Договор перевозки

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 20:04, реферат

Краткое описание

В гл. 40 ГК, правила которой регулируют отношения по перевозке, содержится сравнительно небольшое число принципиально важных положений, определяющих правовую природу этого договора, круг его участников, их основные права и обязанности, ответственность за нарушение обязательств по перевозке и т.д. Более детальная правовая регламентация этих отношений применительно к перевозке на каждом из пяти существующих видов транспорта дана в транспортных уставах и кодексах, иных законах и издаваемых в соответствии с ними правилах.
После принятия части второй ГК введены в действие ВК, КТМ, КВВТ, УЖТ.

Файлы: 1 файл

Министерство внутренних дел Российской Федерации.docx

— 64.64 Кб (Скачать)

Что же касается временного владения и пользования или пользования, право на которое приобретается  в результате его предоставления, то возникающие из такого предоставления отношения урегулированы в ГК договором другого типа - договором  аренды транспортных средств с экипажем или без экипажа (§ 3 гл. 34 ГК).

Особенно ярко "перевозочная" природа фрахтования выражена в  транспортных уставах и кодексах, имея при этом в виду, что договор  фрахтования довольно широко применяется  на водном (особенно морском) и на воздушном  транспортах <*>. Так, общее определение  договора морской перевозки груза, данное в п. 1 ст. 115 КТМ, распространяется на обе разновидности этого договора - как на чартер, так и на договор  морской перевозки груза по коносаменту.

Более того, в п. 2 ст. 115 КТМ  указывается, что "договор морской  перевозки груза может быть заключен:

1) с условием предоставления  для морской перевозки всего  судна, части его или определенных  судовых помещений (чартер);

2) без такого условия".

В ст. 115 КТМ подчеркивается, таким образом, что чартер направлен  на транспортировку груза, его доставку и вручение получателю. Следовательно, именно перевозка груза, а не само по себе предоставление транспортного  средства составляет существо рейсового  чартера.

Достаточно четкое закрепление  нашло это положение в п. 4 ст. 67 КВВТ: договор перевозки груза  может быть заключен с условием предоставления для перевозки груза всего  судна или части его (договор  фрахтования).

Содержание любой стандартной  проформы, используемой для заключения конкретных договоров фрахтования  судна, убеждает в правильности этого  положения. В торговом мореплавании чартер служит целям перевозки груза в специфических условиях нерегулярного (трампового) сообщения. На зафрахтованном на основании рейсового чартера судне, как правило, перевозятся сравнительно дешевые, так называемые массовые грузы - нефть, каменный уголь, руда, лес и т.д. Эти грузы перевозятся большими партиями в количествах, достаточных для загрузки всего судна, части его или определенного судового помещения. Размещая в помещениях своего судна этот груз, фрахтовщик не передает фрахтователю ни владения, ни пользования судном. Через подчиненных ему членов экипажа фрахтовщик осуществляет владение судном, не разделяя этого правомочия с фрахтователем. С другой стороны, полезные свойства судна эксплуатируются фрахтовщиком для получения доходов от грузовой перевозки. Ему принадлежит прибыль, полученная в результате морского предприятия. На него же падают убытки, которые могут быть следствием перевозки. Если коммерческая эксплуатация судна осуществляется фрахтовщиком, то вполне понятно, что ему принадлежит и правомочие пользования судном.

Следовательно, реальное содержание обязанности фрахтовщика по предоставлению грузовых помещений судна (по терминологии ГК, "вместимости одного или нескольких транспортных средств") сводится только к тому, чтобы согласно условиям чартера разместить груз во всех грузовых помещениях судна либо в какой-то части или отвести их для размещения груза. Такой взгляд на правовую природу  договора фрахтования судна на рейс (рейсового чартера) нужно признать господствующим в науке морского права не только России, но и Польши, Болгарии, Англии, США и ряда других морских держав.

Итак, чартер на морском или  внутреннем водном транспорте нужно  определить как договор перевозки  груза, по которому одна сторона (фрахтовщик) обязуется подать судно в порт погрузки, принять и перевезти  груз водным путем в порт назначения в отведенных для этой цели всех грузовых помещениях судна или в  их определенной части и выдать его  управомоченному на получение груза  лицу (получателю), а другая сторона (фрахтователь) обязуется обеспечить предъявление предназначенного к перевозке  груза и уплатить за его перевозку  установленную плату (фрахт).

