Заключение договора на торгах и аукционах

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2012 в 00:53, контрольная работа

Краткое описание

Договор - одна из наиболее древних правовых конструкций. Становление современной российской правовой системы сопровождается изменением, как нормативной базы, так и правоприменительной практики, при этом многие институты, в том числе и не являющиеся новыми для российского права, претерпевают существенную трансформацию. В значительной мере это затрагивает положения, регулирующие порядок заключения договоров.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Особенности заключения договора на торгах и аукционах…………………………………………………………………….6
1.1 Сущность, цель и правовое регулирование заключения договора на торгах………………………………………………………………………………6
1.2 Формы торгов, их характеристика………………………………………….10
Глава II. Характеристика организации и порядка проведения торгов………………………………………………………..13
2.1 Организация и порядок проведения торгов………………………………..13
2.2 Последствия нарушения правил проведения торгов……………………...24
Заключение……………………………………………………………………….27
Список использованной литературы………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 73.16 Кб (Скачать)

 

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава I. Особенности заключения договора на торгах и аукционах…………………………………………………………………….6

1.1 Сущность, цель и правовое  регулирование заключения договора  на торгах………………………………………………………………………………6

1.2 Формы торгов, их характеристика………………………………………….10

Глава II. Характеристика организации и порядка проведения торгов………………………………………………………..13

2.1 Организация и порядок  проведения торгов………………………………..13

2.2 Последствия нарушения  правил проведения торгов……………………...24

Заключение……………………………………………………………………….27

Список использованной литературы…………………………………………...30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Договор - одна из наиболее древних  правовых конструкций. Становление  современной российской правовой системы  сопровождается изменением, как нормативной  базы, так и правоприменительной  практики, при этом многие институты, в том числе и не являющиеся новыми для российского права, претерпевают существенную трансформацию. В значительной мере это затрагивает положения, регулирующие порядок заключения договоров.

Договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских  прав и обязанностей. (Гражданский Кодекс Р.Ф. - далее ГК РФ, ст.420).

Правила ГК РФ о заключении договора в результате торгов и порядке  организации и проведения последних  являются новеллами.

Торги — это традиционная, широко распространенная форма торговли, при которой заключению торговой сделки между продавцом и покупателем предшествуют переговоры в виде торга по поводу цены товара.1

Торгами признается способ размещения заказа в форме конкурса (открытого, закрытого, с предварительным  квалификационным отбором) и аукциона (открытого, закрытого).2

 Экономическая сторона торгов стала сильно проявлять себя, главным образом в последние годы действия ГК РФ. Связано это было, прежде всего, с началом проведения приватизации и иных связанных с нею реформ, означавших и перестройку экономики. Такого рода перестройка все более отражалась в законодательных новеллах.

Такой порядок заключения договора в условиях перехода к рынку  получил широкое распространение  и подробно регламентирован в  ГК РФ (ст. 447-449) и дополняющих его  законодательных актах, которые  учитывают особенности проведения торгов в отношении различных видов имущества. Посредством торгов возможно заключение большинства гражданско-правовых договоров.

В одной из указанных статей (а именно, в п.1 ст.449 ГК РФ) содержится очень важная норма о том, что  торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут  быть признаны судом недействительными  по иску заинтересованного лица. И  хотя ГК РФ (точнее, его первая часть, содержащая данную статью) был введен в действие с 1 января 1995 года, но, как  ни странно, указанная норма стала  применяться на практике только с 1998 года.

Наверное, вначале казалось, что данные нормы реально могут  применяться только для инвестиционных конкурсов и конкурсов, проводимых в порядке исполнительного производства. Однако в этот период как раз развивается законодательство о конкурентных государственных закупках (Указ Президента РФ от 08.04.97 № 305 «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд»), одним из основных положений которого является требование о размещении государственных заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд путем проведения конкурсов.

В итоге крупные хозяйствующие субъекты также начинают понимать выгоду заключения договора путем проведения конкурса, который позволяет им заключить договор на намного более выгодных условиях, чем при простых переговорах с одним контрагентом.

