Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 22:23, реферат
Проблемы гражданского общества в странах, образовавшихся по¬сле распада СССР, стали активно обсуждаться в связи с переходом к новой системе хозяйствования - смешанной экономике, в которой наряду с государственной функционируют коллективные (акционер¬ные) и частная формы собственности. С их появлением возникла объ¬ективная необходимость в сочетании административных методов хо¬зяйствования, осуществляемых государственными органами управле¬ния, с самонастраивающимися механизмами, заключенными в него¬сударственных институтах и оформленных в правовых нормах, цен¬ностных установках, совокупность которых и получила обозначение в категории «Гражданское общество».
Сегодня белорусское законодательное собрание является ареной политических дискуссий, местом, где происходит свободный и конструктивный обмен мнениями по наиболее сложным и судьбоносным вопросам преобразований белорусского общества и государства.
Главная задача парламента на современном этапе заключается в повышении активности депутатов в решении конкретных законодательных проблем, принятии законов, открывающих простор для экономического роста и благосостояния наших граждан, До недавнего времени ведущая роль в этом вопросе принадлежала Президенту страны. Только в 1999 году Главой государства было издано 43 временных декрета. Конечно, подобная практика явилась следствием большой загруженности парламентариев в связи с разработкой и принятием ряда сводных кодификационных актов. Неотложные задачи, стоящие перед белорусским государством, требовали быстрого и оперативного решения.
Начиная с 2000 года, отчетливо наметилась тенденция снижения уровня нормативно-правовых актов Главы государства - временных декретов. Это свидетельствует о совершенствовании баланса сил между основными органами государственной власти, предусмотренного Конституцией Республики Беларусь.
С целью становления гражданского общества в Республике Беларусь необходимо проводить дальнейшее развитие парламентаризма в рамках действующей Конституции за счет повышения роли парламента в законодательном процессе, в первую очередь, при разработке и принятии основного финансового закона страны - бюджета, усиления контрольных полномочий комиссий парламента за исполнением бюджета и деятельностью представителей исполнительной власти.
3. Система местного самоуправления
Одной из важнейших форм, характеризующих развитие гражданского общества, является наличие системы местного самоуправления, т.е. локальной демократии, посредством которой члены сообщества решают задачи по удовлетворению определенных потребностей на местном уровне.
Характерной особенностью местной представительной демократии в нашей республике является то, что после распада Советского Союза, в отличие от многих бывших союзных республик, в Республике Беларусь сохранилась и действует в полном объеме система Советов депутатов всех уровней - сельских, поселковых, районных, городских, областных.
Местное самоуправление является базисом для объединения государственной власти и гражданского общества. В Беларуси создана правовая база, регулирующая деятельность органов местного самоуправления, которая в значительной степени учитывает требования Европейской хартии о местном самоуправлении, а также принятые Межпарламентской Ассамблеей СНГ модельные законы по этому вопросу.
В Республике Беларусь в
силу объективных причин не приобрели самостоятельность и независимость
институты местного самоуправления. Большинство
существующих полномочий по управлению
административно-
Назрела необходимость реформирования системы местного управления и самоуправления, в ходе которого государство должно освободиться от мелочной опеки над местными органами, оставив за собой функции регулирования стратегических политических и социально-экономических процессов.
Этому могла бы содействовать реформа местного управления и самоуправления, о необходимости проведения которой неоднократно высказывался Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко.
С одной стороны - упрощение структуры исполнительной
вертикали за счет преобразования исполкомов
всех уровней в Администрации территориальных
образований, которые являются органами
государственной власти на местах. В их
компетенцию должны входить функции обеспечения
законности и правопорядка, координации
деятельности силовых ведомств, а также
проведение политики государства в административно-
С другой стороны - расширение полномочий Советов депутатов посредством передачи им части компетенции исполкомов в области местного налогообложения, распоряжения коммунальной собственностью, образования, здравоохранения, социального обеспечения и, следовательно, создания Советами своих исполнительно-распорядительных органов - комитетов. Таким образом обеспечивается организационная самостоятельность органов местного самоуправления.
