Договор перевозки

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 20:04, реферат

Краткое описание

В гл. 40 ГК, правила которой регулируют отношения по перевозке, содержится сравнительно небольшое число принципиально важных положений, определяющих правовую природу этого договора, круг его участников, их основные права и обязанности, ответственность за нарушение обязательств по перевозке и т.д. Более детальная правовая регламентация этих отношений применительно к перевозке на каждом из пяти существующих видов транспорта дана в транспортных уставах и кодексах, иных законах и издаваемых в соответствии с ними правилах.
После принятия части второй ГК введены в действие ВК, КТМ, КВВТ, УЖТ.

Файлы: 1 файл

Министерство внутренних дел Российской Федерации.docx

— 64.64 Кб (Скачать)

В ГК сохранен принцип ограниченной ответственности перевозчика за ущерб, вызванный несохранностью груза. Ограничение ответственности выражается в том, что ущерб не возмещается  перевозчиком в полном размере понесенных грузовладельцем убытков (ст. 15 ГК). Понесенный при перевозке груза  ущерб возмещается в случае утраты или недостачи груза в размере  стоимости утраченного или недостающего груза; в случае повреждения или  порчи груза - в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного груза - в размере  его стоимости; в случае утраты груза, сданного к перевозке с объявлением  его ценности, - в размере объявленной  стоимости груза (п. 2 ст. 796 ГК).

Стоимость утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза  определяется по цене, указанной в  счете продавца, или по цене, зафиксированной  в договоре купли-продажи, поставки товара. Если счет продавца отсутствует  или в договоре не указана цена товара, следует исходить из цены, которая  при сравнимых обстоятельствах  обычно взимается за аналогичные  товары. При возникновении спора  между сторонами вопрос о стоимости груза должен быть разрешен судом, который вправе назначить по делу соответствующую экспертизу.

Поскольку при необеспечении  сохранности груза цель договора перевозки не достигнута, перевозчик наряду с возмещением грузовладельцу причиненного ущерба возвращает отправителю (получателю) провозную плату, взысканную за перевозку утраченного, недостающего, поврежденного или испорченного груза, если эта плата не включена в стоимость груза.

ГК дифференцированно  оценивает доказательственную силу документов, удостоверяющих факт несохранности  груза и ее причины. При этом предпочтение отдается коммерческим актам, актам  общей формы и другим документам, составленным с участием представителей как перевозчика, так и грузовладельца (отправителя или получателя). Если же какой-либо из этих документов составлен  перевозчиком в одностороннем порядке, ему не может быть отдано предпочтение перед любыми другими письменными  доказательствами. Он оценивается наряду с любыми другими документами, удостоверяющими  обстоятельства, которые могут служить  основанием для ответственности  перевозчика, отправителя или получателя (п. 4 ст. 796 ГК).

8. После доставки груза  в пункт назначения перевозчик  обязан уведомить получателя  о прибытии груза (ст. 34 УЖТ,  п. 1 ст. 111 ВК, условия стандартных  проформ рейсовых чартеров). Получатель  должен принять прибывший в  его адрес груз и вывезти  его с территории железнодорожной  станции, аэропорта, морского  или речного порта, пристани  в установленные сроки. В течение  времени, определенного в договоре  или в правилах перевозки груза  транспортом соответствующего вида, перевозчик обязан бесплатно  хранить груз. По окончании соответствующего  срока за хранение груза взыскивается  отдельная плата.

При несвоевременном вывозе груза по вине получателя плата за его хранение подлежит увеличению в  несколько раз (ст. 43 УЖТ). Если груз не получен в течение предусмотренного в правилах перевозки груза срока  хранения, он может быть реализован в установленном порядке (ст. 35 УЖТ, ст. 112 ВК).

Передача груза получателю закрепляется документально и удостоверяется подписью последнего в соответствующей  накладной или коносаменте. Только после этого договор перевозки  груза может считаться прекращенным ввиду исполнения.

