Управление многоквартирным домом товариществом собственников жилья по жилищному законодательству Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2014 в 16:43, дипломная работа

Краткое описание

Жилищный фонд является одной из наиболее крупных материальных ценностей, определяющих благосостояние общества. Вот почему к его состоянию, обеспечению комфортных условий и безопасности проживания, к стандартам качества жилищных и коммунальных услуг предъявляются сегодня достаточно высокие требования. Поэтому вопрос управления жилыми многоквартирными домами становится особенно актуальным. Долгое время не существовало нормативной базы, полностью отвечающей современным требованиям функционирования системы ЖКХ. Вступивший в действие с 1 марта 2005 года Жилищный кодекс Российской Федерации (далее – ЖК РФ) ввел ряд новшеств.

Оглавление

Введение 3
Глава 1 Общая характеристика товарищества собственников жилья 6
1.1 Понятие, функции и порядок создания ТСЖ 6
1.2 Реорганизация и ликвидация ТСЖ 12
Глава 2 Управление товариществом собственников жилья как способ управления многоквартирным домом 20
2.1 Права, обязанности и ответственность товарищества собственников жилья при управлении многоквартирным домом 20
2.2 Права, обязанности и ответственность членов ТСЖ 22
Глава 3 Особенности управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья в свете жилищного законодательства Российской Федерации 26
3.1 Основные преимущества товарищества собственников жилья 26
3.2 Проблемные аспекты функционирования товарищества собственников жилья в свете современного законодательства Российской Федерации 31
Заключение 47
Список источников 54

Файлы: 1 файл

Диплом_новый.doc

— 743.50 Кб (Скачать)

Жилищное самоуправление способствует установлению чётких компетенций управления процессами эксплуатации жилищного фонда, позволяет эффективно формировать цивилизованный рынок жилищных услуг и реализует норму «ответственности» собственника за своё имущество. Институты жилищного самоуправления – фундаментальная основа развития местного самоуправления.

Собственники жилья должны понять, что современное законодательство главенствующую роль отвело им, и бремя ответственности за свое жилье переложило именно на них. Без четкого понимания этого и осознания себя хозяином своего имущества ни о каком эффективном самоуправлении в многоквартирном доме может быть речи.

 

Заключение

 

 

Вопрос управления жилыми многоквартирными домами сегодня является особенно актуальным. Долгое время не существовало нормативной базы, полностью отвечающей современным требованиям функционирования системы ЖКХ. Вступивший в действие с 1 марта 2005 года Жилищный кодекс РФ практически полностью изменил представление об управлении многоквартирным домом. Произошло разделение функций управления жилищным фондом и его обслуживания, начали развиваться принципы конкуренции в сфере обслуживания жилья.

Целью работы являлось исследование товарищества собственников жилья как субъекта жилищных отношений.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть теоретические основы управления многоквартирным домом.

2. Рассмотреть сущность многоквартирного дома согласно действующему законодательству РФ.

3. Проанализировать способы управления многоквартирным домом в свете действующего законодательства РФ.

4. Выявить особенности функционирования товарищества жилья как способа управления многоквартирным домом.

5. Выявить основные проблемы и пути их решения деятельности товариществ собственников жилья.

Понятие ТСЖ определено Жилищным кодексом РФ. Так, товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.

К целям этой некоммерческой организации относят:

– совместное управление комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме;

– обеспечение эксплуатации комплекса недвижимого имущества в многоквартирном доме;

– владение общим имуществом в многоквартирном доме;

– пользование общим имуществом в многоквартирном доме;

– в установленных законодательством пределах распоряжение общим имуществом в многоквартирном доме.

Органами управления многоквартирным домом при наличии в нем созданного ТСЖ являются: общее собрание собственников помещений в доме, общее собрание членов ТСЖ, правление ТСЖ.

Компетенции каждого органа управления закреплены в ЖК РФ.

Управление многоквартирным домом, на базе которого создано ТСЖ, может осуществляться:

1) членами правления во главе с председателем, избранными из числа членов ТСЖ;

2) профессиональным управляющим, привлеченным членами правления товарищества из внешней среды.

Реализация управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья после принятия решения о выборе способа управления включает следующие этапы:

1) утверждение устава ТСЖ и выбор органов управления ТСЖ;

2) государственная регистрация ТСЖ;

3) оформление членства в ТСЖ;

4) оформление договорных связей с собственниками, не являющимися членами ТСЖ.

Под реорганизацией ТСЖ понимают прекращение или иное изменение правового положения ТСЖ, влекущее отношения правопреемства юридических лиц.

