Аттестация муниципальных служащих

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 21:05, курсовая работа

Краткое описание

Аттестация проводится в присутствии аттестуемого муниципального служащего. Как привило, при ее проведении присутствует руководитель структурного подразделения, в котором работает аттестуемый.
Перенос аттестации на очередное заседание аттестационной комиссии допускается по решению большинства ее членов, присутствующих на заседании, в случае

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………………..3
Глава 1. Значение аттестации муниципальных служащих……………………………….5
1.1. Цели, задачи и принципы аттестации муниципальных служащих………………….5
1.2. Механизм аттестации…………………………………………………………………10
Глава 2. Порядок проведения аттестации муниципальных служащих………………...16
2.1. Подготовка к аттестации муниципальных служащих……………………………...16
2.2. Аттестация муниципальных служащих и документирование ее результатов……21
Заключение…………………………………………………………………………………24
Список использованной литературы……………………………………………………..26

Файлы: 1 файл

курсовая гревцев(7).doc

— 139.50 Кб (Скачать)

   Внепартийность  аттестации означает отсутствие одностороннего политического подхода к оценке исполнения должностных обязанностей муниципального служащего, так как в соответствии с принципом политического нейтралитета во время исполнения служебных функций он обязан руководствоваться не собственными политическими интересами и пристрастиями, а выработанной единой государственной политикой в конкретном вопросе в целях удовлетворения публичного интереса.

   Принцип всеобщности аттестации означает, что  она проводится во всех муниципальных  органах. Аттестации подлежат все лица, занимающие муниципальные должности  муниципальной службы.

   Принцип гласности заключается в том, что аттестационная процедура осуществляется открыто. Этот принцип характеризуется  доступностью всех аттестационных материалов, демократизмом проведения оценки, открытостью  обсуждения профессиональных, личных и нравственных качеств аттестуемого, всех сторон его служебной деятельности. Гласность выражается и в том, что подлежащему аттестации служащему предоставляется право ознакомления с подготовленной на него характеристикой. Он имеет возможность выдвигать свои возражения по существу характеристики и вносить предложения и замечания по улучшению работы конкретного органа местного самоуправления или его подразделения. Результаты аттестации сообщаются открыто сразу же после голосования.

   Важным  принципом аттестации является коллективность оценки. Суть этого принципа состоит, во-первых, в том, что процесс сбора, анализа, обобщения аттестационной информации, рассмотрения профессиональных, деловых и нравственных качеств и выработка оценки служащих осуществляются группой высококвалифицированных служащих, авторитетных специалистов, т. е. аттестационной комиссией. Во-вторых, коллективность оценки предполагает проведение продуктивного обмена мнениями о сильных и слабых сторонах аттестуемого служащего. Гласность, коллективность оценки и учет общественного мнения при проведении аттестации должны создавать условия для реализации важного требования о преимущественной ориентации служащих органов местного самоуправления не на собственные, а на общественные интересы.4

   Принцип периодичности (систематичности) аттестации означает, что она проводится постоянно через определенные в нормативных актах промежутки времени. От этого принципа зависит и эффект аттестации как организационно-правового явления в структуре системы работы с персоналом. Принцип периодичности должен обеспечивать надлежащий уровень исполнения служащими должностных обязанностей вне зависимости от внешних факторов, перемен, политических условий.

   Аттестация  выполняет основное свое предназначение только в том случае, если ее оценка объективна. Особенно велик субъективизм оценок, когда их собираются использовать как удобный повод для сведения счетов с «неугодными» служащими. Принцип объективности оценки выражается в том, что профессиональные, деловые, личные и нравственные качества служащего рассматриваются с точки зрения их практического проявления, т. е. такими, какими они являются в действительности. Объективность оценки означает, что в процессе аттестации освещаются только реальные факты (успехи, недостатки, ошибки) в деятельности каждого служащего. Главной чертой принципа объективности оценки является беспристрастность, отсутствие всяких предубеждений относительно делового поведения служащего.

