Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 22:23, реферат
Проблемы гражданского общества в странах, образовавшихся по¬сле распада СССР, стали активно обсуждаться в связи с переходом к новой системе хозяйствования - смешанной экономике, в которой наряду с государственной функционируют коллективные (акционер¬ные) и частная формы собственности. С их появлением возникла объ¬ективная необходимость в сочетании административных методов хо¬зяйствования, осуществляемых государственными органами управле¬ния, с самонастраивающимися механизмами, заключенными в него¬сударственных институтах и оформленных в правовых нормах, цен¬ностных установках, совокупность которых и получила обозначение в категории «Гражданское общество».
Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования
«Белорусский государственный университет транспорта»
Кафедра «Философия, история и политология»
Реферат на тему: «Белорусский путь к гражданскому обществу и социально- правовой госудственности»
по Основам идеологии белорусского государства
Выполнил
Студент группы ПР-31 преподаватель
Говор М.Н. Скрябина Л. С.
Гомель 2012 г.
Проблемы гражданского общества в странах, образовавшихся после распада СССР, стали активно обсуждаться в связи с переходом к новой системе хозяйствования - смешанной экономике, в которой наряду с государственной функционируют коллективные (акционерные) и частная формы собственности. С их появлением возникла объективная необходимость в сочетании административных методов хозяйствования, осуществляемых государственными органами управления, с самонастраивающимися механизмами, заключенными в негосударственных институтах и оформленных в правовых нормах, ценностных установках, совокупность которых и получила обозначение в категории «Гражданское общество».
Итальянский мыслитель
Антонио Грамши, чьи взгляды имеют
широкое распространение в
В данной интерпретации гражданское общество выступает как окружение государственных структур и представляет собой промежуточную среду между властью и гражданами.
Суммируя сказанное, можно определить гражданское общество как совокупность организаций, объединений граждан, а также правовых норм, ценностных установок, идей и представлений, через которые реализуются групповые и частные интересы членов общества и необходимое для этого взаимодействие с органами государственной власти.
Основными институтами гражданского общества, посредством которых удовлетворяются личные и групповые интересы, выступают политические партии, общественные организации и объединения, средства массовой информации, правовые нормы, регулирующие отношения собственности, свободу циркулирования информации, участия в выборах, совести, собраний и объединений и т. п.
Гражданское общество противостоит злоупотреблениям полномочиями, должностным положением «власть предержащих», защищает права и свободы личности, является необходимым условием становления правового государства. Существует диалектическое взаимодействие между гражданским обществом и государством, что находит свое выражение в обоюдных прогрессивных изменениях. Одним из существенных результатов таких изменений выступает обеспечение политической и социальной стабильности, динамичного развития экономики, общественного благосостояния,
На формирование гражданского общества в республике важнейшее влияние сегодня оказывают:
•результаты парламентских и президентских выборов, вызвавшие перегруппировку сил и ресурсов основных общественных организаций и политических партий;
•активизация на территории Беларуси внешних субъектов хозяйствования;
•модернизация экономических
отношений в связи с
•предстоящие в 2003 году выборы в местные Советы.
Важной функцией, которую способно реализовывать гражданское общество, является налаживание механизмов взаимодействия с влиятельными негосударственными структурами иностранных государств, а также международными организациями в интересах укрепления международного положения республики, привлечения в экономику внешних источников инвестирования.
1. Права и свободы человека и гражданина
Итогом последних лет, прошедших с момента принятия Конституции Республики Беларусь, явилась фактическая завершенность процессов национального и государственного строительства. Суть не только в создании легитимных органов государственной власти, но и о становлении таких демократических институтов, которые обеспечивают права человека, свободу слова, печати и собраний, участие в выборах высших должностных лиц.
До приобретения суверенитета в советский период все эти права и свободы были существенно ограничены. Государство пользовалось своей монополией на средства массовой информации, распространяя тщательно отобранные, прошедшие цензуру информационные сообщения и пропагандистские лозунги. Попытки выразить взгляды, отличающиеся от официальных, жестко подавлялись. Была серьезно ограничена и свобода объединений.
Фактически все формы частной инициативы не только не поощрялись, но были просто исключены. Обсуждение политических вопросов происходило за закрытыми дверями в рамках ограниченной группы людей, в то время как законодательный орган являлся чисто номинальным институтом.
После провозглашения независимости политическая ситуация в Республике Беларусь существенно изменилась и стала приобретать черты цивилизованного демократического государства. Специфика процессов самоорганизации белорусского общества заключается в том, что главным инициатором преобразований, партнером формирующегося гражданского общества выступает государство.
Человек, его права и свободы в нашей стране конституционно провозглашены в качестве «высшей ценности», которую государство обязано признавать, соблюдать и защищать. С целью определения основных направлений действий государства по обеспечению прав и свобод граждан Республики Беларусь, их дальнейшему укреплению и защите в качестве основы формирования демократического правового социального государства в Беларуси принята Национальная программа действий по защите прав и свобод граждан на 2001-2005 годы. Эта программа определяет основные цели государства по созданию гарантий обеспечения прав и свобод граждан в Республике Беларусь, содержит необходимые меры правового, социально-экономического, материально-технического и организационного характера, направленные на дальнейшее укрепление и защиту прав и свобод граждан Беларуси.
В нашей стране все факты нарушений прав и свобод граждан являются предметом тщательного рассмотрения правоохранительных органов и судебного разбирательства, благодаря чему подаются условия для предотвращения злоупотреблений властью и формирования у населения активной гражданской культуры.
В реализации прав и свобод граждан большое значение имеет отказ государства от монополии на средства массовой информации, свободное циркулирование информационных потоков в различной форме и из различных источников. Прекратилось использование репрессивных мер для подавления инакомыслия. Созданы и успешно функционируют независимые печатные издания.
