Прокурорский надзор за законностью исполнения постановлений по гражданским делам
Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2015 в 19:41, контрольная работа
Краткое описание
Цель данной контрольной работы состоит в рассмотрение основания и форм участия прокурора в гражданском процессе.
Оглавление
Введение………………………………………………………………………… 3 Формы участия прокурора в гражданском процессе………………………… 4 Основания участия прокурора в гражданском процессе…………………… 18 Процессуальное положение прокурора в гражданском процессе…………... 20 Прокурорский надзор за законностью исполнения постановлений по гражданским делам…………………………………………………………….. 22 Заключение……………………………………………………………………… 24 Задача №2……………………………………………………………………….. 27 Задача №3………………………………………………………………………. 28 Список используемой литературы……
Генеральный прокурор РФ вправе
обращаться в Пленум Верховного Суда РФ
с представлениями о даче судам разъяснений
по вопросам судебной практики по гражданским
делам.
ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
ПРОКУРОРА В ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ.
Вопрос о процессуальном положении
прокурора дискуссионен в науке гражданского
процесса.
Одни авторы полагают, что в
процессе прокурор занимает положение
стороны и является стороной. Речь здесь,
очевидно, может идти лишь о прокуроре,
предъявляющем иск. Уточняя эту точку
зрения, некоторые авторы отмечают, что
прокурор, предъявивший иск, является
стороной лишь в процессуальном смысле.
Третьи авторы полагают, что процессуальное
положение прокурора совершенно особенное,
ибо только на него возложен надзор за
соблюдением законности в деятельности
всех участников гражданского процесса,
в том числе и самого суда, поэтому оно
не может быть сведено к положению стороны,
ибо нельзя быть стороной в деле и одновременно
надзирать за соблюдением закона. По поводу
последнего утверждения, в целом соглашаясь
с ним, необходимо отметить, что оно уже
не соответствует действующему законодательству,
ибо Законом о Прокуратуре РФ на прокурора
теперь надзор за законностью деятельности
суда не возложен.
Процессуальное положение прокурора
не может быть сведено к положению стороны
или третьего лица. Прокурору может быть
отказано судом в приеме искового заявления
только в случае, когда у лица, в интересах
которого предъявляется иск, нет права
на обращение в суд. На прокурора не распространяются
материально-правовые последствия решения,
с него нельзя ничего взыскать, даже если
суд не удовлетворит его иск. Отказ от
иска не связывает заинтересованное лицо,
которое и является истцом по делу. Понятие
же «истец в процессуальном смысле», употребляемое
некоторыми авторами для характеристики
процессуального положения прокурора,
неудачно. Термин «истец» (в отличие от
понятия иска и права на иск) материальному
праву неизвестен, поэтому говорить
«истец в процессуальном смысле»
тавтологично.
Для выделения
понятий «истец» и «ответчик» процессуальная
наука использует материально-правовой
критерий, т.е. их участие в предполагаемом
материально- правовом отношении, которое
будет предметом судебного рассмотрения.
Коль скоро прокурор не является их участником,
он не будет истцом и ответчиком по делу,
даже если его процессуальные права и
обязанности аналогичны стороне по делу.
Прокурор является совершенно
особым участником гражданского процесса,
для характеристики которого уместнее
всего употребить выработанный русской
процессуальной наукой термин «правозаступник».
Правозаступник в отличие от представителя,
поверенного, слуги частного интереса
стороны – его клиента защищает индивидуальные
права частного лица ввиду и во имя общественного
блага.
Прокурор не связан в своей
правовой позиции и процессуальной деятельности
интересами лица, на стороне которого
он выступает. Его задача защитить общественное
благо, интересы общества, выраженные
в законе, правопорядок. Он защищает права
и интересы конкретного лица постольку,
поскольку в этом выражается общественный
интерес в той мере, в какой дело имеет
общественное значение.
ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР
ЗА ЗАКОННОСТЬЮ ИСПОЛНЕНИЯ ПОСТАНОВЛЕНИЙ
ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ.
Особое внимание обращается
на исполнение судебных решений, вынесенных
по заявлениям и искам прокуроров. Однако
в задачу прокурора не входит проведение
сплошных проверок исполнения всех решений
по гражданским делам, вынесенных судом.
Прокурор обычно проверяет исполнение
судебных решений в связи с жалобами граждан
и других заинтересованных лиц. В соответствии
со ст. 441 ГПК РФ прокурор вправе принести
жалобу в суд на действия судебного пристава.
В соответствии с п. 7 Приказа
Генерального прокурора РФ от 05.01.1997 г.
№ 1 «Об участии прокурора в гражданском
судопроизводстве» на прокурора возложена
обязанность:
7. Обеспечить надзор за
законностью исполнения судебных
постановлений, опротестовывая в
необходимых случаях действия
судебных исполнителей и судебные
определения по вопросам исполнения.
