Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 12:44, реферат
Государственное регулирование экономики в тех или иных масштабах присуще любой экономической системе. В экономике, основанной на рыночной конкуренции и макроэкономическом регулировании, государству отводится весьма значительная роль. Вмешательство государства в экономические процессы осуществляется с целью обеспечения прогрессивных сдвигов в пропорциях воспроизводства, условий для добросовестной конкуренции, предотвращения негативных социальных и экономических последствий.
Методы и организация
государственного регулирования экономики
Государственное
регулирование экономики в тех
или иных масштабах присуще любой
экономической системе. В экономике,
основанной на рыночной конкуренции
и макроэкономическом регулировании,
государству отводится весьма значительная
роль. Вмешательство государства в экономические
процессы осуществляется с целью обеспечения
прогрессивных сдвигов в пропорциях воспроизводства,
условий для добросовестной конкуренции,
предотвращения негативных социальных
и экономических последствий.
Государство в
современных условиях, как показывает
опыт развитых индустриальных стран, все
шире применяет прогнозирование, программирование
и планирование на макроэкономическом
уровне. Не исключаются и традиционные
средства: пошлины, налоги, преференции
отечественным производителям, субсидирование
ряда отраслей и т.д. Без этих рычагов регулирования
нельзя обеспечить структурную перестройку
экономики, определить приоритеты развития,
выправить платежный баланс, сохранить
на должном уровне обороноспособность
страны.
Воздействие государства
на экономические процессы базируется
на сочетании рыночного
Государство применяет
определенные регуляторы, стабилизаторы,
социальные компенсации. Для общества
важной является контрольная функция,
например разработка различных стандартов
(экономических, социальных и др.). Налоги
позволяют государству регулировать определенные
виды предпринимательской деятельности,
а через государственные расходы оно стимулирует
фирмы и предприятия, удовлетворяет социальные
потребности. Государством применяются
методы прямого и косвенного регулирования
экономики.
К методам прямого
государственного воздействия относятся:
- определение
стратегических целей развития
экономики и их выражение в индикативных
и других планах, целевых программах;
- государственные
заказы и контракты на
- государственная
поддержка программ, заказов и
контрактов; нормативные требования
к качеству и сертификации технологий
и продукции;
- правовые и
административные ограничения
- лицензирование
операций по экспорту и
Прямые методы
государственного регулирования экономики
не связаны с созданием дополнительного
материального стимула или опасностью
финансового ущерба и базируются на силе
государственной власти.
Методы косвенного
государственного регулирования экономических
процессов опираются, в основном, на
товарно-денежные рычаги, определяют «правила
игры» в рыночном хозяйстве и воздействуют
на экономические интересы субъектов
хозяйственной деятельности. К ним следует
отнести:
- налогообложение,
уровень обложения налогами и
систему налоговых льгот;
- регулирование
цен, их уровня и соотношений;
- платежи за
ресурсы, ставки процента за
кредит и кредитные льготы;
- таможенное
регулирование экспорта и
Сфера применения
косвенного регулирования по мере развития
рыночной экономики значительно расширяется,
сужая возможности прямого вмешательства
государства в процессы расширенного
воспроизводства.
Важнейшей предпосылкой
государственного регулирования экономики
является разработка прогнозов. Государственное
прогнозирование представляет собой систему
научно обоснованных представлений о
тех или иных направлениях социально-экономического
развития страны. В условиях перехода
к рыночным отношениям прогнозирование
приобретает весьма большое значение
и становится начальной стадией, основой
всей системы управления. Это связано
с тем, что в условиях рынка меняются траектории
развития, увеличивается выбор его вариантов,
усиливается интенсивность поиска выходов
из нежелательных, негативных ситуаций.
Достигается это с помощью развитой системы
альтернативных прогнозов. Кроме того,
в рыночной экономике увеличивается число
субъектов, которые самостоятельно, под
свою ответственность, принимают те или
иные решения (государственные предприятия
и предприятия с иностранными инвестициями,
кооперативы, фермерские хозяйства, местные
органы власти республик, краев, областей).
Каждому из этих субъектов необходимо
предвидеть изменения рыночной конъюнктуры,
возможные последствия своих решений.
Прогнозы разрабатываются
в нескольких вариантах и включают
в себя количественные показатели и качественные
характеристики развития макроэкономической
ситуации. Основу их составляет система
демографических, социальных, научно-технических,
экологических, внешнеэкономических,
а также отраслевых, региональных и др.
прогнозов отдельных сфер деятельности.
Результатом государственного прогнозирования
являются документы, необходимые для регулирования
развития экономики и для разработки концепции
развития страны.
Под концепцией
социально-экономического развития Российской
Федерации понимается система представлений
о стратегических целях и приоритетах
социально-экономической политики государства,
важнейших направлениях и средствах их
реализации.
В России созданы
материальные, технологические и социальные
основы индустриального общества. Таким
образом, стратегическая цель развития
экономики страны — постепенное преобразование
ее в постиндустриальное общество на основе
внедрения передовых технологий, резкого
возрастания выпуска качественной продукции,
перехода от товаропроизводящей к наукоемкой
экономике, ввода элементов рационального
контроля над технологическими и социальными
изменениями, увеличения численности
занятых в сфере услуг, повышения качества
жизни.