9. ГК сохранил для отправителя  или получателя груза обязательность  предъявления к перевозчику претензии  до предъявления к нему иска, вытекающего из перевозки груза.  Под претензией понимается письменное  обращение к перевозчику с  требованием о возмещении ущерба, вызванного несохранностью груза,  об уплате штрафа в связи  с неподачей транспортных средств  и т.п. Порядок предъявления  претензии по-прежнему регулируется  правилами транспортных уставов  и кодексов (п. 1 ст. 797 ГК).

Что же касается сроков предъявления претензии к перевозчику, то такие  сроки в ГК не установлены. Более  того, срок предъявления претензии  выходит за пределы понятия порядка  предъявления претензии (п. 1 ст. 797 ГК). Поэтому следует признать, что  ГК не дает транспортным уставам и  кодексам права установления подобных сроков. Следовательно, соответствующие  правила в ныне действующих транспортных уставах и кодексах о сроках предъявления претензии к перевозчику (ст. 123 УЖТ - шесть месяцев; п. 163 УАТ - шесть месяцев; претензии об уплате штрафов и  пеней - ст. 123 УЖТ - 45 дней, ст. 126 ВК - шесть  месяцев) не отвечают ГК и потому не имеют юридической силы.

Таким образом, претензия  может быть предъявлена в пределах годичного срока исковой давности (ст. 406 КТМ).

Право на предъявление иска к перевозчику возникает только при полном или частичном отказе удовлетворить претензию или  неполучении от перевозчика ответа в тридцатидневный срок. ГК установил  новый срок исковой давности в  один год по всем требованиям, вытекающим из перевозки груза. Течение годичного  срока начинается с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами (п. 3 ст. 797 ГК). Он понимается как момент полного или частичного отклонения претензии перевозчиком или окончания тридцатидневного срока, в течение которого перевозчиком не дан ответ на претензию.

В отличие от требований к перевозчику, вытекающих из перевозки  груза, по искам перевозчика к  грузовладельцам обязательный претензионный  порядок не установлен. Следовательно, с иском такого рода перевозчик вправе обратиться непосредственно в суд  или арбитражный суд. На иски перевозчика  к грузовладельцам, вытекающие из перевозки  груза, распространяется годичный срок исковой давности, установленный  в п. 3 ст. 797 ГК.

10. От договора перевозки  груза (ст. 785 ГК) принципиально отличается  договор об организации перевозок  (ст. 798 ГК). Последний может быть  заключен перевозчиком и грузовладельцем  при наличии между ними устойчивых  связей, обусловленных систематическими  перевозками грузов в течение  более или менее длительного  периода.

Договоры об организации  перевозок (на практике их именуют долгосрочными, годовыми, навигационными, "генеральными") могут быть заключены на время  навигации, на год или на больший  срок. В таком договоре в первую очередь устанавливаются общие  для всех предстоящих разовых  отправок грузов условия организации  перевозок. Эти условия могут  вытекать из особенностей конкретной обстановки, в которой осуществляются перевозки, или определяться особенностями  перевозимых грузов.

В нем могут быть определены формы конкретизации обязанностей по предъявлению груза и подаче транспортных средств (акцептование перевозчиком заявок или заказов отправителя, сроки  подачи таких заявок или заказов), порядок расчетов между сторонами  и другие условия организации  перевозки. Но в договоре об организации  перевозок не определяются количество груза, который должен быть перевезен  в результате одноразовой отправки, сроки подачи транспортных средств и предъявления груза для каждой отправки, размер платы за конкретную перевозку груза и т.д. В нем могут быть определены лишь общие объемы груза, подлежащего перевозке в течение обусловленного периода (навигации, года, трех или пяти лет и т.п.), и установлены меры ответственности за невыполнение перевозок груза в этом объеме в целом по итогам обусловленного в договоре периода.

Основанием ответственности  сторон за неосуществление разовой  перевозки в каждом случае будет  служить конкретный договор перевозки  груза. Подобная ответственность наступает  для сторон безотносительно к  тому, был ли ими заключен договор  об организации перевозок. Таким  образом, этот договор представляет собой самостоятельную гражданско-правовую сделку, не совпадающую по значению и правовым последствиям с договором  о конкретной перевозке груза.