Как результат, происходит серьезный  рост количества проводимых торгов. Однако наряду с этим растет и количество недовольных качеством проведения торгов и их результатами. Соответственно, постепенно начинает формироваться  и судебная практика.

Таким образом, вышесказанное  определяет актуальность и своевременность исследования вопроса о заключении договора на торгах и аукционах.

Объектом в настоящем исследовании являются: общественные отношения, возникающие  в связи с заключением договора на торгах и аукционах, их субъекты, специфические права и обязанности  участников.

Предметом, в свою очередь, являются – достижения гражданско-правовой науки, законодателя и правоприменительной  практики по вопросам заключения договора на торгах и аукционах.

Целью данного исследования является систематизация и анализ теоретического и практического материала, связанного с заключением договора на торгах и аукционах в гражданском  законодательстве РФ.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

- выявление сущности и  целей заключения договора на  торгах;

- выявление форм торгов  и их характеристика;

- характеристика организации  и порядка проведения торгов;

- изучение последствий нарушения правил проведения торгов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Особенности заключения договора на торгах и аукционах

1.1 Сущность, цель и правовое  регулирование заключения договора  на торгах.

В соответствии с п. 1 ст. 447 ГК РФ договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор  заключается с лицом, выигравшим торги. По буквальному смыслу этой нормы  торги являются одним из путей  заключения договора, а именно - механизмом, позволяющим определить контрагента, с которым будет заключен договор.

Заключение договоров  на торгах применяется в таких сферах, как инвестиционные конкурсы, государственные закупки и подряды, продажа акций акционерных обществ, при заключении договоров приватизации государственного (муниципального) имущества.

Торги могут применяться  при заключении любых договоров, направленных на продажу имущества (недвижимости, ценных бумаг, активов  предприятий, а также прав - например, права на заключение договора и др.), исключая лишь договоры, совершение которых  на торгах несовместимо с их сущностью. Так, торги непригодны для заключения договора дарения, издательского договора, договора о совместной деятельности.

Общие положения о такой  форме торгов, как конкурс, действуют  также для художественных, творческих, профессиональных конкурсов, поскольку  последние предполагают присуждение  наград в денежной и натуральной  форме.

Некоторые же договоры о  продаже вещи или имущественного права могут быть заключены только путем проведения торгов. Так, в соответствии со    ст.13 Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ (ред. от 06.12.2011, с изм. от 07.12.2011) "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее – закон о приватизации) приватизация государственного и муниципального имущества может осуществляться путем его продажи на аукционе или коммерческом конкурсе.

Торги могут проводиться  для выбора инвесторов, арендаторов, при размещении заказов для государственных  и муниципальных нужд, выборе подрядчиков, продаже арестованной недвижимости в исполнительном производстве, обращении взыскания на предмет залога, продаже имущества должника в ходе банкротства. Многие организации проводят торги и по собственной инициативе для объективного выбора лучшего контрагента.3

Цель торгов состоит в  выявлении их победителя, т.е. лица, предлагающего наилучшие для  продавца (заказчика торгов) условия  договора. Заключение договора с победителем торгов составляет обязанность продавца (заказчика торгов), неисполнение которой влечет за собой гражданско-правовую ответственность. В частности, победитель торгов вправе требовать понуждения уклоняющегося лица к заключению договора либо возмещения убытков, вызванных таким уклонением.

В качестве организатора торгов может выступать собственник  вещи или обладатель имущественного права, либо специализированные организации. Последняя действует на основании договора с собственником вещи или обладателем имущественного права и может выступать от их имени или от своего имени. Так, фонды имущества являются организатором торгов при приватизации государственного и муниципального имущества.

