Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 19:31, реферат
Еще в 1748 году в трактате «О духе законов» Ш. Монтескье писал: «Нет свободы, когда судебная власть не отделена от законодательной и от исполнительной. Все подвергнется гибели, если одно лицо или учреждение получит три власти: власть издавать законы, власть исполнять постановления и власть карать преступления или разбирать тяжбы лиц».
Согласно Конституции РФ в основе построения государственного аппарата лежит доктрина разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную власть. Одним из важных принципов данной доктрины является принцип независимости судебной власти и ее носителей - судей.
Этот принцип имеет огромное значение для решения задач уголовного судопроизводства, так как объективное, всесторонне полное исследование обстоятельств уголовного дела, возможно только при надлежаще обеспеченной независимости судей, от какого-то бы ни было давления извне.
Введение
1. Независимость судей при отправлении правосудия
1. 1 Понятие принципов правосудия
1.2 Содержание принципа независимости судей при отправлении правосудия
2. Гарантии принципа независимости судей при его реализации
2.1 Правовые гарантии независимости судей при отправлении правосудия
2.2 Процессуальные гарантии независимости судей при отправлении правосудия
Заключение
2) Судья обязан тщательно
проверить и убедиться в
Статья 232 УПК РСФСР содержит исчерпывающий перечень оснований направления дела на дополнительное расследование, среди которых наиболее распространенными являются два основания:
- неполнота произведенного дознания или предварительного следствия, которая не может быть восполнена в судебном заседании;
- существенное нарушение
уголовно-процессуального
Об этом говорят статистические данные: в среднем ежегодно для дополнительного расследования направляется 9-10% от общего количества дел, поступающих в суды с обвинительными заключениями, из которых три четверти по названным основаниям.
Признав необходимым возвратить дело на дополнительное расследование, судья обязан в постановлении указать, какие обстоятельства должны быть установлены, и вправе указать, какие следственные действия должны быть произведены дополнительно.
3) Возможность возбудить
уголовное дело по новому
Аналогичный порядок установлен
в соответствии со ст. 256 УПК РСФСР
и для возбуждения дела в отношении
нового лица. Установив в ходе судебного
разбирательства
Закон устанавливает, однако, особый порядок возбуждения уголовного дела в отношении свидетеля, потерпевшего, эксперта давшего заведомо ложные показания или заключения. Если суд приходит к выводу, что имеют место признаки совершения этих преступлений против правосудия, он может возбудить уголовное дело в отношении указанных лиц лишь одновременно с постановлением приговора по делу, к рассмотрению которых привлекались указанные лица (ч.3 ст.256 УПК РСФСР).
б) осуществление оценки доказательств по внутреннему убеждению.
Судья оценивает доказательства
по своему внутреннему убеждению, основанном
на всестороннем, полном и объективном
рассмотрении в судебном заседании
всех обстоятельств в их совокупности,
руководствуясь при этом законом
и профессиональным сознание, в условиях
исключающих постороннее
По своей природе оценка доказательств, есть мыслительная логическая деятельность, происходящая в сознании судей с начала дела и до его завершения судебным актом, принятым в совещательной комнате.
Цель оценки доказательств - это определение допустимости (т.е. законности источника, способов получения и закрепления фактических данными управомоченными на то лицами), относимости (т.е. установления имеет ли оно значение для дела), достоверности (т.е. соответствие действительности фактических данных, полученных из предусмотренных законом источников), значения (силы) каждого доказательства и достаточности их для установления обстоятельств, входящих в предмет доказывания Уголовный процесс: учебник для вузов./ Под ред. П.А.Лукинской - М.; Юристъ,2005г..
Следует сказать, что судья, производящий оценку доказательств, несвязан оценкой доказательств, которые дали другие лица или органы в предшествующих стадиях процесса или в пределах одной стадии.
