Договор перевозки

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 20:04, реферат

Краткое описание

В гл. 40 ГК, правила которой регулируют отношения по перевозке, содержится сравнительно небольшое число принципиально важных положений, определяющих правовую природу этого договора, круг его участников, их основные права и обязанности, ответственность за нарушение обязательств по перевозке и т.д. Более детальная правовая регламентация этих отношений применительно к перевозке на каждом из пяти существующих видов транспорта дана в транспортных уставах и кодексах, иных законах и издаваемых в соответствии с ними правилах.
После принятия части второй ГК введены в действие ВК, КТМ, КВВТ, УЖТ.

Файлы: 1 файл

Министерство внутренних дел Российской Федерации.docx

— 64.64 Кб (Скачать)

Нарушение этих требований приравнивается к неподаче транспортных средств или непредъявлению груза  и влечет применение указанной штрафной ответственности. Отказ отправителя  от поданных транспортных средств, не пригодных для перевозки соответствующего груза, представляет собой только право  отправителя, но не его обязанность (п. 1 ст. 791 ГК).

В этой связи нужно признать нуждающуюся в пересмотре арбитражную  практику, сложившуюся в соответствии с инструктивными указаниями Государственного арбитража СССР от 29 марта 1968г. N И-1-9 "О практике разрешения споров, возникающих  из перевозок грузов по железной дороге". В соответствии с этими указаниями грузоотправитель обязан был отказаться от погрузки в вагон или контейнер, который по техническому состоянию  или в коммерческом отношении  не обеспечивал сохранность груза. В случае же принятия такого подвижного состава грузоотправитель нес ответственность за происшедшую несохранность груза.

Ныне в Постановлении  Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12 ноября 1998г. N 18 "О некоторых  вопросах судебной практики арбитражных  судов в связи с введением  в действие Транспортного устава железных дорог Российской Федерации" проведено четкое разграничение  между технической неисправностью вагона, контейнера и его коммерческой непригодностью.

Ответственность за несохранность  груза, допущенную из-за технической  неисправности транспортного средства, должен нести перевозчик (п. 7 Постановления  Пленума N 18). Если несохранность груза  произошла вследствие коммерческой непригодности вагона (контейнера), от погрузки в который отправитель  не отказался, перевозчик может быть освобожден от ответственности. В этом случае отправитель подлежит освобождению от ответственности, если докажет вину перевозчика в несохранности  груза (п. 8 Постановления Пленума).

6. После подачи транспортных  средств и предъявления груза  отношения сторон вступают в  следующую фазу - погрузка, размещение, укладка (разравнивание) груза.  Обязанности погрузки (выгрузки) груза  распределяются между перевозчиком  и грузовладельцем в соответствии  с условиями договора, если иное  не установлено транспортными  уставами и кодексами и правилами  перевозки груза на отдельных  видах транспорта. Для погрузки (выгрузки) груза отправителем (получателем)  установлены нормы погрузоразгрузочных  работ (количество груза на  единицу времени) или сроки  выполнения работ в часах либо  днях. Нормы погрузки-выгрузки или  сроки могут быть предусмотрены  договором, если не установлены  транспортными уставами и кодексами  и издаваемыми в соответствии  с ними правилами. Нарушение  сроков погрузки-выгрузки (несоблюдение  норм погрузоразгрузочных работ)  дает основания перевозчику взыскать  с отправителя или получателя  штраф (ст. 99 УЖТ, ст. 120 КВВТ, п. 141 УАТ).

Особенно детально регламентированы отношения перевозчика и грузовладельца, связанные со сроками погрузки-выгрузки и ответственностью за их несоблюдение, на морском транспорте. Они определяются соглашением сторон. При отсутствии такого соглашения применяются сроки, обычно принятые в портах погрузки-выгрузки. Такого рода обычаи кодифицируются и  издаются в виде свода обычаев  соответствующего порта.

На морском транспорте по окончании срока, в течение  которого груз должен быть погружен-выгружен, называемого сталийным временем (сталией), начинается дополнительное время ожидания (контрсталийное время). За время ожидания судном окончания  погрузки-выгрузки в течение контрсталии  выплачивается специальная неустойка (демередж). Если же грузовые операции закончены досрочно (до истечения  сталийного времени), грузовладелец  имеет право на получение от перевозчика  вознаграждения (диспача). Размер демереджа  и диспача определяется договором  или ставками, обычно принятыми в  соответствующем порту (ст. 130 - 133 КТМ).