Белорусское общество избавляется от страха и внутренней цензуры. Приняты меры, направленные на создание единого информационного пространства. С целью совершенствования государственной системы правовой информации согласно указу Президента был образован Национальный центр правовой информации, основной задачей которого является оперативное правовое обеспечение органов государственного управления, общественных организаций и средств массовой информации.
Граждане Беларуси получили возможность открыто выражать свои взгляды и идеи, учреждать независимые СМИ, создавать общественные объединения и политические партии, другие демократические институты.
Согласно данным Министерства информации, в Республике Беларусь на долю негосударственных печатных СМИ приходится около 70%. Несмотря на это, государственные печатные СМИ по количеству тиражей и популярности значительно опережают негосударственные и доминируют на информационном пространстве республики. Ситуация в Минске существенно отличается от общереспубликанской. Здесь тиражность основных негосударственных газет (около 55 тыс.) сопоставима с тиражностью ведущих государственных газет (около 60 тыс.).
2. Институты народной демократии
Отличительной особенностью новейшей политической истории Беларуси является использование установленных Конституцией Республики Беларусь с изменениями и дополнениями 1996 г. форм непосредственной демократии, среди которых следует особо отметить: референдум, выборы и Всебелорусские собрания.
А) Референдум
Референдум является наиболее полным выражением непосредственной демократии, способом принятия гражданами посредством народного голосования решений по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни или выявление мнений граждан по этим вопросам. Обычно под референдумом понимается принятие того или иного государственного решения, придающего ему окончательный и обязательный характер.
Впервые в суверенной Беларуси референдум был проведен 14 мая 1995 года по следующим вопросам:
•придание русскому языку равного с белорусским статуса;
•установление новых Государственного флага и Государственного герба Республики Беларусь;
•поддержка действий Президента Республики Беларусь, направленных на экономическую интеграцию с Российской Федерацией;
•внесение изменений в Конституцию Республики Беларусь, предусматривающих возможность досрочного прекращения полномочий Верховного Совета Президентом в случаях систематического или грубого нарушения Конституции.
В голосовании приняло участие 64,7% граждан, внесенных в списки для голосования. Все вопросы, вынесенные на республиканский референдум 14 мая 1995 года, были одобрены большинством голосов.
Второй референдум состоялся 26 ноября 1996 года. На обсуждение белорусских граждан были вынесены следующие вопросы:
•отмена смертной казни;
•введение частной собственности на землю;
•два проекта изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь 1994 года.
Следует отметить, что именно референдум 1996 года позволил разрешить противостояние законодательной и исполнительной властей мирным, цивилизованным путем, благодаря чему удалось избежать развития дестабилизации политической ситуации в стране.
Положительная практика проведения республиканских референдумов свидетельствует об их важной роли в становлении белорусской государственности и может быть использована не только на общегосударственном, но и на местном уровнях.
Немаловажное значение имеет обсуждение проектов законов и вопросов республиканского и местного значения. Обращение властей к народу в особо тревожные и судьбоносные моменты за советом посредством проведения Всебелорусских народных собраний свидетельствует о признании государством элементов гражданского общества как основных субъектов политических процессов.
Б) Выборы
Выборы наравне с референдумами выступают одной из форм непосредственной демократии. Посредством выборов народ, являясь носителем верховной власти в государстве, участвует в ее осуществлении. Белорусское государство создает все необходимые условия для проведения справедливых, равных и демократических выборов с тем, чтобы обеспечить приход к власти достойных людей, избранных большинством населения страны и пользующихся всенародным доверием и поддержкой. Только органы государственного управления, созданные на легальной и легитимной основе, являются выразителями воли народа и, следовательно, проводят политику, направленную на повышение уровня благосостояния граждан, реализацию их внутреннего потенциала.
Реальные шаги в этом направлении уже сделаны. В Республике Беларусь - одной из немногих стран мира - действует Избирательный кодекс, в котором детально изложены принципы проведения свободных, демократических выборов. Он является необходимой правовой базой для полной реализации волеизъявления белорусских граждан. Проведение парламентских (2000 г.) и президентских (2001 г.) выборов на основе Избирательного кодекса доказало его преимущества и позволило создать действенный и профессиональный парламент, избежать внутриполитического противостояния. В то же время продолжается работа по совершенствованию Избирательного кодекса Республики Беларусь.
Высокая избирательная активность населения республики в ходе парламентских (61%) и президентских выборов (83,86%), происходивших в весьма сложных политических условиях, продемонстрировала политическую зрелость и высокий уровень правосознания белорусских граждан. Не поддавшись на провокационные призывы сорвать избирательную кампанию, белорусский народ осознал всю важность и необходимость проводимых руководством страны преобразований, тем самым, опровергнув тезис о том, что гражданское общество всегда противостоит государству.
Очередным испытанием для гражданского общества в Республике Беларусь станут выборы в местные Советы 2003 года, поскольку в них намерены участвовать представители белорусской оппозиции. Уже сейчас ведутся крупномасштабные переговоры среди политических сил различной идеологической ориентации (БНФ, ОГП, БСДГ) по созданию широкой оппозиционной коалиции для участия в выборах в местные Советы с тем, чтобы по аналогии с президентскими выборами 2001 года выступить единым фронтом и выдвинуть в каждом округе по одному своему представителю.
В) Парламентаризм
Свою лепту в формирование гражданского общества вносит представительный орган нашей страны – Национальное собрание Республики Беларусь, обе палаты которого сформированы в соответствии с Конституцией. Благодаря высокому профессионализму депутатов в республике создана законодательная база для становления правового государства и развития гражданского общества.
Информация о работе Белорусский путь к гражданскому обществу и социально- правовой госудственности