Чартер на водном транспорте представляет собой только договор  перевозки груза. В целях перевозки  пассажиров и багажа на этих видах  транспорта используется либо договор  пассажирской перевозки, либо договор  фрахтования транспортного средства на время (тайм-чартер). Основываясь на этом договоре, фрахтователь по тайм-чартеру, будучи арендатором по отношению к фрахтовщику, вступает в договоры пассажирской перевозки с каждым из физических лиц, пассажиров. По отношению к ним он выступает в качестве перевозчика. Договор фрахтования судна на время (тайм-чартер) - одна из двух разновидностей договора аренды транспортного средства, используемая на водном транспорте (см. § 3 гл. 34 ГК).

2. Особого внимания заслуживает  вопрос о правовой природе  договора фрахтования воздушного  судна (воздушный чартер). Согласно  ст. 104 ВК по такому договору  фрахтовщик обязуется предоставить  фрахтователю за плату для  выполнения одного или нескольких  рейсов одно или несколько  воздушных судов либо часть  воздушного судна для воздушной  перевозки пассажиров, багажа, грузов  или почты. Осуществление чартерных  воздушных перевозок регулируется  ВК.

Отношения по воздушным перевозкам грузов или почты на указанных  условиях полностью охватываются договорами грузовой воздушной перевозки или  воздушной перевозки почты. Их отличие  от иных разновидностей перевозки груза  или почты заключается только в условиях перевозки - предоставление для размещения груза или почты  вместимости одного или нескольких воздушных судов либо части такой  вместимости. Владение воздушным судном и пользование им для извлечения прибыли осуществляются при таком  предоставлении фрахтовщиком и к  фрахтователю не переходит. Следовательно, новых элементов, принципиально  изменяющих их природу, эти договоры в силу предоставления вместимости  воздушного судна для размещения груза или почты не приобретают. Поэтому все сказанное ранее  о правовой природе чартера, используемого  для перевозки груза на морском  или речном транспорте, относится  и к этим договорам.

Сложнее выяснить правовую природу воздушного чартера, используемого  для перевозки пассажира и  багажа. Если перед нами договор, по которому перевозчик берет на себя обязанность перевезти с условием предоставления вместимости судна или ее части для перевозки в пункт назначения физического лица, гражданина, а в случае сдачи им багажа также и доставить в данный пункт багаж - это договор перевозки пассажира и багажа.

Его отличие от договора линейной пассажирской перевозки заключается  только в предоставлении пассажиру  более комфортных условий для  полета и размещения багажа, в предоставлении соответствующей вместимости воздушного судна или его части, отделенной от остальных помещений судна, что  должно быть отражено в пассажирском билете. Следовательно, договор фрахтования  воздушного судна (воздушный чартер) в этом случае представляет собой  лишь одну из двух разновидностей договора воздушной перевозки пассажиров.

Но на воздушном транспорте довольно часто, и чем далее, тем  чаще перевозятся значительные группы людей - туристические, студенческие, школьные, спортивные и т.п. Технически договор  с авиатранспортным предприятием обычно заключается туристической, студенческой или иной соответствующей организацией.

Здесь возможны две ситуации - когда организация выступает  от имени и за счет обратившегося  к ней лица, входящего в группу. Между этой организацией и таким  лицом возникают отношения по договору поручения.

Что же касается отношений  между авиапредприятием и физическим лицом, входящим в группу, то их отношения  подпадают под действие договора пассажирской перевозки в одной  из двух его разновидностей - либо это  договор линейной пассажирской перевозки, либо, если пассажиру предоставляется  вся или часть вместимости  судна, это договор пассажирской перевозки в форме чартера.

Но организация, фрахтующая вместимость (ее часть) воздушного судна  для перевозки группы лиц, может  заключить чартер и от собственного имени. Тогда такая организация  как фрахтователь вступает в договорные отношения с фрахтовщиком - авиационным  предприятием.

