Защита прав потребителей по договору розничной купли-продажи

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 19:04, курсовая работа

Краткое описание

цель данной работы – исследовать особенности договора розничной купли-продажи.
Исходя из поставленной цели, я ставлю перед собой следующие задачи:
- рассмотреть общие положение о договоре розничной купли-продажи, в частности понятие договора, сферу его применения, разновидности и его форма;
- проанализировать правовое регулирование договора розничной купли-продажи;
- исследовать особенности содержания договора розничной купли-продажи, порядок его заключения, правило публичной оферты;
- выявить проблемные аспекты заключения, исполнения и расторжения договора розничной купли-продажи, в частности ответственность продавца, компенсацию покупателю морального вреда.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Договор розничной купли-продажи. 6
1.1 Понятие договора, сфера его применения 6
1.2 Разновидности договора и его форма 8
1.3 Заключение договора. Публичная оферта 14
Глава 2. Права и обязанности сторон по договору розничной купли-продажи. 16
2.1 Права и обязанности продавца по договору 16
2.2 Права и обязанности покупателя по договору 22
Глава 3. Ответственность продавца и исполнение обязательства в натуре. 27
Заключение 33
Список использованных источников и литературы 35

Файлы: 1 файл

Готовая курсовая.docx

— 77.56 Кб (Скачать)

  Закон «О защите прав потребителей» не устанавливает предельный размер расстояния по доставке крупногабаритных товаров для ремонта, уценки, замены товара. Однако в соответствии с п.6 ст.18 Закона «О защите прав потребителей» при отсутствии продавца или организации, выполняющей функции продавца на основании договора с ним, в месте нахождения покупателя доставка и возврат товаров могут осуществляться покупателем.

  Закон «О защите прав потребителей» возлагает на продавца обязанность возместить потребителю расходы, связанные с доставкой и возвратом товара, в случае, если потребитель произвел эту доставку. При доставке товаров силами потребителя потребитель определяет наиболее удобный для себя способ доставки до места ремонта (замены), а также количество человек, сопровождающих товар. Вместе с тем продавец (изготовитель) обязан возместить потребителю только необходимые расходы, то есть расходы, произведенные в пределах разумного. В случае возникновения разногласий по размеру возмещения спор решается в судебном порядке.

  Обязанность продавца возместить потребителю расходы  по доставке товара возникает только в случае продажи товара с недостатками. Если продавцом будет доказана вина потребителя в возникновении  недостатков товара, то он вправе отказать потребителю в возмещении понесенных им расходов по доставке товара.

  Наряду  с комплексом обязанностей продавец наделен правами. Продавец вправе:

  - Установить на товар дополнительный  гарантийный срок сверх гарантийного  срока, установленного изготовителем,  или, если гарантийный срок  изготовителем не установлен (ст.5 Закона «О защите прав потребителей»).

  - Отказаться от исполнения договора  в случае:

  неявки  покупателя (или несовершение им иных необходимых действий) для принятия товара в определенный договором  срок (ст.496 ГК РФ).

  неоплаты  покупателем товара в установленный  договором срок, когда договором  розничной купли- продажи предусмотрена  предварительная оплата товара (ст.500 ГК РФ).

  отказа  покупателя, в нарушение договора купли-продажи, принять и оплатить товар (ст.486 ГК РФ).

  неосуществления покупателем в установленный  договором срок очередного платежа  за проданный в рассрочку и  переданный ему товар, если иное не предусмотрено законом или договором (ст.489 ГК РФ).

  - Отказаться полностью или частично  от удовлетворения требований  покупателя о передаче ему  недостающего количества товара, замене товара, не соответствующего  условиям договора купли- продажи  о качестве, об устранении недостатков  товара, о доукомплектовании товара  или о замене некомплектного  товара комплектным, о затаривании  и (или) об упаковке товара  либо о замене ненадлежащей  тары и (или) упаковки товара, впрочем, если докажет, что  невыполнение покупателем обязанности  известить продавца о нарушении  условий договора купли-продажи  в установленный (разумный) срок  повлекло невозможность удовлетворить  его требования или влечет  для продавца несоизмеримые расходы  по сравнению с теми, которые  он понес бы, если бы был  своевременно извещен о нарушении  договора (ст.483 ГК).