Необходимо создать реальные условия для выполнения органами местного самоуправления всего спектра задач по территориальному управлению, масштабного вовлечения граждан республики в механизм государственного управления с целью реализации основного принципа белорусского государства - народовластия. Интеграция граждан в политические структуры расширяет их активную политическую ответственность, обеспечивает уважение местных особенностей, уменьшает риск административных ошибок, смягчает давление на государство посредством привлечения большего числа людей к урегулированию конфликтов.
4. Предпринимательство
фундаментом любого общества являются экономические отношения, в первую очередь - отношения собственности. Экономической основой гражданского общества выступает многообразие форм собственности - тот каркас, на который настраивается все здание современной экономики и политической системы. Монопольное положение одних форм собственности в ущерб другим означает доминирование интересов определенной социальной группы, противостоящих интересам всех остальных групп, и в конечном счете, интересам всего общества.
После распада СССР Республика Беларусь пошла по пути построения социальной рыночной экономики, что нашло свое выражение в создании и поддержке на государственном уровне различных форм собственности. В это время начался бурный рост предпринимательской активности. Однако она не сопровождалась устойчивостью из-за отсутствия навыков у многих предпринимателей для занятия индивидуальной деятельностью и нехватки первоначального капитала. В результате, к сожалению, в республике пока не сложился так называемый «средний класс», который и составляет основу гражданского общества.
Тем не менее, благодаря продуманной социальной политике государства, несмотря на наличие определенных трудностей, которые являются сопутствующими условиями переходного периода, в республике удалось достичь экономического подъема, обеспечить справедливое распределение результатов труда и, тем самым, способствовать стабильности в обществе.
По официальным статистическим данным, соотношение доходов 10% наиболее и наименее обеспеченных граждан составляет в Беларуси примерно 5 раз. Это значительно меньше, чем в других странах СНГ, в том числе в России, где этот разрыв является четырнадцатикратным, а в других странах СНГ - еще больше.
Отсутствие резкой поляризации уровня жизни наших граждан связано с проводимой в республике государственной политикой эволюционного социально-экономического развития, недопущения обвальной приватизации и массовой безработицы. В Беларуси уровень безработицы - один из самых низких среди стран СНГ и Восточной Европы. В 2001 году он составил 2,3% от общего числа способного населения, или 102,9 тыс. человек.
В республике темпы роста заработной платы значительно превышали темпы инфляции. Например, в первом полугодии 2001 года по сравнению с аналогичным периодом 2000 года реальная заработная плата населения увеличилась на 23%, а прирост реальных денежных доходов населения в 2001 году к их уровню в 2000 году превысил 16%, следовательно, повысилась покупательная способность граждан. Положительная тенденция сохранена и в 2002 году. В январе 2002 года по сравнению с январем 2001 года реальные денежные доходы населения возросли на 21%.
Развитие малого и среднего бизнеса будет способствовать выходу республики на новый виток экономического развития. В развитых странах малые и средние предприятия (МСП) производят до 70% ВВП, обеспечивают более 50% занятости и являются значительной экономической силой. В Беларуси доля МСП в ВВП составляет только 9%.
Создание жизнеспособного
5. «Третий сектор»
В Беларуси успешно развивается так называемый «третий сектор» - добровольные ассоциации (организации), объединяющие граждан и выражающие их разнообразные интересы. «Третий сектор» способствует самореализации и самодеятельности граждан, их коллективному участию в политическом процессе, в опосредовании отношений граждан с государственными структурами.
В соответствии с действующим законодательством в стране зарегистрировано и функционирует свыше 1000 общественных объединений с республиканским статусом, в том числе 39 профсоюзов, 35 ветеранских, 37 молодежных, 19 женских организаций. Они действуют в соответствии со своими уставами и формально охватывают практически весь социальный, экономический и мировоззренческий спектр белорусского общества.