При превышении контрсталийного  времени судно переходит на сверхконтрсталию (детеншен). Задержка судна в течение  детеншена влечет за собой обязанность  грузовладельца по возмещению перевозчику  всех вызванных этим убытков.

Если погрузка (выгрузка) груза входит в обязанности перевозчика, время, затраченное на грузовые операции, включается в срок доставки груза. Следовательно, ответственность за просрочку таких  операций возможна, когда просрочка  приводит к несоблюдению срока доставки груза.

Необходимыми элементами перевозки груза служат оформление на погруженный груз надлежащих документов и их передача перевозчику. Так, помимо документов, служащих формой договора, перевозчику в зависимости от рода и вида перевозимого груза иногда должны быть представлены удостоверение  о качестве груза, ветеринарное свидетельство, инструкции о физико-химических свойствах  груза и мерах предосторожности при его перевалке и т.п. После принятия к перевозке груз хранится перевозчиком бесплатно.

7. Одна из основных  обязанностей перевозчика заключается  в обеспечении сохранности вверенного  ему груза. Устанавливая ответственность  за нарушение этой обязанности,  ГК (ст. 796) прежде всего называет  виды такой несохранности - утрата, недостача, повреждение (порча)  груза. Под утратой понимаются  все случаи непередачи получателю  груза безотносительно к ее  причинам (гибель груза, его потеря, хищение, конфискация, выдача  неуправомоченному лицу и т.п.). Недостача груза представляет  любую частичную его утрату (сохранившаяся  часть груза передается получателю). Повреждение - не что иное, как  нарушение целостности предметов,  составляющих груз. Порча понимается  как изменение свойств груза,  ведущее к его полному или  частичному обесценению.

ГК определяет период ответственности  перевозчика. Возможность ответственности  возникает после принятия груза  к перевозке и до его выдачи получателю. Следовательно, перевозчик отвечает за груз и тогда, когда он принят к перевозке, но не погружен в транспортное средство (в вагоны, думпкары, цистерны, трюмы или другие грузовые помещения морского или  речного судна, кузов автомобиля, грузовые отсеки самолета), а находится  на складах, в пакгаузах, хранилищах перевозчика.

ГК устанавливает и  основания ответственности перевозчика. Он несет ответственность, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело. Эта  формулировка означает, что ответственность  перевозчика основана на принципе вины. Примерно так же сформулированы основания  ответственности перевозчика в  транспортных уставах и кодексах (ст. 95 УЖТ, п. 1 ст. 117 КВВТ, ст. 118 ВК, п. 132 УАТ). В ст. 166 КТМ прямо указывается  на отсутствие вины перевозчика, его  работников или агентов.

Процесс установления отсутствия вины перевозчика предполагает прежде всего выявление того конкретного  события или явления, которое  вызвало несохранность груза. Ссылки на проявление перевозчиком должной  заботливости о грузе вообще, т.е. вне связи с конкретными обстоятельствами, вызвавшими ущерб, недостаточны.

В транспортные уставы и  кодексы (за исключением ВК) включены перечни обстоятельств, которые  наиболее часто с учетом специфики  деятельности каждого вида транспорта вызывают несохранность груза (ст. 95 УЖТ, ст. 166 КТМ, ст. 118 КВВТ, п. 132 УАТ). Эти  перечни имеют примерный характер. При определенных условиях перевозчик может быть освобожден от ответственности  и тогда, когда ущерб наступил вследствие обстоятельства, не предусмотренного в перечне. Следовательно, значение таких перечней сводится только к  тому, что из общего круга обстоятельств, приводящих к ущербу, таким путем  выделяются наиболее часто встречающиеся  и тем самым устанавливаются  известные ориентиры для определения  направления исследования фактов.

Помимо выявления конкретного  обстоятельства, вызвавшего несохранность  груза, нужно убедиться и в  том, что между этим фактическим  обстоятельством (событием, явлением) и наступившим результатом существует необходимая причинная связь.

Третьей предпосылкой освобождения перевозчика от ответственности  служит проявленная им должная заботливость о грузе в связи с действием  конкретной причины, способной вызвать  несохранность груза. О такой  заботливости можно говорить, во-первых, при полной непричастности перевозчика  к возникновению вредных обстоятельств; во-вторых, при принятии им всех разумных мер по предотвращению их действия или устранению последствий.

