Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 20:04, реферат
В гл. 40 ГК, правила которой регулируют отношения по перевозке, содержится сравнительно небольшое число принципиально важных положений, определяющих правовую природу этого договора, круг его участников, их основные права и обязанности, ответственность за нарушение обязательств по перевозке и т.д. Более детальная правовая регламентация этих отношений применительно к перевозке на каждом из пяти существующих видов транспорта дана в транспортных уставах и кодексах, иных законах и издаваемых в соответствии с ними правилах.
После принятия части второй ГК введены в действие ВК, КТМ, КВВТ, УЖТ.
Нарушение этих требований
приравнивается к неподаче транспортных
средств или непредъявлению груза
и влечет применение указанной штрафной
ответственности. Отказ отправителя
от поданных транспортных средств, не
пригодных для перевозки
В этой связи нужно признать нуждающуюся в пересмотре арбитражную практику, сложившуюся в соответствии с инструктивными указаниями Государственного арбитража СССР от 29 марта 1968г. N И-1-9 "О практике разрешения споров, возникающих из перевозок грузов по железной дороге". В соответствии с этими указаниями грузоотправитель обязан был отказаться от погрузки в вагон или контейнер, который по техническому состоянию или в коммерческом отношении не обеспечивал сохранность груза. В случае же принятия такого подвижного состава грузоотправитель нес ответственность за происшедшую несохранность груза.
Ныне в Постановлении
Пленума Высшего Арбитражного Суда
РФ от 12 ноября 1998г. N 18 "О некоторых
вопросах судебной практики арбитражных
судов в связи с введением
в действие Транспортного устава
железных дорог Российской Федерации"
проведено четкое разграничение
между технической
Ответственность за несохранность
груза, допущенную из-за технической
неисправности транспортного
6. После подачи транспортных
средств и предъявления груза
отношения сторон вступают в
следующую фазу - погрузка, размещение,
укладка (разравнивание) груза.
Особенно детально регламентированы
отношения перевозчика и
На морском транспорте
по окончании срока, в течение
которого груз должен быть погружен-выгружен,
называемого сталийным временем
(сталией), начинается дополнительное
время ожидания (контрсталийное время).
За время ожидания судном окончания
погрузки-выгрузки в течение контрсталии
выплачивается специальная
При превышении контрсталийного времени судно переходит на сверхконтрсталию (детеншен). Задержка судна в течение детеншена влечет за собой обязанность грузовладельца по возмещению перевозчику всех вызванных этим убытков.
Если погрузка (выгрузка) груза входит в обязанности перевозчика, время, затраченное на грузовые операции, включается в срок доставки груза. Следовательно, ответственность за просрочку таких операций возможна, когда просрочка приводит к несоблюдению срока доставки груза.
Необходимыми элементами перевозки груза служат оформление на погруженный груз надлежащих документов и их передача перевозчику. Так, помимо документов, служащих формой договора, перевозчику в зависимости от рода и вида перевозимого груза иногда должны быть представлены удостоверение о качестве груза, ветеринарное свидетельство, инструкции о физико-химических свойствах груза и мерах предосторожности при его перевалке и т.п. После принятия к перевозке груз хранится перевозчиком бесплатно.
7. Одна из основных
обязанностей перевозчика
ГК определяет период ответственности перевозчика. Возможность ответственности возникает после принятия груза к перевозке и до его выдачи получателю. Следовательно, перевозчик отвечает за груз и тогда, когда он принят к перевозке, но не погружен в транспортное средство (в вагоны, думпкары, цистерны, трюмы или другие грузовые помещения морского или речного судна, кузов автомобиля, грузовые отсеки самолета), а находится на складах, в пакгаузах, хранилищах перевозчика.
ГК устанавливает и
основания ответственности
Процесс установления отсутствия
вины перевозчика предполагает прежде
всего выявление того конкретного
события или явления, которое
вызвало несохранность груза. Ссылки
на проявление перевозчиком должной
заботливости о грузе вообще, т.е.