   Принцип комплексности оценки должен гарантировать  всесторонность, принципиальность и объективность оценки служащих. Комплексность оценки означает аттестацию служащих как таковых, т. е. оценку их работы по трем основным направлениям:5

   - оценка результатов деятельности  служащих;

   - оценка процесса управленческого  труда, исполнения должностных обязанностей;

   - оценка личностных качеств служащего. 

   Принцип обоснованности оценки и рекомендаций аттестационной комиссии является одним  из важнейших. Обосновать ту или иную оценку - значит доказать ее целесообразность, истинность и справедливость, убедить в том, что она отражает действительные заслуги, а также имеющиеся недоработки и ошибки служащего.

   Степень реализации всех других принципов, а  также правовая значимость аттестации определяется принципом действенности  аттестации - обязательным принятием по результатам аттестации организационно-правовых мер, присвоением квалификационного разряда, а в необходимых случаях - мер ответственности и стимулирования. Аттестация не обеспечит своего главенствующего положения в системе работы с персоналом, если ее результаты не будут подтверждаться и развиваться стимулирующими мероприятиями. Гарантированность выполнения рекомендаций аттестационной комиссии - залог достижения всех целей аттестации. Кроме того, одной из целей аттестации является соответствие интересов государства, общества и служащих для обеспечения качественного и эффективного управления. Двигателем механизма аттестации должен стать интерес - материальный, моральный, организационный, политический и т. д.

   1.2. Механизм аттестации

   Механизм  аттестации представляет собой способ организации и осуществления аттестационной деятельности, содействующий реализации функций аттестации, достижению ее эффективного воздействия на совершенствование кадровой функции муниципального управления.

   Механизм аттестации муниципальных служащих является комплексным организационным образованием и состоит из следующих четырех элементов:6

   - субъект аттестации;

   - объект аттестации;

   - непосредственная деятельность  по оценке и контролю за  работой служащих (управленческая  процедура)

   - правовые нормы, регулирующие  порядок проведения аттестации .

   Субъект аттестации - это группа лиц (коллегия), которая производит оценку профессиональных, деловых, личных и нравственных качеств  служащего и результатов его  деятельности. Субъекты аттестации оценивают лицо при прохождении муниципальной службы. В узком смысле субъектом аттестации является аттестационная комиссия, состоящая из наиболее авторитетных, профессиональных и принципиальных сотрудников. Аттестация - это деятельность, процесс, начинающийся с момента принятия решения о проведении аттестации и заканчивающийся принятием решения об итогах аттестации, выполнением всех рекомендаций аттестационных комиссий, а также замечаний и предложений аттестуемых, высказанных ими на заседаниях аттестационных комиссий. Таким образом, на разных стадиях аттестационной процедуры субъектами аттестации становятся многие категории муниципальных служащих, представляющие различные органы, организации и их структурные подразделения.

   Объектом  аттестации являются муниципальные служащие, которые согласно требованиям специального нормативного акта подлежат аттестации, т. е. это те, кого оценивают.

   Непосредственная  деятельность по осуществлению аттестации - это управленческая аттестационная процедура, которая имеет организационно-правовой характер. Аттестационная процедура представляет собой порядок последовательной реализации требований (условий) аттестационной деятельности в различных органах местного самоуправления, их организационного и технического обеспечения, т. е. систему последовательных действий по осуществлению аттестации. Соблюдение процедуры создает гарантии объективного подхода к оценке муниципальных служащих, способствует эффективному решению задач аттестации. В нормативных актах, регламентирующих аттестационно-должностные отношения, содержится множество процессуальных норм. Специальные процедурные нормы, регулирующие аттестационную деятельность, определяют, кто и в каком порядке оценивает работу муниципальных служащих. В соответствии с задачами, целями и функциями аттестации устанавливаются критерии, по которым оцениваются профессиональные, личные и нравственные качества служащих, а также результаты исполнения ими должностных обязанностей.

