Белорусский путь к гражданскому обществу и социально- правовой госудственности

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 22:23, реферат

Краткое описание

Проблемы гражданского общества в странах, образовавшихся по¬сле распада СССР, стали активно обсуждаться в связи с переходом к новой системе хозяйствования - смешанной экономике, в которой наряду с государственной функционируют коллективные (акционер¬ные) и частная формы собственности. С их появлением возникла объ¬ективная необходимость в сочетании административных методов хо¬зяйствования, осуществляемых государственными органами управле¬ния, с самонастраивающимися механизмами, заключенными в него¬сударственных институтах и оформленных в правовых нормах, цен¬ностных установках, совокупность которых и получила обозначение в категории «Гражданское общество».

Файлы: 1 файл

реф.doc

— 142.50 Кб (Скачать)

Именно политизация, подмена  выдвигаемых экономических лозунгов политическими не позволила независимым профсоюзам стать массовой общественной организацией. Их общая численность не превышает 0,1% наемных работников. Однако благодаря воинствующей позиции своих лидеров и шумным акциям протеста эти профсоюзы успели «засветиться» у нас и за рубежом.

Руководители профсоюзов превратились в привилегированный слой правящей номенклатуры, а их неумение работать в новых условиях привело к тому, что прямая социальная работа была во многом свернута. Профсоюзы не смогли возглавить рабочее движение, в «смутное время» обуздать и удержать рабочий класс от стихийных массовых демонстраций, митингов протеста, забастовках. В тех условиях руководство профсоюзов вместо того, чтобы расширить социальную помощь трудящимся, принять меры по повышению эффективности деятельности первичных организаций, предприняло попытку переключить внимание трудящихся с внутренних проблем на общереспубликанские. ФПБ начала активно участвовать в политических акциях протеста и других формах политической деятельности.

Как итог - только 27,9% трудящихся считали, что их профкомы активно  и успешно отстаивают интересы работников; 40,2% указали на недостаточную активность профкомов; 14,2% отметили, что профсоюзы практически бездействуют; 17,6% затруднились ответить на поставленные вопросы.

Неудовлетворенность трудящихся деятельностью профсоюзов привела к отказам платить членские взносы, спонтанному выходу из ФПБ отдельных влиятельных профсоюзных организаций (профсоюзов работников здравоохранения, металлургов, профсоюза ПО «Интеграл» и др.) - т.е. фактический раскол ФПБ.

Важным событием в  разрешении кризиса в профсоюзной среде стал IV съезд ФПБ, прошедший 18-19 сентября 2001 года. В работе съезда приняло участие около 700 делегатов. На съезде был избран новый состав Совета Федерации профсоюзов и президиума Совета ФПБ, приняты основные документы - Программа деятельности и Устав профсоюзов.

Новая редакция устава ФПБ, утвержденная на съезде, содержит изменения, направленные на повышение эффективности работы руководящих органов ФПБ, на укрепление дисциплины профсоюзных кадров, на повышение их ответственности перед членами профсоюза. Созданы основные условия для возвращения профсоюзов к выполнению их основной функции - защите и отстаиванию интересов трудящихся.

Выводы

Гражданское общество является одним из основных элементов политической системы. Оно способствует реализации и удовлетворению специфических, частных и отдельных интересов граждан. Структуры гражданского общества служат своеобразным буфером, средством структурирования гражданских инициатив, погашения возможных деструктивных тенденций.

Гражданское общество в Республике Беларусь находится в незавершившейся стадии образования в силу объективных причин: отсутствие прочного участия граждан в политических процессах, а также политических навыков и культуры.

Решающая роль в формировании гражданского общества в Беларуси, как и в других странах, образовавшихся после распада СССР, принадлежит государству. Принятие демократической Конституции с изменениями и дополнениями 1996 года, проведение референдумов, парламентских и президентских выборов явилось мощным стимулирующим фактором для выработки у людей политических навыков и ответственности, необходимых для углубления преобразований, связанных с созданием гражданского общества.

Гражданское общество в  Беларуси прошло решающий этап становления: созданы и функционируют все его институты. Главной задачей современного этапа является закрепление положительных тенденций становления гражданского общества и создание благоприятных условий для его дальнейшего развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

1.  Проблемы развития Гражданского общества в Беларуси[Электронный ресурс] – Режим доступа: http://rosnarod.ru/main/grazhdanskoe-obschestvo/v-mire/problemy/problemy-razvitija-grazhdanskogo-obschestva-v-belarusi.html

2.  Пашковский Г.М., Паречина С.Г. Гражданское общество в Республике Беларусь: становление и пути развития // Беларусь – Россия – Китай: к новой парадигме истории. Сб.науч.тр. – Мн.: ИСПИ, 2003. – С. 174-195. 


Информация о работе Белорусский путь к гражданскому обществу и социально- правовой госудственности