Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 22:23, реферат
Проблемы гражданского общества в странах, образовавшихся по¬сле распада СССР, стали активно обсуждаться в связи с переходом к новой системе хозяйствования - смешанной экономике, в которой наряду с государственной функционируют коллективные (акционер¬ные) и частная формы собственности. С их появлением возникла объ¬ективная необходимость в сочетании административных методов хо¬зяйствования, осуществляемых государственными органами управле¬ния, с самонастраивающимися механизмами, заключенными в него¬сударственных институтах и оформленных в правовых нормах, цен¬ностных установках, совокупность которых и получила обозначение в категории «Гражданское общество».
Объединенная гражданская партия (А.Лебедько), Белорусский народный фронт (В.Вечерко), Белорусская социал-демократическая Громада (БСДГ) (С.Шушкееич), незарегистрированная Белорусская социал-демократическая партия (БСДП) (А.Король), Белорусская партия женщин «Надзея» (В.Матусевич), Белорусская экологическая партия "зеленых" "БЭЗ" (Н.К.Карташ), Белорусская партия "зеленых" (О.С.Громыко).
Помимо партий, в КРДС также входят:
незарегистрированная Ассамблея неправительственных организаций (А.Беляцкий), независимые профсоюзы (Г.Быков), незарегистрированная гражданская инициатива "Хартия'97"(А.Санников), а также несколько других организаций.
Одним из организаторов КРДС была также и Белорусская социал-демократическая партия (Народная Громада) (БСДП (НГ) (Н.Статкевич). Однако осенью 2000 года эта партия покинула КРДС.
Первоначально КРДС брала на себя координацию проведения массовых кампаний, разработку политической и экономической программ вывода Беларуси из кризиса, профсоюзную и социальную политику. Однако в канун прошлогодних президентских выборов деятельность рады была сконцентрирована в основном на попытке выдвижения единого кандидата.
Что касается КСОПП, то Совет также появился в 1999 году, причем по инициативе в основном тех же оппозиционных партий, а также при открытом содействии Консультативно-наблюдательной группы ОБСЕ в Беларуси.
В состав КСОПП входят 8 политически активных партий (партии «зеленых» и незарегистрированная БСДП не относятся к числу активных оппозиционных партий), не согласных с проводимой официальными властями политикой. Помимо называвшихся выше членов КРДС, в КСОПП входят:
Белорусская социал-демократическая партия (Народная Громада) (Н.Статкевич), Партия коммунистов белорусская (ПКБ) (С.Калякин), Белорусская партия труда (БПТ) (А.Бухвостов), Либерально-демократическая партия Беларуси (ЛДПБ) (С.Гайдукевич).
Поначалу в КСОПП входило 9 партий, но Консервативно-христианская партия БНФ (З.Позняка) вышла из его состава в июне 2000 г.
Принципами работы КСОПП провозглашаются:
•укрепление и отстаивание суверенитета Республики Беларусь;
•утверждение демократического правового государства и гражданского общества;
•развитие многосторонних демократических связей.
Первоначальной целью КСОПП было ведение переговоров объединенной оппозиции с властями о создании приемлемых условий для проведения осенью 2001 года парламентских выборов, результаты которых могли бы быть признаны международным сообществом.
Сегодня же деятельность Консультативного совета сконцентрирована в основном на выполнении Беларусью так называемых «четырех условий ОБСЕ», принятых в январе 2000 года на заседании КСОПП в присутствии главы КНГ ОБСЕ X.-Г.Вика:
•создание климата доверия;
•доступ оппозиции к государственным СМИ;
•демократизация избирательного законодательства;
•расширение полномочий парламента.
Также одной из основных функций Совета является представление интересов оппозиции на мировой арене после того, как истекли полномочия Верховного Совета XIII созыва.
Наиболее активно стратегию
Совета на международной арене «
Но действительного межпартийного взаимодействия в стане оппозиции нет и в ближайшее время не предполагается. Партии, занимающие ведущее положение в КРДС (Партия БНФ и ОГП), отвергают возможное усиление КСОПП, настаивая на закреплении за ним функций дискуссионного форума. Руководство БНФ сделало заявления о том, что решения КСОПП могут носить только консультативный характер. Ядром же всего оппозиционного движения представители блока видят Координационную раду демократических сил.