  - Потребовать от покупателя принять  товар или отказаться от исполнения  договора в случаях, когда покупатель  в нарушение закона, иных правовых  актов или договора купли-продажи  не принимает товар или отказывается  его принять (ст.484 ГК).

  - Потребовать оплаты товара и,  возможно, уплаты процентов в  соответствии со статьей 395 ГК, если покупатель своевременно  не оплачивает переданный в  соответствии с договором купли-продажи  товар (ст.486 ГК).

  - Потребовать оплаты переданного  товара или возврата неоплаченного  товаров, в случае, когда покупатель, получивший товар (по договору  купли-продажи предусматривающий  оплату товара через определенное  время после его передачи, т.е.  продажу товара в кредит), не исполняет обязанность по его оплате в установленный договором купли-продажи срок (ст. 488 ГК). 

  2.3 Права и обязанности  покупателя по  договору 

  Две основных обязанности покупателя –  оплата и принятие товара.

  При этом обязанность оплатить товар  имеет значение только для тех договоров розничной купли-продажи, в которых момент заключения и исполнения не совпадают (договор с условием предварительной оплаты; договор продажи в рассрочку или кредит), т.к., как мы уже отмечали, договор розничной купли-продажи считается заключенным с момента оплаты.

  Итак, главная и фактически единственная обязанность покупателя – принять  им товар. Законодатель (п.1ст.484 ГК РФ) дает покупателю право не принимать переданный ему товар, если продавцом существенно нарушены требования к его качеству, а также в других случаях, когда он имеет право отказаться от исполнения договора. Такое право покупателя закреплено п.1 ст.460; ст.464; п.1 ст.466; пп.1, 2 ст.468; п.2 ст.475; п.2 ст.480; ст.495: п.3 ст.497; пп.1 и 3 ст.503.

  Если  иное не предусмотрено законом, иными  правовыми актами или договором  купли-продажи, покупатель обязан совершить  действия, которые в соответствии с обычно предъявляемыми требованиями необходимы с его стороны для  обеспечения передачи и получения  соответствующего товара. Так для  получения соответствующего товара необходимо сообщить адрес и наименование получателя, которому должен доставляться товар: обеспечить транспорт для  перевозки товара, если обязанность  по доставке лежит на нем; направить  своего представителя в место  нахождения продавца, если договором  предусмотрено предоставления товара в этом месте, и т.п.

  Покупатель  обязан принять товар, переданный ему  в срок, установленный договором, а если он договором не предусмотрен, - в срок, определяемый в соответствии со ст.314 ГК РФ. От товара, который передан  досрочно, покупатель вправе отказаться в случаях, предусмотренных ст.315, 457 ГК РФ13.

  В том случае, если покупатель не принимает  товар или отказывается от него, продавец вправе потребовать от покупателя принять товар или отказаться от исполнения договора. Помимо этого  продавец вправе требовать возмещения убытков, причиненных вследствие нарушения  покупателем своей обязанности (ст.393 ГК РФ). Эти правовые последствия  наступают, если покупатель отказывается, принять товар или не принимает  его, несмотря на то, что он обязан это  сделать в соответствии с законом, иными правовыми актами или договором. Так, правовые последствия, предусмотренные  п.3 ст.484 ГК РФ, будут наступать, если покупатель откажется принять товар  с недостатками, когда нарушение  требований к качеству не является существенным.

  Права покупателя во всем корреспондируют  обязанностям продавца. Так, если продавец обязан предоставить покупателю необходимую  и достоверную информацию о товаре, то для покупателя право на информацию является частью субъективного статуса. Если продавец обязан надлежаще упаковать  товар, то покупатель вправе это требовать  и т.д.

  Покупатель имеет право:

  на  помощь в выборе товара, консультацию о его свойствах, назначении, способах ухода, порядке эксплуатации и на демонстрацию отдельных товаров  в действии;

  проверять цену товара (по сопроводительным документам), правильность веса и меры отпущенных товаров, их качество самостоятельно или  по его просьбе с помощью работника  магазина, а также правильность показания  весоизмерительных приборов;

  требовать соблюдения положений правил и других нормативных актов, регулирующих работу в части, затрагивающей интересы покупателей;

  требовать организации процесса продажи товаров, направленного на ликвидацию очередей;

  оставить  на хранение отобранные или оплаченные товары;

  в предприятиях, реализующих товары в  стеклотаре, требовать приемки стеклянной тары из-под купленных товаров, на которую установлены залоговые цены, и возврата этой суммы;

  вносить в книгу отзывов и предложений  замечания и предложения по качеству и порядку обслуживания покупателей.