Нормы, предусматривающие  процедуру торгов, содержатся в различных  актах. В числе законодательных  актов это: ФЗ от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", Федеральный закон от 27 декабря 1995  г. № 213-ФЗ (ред. от 06.12.2011) "О государственном оборонном заказе", Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ (ред. от 12.12.2011)                                "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2012);  Федеральный закон от 30.12.1995 N 225-ФЗ (ред. от 19.07.2011) "О соглашениях о разделе продукции"

Положения о торгах и порядке  их проведения содержатся в ст.38 Земельном кодексе Российской Федерации (далее – ЗК РФ). Приобретение земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, или права на заключение договора аренды такого земельного участка на торгах (конкурсах, аукционах). Предметом торгов (конкурсов, аукционов) может быть сформированный в соответствии с подпунктом 1 пункта 4 ст. 30 ЗК РФ земельный участок с установленными границами или право на заключение договора аренды такого земельного участка. В качестве продавца земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка выступает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ. В качестве организатора торгов (конкурсов, аукционов) выступает собственник или действующая на основании договора с ним специализированная организация. Он определяет форму проведения торгов (конкурсов, аукционов), начальную цену предмета торгов (конкурсов, аукционов) и сумму задатка. Порядок организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с ГК РФ и ЗК РФ.

Также положение об аукционе прослеживается и в Лесном Кодексе Российской Федерации. А именно,  в ст. 77  Лесного Кодекса «Заключение договора купли-продажи лесных насаждений». Данный договор заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, предусмотренных статьями 19 и 30 Лесного Кодекса. На основании данной статьи по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора изменение условий аукциона на основании соглашения сторон договора или по требованию одной из его сторон не допускается.

Имеется ряд постановлений  Правительства РФ: Правила проведения конкурсов на право заключения договоров  доверительного управления закрепленными  в федеральной собственности  акциями акционерных обществ  и угольной промышленности, утв. постановлением Правительства РФ от 11 декабря 1996 г. N 1485 (ред. от 26.07.2004); Порядок поэтапной продажи находящихся на балансе федеральных органов власти автомобилей иностранного производства, а также приобретения легковых автомобилей отечественного производства для обслуживания указанных органов, утв. постановлением Правительства РФ от 23 апреля 1997 г. N 476.

Обязательное применение торгов предусмотрено, в частности, ст.350 ГК для реализации заложенного  имущества. Положения Гражданского Процессуального Кодекса РФ предусматривают публичные торги при реализации принадлежащего должнику жилого строения, на которое обращается взыскание. В ходе приватизации государственного или муниципального имущества посредством продажи предприятия как имущественные комплексы могут быть проданы исключительно на коммерческом конкурсе с инвестиционными и (или) социальными условиями. Равным образом на таком же конкурсе должна производиться продажа акций созданного в процессе приватизации открытого акционерного общества, составляющих более 50% его уставного капитала (п.1 ст.16 Федерального Закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ (ред. от 06.12.2011, с изм. от 07.12.2011) "О приватизации государственного и муниципального имущества").

Обязательное применение аукциона как формы проведения торгов предусмотрено в другом правовом акте, в частности в п.21  
Постановления Правительства РФ от 15.05.1995 N 469 (ред. от 03.10.2002, с изм. от 01.07.2009) "О продаже на аукционе имущества (активов) ликвидируемых и ликвидированных государственных и муниципальных предприятий".

1.2 Формы торгов, их характеристика

 

Торги проводятся в форме  аукциона или конкурса (п. 4 ст. 447 ГК РФ). Различие между ними состоит в способе определения победителя. Аукцион выявляет победителя, способного предложить наивысшую цену. ГК РФ регулирует только одну разновидность аукционных торгов: торги на продажу, а не на покупку чего-либо. На таком аукционе победитель определяется путем пошагового повышения цены на товар (имущество). Перед началом торгов объявляется «шаг аукциона» - денежный интервал, на который увеличивается цена предмета торгов на аукционе. Шаг аукциона чаще всего устанавливается в процентном соотношении к начальной (стартовой) цене. В подобном аукционе каждая последующая оферта по цене превышает предыдущую, и выигрывает последний оферент. Активный аукцион всегда используется в сфере исполнительного производства, так как основной смысл продажи арестованной недвижимости должника заключается в получении судебным приставом-исполнителем наибольшей суммы для покрытия задолженности по исполнительным листам. Помимо этого активные аукционы являются распространенным способом приватизации государственного и муниципального имущества, продажи земельных участков для жилищного строительства (ст. 38.1 и 38.2 ЗК РФ).

Информация о работе Заключение договора на торгах и аукционах