Обеспечивая надзор за законностью
исполнения судебных постановлений необходимо
руководствоваться Федеральным Законом
«Об исполнительном производстве», вступившем
в силу 06.22.97 г. и разделом VII ГПК РФ. Меры
прокурорского реагирования на нарушения
закона судебными приставами- исполнителями
в настоящее время чаще имеют форму представлений.
Это объясняется тем, что нормами ФЗ «Об
исполнительном производстве» принесение
протеста на действия судебного пристава-исполнителя
не предусмотрено. В то же время опротестование
действий пристава в суд не исключается
в соответствии со ст. 441 ГПК РФ.
Выбор формы прокурорского
реагирования принадлежит прокурору,
но здесь следует иметь в виду, что протест
на действия судебного пристава- исполнителя
подается в суд, а не руководителю подразделения
судебных приставов округа. В адрес должностного
лица может быть внесено представление
об устранении нарушений закона, которое
оформляется в порядке ст. 24 ФЗ «О прокуратуре
РФ».
В соответствии с указанием
Генерального прокурора РФ от 6 января
1999 г. № 1/7 всем нижестоящим прокурорам
поставлена задача обеспечить эффективный
надзор за исполнением законов при осуществлении
судебными приставами своих функций, связанных
с реализацией важнейших конституционных
прав и законных интересов граждан и организаций,
а также при применении ими мер принуждения.
С учетом специфики работы судебных
приставов организация надзора распределена
между структурными подразделениями прокуратур,
осуществляющими надзор за:
- исполнением законов
и законностью правовых актов
– в части соблюдения закона
при осуществлении судебными
приставами своих функций как
при обеспечении установленного
порядка деятельности судов, так
и при исполнении судебных
актов и актов других органов;
исполнения законов, регламентирующих
возбуждение исполнительного производства.
Надзор за соответствием федеральным
законам нормативных актов, издаваемых
Главным судебным приставом РФ,
управлением по надзору за
исполнением законов и законностью
правовых актов
Генеральной прокуратуры РФ;
- законностью постановлений
судов по гражданским делам
– в части соответствия законам
постановлений судов общей юрисдикции
по вопросам исполнительного
производства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
«Участие прокурора в гражданском
процессе — один из важнейших методов
охранения законности. От его успешного
проведения во многом зависит процесс
построения правового государства, поскольку
законность — неотъемлемый, если не основной,
его атрибут».
Проблема доступности и эффективности
правосудия является чрезвычайно актуальной
и значимой, особенно в настоящее время,
когда недоверие к судам со стороны граждан
приводит большую часть общества в сферу
теневой криминальной юстиции, которая,
как известно, судит не по закону, а «по
понятиям».
Ни для кого не секрет, что основными
недостатками нашей «отечественной Фемиды»
являются, в первую очередь, нарушение
сроков рассмотрения дел, когда их слушания
без достаточно уважительных причин откладываются
или переносятся без указания новой даты
их рассмотрения, в результате чего люди
порой доходят до отчаяния в ожидании
результатов разрешения своих споров.
Имеет место
также и намеренная волокита со стороны
судебных работников в выдаче копий решений
суда и не предоставления гражданам возможности
для своевременного ознакомления с протоколами
судебного заседания, что ограничивает
их во времени на подачу кассационных
жалоб, в том числе и прокурору на принесение
квалифицированного кассационного предоставления
в вышестоящую судебную инстанцию.
Кроме того, отсутствие необходимой
профессиональной подготовки части судейского
корпуса, в условиях постоянно меняющегося
законодательства и усложнения норм материального
права, отрицательно сказывается на качестве
выносимых ими судебных решений.
Обращает на себя внимание и
тот факт, что количество судебных ошибок,
выявленных в кассационными инстанциями
судов общей юрисдикции, и повлекших в
дальнейшем отмену и изменения судебных
решений, только за 2014 год составило около
169 тысяч. Вместе с тем, вызывает озабоченность
и то, что незаконные судебные постановления
нередко выносятся по делам, затрагивающим
конституционные права граждан – трудовые,
жилищные, о возмещении вреда и т.д.
Далее, следует особо отметить
такой недопустимый фактор в осуществлении
правосудия как ангажированность некоторых
судей, в связи с чем граждане вынуждены
ходатайствовать о переносе рассмотрения
своих споров в другие регионы, поскольку
усматривают в действиях конкретного
судьи явную заинтересованность в исходе
дела (в первую очередь это относится к
делам, связанным с нарушением законных
прав граждан со стороны государственных
органов).
В большинстве судьи нередко
занимают позицию отторжения любой критики,
забывая при этом, что уважающая себя власть
должна бороться за чистоту своих рядов,
освобождаясь от недобросовестных работников.
Нельзя, конечно, не учитывать
и объективные причины нарушений сроков
рассмотрения дел, а именно: ежегодно увеличивающийся
рост количества гражданских дел, недостаточную
численность судейского корпуса и в этой
связи перегруженность судей, а также
неудовлетворительное материально- техническое
обеспечение, необходимое для нормальной
работы судов.