  В ст. 503 ГК РФ закреплены права покупателя в случае продажи ему товара ненадлежащего  качества. Закон гласит, покупатель, которому продан товар ненадлежащего  качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, вправе по своему выбору потребовать:

  замены  недоброкачественного товара товаром  надлежащего качества;

  соразмерного  уменьшения покупной цены;

  незамедлительного безвозмездного устранения недостатков  товара;

  возмещения  расходов на устранение недостатков  товара.

  Потребитель вправе предъявить любое из перечисленных  требований по своему усмотрению при  обнаружении в товаре недостатка. Однако, из этого правила были сделаны  два исключения, которые связаны  с характером товара.

  Первое - эти исключения предусмотрены в  отношении технически сложных и  дорогостоящих товаров. Для того чтобы заменить их на аналогичный  товар или товар другой марки, недостаточно наличия простого недостатка (абз.6 п.1 ст.503). Необходимо, чтобы недостаток был существенным. Остальные перечисленные  выше требования могут быть предъявлены  при наличии любого недостатка в  этих товарах. Условие о замене товара лишь при наличии существенного  недостатка распространено ГК (ст. 503) также  и на дорогостоящие товары, понятие  которых не раскрывается.

  Перечень  обозначенных технически сложных товаров, которые могут быть заменены лишь при наличии существенного недостатка, утвержден постановлением Правительства  РФ от 13 мая 1997 г. №57514. Он включает: Автотранспортные средства и номерные агрегаты к ним; Мотоциклы, мотороллеры; Снегоходы; Катера, яхты, лодочные моторы; Холодильники и морозильники; Стиральные машины автоматические; Персональные компьютеры с основными периферийными устройствами; Тракторы сельскохозяйственные, мотоблоки, мотокультиваторы.

  Второе  исключение относится к товарам, которые по своему характеру или  существу обязательства не подлежат замене. Требования об устранении недостатков  товара либо о его замене могут  быть предъявлены покупателем, если иное не вытекает из характера товара или существа обязательства. Так, в  силу характера не могут быть устранены  недостатки в таких товарах, как  продовольственные, парфюмерно-косметические, лекарства и т.п., а индивидуально-определенная вещь заменена. Из существа продажи  некондиционных товаров вытекает, что  покупатель не может требовать ни замены такого товара, ни устранения обнаруженных в нем недостатков15.

  Вместе  с тем, в соответствии со ст. 26 Закона «О защите прав потребителей», эти отношения  регулируются специальными Правилами  комиссионной торговли16 (в части не противоречащей ГК РФ), которые устанавливают некоторые особенности такой купли-продажи.

  В соответствии с п.2. ст.503 ГК РФ в случае обнаружения недостатков товара, свойства которого не позволяют устранить  их (продовольственные товары, товары бытовой химии и т.п.), покупатель вправе по своему выбору потребовать  замены такого товара товаром надлежащего  качества либо соразмерного уменьшения покупной цены.

  При возникновении спора о причинах возникновения недостатков товара продавец или выполняющая функции  продавца на основании договора с  ним организация обязаны провести экспертизу товара за свой счет. Покупатель вправе оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке. В настоящее  время действует Инструкция о  порядке проведения экспертиз, утвержденная приказом Главного управления Государственной  инспекции по качеству товаров и  торговле по РСФСР от 22 мая 1979 г. №20. Экспертиза продовольственного сырья производится в соответствии с Положением о проведении экспертизы некачественных и опасных продовольственного сырья и пищевых продуктов, их использовании или уничтожении, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29 сентября 1997 г. №126317.

  Согласно  статье 502 ГК РФ и статье 25 Закона «О защите прав потребителей» потребителю предоставлено право обменять в течение четырнадцати дней с момента передачи непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен.

  Важно отметить, что вместе с тем статья 25 Закона «О защите прав потребителей» предусматривает возможность ограничения такого права потребителя правовым актом Правительства Российской Федерации, утверждающим перечень товаров, не подлежащих обмену. В настоящее время такой перечень утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. №55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации». Перечень товаров является исчерпывающим и не может быть расширен продавцом по своему усмотрению.

Информация о работе Защита прав потребителей по договору розничной купли-продажи