Судья, оценивает доказательства, как было сказано выше, не связан выводами, сделанными в обвинительном заключении, мнениями, высказанными обвинителем (ст.248 УПК РСФСР) или защитником в судебном заседании.
Вышестоящие суды, отменяя приговор и возвращая дело на новое рассмотрение, не могут давать указания, предрешающие убеждение судьи по делу (ч.2 ст.352 УПК РСФСР). Суд второй инстанции вправе давать указания по вопросам, содержащимся в ч.2 ст.352, только в такой форме, чтобы они не предрешали выводы суда первой инстанции. Например, кассационная инстанция может указать, что:
1) Суд первой инстанции не дал оценки тем или другим доказательствам;
2) Остались неисследованными
обстоятельства имеющие
Суд кассационной инстанции вправе предписать проверить те или иные обстоятельства, дать оценку определенным доказательствам, обсудить вопрос квалификации преступления, но не вправе предрешать выводы, которые предстоит сделать суду при новом рассмотрении дела.
Необходимо отметить, что оценка судом доказательств - это невидимый процесс внешне проявляющийся в процессуальных действиях направленных на всестороннее, полное, объективное рассмотрение доказательств по делу, непосредственно в судебном следствии.
Результатом такой оценки доказательств является внутреннее убеждение. Принцип независимости судей предопределяет универсальный характер убеждения судей при оценке им фактических данных по делу. Подкрепляет эту свободу не имеющее исключений правило ч.2 ст.71 УПК РСФСР, запрещающее заранее наделять какие-либо доказательства абсолютной или преобладающей силой и, следовательно, принимать их на веру, без критического анализа.
Внутреннее убеждение как результат оценки может характеризоваться как познавательный результат и определенное психическое состояние лица, оценивающего доказательства. Внутреннее убеждение как познавательный результат - это убеждение в наличии (отсутствии) каких-либо ее фактических обстоятельств. Это убеждение должно иметь в своей основе совокупность собранных по делу доказательств, исследованных полно, всесторонне и объективно. Полученное знание должно быть обосновано, аргументировано.
В психологическом аспекте
внутреннее убеждение - чувство уверенности
в достоверности своих выводов
об обстоятельствах дела. В этом
качестве оно является важным волевым
стимулом, побуждающим к практическим
действиям, выражающимся, например, в
решении о признании
В заключение хотелось бы сказать, что согласно ст.309 УПК РСФСР, обвинительный приговор как следствие внутреннего убеждения, может быть поставлен только в том случае, если выводы судьи о виновности подсудимого находят полное подтверждение в материалах дела, проверенных в судебном заседании. Предположение о виновности лица в совершении преступления при отсутствии достоверных доказательств не может служить основанием для вынесения обвинительного приговора.
в) тайна свидания судей;
Приговор постановляется
судом в совещательной комнате
(ст.302 УПК РСФСР), в условиях, обеспечивающих
тайну совещания судей. Тайна
совещания судей исключает
Тайна совещательной комнаты является необходимым условием для спокойного и делового обсуждения всех вопросов, связанных с принятием решения по рассматриваемому делу. В связи с этим совещательная комната должна быть изолирована как от зала суда, так и от других помещений. Если совещательная комната находится в кабинете судьи, разговор судей по телефону недопустим не только по вопросам связанным с данным делом, но и по любым другим вопросам, не относящимся к нему. Представляется, что телефон может быть использован только после подписания приговора для решения вопросов, непосредственно связанных с провозглашением приговора (извещение судебного распорядителя или секретаря судебного заседания об окончании совещания судей и предстоящем провозглашении приговора, вызов конвоя для взятия подсудимого под стражу и т.д.).
Тайна совещания судей является одной из гарантий выполнения конституционного требования независимости судей и подчинения их только закону. Она имеет важное значение для принятия судом решений по своему внутреннему убеждению, на основании материалов дела, которые исследовали в судебном заседании, и призвана служить исключению постороннего влияния на судей при вынесении приговора. Тайна совещательной комнаты позволяет судьям свободно выражать свое мнение по любому из рассматриваемых вопросов, отстаивать его, приводить аргументы для подтверждения, голосовать за то решение, которое судья считает правильным.