 

§ 3. Договор перевозки пассажиров и багажа

 

1. По договору перевозки  пассажиров и багажа одна сторона  - перевозчик обязуется перевезти  пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром  багажа также доставить багаж  в пункт назначения и выдать  его управомоченному на получение  багажа лицу, а другая сторона  - пассажир обязуется уплатить  установленную плату за проезд, а при сдаче багажа - и за  провоз багажа (п. 1 ст. 786 ГК).

Этот договор - одна из разновидностей обязательства по перевозке. В гл. 40 ГК он назван в числе других договоров  перевозки - перевозки груза, фрахтования. Его предметом, как и предметом  перевозки груза, служит деятельность перевозчика - транспортная услуга. Эта  деятельность выражается в самом  перемещении.

В этом сходство между двумя  договорами. Однако по характеру объектов перемещения данные договоры не совпадают. Договор перевозки груза опосредствует  отношения по перемещению такого материального объекта, как груз (в большинстве случаев - товар). Напротив, договор перевозки пассажира  и багажа регулирует отношения, возникающие  из перемещения физического лица - пассажира, а в некоторых случаях  и его багажа. Таким образом, потребителем услуги, оказываемой перевозчиком, выступает пассажир. Поэтому на отношения  из перевозки пассажира и багажа, помимо ГК и транспортных уставов  и кодексов, распространяется Закон "О защите прав потребителей" (п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994г. N 7 "О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей").

Различие в объектах перевозки  предопределяет и несовпадение ее условий. Отсюда и различие обязанностей субъектов  договоров и прежде всего перевозчика. Именно поэтому каждый из этих двух договоров представляет собой самостоятельную  разновидность обязательства перевозки.

Договор перевозки пассажира  может включать в себя и обязанность  перевозки его багажа. Перевозка  багажа не рассматривается в ГК или  в каком-либо из транспортных уставов  и кодексов как разновидность  договора перевозки. Она неотделима от перевозки пассажира, так как  потребовать принять от него багаж  вправе лишь пассажир, т.е. лицо, получившее проездной билет и тем самым  уже вступившее в договор пассажирской перевозки со своим контрагентом.

Таким образом, для возникновения  обязанности перевозки багажа нужно  дополнительное соглашение, выступающее  в качестве юридического факта. Следовательно, то сложное правоотношение, которое  возникает между перевозчиком и  пассажиром, дополняется на основании  такого соглашения еще одним правомочием  и корреспондирующей ему обязанностью перевезти багаж. Если основной договор  оформляется проездным билетом, то дополнительное соглашение о перевозке  багажа удостоверяется багажной квитанцией, выдаваемой в подтверждение принятия багажа к перевозке.

Из сказанного вытекает, что основной договор перевозки  пассажира носит консенсуальный характер. Он возникает в момент достижения соглашения сторон и оформления этого соглашения проездным билетом. Могущая возникнуть в качестве дополнения данного обязательства обязанность  перевозчика перевезти багаж  и правомочие требовать такой  перевозки багажа реальны. Для их возникновения необходима передача багажа перевозчику, оформляемая выдачей  багажной квитанции с отметкой (штемпелем) в проездном билете пассажира. При  этом багаж может быть сдан перевозчику  лишь по предъявлении пассажиром проездного билета независимо от того, где сдается  багаж - в пункте отправления или  в пути. Багаж может быть выдан  пассажиру еще до прибытия последнего в место назначения. Выдача багажа не влечет за собой прекращения обязанности  доставки пассажира.

Формы проездного билета и  багажной квитанции устанавливаются  в порядке, предусмотренном транспортными  уставами и кодексами (п. 2 ст. 786 ГК). Этот порядок для разных видов  транспорта неодинаков. Так, согласно ст. 82 УЖТ эти формы устанавливает  федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным  органом исполнительной власти в  области финансов.

Информация о работе Договор перевозки