Но, вероятнее всего, КСОПП будет сохранен. Он нужен оппозиции, поскольку имеет официальный статус в международных парламентских структурах Совета Европы и ОБСЕ. Если сейчас ликвидировать КСОПП, то политическая оппозиция потеряет свое представительство за рубежом.
Единства в рядах оппозиции не наблюдается, что подтверждается «неспособностью» оппозиции объединиться даже для участия в выборах в местные Советы 2003 года. Несмотря на все усилия и заявления оппозиционеров о едином фронте говорить пока не приходится. Не стоит забывать, что несмотря на демонстрируемое желание выступить на будущих выборах в местные советы единой политической силой, они являются конкурентами в борьбе за власть. Так, «социал-демократ» Н.Статкевич весьма агрессивно пытается потеснить «объединенного демократа» А.Лебедько на западноевропейских политических рынках. Статкевич хочет стать главным оппозиционным рупором вне Беларуси.
Таким образом можно констатировать, что в оппозиционном лагере наблюдается борьба между КРДС и КСОПП и, в первую очередь, за получение западных грандов и финансов. Однако раскол существует и внутри КРДС.
Как известно, БНФ выступает против любых союзов с Россией, которые ограничивают белорусский суверенитет. ОГП же поддерживает идею общего белорусско-российского рынка капиталов, услуг и рабочей силы, таможенный союз и выступает за белорусско-российскую интеграцию по формуле Евросоюза. По этим вопросам в стане правых могут возникнуть большие разногласия. Несмотря на все объединительные процессы можно предположить, что личные амбиции лидеров и существующие идеологические разногласия не позволят оппозиции выступить на выборах в Советы местных депутатов единым фронтом.
Выборы Президента Республики Беларусь продемонстрировали как внутри страны, так и на международном уровне слабость и несостоятельность радикальных оппозиционных партий. Вследствие этого еще более снизилась и без того незначительная поддержка со стороны населения радикального крыла оппозиции, а также существенно (фактически на порядок) уменьшился объем финансирования радикальных оппозиционных объединений извне (со стороны США и ряда европейских фондов).
Ситуация, складывающаяся в оппозиционном лагере, благоприятствует усилению партий, поддерживающих реализуемую государством политику, которые объединены под эгидой РКС. Самыми влиятельными в этом партийном блоке являются Коммунистическая партия Беларуси (КПБ), Аграрная партия, Белорусская патриотическая партия,
Можно предположить, что, как и в 2001 году, оппозиция будет «играть» на сложной для себя социально-политической ситуации. Уже сейчас в высказываниях некоторых политических лидеров оппозиции (А.Лебедько, Н.Статкевича) встречаются заявления о том, что выборы 2003 года будут фальсифицированы. Подобными действиями оппозиция, во-первых, готовит себе «оправдание» в случае поражения, во-вторых, формирует негативный имидж нашей страны и подталкивает международную общественность к непризнанию итогов выборов задолго до их проведения.
Молодежные организации
Молодежными проблемами в Республике Беларусь занимаются более 80 общественных молодежных объединений, среди которых 46 - республиканских молодежных общественных объединений, 9 -международных молодежных общественных объединений, 10 - детских общественных объединений, 5 организаций, работающих с детьми, и 12 фондов, занимающихся детскими проблемами.
Долгое время ведущие позиции в молодежной среде занимал +++, который решал задачу объединения патриотически настроенных юношей и девушек для защиты их прав и законных интересов, активного участия в построении общества социальной справедливости и прогресса, формирования в молодежной среде мировоззрения, основанного на христианских духовно-нравственных ценностях.
Но к сожалению, БПСМ оказался во многом лишь получателем государственной финансовой поддержки и исполнителем функций, несвойственных общественной организации, что реально и обусловило фактическое демонтирование» организации в систему государственного управления. Именно этим и объясняется формирование у широкой общественности стойкого мнения о стремлении БПСМ «быть на полном государственном содержании, неумении работать в молодежной среде и искать формы плодотворного сотрудничества с другими молодежными организациями схожей или близкой социально-политической ориентации (в частности, с БСМ).
