Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 23:21, реферат
Основные правовые акты, регулирующие деятельность службы судебных приставов Министерства юстиции РФ и исполнение судебных решений, – это Федеральный закон от 21 июля 1997 г. (в ред. от 7 октября 2000г.) «О судебных приставах» и Федеральный закон от 21 июля 1997 г. «Об исполнительном производстве».
План
1. Законодательство, регулирующее деятельность судебных приставов
2. Предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами
3. Организация работы прокурора по надзору за исполнением законов судебными приставами
Объектом
данного направления надзора
являются общественные отношения, возникающие
в процессе исполнительного производства,
и главным образом это
Основные задачи органов прокуратуры по надзору за исполнением законов судебными приставами прежде всего вытекают и в основном определяются как содержанием законодательства об их деятельности, так и п. 2 ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации». Эти задачи можно определить следующим образом:
– обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности в деятельности судебных приставов, защита прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства;
– своевременное, полное выявление, устранение и пресечение нарушений законодательства в деятельности судебных приставов, реальное восстановление нарушенных прав, привлечение виновных лиц к ответственности, установленной законом;
–
соблюдение законности судебными приставами
при принятии мер по обеспечению
установленного порядка деятельности
судов и осуществлении властных
полномочий в процессе принудительного
исполнения решений судов и иных
органов, а также защита прав и
интересов физических и юридических
лиц, вовлеченных в сферу
3.
Организация работы прокурора
по надзору за исполнением
законов судебными приставами
В целях повышения активности органов прокуратуры по надзору за исполнением принятых законов, регламентирующих исполнение судебных решений, внесены дополнения в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации»,где в качестве самостоятельного направления выделен надзор за исполнением законов судебными приставами (новый абзац п. 2 ст. 1 введен Федеральным законом от 10 февраля 1999 г.).
Прокурор прежде всего должен: изучить законодательство, регулирующее деятельность службы судебных приставов; проанализировать соответствующие статистические данные; обратить внимание на устранение ранее выявленных недостатков в деятельности службы судебных приставов.
Проверки
проводятся с учетом указания Генерального
прокурора РФ от 6 января 1999 г. № 1/7 «Об
организации прокурорского
а)
Управлением по надзору за исполнением
законов и законностью правовых
актов и соответствующими структурными
подразделениями органов
б)
Управлением по надзору за законностью
постановлений судов по гражданским
делам и соответствующими структурными
подразделениями органов
в)
Управлением по обеспечению участия
прокуроров в арбитражном процессе
и соответствующими структурными подразделениями
органов прокуратуры в
г)
Главным следственным управлением
и соответствующими структурными подразделениями
органов прокуратуры в
Исходя из указанного распределения обязанностей, проверку следует проводить комплексно.
В процессе надзора за исполнением законов судебными приставами при осуществлении своих функций прокурор особое внимание уделяет охране прав лиц, участвующих в исполнительном производстве.
Обязанности и права судебных приставов определены ст. 11 – 19 Федерального закона «О судебных приставах»: соблюдение судебными приставами прав и законных интересов граждан и организаций (ст. 13); обязательность требований судебного пристава (ст. 14); соблюдение условий и пределов применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия (ст. 15 – 18) и др.
В процессе проверки прокурор выясняет:
–
было ли сделано должнику предложение
о добровольном исполнении решения;
соблюдается ли срок, предоставленный
законом для добровольного
– правомерно ли наложены на должника взыскания за неисполнение решений суда;
–
выполняются ли судебными приставами-
– соблюден ли порядок обращения взыскания на имущество должника;
– имеют ли место нарушения в части наложения ареста или обращения взыскания на вновь поступающие на счет должника денежные средства;
– соблюдаются ли требования о наложении ареста на имущество должника и о его реализации;
– соблюдаются ли требования об исполнении исполнительных документов по спорам неимущественного характера;
– допускаются ли нарушения в части привлечения виновных граждан и должностных лиц к ответственности за невыполнение их законных требований;
– каковы результаты рассмотрения заявлений и жалоб граждан, должностных лиц, организаций на действия судебных приставов, обжалования действий судебного пристава-исполнителя.
В ходе проверки особое внимание следует обратить на защиту трудовых прав граждан (восстановление на работе, взыскание заработной платы), а также на исполнительное производство, в рамках которого немедленное исполнение требований предусмотрено исполнительным документом или Федеральным законом «Об исполнительном производстве» (п. 2 ст. 13), а также на очередность удовлетворения требований взыскателей.