вне связи с конкретными
В транспортные уставы и
кодексы (за исключением ВК) включены
перечни обстоятельств, которые
наиболее часто с учетом специфики
деятельности каждого вида транспорта
вызывают несохранность груза (ст. 95
УЖТ, ст. 166 КТМ, ст. 118 КВВТ, п. 132 УАТ). Эти
перечни имеют примерный
Помимо выявления конкретного
обстоятельства, вызвавшего несохранность
груза, нужно убедиться и в
том, что между этим фактическим
обстоятельством (событием, явлением)
и наступившим результатом
Третьей предпосылкой освобождения
перевозчика от ответственности
служит проявленная им должная заботливость
о грузе в связи с действием
конкретной причины, способной вызвать
несохранность груза. О такой
заботливости можно говорить, во-первых,
при полной непричастности перевозчика
к возникновению вредных
Следует отметить одну важную особенность построения ответственности перевозчика за несохранность груза при морских перевозках в заграничном сообщении. КТМ неизвестны случаи безвиновной ответственности морского перевозчика. Но в Кодексе установлено исключение противоположного порядка - вина морского перевозчика не всегда влечет за собой его ответственность.
Согласно ст. 167 КТМ перевозчик
не отвечает за несохранность груза,
за исключением груза, перевозимого
в каботаже, если докажет, что его
утрата, недостача или повреждение
произошли вследствие действий или
упущений капитана, прочих лиц судового
экипажа и лоцмана в
Это положение известно,
как правило, о навигационной
ошибке. Навигационная ошибка указанных
лиц - проявление вины работников морского
перевозчика. Поскольку же перевозчик
отвечает за действия и упущения своих
работников как за собственные, законодатель,
освобождая его от ответственности
за навигационную ошибку, тем самым
освобождает перевозчика от ответственности
за ущерб, причиненный по его вине.
Перспективы сохранения в российском
праве правила о навигационной
ошибке всецело зависят от судьбы
этого правила в мировом
В ст. 796 ГК закреплен определенный подход к распределению между перевозчиком и грузовладельцем обязанностей по доказыванию по спорам о несохранности груза. ГК указывает, что перевозчик несет ответственность за несохранность груза, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело. Таким образом, в ГК установлена опровержимая презумпция вины перевозчика в несохранности груза после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю. Опровергнуть эту презумпцию и тем самым освободиться от ответственности за несохранность груза перевозчик может, доказав, что: ущерб вызван одним из конкретных природных событий или общественных явлений; между этим событием или явлением и несохранностью груза имеется необходимая причинная связь, а перевозчиком в связи с действием этой причины проявлена должная заботливость о грузе.
В качестве общего правила распределения обязанностей по доказыванию по спорам о несохранности груза транспортные уставы и кодексы придерживаются такого же принципа (ст. 95 УЖТ, ст. 166 КТМ, ст. 118 КВВТ, п. 132 УАТ, ст. 118 ВК).
Но, признавая правильность такого подхода в качестве общего правила, транспортные уставы и кодексы, за исключением ВК, установили из него ряд существенных изъятий. В каждом из них (кроме ВК) названы обстоятельства, при которых бремя доказывания вины перевозчика в несохранности груза возлагается на грузовладельца. Так, согласно ст. 118 УЖТ такая обязанность лежит на грузовладельце в семи случаях (прибытие груза в исправном вагоне, контейнере с исправными запорно-пломбировочными устройствами и т.д.).
В других транспортных уставах
и кодексах предусмотрено возложение
на грузовладельца указанной обязанности
в случаях доставки груза в
место назначения в исправных
транспортных средствах за исправными
пломбами отправителя, в исправной
таре (ст. 168 КТМ, ст. 118 КВВТ, п. 133 УАТ), перевозки
груза в сопровождении
Применение указанных
норм на практике подчас ставило грузовладельца
в весьма затруднительное положение,
так как он оказывался не в состоянии
доказать вину перевозчика. С другой
стороны, последний при указанных
обстоятельствах попадал в
Нужно признать, что с введением в действие части второй ГК названные нормы полностью утратили силу. В ст. 796 ГК установлена презумпция виновности перевозчика, а каких-либо изъятий из этого положения в ГК не предусмотрено. Помимо того, согласно п. 2 ст. 401 ГК при нарушении обязательства отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в Постановлении от 12 ноября 1998 г. N 18 "О некоторых вопросах судебной практики арбитражных судов в связи с введением в действие Транспортного устава железных дорог Российской Федерации" также указал, что в предусмотренных в ст. 109 ТУЖД случаях железная дорога освобождается от ответственности за утрату, недостачу, повреждения (порчу) груза при перевозке, "если они произошли, как указано в статье 796 ГК РФ, вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело" (п. 21).