Похожесть программных установок БПСМ и БСМ вызывала конкуренцию между ними, которая снизила эффективность деятельности каждой организации и привела к падению популярности среди молодежи. В сложившейся ситуации, назрела объективная необходимость объединения БПМС и БСМ, создания по настоящему действенной молодежной организации - Белорусского республиканского союза молодежи (БРСМ).
Объединение произошло в Минске 6 сентября 2002 г. На объединительном съезде присутствовали избранные «первичками» делегаты, ветераны комсомола, представители законодательной и исполнительной власти, других белорусских молодежных организаций, гости из ближнего зарубежья. Перед делегатами съезда выступил Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко.
Вопрос объединения БСМ и БПСМ был поставлен 30 апреля во время встречи Президента с активом БПСМ. Проблема обсуждалась, в организациях проходили консультации по поводу устава и лидера будущего союза.
По списочному составу БРСМ насчитывает 198 тыс. человек (182 тыс. бывшие члены БПСМ, 18 тыс. - бывшие члены БСМ). Организация будет строиться на демократических принципах, решения будут приниматься коллегиально.
Основные направления работы БРСМ: трудовая занятость молодежи, профилактика подростковой преступности и наркомании, участие в ряде международных проектов. Предусматривается реализация таких проектов, как молодежное жилищное строительство, возрождение студенческих отрядов, организация клубов по интересам. Объединенный союз будет поддерживать государственный курс по реализации молодежной политики.
Существуют также молодежные организации, стоящие в оппозиции к официально зарегистрированным объединениям. Это «Зубр», «Молодая Громада», «Молоды Фронт», «Асацыяцыя молодых палітыкау», «Асацыяцыя студэнтаў-палшолагаў», «Аб'яднанне Белорускіх Скаўтаў» и другие. Они выступают дестабилизирующим фактором молодежного движения страны.
В своей деятельности
эти организации руководствуютс
Этот вывод подтверждается данными опроса, проведенного НИ-СЭПИ, характеризующими отношение «несоюзной молодежи», а попросту большинства юношей и девушек к молодежным общественным организациям.
До 90% молодых людей (в некоторых случаях и больше) не знают существующих молодежных организаций или безразличны к их деятельности. Наиболее высокая информированность была отмечена
БПСМ и БСМ.
Данные социологических исследований лишний раз подтверждают правильность действий руководства страны. Объединение этих организаций в одну и создание на их основе поистине мощной молодежной организации (БРСМ), представляющей интересы подавляющего большинства белорусской молодежи, б способствовать более полной реализации потенциала молодых граждан Республики Беларусь.
Профсоюзы
Особое место в структуре гражданского общества занимают профсоюзы, которые призваны следить за соблюдением прав и условий труда наемных работников, а также защищать их права. Профсоюзы являются самой массовой общественной организацией в Беларуси. Их официальная численность составляет около 54% всего населения республики в возрасте старше 14 лет, объединенных в 32 отраслевых профсоюза, 6 областных объединений профсоюзов. Несмотря на то, что Федерация профсоюзов Белорусская насчитывает свыше 4,4 миллиона работников, следует отметить, что членство в профсоюзах во многом номинально, а взносы до недавнего времени автоматически высчитывались из заработной платы.
В 90-х годах возникли
независимые профсоюзы как альт
Следует отметить, что
в начале 90-х годов появились объективн
•тяжелое экономическое положение предприятий;
•низкая заработная плата и задержка с ее выплатой;
•неудовлетворенность трудящихся деятельностью профсоюзных комитетов по защите их прав.
Но были и субъективные причины. Это порой неприкрытое желание некоторых персон (С.Антончика, В.Бабаеда и др.) реализовать свои личные и политические амбиции посредством вовлечения независимых профсоюзов в политику (аналог «Солидарности»). Несмотря на то, что они с самого начала образования заявили о своей аполитичности и провозгласили основной задачей социальную защиту трудящихся, деятельность независимых профсоюзов имеет политическую направленность. Тому подтверждение - участие лидера Свободного профсоюза Беларуси (СПБ) С.Антончика в президентской кампании 2001 года.
Информация о работе Белорусский путь к гражданскому обществу и социально- правовой госудственности