   Аттестационная  процедура включает следующие основные элементы:7

   - постановка целей и задач аттестации;

   - разработка подготовительных мероприятий; 

   - сбор, изучение, анализ и обобщение  информации об аттестуемом лице;

   - выработка системы оценки служащих;

   - проведение аттестационной оценки  служащих, выявление степени их соответствия занимаемой муниципальной должности муниципальной службы;

   - подготовка аттестационными комиссиями  рекомендаций;

   - установление порядка принятия  руководящим органом либо руководителем  органа местного самоуправления  решения по результатам аттестации о присвоении муниципальному служащему квалификационного разряда, о материальном или моральном поощрении, включении его в резерв на выдвижение и т. п.;

   - формирование порядка реализации  итогов аттестации - оценок и рекомендаций  аттестационных комиссий.

   В аттестационную процедуру входит и  проведение оценки муниципальных служащих. Аттестационная процедура (аттестация), как и конкурс, считается способом оценки муниципальных служащих. Оценка - показатель степени соответствия аттестуемого занимаемой муниципальной должности муниципальной службы, посредством которой, т. е. при помощи выбранных критериев и методов, выявляется соответствие служащего занимаемой должности. Сама оценка также имеет конкретную процедуру и осуществляется посредством совершаемых действий. Таким образом, оценка является одним из главнейших элементов аттестационной процедуры.

   В литературе можно встретить различные  точки зрения по вопросу о критериях  оценки работы служащих. Однако на практике надежных критериев оценки служащих, гарантирующих качественное проведение аттестации, а следовательно, и успешность служебной деятельности, пока не разработано. Критерий оценки при аттестации - это проявление требований к служащему по занимаемой им муниципальной должности муниципальной службы, а также конкретизация деловых и личных качеств, необходимых для эффективного выполнения служащими своих должностных обязанностей.

   Объективные, точные и научно обоснованные критерии - основа для отработки методов  полной и всесторонней оценки служащих. От принятого способа оценки служащего зависит качество проводимого анализа информации об аттестуемом и, следовательно, результаты аттестации. При создании современной системы оценки муниципальных служащих целесообразно использовать и зарубежный опыт оценки персонала органов публичной власти. В качестве примера можно привести порядок проведения оценки чиновников в ФРГ. После проведения оценки на каждого из чиновников составляется служебная характеристика с указанием следующих параметров:8

   - сообразительность - способность быстро и дифференцированно воспринимать существо дела;

   - мыслительные и оценочные способности  - способность анализировать проблемы  и делать выводы;

   - специальные знания - объем, широта  и глубина специальных знаний;

   - готовность к труду, проявляемая при выполнении задач, энергия и интенсивность - готовность к выполнению задач, не входящих в его компетенцию;

   - приспособляемость - способность  приспосабливаться к новой ситуации  или к новому подходу при  решении задач; 

   - организационные способности - способность к рациональному планированию и организации выполняемой работы;

   - личная инициатива - готовность и  способность отыскивать проблемы  по собственной инициативе;

   - способность принимать решения  и претворять их в жизнь  - готовность отстаивать свои планы и намерения несмотря на внешнее сопротивление;

   - умение вести переговоры - способность  приспосабливаться к партнеру  по переговорам и убедительно  аргументировать свои мысли; 

   - качество труда - пригодность  результатов труда к использованию  (тщательность выполнения, надежность, рациональность, экономичность);

   - интенсивность - темп труда в  заданное время; 

   - способность к выражению своих  мыслей - ясное изложение мыслей. Материал пригоден для использования  в виде заметок, указаний, докладов. Устное изложение краткое и ясное, яркий, убедительный стиль, плавная речь. Способность убедительно излагать свои мысли перед большой аудиторией;

   - способность выдерживать большие  нагрузки, справляться с ними;

   - способность руководить;

   - стиль общения; 

   - стиль общения с другими гражданами;

   - дополнительные важные черты. 

   Каждый  пункт характеристики оценивается  по одной из шести позиций: блестящие  данные, данные значительно выше требований, данные выше требований, полностью  отвечает требованиям, в основном отвечает требованиям, данные ниже требований. Эта информация дает возможность сделать следующие выводы с использованием пятибалльной шкалы:9

Информация о работе Аттестация муниципальных служащих