Следует отметить одну важную особенность построения ответственности  перевозчика за несохранность груза  при морских перевозках в заграничном  сообщении. КТМ неизвестны случаи безвиновной  ответственности морского перевозчика. Но в Кодексе установлено исключение противоположного порядка - вина морского перевозчика не всегда влечет за собой его ответственность.

Согласно ст. 167 КТМ перевозчик не отвечает за несохранность груза, за исключением груза, перевозимого в каботаже, если докажет, что его  утрата, недостача или повреждение  произошли вследствие действий или  упущений капитана, прочих лиц судового экипажа и лоцмана в судовождении или управлении судном.

Это положение известно, как правило, о навигационной  ошибке. Навигационная ошибка указанных  лиц - проявление вины работников морского перевозчика. Поскольку же перевозчик отвечает за действия и упущения своих  работников как за собственные, законодатель, освобождая его от ответственности  за навигационную ошибку, тем самым  освобождает перевозчика от ответственности  за ущерб, причиненный по его вине. Перспективы сохранения в российском праве правила о навигационной  ошибке всецело зависят от судьбы этого правила в мировом торговом мореплавании. Отказ от применения этого правила в международной  практике морского судоходства сделает  его ненужным и в российском праве.

В ст. 796 ГК закреплен определенный подход к распределению между  перевозчиком и грузовладельцем  обязанностей по доказыванию по спорам о несохранности груза. ГК указывает, что перевозчик несет ответственность  за несохранность груза, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело. Таким  образом, в ГК установлена опровержимая презумпция вины перевозчика в несохранности  груза после принятия его к  перевозке и до выдачи грузополучателю. Опровергнуть эту презумпцию и тем  самым освободиться от ответственности  за несохранность груза перевозчик может, доказав, что: ущерб вызван одним  из конкретных природных событий  или общественных явлений; между  этим событием или явлением и несохранностью груза имеется необходимая причинная связь, а перевозчиком в связи с действием этой причины проявлена должная заботливость о грузе.

В качестве общего правила  распределения обязанностей по доказыванию  по спорам о несохранности груза  транспортные уставы и кодексы придерживаются такого же принципа (ст. 95 УЖТ, ст. 166 КТМ, ст. 118 КВВТ, п. 132 УАТ, ст. 118 ВК).

Но, признавая правильность такого подхода в качестве общего правила, транспортные уставы и кодексы, за исключением ВК, установили из него ряд существенных изъятий. В каждом из них (кроме ВК) названы обстоятельства, при которых бремя доказывания  вины перевозчика в несохранности  груза возлагается на грузовладельца. Так, согласно ст. 118 УЖТ такая обязанность  лежит на грузовладельце в семи случаях (прибытие груза в исправном вагоне, контейнере с исправными запорно-пломбировочными  устройствами и т.д.).

В других транспортных уставах  и кодексах предусмотрено возложение на грузовладельца указанной обязанности  в случаях доставки груза в  место назначения в исправных  транспортных средствах за исправными пломбами отправителя, в исправной  таре (ст. 168 КТМ, ст. 118 КВВТ, п. 133 УАТ), перевозки  груза в сопровождении представителя  отправителя или получателя (ст. 168 КТМ, ст. 118 КВВТ, п. 133 УАТ), недостачи  груза в пределах норм естественной убыли (ст. 118 КВВТ, п. 133 УАТ).

Применение указанных  норм на практике подчас ставило грузовладельца в весьма затруднительное положение, так как он оказывался не в состоянии  доказать вину перевозчика. С другой стороны, последний при указанных  обстоятельствах попадал в условия  полной безнаказанности за допущенную несохранность груза.

Нужно признать, что с  введением в действие части второй ГК названные нормы полностью  утратили силу. В ст. 796 ГК установлена  презумпция виновности перевозчика, а  каких-либо изъятий из этого положения в ГК не предусмотрено. Помимо того, согласно п. 2 ст. 401 ГК при нарушении обязательства отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в Постановлении от 12 ноября 1998 г. N 18 "О некоторых вопросах судебной практики арбитражных судов в связи с введением в действие Транспортного устава железных дорог Российской Федерации" также указал, что в предусмотренных в ст. 109 ТУЖД случаях железная дорога освобождается от ответственности за утрату, недостачу, повреждения (порчу) груза при перевозке, "если они произошли, как указано в статье 796 ГК РФ, вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело" (п. 21).

Информация о работе Договор перевозки