Концепция развития
экономики разрабатывается как на долгосрочную,
так и на среднесрочную перспективу. В
ней конкретизируются варианты социально-экономического
развития страны, определяются возможные
цели этого развития, а также пути и средства
достижения целей. Элементы концепции
освещаются в одном из разделов послания,
с которым Президент Российской Федерации
ежегодно обращается к Федеральному Собранию.
В нем характеризуется состояние экономики
страны, формируются и обосновываются
стратегические цели и приоритеты социально-экономической
политики государства, направления их
реализации, важнейшие задачи, подлежащие
решению на федеральном уровне, а также
приводятся целевые макроэкономические
показатели, характеризующие социально-экономическое
развитие на среднесрочную перспективу.
Государственное
программирование позволяет предвидеть
перспективы развития, предоставляет
информацию предприятиям, компаниям о
намерениях государства, является координирующим
звеном для всех других форм регулирования.
Программирование придает рынку более
целенаправленное развитие.
При программно-целевом
подходе обеспечивается концентрация
ресурсов, достижение конечных результатов,
потребностей. С его помощью решаются
основные проблемы экономического, социального
и научно-технического развития, имеющие
важное хозяйственное значение и, как
правило, межотраслевой или межрегиональный
характер. Программирование является
достаточно жестким методом воздействия
на процессы воспроизводства и, следовательно,
применяется в тех случаях, когда использование
других методов регулирования не может
принести требуемых результатов.
Целевые программы
разрабатываются как на долгосрочную,
так и на среднесрочную перспективу.
Они характеризуются конкретно
выраженными конечными (целевыми) результатами
(показателями); включают в себя полную
совокупность заданий, мероприятий и соответствующих
ресурсов; отличаются высокой степенью
комплексности, имеют определенный период
реализации. При этом цель программы должна
быть измерима, ясно выражена качественно
и количественно, а система мероприятий
разработана не только с учетом достижения
основной цели, но и с решением промежуточных
задач. Определяются также возможные исполнители
и сроки реализации отдельных мероприятий
и программы в целом.
Программа социально-экономического
развития Российской Федерации представляет
собой комплексную систему целевых ориентиров
социально-экономического развития страны
и планируемых государством эффективных
путей и средств достижения указанных
ориентиров. В такой программе, рассчитанной
на среднесрочную перспективу, приводится
оценка итогов социально-экономического
развития Российской Федерации за предыдущий
период и дается характеристика состояния
экономики. Вот основные разделы этой
программы.
-
концепция программы социально-
-
макроэкономическая политика;
-
институциональные
-
инвестиционная и структурная
политика;
-
аграрная политика;
-
экологическая политика;
-
социальная политика;
-
региональная экономическая
-
внешнеэкономическая политика.
Данная программа
представляется Правительством РФ в
Совет Федерации и
По каждой целевой
программе указываются: краткая
характеристика, включающая указание
целей, основных этапов и сроков их выполнения;
результаты выполнения основных этапов
для переходящих федеральных целевых
программ; необходимые объемы финансирования
не только в целом, но и по годам с указанием
источников финансирования; объемы финансирования
за счет средств федерального бюджета
в предстоящем году; государственные заказчики
программы.
Целью Правительственной
среднесрочной программы на 1995—1997
гг. являлось достижение устойчивой стабилизации
общего объема производства и возобновление
экономического роста, а также осуществление
макроэкономической стабилизации и создание
на этой основе предпосылок для повышения
инвестиционной активности. Большое внимание
в этой программе уделялось и таким важным
целям, подлежащим реализации, как дальнейшее
улучшение условий для предпринимательства
и деловой активности; активизация структурно-инвестиционной
политики путем стимулирования инвестиций
и высокоэффективных, конкурентоспособных
производств при одновременном сохранении
наиболее ценных элементов накопленного
научно-технического потенциала; обеспечение
роста уровня жизни населения.
К числу важных
методов государственного регулирования
экономики относится
Наибольшей степени
централизованное директивное планирование
воспроизводства достигло в период
существования Советского Союза
и других социалистических стран. Основу
этого планирования составляла государственная
форма собственности. С течением времени
централизованное директивное планирование
перестало оказывать регулирующее воздействие
на сбалансированное, пропорциональное
развитие отраслей экономики страны.
Индикативное
планирование не имеет директивного
начала и может охватывать как государственный,
так и частный сектор экономики.
Важнейшими целями
индикативного планирования являются
систематизация и улучшение качества
информации о деловой конъюнктуре,
предполагаемых инвестициях государства
и расходах госбюджета с тем, чтобы
содействовать принятию наиболее эффективных
решений. Другой целью является предложение
системы показателей (индикаторов) экономической
деятельности, которая может заинтересовать
частный сектор. В индикативном плане
наблюдается малая степень детализации
показателей.
Информация о работе Методы и организация государственного регулирования экономики