Заключаемый между ними чартер не может быть квалифицирован как  договор воздушной перевозки  пассажира и его багажа. Ему  несвойственны неотъемлемые характерные  особенности пассажирской перевозки. Так, в качестве его субъекта не может  быть признано физическое лицо - пассажир. Формой договора не могут рассматриваться  пассажирский билет и багажная квитанция, так как в чартере указываются  только соответствующая вместимость (ее часть) воздушного судна и общее  число пассажиров.

Такой договор приобретает  существенные элементы договора аренды транспортного средства с предоставлением  услуг по управлению и технической  эксплуатации. Это согласуется и  с положением п. 2 ст. 638 ГК, в соответствии с которым арендатор в рамках коммерческой эксплуатации арендованного  транспортного средства вправе без  согласия арендодателя от своего имени  заключать с третьими лицами договор  перевозки (по договору фрахтования - чартеру  такое право за фрахтователем  не признается).

Он вправе заключать договоры пассажирской перевозки с каждым из лиц, входящих в его группу. В  зависимости от условий перевозки  это может быть договор, по которому пассажиру предоставляется вместимость  или часть вместимости судна (чартер), и тогда арендатор выступает  по отношению к пассажиру как  фрахтовщик, или договор пассажирской перевозки без такого условия. В  последнем случае перевозчик, в качестве которого выступает арендатор, обязан предоставить пассажиру обычное  место в соответствии с выданным ему билетом, а в случае необходимости  от него также должен быть принят багаж  по багажной квитанции.

3. Единство правовой природы  договоров грузовой перевозки  по коносаменту (как правило,  в линейном сообщении) и перевозки  груза по чартеру (вне регулярного  сообщения) не исключает определенных  видовых различий между ними.

Прежде всего, их разграничение  может быть проведено по эксплуатационному  признаку. Чартер предусматривает перевозку  с условием предоставления для размещения груза всего морского или речного  судна, части его или определенных судовых помещений, а на воздушном транспорте - вместимость одного или нескольких воздушных судов или часть вместимости. Предоставляемая на основании чартера для размещения груза или пассажиров и их багажа вместимость транспортного средства должна быть отделена от иной его вместимости - от служебных или грузовых помещений, предоставленных иным фрахтователям, и т.п. Фрахтователь вправе потребовать удаления постороннего груза из предоставленной вместимости или части вместимости судна. Такого права нет у отправителя груза при линейных перевозках. Грузы - как правило, это грузы многих отправителей - размещаются на морских, речных или воздушных судах при подобной системе перевозок по усмотрению перевозчика.

В отличие от договора перевозки  груза по коносаменту или накладной  чартер относится к категории  консенсуальных договоров. Для возникновения  прав и обязанностей сторон чартера  достаточно совпадения их волеизъявлений. Не требуется, чтобы соглашение было подкреплено передачей груза  перевозчику. Если после заключения чартера груз не был предъявлен или  транспортное средство не было подано, в отношении неисправной стороны - фрахтователя или фрахтовщика - могли  бы быть применены меры имущественной  ответственности.

В чартере как консенсуальном договоре предусматриваются обязанности  сторон, исполнение которых предшествует самой передаче груза перевозчику, и обязанности, касающиеся самой  перевозки и вручения груза получателю. Это снимает проблему согласования обязанностей по предъявлению груза  и подаче транспортного средства, которые при отсутствии чартера  приходится решать с помощью заявки (заказа) отправителя или договора об организации перевозок.

Как отмечалось ранее, на основании  чартера осуществляются перевозки  в основном массовых грузов, а на воздушных судах - пассажиров. Морские  и речные суда, а также воздушные  суда эксплуатируются при посредстве чартера вне расписания, в направлениях, устанавливаемых в каждом конкретном случае. Такая система эксплуатации транспортных средств требует детальной правовой регламентации условий выполнения рейса. Так, фрахтователь и фрахтовщик вправе по соглашению между собой избрать для погрузки или выгрузки либо принятия и доставки пассажиров любые порты. Место погрузки или выгрузки определяется в соответствии с указаниями фрахтователя. При линейных перевозках порты отправления и назначения определены линейным предприятием заранее. Отправитель или получатель груза либо пассажир не пользуются правом односторонне определять причал, место якорной стоянки или терминал, к которому должно быть подано транспортное средство.

Информация о работе Договор перевозки