Кроме того, функционируют и другие институты гражданского общества - негосударственные экономические субъекты, издаются и распространяются средства массовой информации, принадлежащие политическим партиям, общественным организациям, гражданам. В Республике Беларусь осуществляют свою деятельность свыше 2,5 тысяч религиозных общин, относящихся к 26 конфессиям.
Выразителями политических интересов общества выступают политические партии, которые осуществляют взаимодействие между гражданами и государством во имя определения политических целей. На сегодняшний день в республике зарегистрировано 18 политических партий различной политической направленности и идеологии.
Деятельность многочисленных общественных объединений базируется на постоянно совершенствуемой законодательной базе, основанной на Законах Республики Беларусь «О политических партиях», «Об общественных объединениях», «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О профессиональных союзах», «Об общих началах государственной молодежной политики в Республике Беларусь», Декрете Президента Республики Беларусь от 26 января 1999 года №2 «О некоторых мерах по упорядочению деятельности политических партий, профессиональных союзов, иных общественных объединений», Избирательном кодексе Республики Беларусь и других.
Мероприятия, организуемые общественными организациями, способствовали выявлению и выражению политической роли граждан в ходе выборов в Национальное собрание Республики Беларусь 2000 г., II Всебелорусского народного собрания, Президентских выборов 2001 года.
На парламентских выборах 2000 года за представителей «третьего сектора» отдали голоса более трети избирателей, что является среднеевропейским показателем. Однако говорить о завершенности формирования «третьего сектора» в нашей стране преждевременно.
Слабой стороной деятельности всех общественных объединений Беларуси является незначительная география их активности, которая нередко ограничивается столицей страны. Преобладающее большинство общественных организаций в Беларуси составляют благотворительные, действующие за счет пожертвований организаций-доноров, юридических или физических лиц, а также субсидий государства. Очень мало общественных организаций, ставящих перед собой в качестве основной задачи представительство и защиту специфических гражданских интересов.
До сих пор в общественном секторе наблюдаются такие негативные явления, как увлеченность частными организационными вопросами без учета внутригосударственного проблемного поля, деятельность лидеров в угоду собственным амбициям, а также конфронтационный, а не компромиссный характер взаимодействия между общественными объединениями.
Политические партии
Политические партии Беларуси в своем подавляющем большинстве фактически являются политическими клубами, не имеющими должной организационной структуры, разработанной идеологии и социальной опоры. Зачастую партии создаются под конкретные личности - лидеров, которые оторваны от рядовых членов своей партии, что определяет их политическую бесперспективность и неконкурентоспособность.
Это подтверждают проведенные многочисленные социологические исследования, согласно которым политическим партиям доверяет менее 10% населения, а также результаты состоявшихся парламентских выборов в Национальное собрание Республики Беларусь, где депутаты от партий составляют только 14%.
В наибольшей степени на становление партийного сектора гражданского общества Республики Беларусь повлияли парламентские (2000 г.) и президентские (2001 г.) выборы. Наблюдается тенденция формирования трех партийных блоков:
а)два оппозиционных - Координационная рада демократических сил (КРДС) и Консультативный совет оппозиционных политических партий (КСОПП);
б)проправительственный
блок - Республиканский координационны
Различие двух политических структур - КРДС и КСОПП - заключается прежде всего в значении первых слов их названий - "координационная" и "консультативный". В первом случае речь идет о более тесном сотрудничестве входящих в КРДС субъектов, поэтому рада является коалицией. КСОПП же - консультативный орган, объединяющий разные по своим взглядам партии. Оба объединения занимаются сегодня фактически одним и тем же - пытаются согласовать действия оппозиции.
КРДС была образована зимой 1999 года по решению Конгресса демократических сил. На настоящий момент в нее входят следующие партии:
Информация о работе Белорусский путь к гражданскому обществу и социально- правовой госудственности