Введение же института мировых
судей, призванного разгрузить суды районного
звена и взять на себя рассмотрение несложных
административных дел, тормозится в виду
отсутствия в бюджете предусмотренных
для того материальных средств.
Нельзя не учитывать и тот факт,
что для большинства граждан обращение
в суд в настоящее время является непозволительной
роскошью, поскольку услуги адвоката и
госпошлина при подаче исковых заявлений
составляет весьма значительную («кругленькую»)
сумму. Перечисленные факторы отрицательно
влияют на доступность и эффективность
правосудия. Зачастую, прокуратура является
единственным органом, где граждане могут
получить бесплатную квалифицированную
юридическую помощь.
Исходя из этого, участие прокуроров
в гражданском судопроизводстве во многом
способствует повышению доступности и
эффективности правосудия.
Президент
России В. В. Путин на Всероссийском совещании
прокуроров справедливо отметил, что «судебная
реформа не может быть эффективной без
активного участия прокуратуры в судебном
процессе»[20].
Одним из весомых аргументов
в пользу этого утверждения является огромное
количество граждан за защитой своих нарушенных
или оспариваемых прав, поступивших в
органы прокуратуры (более 2-х млн. только
за 2001 год).
С участием
прокурора за 2014 год в судах общей юрисдикции
рассмотрено 625 тысяч гражданских дел, почти
по 97 % дел от общего из числа судебные
постановления вынесенные в соответствии
с заключениями прокуроров, подтверждая
тем самым их законность и обоснованность.
Задача № 2.
Паршин, против которого было
вынесено заочное решение по иску Киселева
о взыскании долга, через пять дней после
получения копии этого решения обратился
в суд первой инстанции с заявлением пересмотре
заочного решения, направив одновременно
в вышестоящий суд апелляционную жалобу
на это решение. Проанализируйте сложившуюся
ситуацию.
Ответ:
В соответствии со ст. 237, 240 ГПК
РФ Паршин в праве подать заявление
об отмене этого решения в течении 10 дней
со дня вручения ему заочного решения,
указав при этом уважительную причину
неявки на суд. На основании п.1 ст. 233 ГПК
РФ в случае неявки в судебное заседание
ответчика, извещенного о времени и месте
судебного заседания, не сообщившего об
уважительных причинах не явки и не просившего
о рассмотрении дела в его отсутствие
, дело может быть рассмотрено в порядке
заочного производства. О рассмотрении
дела в таком порядке суд выносит определение.
По условию задачи Паршину вынесено заочное
решение по иску Киселева.
Суд рассмотрев заявление об
отмене заочного решения, может вынести
определение об отказе в удовлетворении
заявления или об отмене заочного решения
суда и о возобновлении рассмотрения дела.
Согласно п.2 ст. 237 ГПК РФ заочное
решение суда может быть обжаловано сторонами
также в апелляционном порядке (данное
заявление подается в суд, который вынес
решение, а не в вышестоящий как говорится
в условиях задачи) в течении месяца по
истечению срока подачи ответчиком заявления
об отмене этого решения суда, а в случае,
если такое заявление подано, - в течение
месяца со дня вынесения определения суда
об отказе в удовлетворении этого заявления.
Исходя из выше изложенного,
Паршин правомерно и в установленный
срок подал в суд заявление об отмене заочного
решения. Данное заявление подлежит рассмотрением
судом в судебном заседании в течении
10 дней со дня поступления в суд.
Одновременно он направил в
вышестоящий суд кассационную жалобу
на заочное решение. Во- первых, он не учел
альтернативности действия по обжалованию
заочного решения (ст. 237 ГПК РФ), во- вторых,
он в нарушение требований ст. 337 ГПК РФ
подал жалобу непосредственно в вышестоящий
суд, в –третьих, кассационную жалобу
он подал раньше положенного срока (п.2
ст.237 ГПК РФ).
Задача № 3.
Допускается ли обжалование
следующих определений суда первой инстанции?
Об обеспечении иска.
Об отказе в принятии искового
заявления.
Об отложении разбирательства
дела.
Об отказе в ходатайстве приобщить
к делу доказательства.
О прекращении производства
по делу.
Об обеспечении доказательств
и отказе в обеспечении доказательств.
О приостановлении производства
по делу.
Об оставлении без удовлетворения
заявления об отводе судей.
Частные определения.
О восстановлении пропущенного
срока и об отказе в восстановлении пропущенного
срока.
О6 отказе в ходатайстве об освобождении
от уплаты госпошлины по делу.
О передаче дела, принятого
судом к своему производству, в другой
суд.
Об отклонении замечаний на
протокол судебного заседания.
О привлечении и отказе в ходатайстве
привлечь к участию в деле третьих лиц
без самостоятельных требований.