Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 20:04, реферат
В гл. 40 ГК, правила которой регулируют отношения по перевозке, содержится сравнительно небольшое число принципиально важных положений, определяющих правовую природу этого договора, круг его участников, их основные права и обязанности, ответственность за нарушение обязательств по перевозке и т.д. Более детальная правовая регламентация этих отношений применительно к перевозке на каждом из пяти существующих видов транспорта дана в транспортных уставах и кодексах, иных законах и издаваемых в соответствии с ними правилах.
После принятия части второй ГК введены в действие ВК, КТМ, КВВТ, УЖТ.
В ГК сохранен принцип ограниченной
ответственности перевозчика за
ущерб, вызванный несохранностью груза.
Ограничение ответственности
Стоимость утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза определяется по цене, указанной в счете продавца, или по цене, зафиксированной в договоре купли-продажи, поставки товара. Если счет продавца отсутствует или в договоре не указана цена товара, следует исходить из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары. При возникновении спора между сторонами вопрос о стоимости груза должен быть разрешен судом, который вправе назначить по делу соответствующую экспертизу.
Поскольку при необеспечении сохранности груза цель договора перевозки не достигнута, перевозчик наряду с возмещением грузовладельцу причиненного ущерба возвращает отправителю (получателю) провозную плату, взысканную за перевозку утраченного, недостающего, поврежденного или испорченного груза, если эта плата не включена в стоимость груза.
ГК дифференцированно оценивает доказательственную силу документов, удостоверяющих факт несохранности груза и ее причины. При этом предпочтение отдается коммерческим актам, актам общей формы и другим документам, составленным с участием представителей как перевозчика, так и грузовладельца (отправителя или получателя). Если же какой-либо из этих документов составлен перевозчиком в одностороннем порядке, ему не может быть отдано предпочтение перед любыми другими письменными доказательствами. Он оценивается наряду с любыми другими документами, удостоверяющими обстоятельства, которые могут служить основанием для ответственности перевозчика, отправителя или получателя (п. 4 ст. 796 ГК).
8. После доставки груза
в пункт назначения перевозчик
обязан уведомить получателя
о прибытии груза (ст. 34 УЖТ,
п. 1 ст. 111 ВК, условия стандартных
проформ рейсовых чартеров). Получатель
должен принять прибывший в
его адрес груз и вывезти
его с территории
При несвоевременном вывозе
груза по вине получателя плата за
его хранение подлежит увеличению в
несколько раз (ст. 43 УЖТ). Если груз
не получен в течение
Передача груза получателю
закрепляется документально и удостоверяется
подписью последнего в соответствующей
накладной или коносаменте. Только
после этого договор перевозки
груза может считаться
9. ГК сохранил для отправителя
или получателя груза
Что же касается сроков предъявления претензии к перевозчику, то такие сроки в ГК не установлены. Более того, срок предъявления претензии выходит за пределы понятия порядка предъявления претензии (п. 1 ст. 797 ГК). Поэтому следует признать, что ГК не дает транспортным уставам и кодексам права установления подобных сроков. Следовательно, соответствующие правила в ныне действующих транспортных уставах и кодексах о сроках предъявления претензии к перевозчику (ст. 123 УЖТ - шесть месяцев; п. 163 УАТ - шесть месяцев; претензии об уплате штрафов и пеней - ст. 123 УЖТ - 45 дней, ст. 126 ВК - шесть месяцев) не отвечают ГК и потому не имеют юридической силы.
Таким образом, претензия
может быть предъявлена в пределах
годичного срока исковой
Право на предъявление иска к перевозчику возникает только при полном или частичном отказе удовлетворить претензию или неполучении от перевозчика ответа в тридцатидневный срок. ГК установил новый срок исковой давности в один год по всем требованиям, вытекающим из перевозки груза. Течение годичного срока начинается с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами (п. 3 ст. 797 ГК). Он понимается как момент полного или частичного отклонения претензии перевозчиком или окончания тридцатидневного срока, в течение которого перевозчиком не дан ответ на претензию.
В отличие от требований к перевозчику, вытекающих из перевозки груза, по искам перевозчика к грузовладельцам обязательный претензионный порядок не установлен. Следовательно, с иском такого рода перевозчик вправе обратиться непосредственно в суд или арбитражный суд. На иски перевозчика к грузовладельцам, вытекающие из перевозки груза, распространяется годичный срок исковой давности, установленный в п. 3 ст. 797 ГК.
10. От договора перевозки
груза (ст. 785 ГК) принципиально отличается
договор об организации
Договоры об организации перевозок (на практике их именуют долгосрочными, годовыми, навигационными, "генеральными") могут быть заключены на время навигации, на год или на больший срок. В таком договоре в первую очередь устанавливаются общие для всех предстоящих разовых отправок грузов условия организации перевозок. Эти условия могут вытекать из особенностей конкретной обстановки, в которой осуществляются перевозки, или определяться особенностями перевозимых грузов.
В нем могут быть определены
формы конкретизации
Основанием ответственности
сторон за неосуществление разовой
перевозки в каждом случае будет
служить конкретный договор перевозки
груза. Подобная ответственность наступает
для сторон безотносительно к
тому, был ли ими заключен договор
об организации перевозок. Таким
образом, этот договор представляет
собой самостоятельную
§ 3. Договор перевозки пассажиров и багажа
1. По договору перевозки
пассажиров и багажа одна
Этот договор - одна из разновидностей обязательства по перевозке. В гл. 40 ГК он назван в числе других договоров перевозки - перевозки груза, фрахтования. Его предметом, как и предметом перевозки груза, служит деятельность перевозчика - транспортная услуга. Эта деятельность выражается в самом перемещении.
В этом сходство между двумя
договорами. Однако по характеру объектов
перемещения данные договоры не совпадают.
Договор перевозки груза
Различие в объектах перевозки
предопределяет и несовпадение ее условий.
Отсюда и различие обязанностей субъектов
договоров и прежде всего перевозчика.
Именно поэтому каждый из этих двух
договоров представляет собой самостоятельную
разновидность обязательства
Договор перевозки пассажира может включать в себя и обязанность перевозки его багажа. Перевозка багажа не рассматривается в ГК или в каком-либо из транспортных уставов и кодексов как разновидность договора перевозки. Она неотделима от перевозки пассажира, так как потребовать принять от него багаж вправе лишь пассажир, т.е. лицо, получившее проездной билет и тем самым уже вступившее в договор пассажирской перевозки со своим контрагентом.
Таким образом, для возникновения
обязанности перевозки багажа нужно
дополнительное соглашение, выступающее
в качестве юридического факта. Следовательно,
то сложное правоотношение, которое
возникает между перевозчиком и
пассажиром, дополняется на основании
такого соглашения еще одним правомочием
и корреспондирующей ему
Из сказанного вытекает,
что основной договор перевозки
пассажира носит консенсуальный
характер. Он возникает в момент
достижения соглашения сторон и оформления
этого соглашения проездным билетом.
Могущая возникнуть в качестве дополнения
данного обязательства
Формы проездного билета и
багажной квитанции устанавливаются
в порядке, предусмотренном транспортными
уставами и кодексами (п. 2 ст. 786 ГК).
Этот порядок для разных видов
транспорта неодинаков. Так, согласно
ст. 82 УЖТ эти формы устанавливает
федеральный орган