Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 23:21, реферат
Основные правовые акты, регулирующие деятельность службы судебных приставов Министерства юстиции РФ и исполнение судебных решений, – это Федеральный закон от 21 июля 1997 г. (в ред. от 7 октября 2000г.) «О судебных приставах» и Федеральный закон от 21 июля 1997 г. «Об исполнительном производстве».
План
1. Законодательство, регулирующее деятельность судебных приставов
2. Предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами
3. Организация работы прокурора по надзору за исполнением законов судебными приставами
1.
В связи с принятием новых
законодательных актов и
Так,
в арбитражном суде право апелляционного
и кассационного обжалования
имеют только лица, участвующие в
деле. Поскольку участие прокурора
в арбитражном процессе ограничено
случаями самостоятельной подачи искового
заявления, то обжаловать в кассационном
и апелляционном порядке
2.
При проведении проверок
3.
Перечень исполнительных
4.
В соответствии со ст. 90 Федерального
закона «Об исполнительном
5.
Прокурором может быть
6.
Исполнительное производство
7.
Порядок принесения и
В
ст. 3 Федерального закона «Об исполнительном
производстве» подразделения
При
поступлении в прокуратуру
Сведения о противоправных действиях судебных приставов или об их бездействии могут быть получены от граждан, права и интересы которых были ущемлены, от руководителей предприятий, учреждений, организаций, судебных, налоговых и финансовых органов, территориальных органов юстиции, банковских учреждений, из средств массовой информации.
В
начале проверки тщательно исследуется
достоверность поступивших
Для
установления каких-либо данных об исполнительном
производстве или получения сведений
о его ходе прокурор имеет право
вызвать судебного пристава-
Необходимо ознакомится с реестром дел, ведущимся в службе судебных приставов, истребовать и изучить следующие материалы:
– журналы регистрации входящей и исходящей корреспонденции;
– журнал учета исполнительных производств;
– собственно исполнительные производства;
– журнал учета материалов по взысканию сумм временных пособий на несовершеннолетних детей, выплаченных в период розыска их родителей;
– журнал учета штрафов, налагаемых приставом-исполнителем в стадии исполнения судебных решений;
– книгу учета депозитных сумм подразделения судебных приставов;
– книгу о выплате премиального вознаграждения судебным приставам-исполнителям;
– журнал регистрации жалоб и заявлений;
– собственно жалобы и заявления и переписку по ним;
– отчетно-статистические документы.
Таким образом прокурор выясняет:
– налажен ли в службе учет исполнительных документов;
–
соблюдается ли трехдневный срок
вынесения постановления о
– своевременно ли направляются копии постановлений о возбуждении исполнительного производства взыскателю, должнику, а также в суд или другой орган, выдавший исполнительный документ;
–
все ли предусмотренные законом
меры принимаются судебными
– принимаются ли меры к розыску скрывшихся должников и их имущества;
– соблюдается ли двухмесячный срок совершения исполнительных действий;
– соответствуют ли закону принимаемые судебными приставами решения, не ущемляют ли они права физических и юридических лиц, в частности, не превышены ли полномочия при наложении ареста на имущество, реализации арестованного имущества, применении штрафных санкций;
– на законном основании приостанавливаются исполнительные производства и откладываются исполнительные действия;
–
регистрируются ли поступающие в
службу жалобы и заявления, своевременно
ли они рассматриваются и
Проверки могут также проводиться в связи с поступлением сведений о превышении полномочий судебными приставами при обеспечении установленного порядка деятельности судов, в особенности при применении ими физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
Установив факты нарушения законов в деятельности судебных приставов, прокурор направляет им акт реагирования, содержащий требования устранить выявленные нарушения законодательства или изменить (отменить) противоречащие закону правовые акты.
Практикой
выработана оптимальная форма
Согласно ст. 23 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством. Поскольку ни старший судебный пристав, ни главный судебный пристав не вправе отменить постановление судебного пристава-исполнителя, протест прокурора не принесет никакого результата. Следовательно, остается обращение в суд в установленном процессуальном законом порядке. Формой обращения прокурора в суд является заявление.
Представления об устранении нарушений закона прокурорами вносятся в основном непосредственно в различные службы судебных приставов.
Так, если нарушения закона допущены судебным приставом районного звена, то представление об их устранении направляется на имя старшего судебного пристава, возглавляющего районное подразделение судебных приставов. А если нарушения закона допущены старшим судебным приставом, то представление прокурором вносится в основном главному судебному приставу субъекта Федерации с изложением требований об устранении выявленных правонарушений.
В некоторых случаях, с учетом конкретной ситуации, возможно внесение представления в адрес руководителей органов юстиции субъекта Федерации, так как в соответствии со ст. 7 Федерального закона «Об исполнительном производстве» органы юстиции должны осуществлять организационное и методическое руководство деятельностью соответствующих служб судебных приставов и, следовательно, правомочны устранить допущенные ими правонарушения. Возможно использовать и такое средство, как предостережение о не допустимости нарушения закона (ст. 25.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»).
При выявлении в деятельности судебных приставов нарушений, носящих характер уголовно наказуемых деяний и относящихся, как правило, к числу должностных преступлений (злоупотребление должностными полномочиями, получение взятки, служебный подлог и т.д.), прокурор возбуждает уголовное дело.
Однако
указанные формы прокурорского
реагирования не могут применяться
в случаях наличия спора о
гражданском праве (например, при
включении в опись имущества,
принадлежащего третьим лицам). В
этом случае прокурору следует обратиться
в суд с иском об исключении
имущества из описи в пользу заинтересованных
лиц или рекомендовать им сделать
это самостоятельно. Прокурор должен
четко отслеживать соблюдение судебным
приставом сроков, установленных
Федеральным законом «О прокуратуре
Российской Федерации» для устранения
нарушений законов и дачи ответа
на акты прокурорского реагирования.
В случае их несоблюдения прокурор
должен рассмотреть возможность
привлечения судебного
С
целью установления каких-либо данных
об исполнительном производстве или
получения сведений о его ходе
прокурор имеет право вызвать
судебного пристава-
Для
того чтобы меры прокурорского реагирования
были эффективными, при составлении
протестов и представлений
При этом следует обращать внимание не только на факт своевременного получения ответов, но и на их содержание, на мотивировку ответа и подтверждение исполнения требований прокурора.
Выбирая
между принесением протеста на незаконное
постановление судебного
Учитывая
тот факт, что в Федеральном
законе «Об исполнительном производстве»
в качестве основания для приостановления
исполнительного производства отсутствует
протест прокурора, приоритет в
данном случае должен быть отдан судебной
форме обжалования, так как именно
суд обладает полномочиями для вынесения
окончательного решения по вопросу
определения законности того или
иного действия судебного пристава-
Информация о работе Надзор за исполнением законов судебными приставами