, принятое судом к производству с соблюдением правил подсудности, должно быть разрешено им по существу, хотя бы в дальнейшем оно станет подсудным другому суду (ст. 33 ГПК). Суд, принявший дело к производству, может передать его в другой суд лишь в порядке исключения, в тех случаях если: ответчик, место жительства или место нахождения которого не было известно ранее, заявит ходатайство о передаче дела в суд по месту его жительства или месту его нахождения; обе стороны заявили ходатайство о рассмотрении дела по месту нахождения большинства доказательств; при рассмотрении дела в данном суде выявилось, что оно было принято к производству с нарушением правил подсудности; после отвода одного или нескольких судей либо по другим причинам замена судей или рассмотрение дела в данном суде становятся невозможными. Передача дела в этом случае осуществляется выше стоящим судом. О передаче дела в другой суд или об отказе в передаче дела в другой суд выносится определение, на которое может быть принесена частная жалоба. Передача дела из одного суда в другой производится по истечении срока на обжалование этого определения, а в случае принесения жалобы — после вынесения определения об оставлении жалобы без удовлетворения. Дело, направленное из одного суда в другой, должно быть принято к рассмотрению судом, которому оно направлено. Споры о подсудности между судами Российской Федерации не допускаются.

Несоблюдение установленных законом правил подсудности влечет следующие последствия: а) отказ в принятии искового заявления или жалобы, то есть отказ в возбуждении производства по делу; б) передачу дела в суд, которому оно подсудно по закону; в) отмену судебного акта в апелляционном', кассационном или надзорном порядке. Рассмотрим условия наступления указанных последствий в случаях нарушения родовой и территориальной подсудности.

Несоблюдение  правил родовой подсудности. Обращение заинтересованного лица в суд с нарушением правил родовой (предметной) подсудности влечет отказ в принятии неподсудного дела к производству, то есть отказ в возбуждении юридического дела в данном конкретном суде. Юридической основой такого отказа является п. 7 ч. 2 ст. 129 ГПК, в соответствии с которым «судья отказывает в принятии заявления, если дело неподсудно данному суду»

Информация о работе Шпаргалка по "Гражданско-процессуальному праву"