Требование закона о тайне совещания судей обязательно и для самих судей. Они не вправе разглашать, кем из них и какие предложения вносились в ходе обсуждения вопросов, подлежащих разрешению при постановлении приговора. О позиции, которую при этом занимал каждый судья, никто не должен знать. Есть лишь два исключения, когда может быть выяснено какую позицию занимал судья в совещательной комнате.
Во-первых, в тех случаях, когда один из судей остается при особом мнении (ст.307 УПК РСФСР). Во-вторых, когда по делу ведется предварительное следствие в связи со вновь открывшимися обстоятельствами - преступным злоупотреблением. По такому делу следователь вправе задать вопросы судьям, участвовавшим в вынесении приговора, чтобы выяснить, кто из них какую позицию занимал.
В целях сохранения тайны
совещания судей при
Удалившись в совещательную комнату, судьи, по общему правилу, не должны покидать ее до момента провозглашения приговора. В тех же случаях, когда постановить приговор в течение одного дня невозможно из-за большого объема дела, с наступлением «ночного времени» суд вправе прервать заседание для отдыха.
Продолжительность перерыва судьи определяют по своему усмотрению, исходя из определенного законом понятия «ночного времени» (п.15 ст.34) перерыв для отдыха судьи обязаны использовать только по прямому назначению. Они не могут не только во время пребывания в совещательной комнате, но и во время перерыва для отдыха общаться с кем-либо по вопросам, связанным с постановлением приговора по данному делу.
Следует также сказать, что помимо приговоров в совещательной комнате решаются вопросы о принятии определений перечисленных в ч.2.3 ст.261 УПК РСФСР, а также определений заканчивающих другие стадии уголовного процесса.
Надо отметить, что нарушение тайны совещания судей является грубым нарушением уголовно-процессуального законодательства, влекущим за собой отмену приговора.
г) возможность судьи свободно излагать свое мнение;
При коллегиальном слушании дела во всех судах (кроме суда присяжных) судья свободно выражает свое мнение по всем обсуждаемым вопросам и при несогласии с вынесенным решением может изложить свое мнение, которое приобщается к делу (ст.307 УПКРСФСР).
Для постановления приговора
судьи, как было сказано выше, удаляются
в совещательную комнату, где
под руководством председательствующего
обсуждают и голосуют по вопросам,
указанным в ст.303,304.305 УПК РСФСР,
а также составляют приговор, в
котором отражаются результаты совещания.
Каждый вопрос ставится в такой форме,
чтобы на него мог быть дан лишь
утвердительный или отрицательный
ответ (ст.306 УПК РСФСР). По каждому
вопросу судьи совещаются. Все
вопросы решаются простым большинством
голосов. Никто из судей не вправе
воздержатся от голосования. Чтобы
устранить влияние особого
Если судья при голосовании
по какому-либо вопросу остался в
меньшинстве, он не вправе отказаться
от обсуждения и голосования при
постановлении следующих
Судья оставшийся при особом мнении, вправе сообщить об этом председателю данного или вышестоящего суда, тем самым, реализуя принцип независимости, с целью решения вопроса об опротестовании приговора в порядке надзора после вступления его в законную силу.
Заключение
Подводя итог курсовой работе, можно сделать следующие выводы:
Принцип независимости судей при отправлении правосудия является гарантом правильности и своевременности рассмотрения и разрешения гражданских и уголовных дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов физических и юридических лиц, а также прав и охраняемых законом интересов Российской Федерации, ее субъектов, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, прав, свобод и охраняемых законом интересов других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых, административно-правовых, уголовных или иных правоотношений.
Информация о работе Независимость судей при отправлении правосудия