При
этом необходимо учитывать, что в
случае неисполнения должником исполнительного
документа о восстановлении на работе
незаконно уволенного или переведенного
работника судебный пристав, помимо
принятых мер, предусмотренных ст. 85
Закона, обращается в суд с заявлением,
утвержденным старшим судебным приставом,
о вынесении в порядке, предусмотренном
гражданским процессуальным законодательством
РФ, определения о выплате
Проверка
исполнения требований законов о
возбуждении исполнительного
На данной стадии работники прокуратуры не только проверяют соблюдение трехдневного срока с момента предъявления исполнительных документов в службу судебных приставов, но и могут воздействовать на взыскателя для принуждения его к предъявлению исполнительного документа к исполнению.
При отказе взыскания или непредъявлении исполнительного документа к исполнению прокурор должен оценить необходимость воздействия на взыскателя для принуждения его к предъявлению судебного решения к исполнению и проверить правомерность утверждения судом отказа взыскателя от взыскания, если таковое имело место.
Участие прокурора в исполнительном производстве необходимо также в случаях: когда неисполнение решения может нанести ущерб интересам групп людей; когда в действиях взыскателя или должника усматриваются признаки преступления; при взысканиях по делам, связанным с банкротством «финансовых пирамид».
Выявление подобных нарушений представляет особую сложность, поэтому необходим тщательный анализ сведений, публикуемых в СМИ, жалоб граждан и организаций, отчетности судебных органов и службы судебных приставов и иной информации, в которой могут содержаться нужные сведения.
Прокурор должен уделять особое внимание тем случаям, когда вынесенное решение не было исполнено добровольно и не было передано для принудительного исполнения. Однако проверку следует проводить и тогда, когда отказ от взыскания был утвержден судом, как и в целом было утверждено решение суда по вопросам исполнительного производства.
Выяснение вышеуказанных обстоятельств затрудняется тем, что отсутствует такой орган, в котором были бы сосредоточены данные об исполнении каждого вынесенного решения. Сведения о вынесенных решениях находятся в суде, а данные о предъявлении решений к принудительному исполнению – у службы судебных приставов. Поэтому задачей органов прокуратуры становится обобщение указанных сведений с целью выявления нарушений.
Кроме
того, прокурор проверяет соблюдение
сроков возбуждения исполнительных
производств и совершения исполнительных
действий со дня поступления
Заслуживает
внимания оценка законности действия
судебного пристава-
Прокурор устанавливает: соблюдается ли порядок и срок обращения взыскания на имущество должника (денежные средства, ценные бумаги, иное имущество); каковы способы его оценки (привлекаются к этому специалисты или нет), а также реализации; как распределяются взысканные денежные суммы (30% от исполнительных сборов должны отчисляться в федеральный бюджет).
Важно проверить: формирование внебюджетного фонда развития исполнительного производства; его целевое использование (Инструкция о порядке формирования, расходования, ведения учета и составления отчетности об использовании средств внебюджетного фонда развития исполнительного производства от 30 мая 2000 г. № 166); соблюдение принципа пропорциональности исполнительских сборов реально взысканной с должника сумме; каким образом решается вопрос по спорам неимущественного характера (восстановление на работе, вселение взыскателя, выселение должника); привлекаются ли в связи с этим виновные лица, должностные лица к административной, уголовной ответственности, в том числе судебные приставы-исполнители.
Прокурором в службах судебных приставов изучается работа по рассмотрению жалоб граждан на нарушение их прав в ходе совершения исполнительных действий и анализируется адекватность правовых мер, принятых территориальными органами юстиции по фактам допущенных нарушений прав граждан.
Надзор за рассмотрением и разрешением судами вопросов, связанных с исполнительным производством, обладает определенной спецификой.
В соответствии с указанием Генерального прокурора РФ № 1/7 обязательное участие прокурора при рассмотрении дел данной категории не предусмотрено. Однако, если прокурор сочтет необходимым принять участие в судебном заседании при рассмотрении вопросов исполнительного производства (при обжаловании действий судебных приставов; решений вопроса об освобождении имущества от ареста, о повороте исполнения решения, о кассационном, надзорном обжаловании судебных актов по вопросам исполнительного производства), ему необходимо знать следующие правовые установки.
Информация о работе Надзор за исполнением законов судебными приставами