Реорганизация ТСЖ включает в себя следующие этапы:

1) принятие решение о реорганизации общим собранием членов ТСЖ;

2) уведомление в письменном форме кредиторов о реорганизации;

3) заключение договора о слиянии (при реорганизации в форме слияния), а также составление передаточного акта или разделительного баланса;

4) государственная регистрация юридического лица, создаваемого путем реорганизации, изменений в учредительные документы других юридических лиц.

Под ликвидацией ТСЖ понимается прекращение ТСЖ без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Ликвидация ТСЖ включает в себя следующие этапы:

1) принятие решение о ликвидации. При этом, ТСЖ может быть ликвидировано:

– по решению общего собрания членов ТСЖ;

– по решению суда на основании требования органа государственной власти;

2) формирование ликвидационной комиссии;

3) публикация сообщения о ликвидации и составление промежуточного ликвидационного баланса;

4) осуществление расчетов с кредиторами и составление ликвидационного баланса;

5) государственная регистрация юридического лица в связи с ликвидацией.

По мнению экспертов, ТСЖ представляется наиболее оптимальным способом управления, так как позволяет осуществлять все необходимые функции по эксплуатации дома оперативно и централизованно в интересах собственников жилья данного дома, самим планировать ремонтные работы в своем доме, определять их очередность, иметь дополнительные доходы от сдачи в аренду нежилых помещений, находящихся в общедолевой собственности, рационального использования земельного участка, предоставления рекламных площадей и др.

В ТСЖ, как правило, создаются условия для более бережного отношения к местам общего пользования, как следствие, появляется возможность снижения затрат на содержание и текущий ремонт дома, высвобождаются дополнительные средства для проведения ремонтных и профилактических работ.

При этом управление товариществом собственников жилья в настоящее время на организационно-правовом уровне испытывает ряд проблем, которые в совокупности существенно затрудняют его правильную реализацию. Рассмотрим их подробнее.

1. На данный социальный институт распространяется весь комплекс российского законодательства, общий же правовой статус ТСЖ определяется гражданским и жилищным законодательством.

В итоге, неизбежно наблюдается объективное столкновение норм гражданского и жилищного законодательства. Данные противоречия не лучшим образом влияют на реализацию способа управления – ТСЖ.

2. Ряд нормативно-правовых актов ссылаются на законы, утратившие силу, что вносит в процесс управления многоквартирным домом путаницу и конфликты. Примером может служить статья 291 Гражданского кодекса РФ, в которой по-прежнему делается ссылка на Федеральный закон о товариществах собственников жилья.

3. ЖК РФ недостаточно четко разделил управленческие функции между товариществом собственников жилья и общим собранием собственников помещений в доме, особенно, в части полномочий по распоряжению общим имуществом дома. Что приводит к пересечению компетенций между данными субъектами.

4. Актуальна проблема присоединения к товариществу собственников жилья дополнительных многоквартирных домов. Обратим внимание, что в соответствии с ЖК РФ ни один орган управления ТСЖ не наделен полномочиями по принятию решения о приеме в управление дополнительного многоквартирного дома. Критерии для объединения многоквартирных домов в единый объект управления изложены законодателем неудачно, отсюда могут появляться ТСЖ, охватывающие целые кварталы и микрорайоны.

5. Проблема пределов и способов государственного вмешательства в процессы организации и деятельности товариществ собственников жилья также является существенной. С одной стороны государственные органы сокращают административные барьеры для товариществ собственников жилья, а с другой стороны это усложняет «жизнь» товариществам. Так, Федеральный закон «О некоммерческих организациях» не распространяется в числе прочих на товарищества собственников жилья. По сути, это привело к устранению государственного контроля над соответствием деятельности товариществ собственников жилья их уставным целям. Теперь при государственной регистрации ТСЖ отсутствует контроль над выполнением ими требований Жилищного кодекса Российской Федерации, чем создаются условия для нарушения прав граждан.

Представляется, что указанные проблемы в корне могут быть решены только на уровне совершенствования федерального законодательства.

6. Сегодня одним из самых насущных вопросов для ТСЖ является проблема неисполнения собственниками обязанности по оплате услуг.

В части коммунальных платежей решение проблемы осложняется особой системой взаимоотношений: собственники отвечают перед товариществом, а последнее, в свою очередь, – перед ресурсоснабжающими организациями.

ТСЖ оказывается в этой ситуации слабой, менее защищенной стороной. На законодательном уровне нет четкого ответа на вопрос, несет ли ТСЖ ответственность перед ресурсоснабжающими организациями в случае неоплаты собственниками услуг.

Наиболее действенным представляется ограничение или прекращение подачи ресурсов недобросовестным собственникам. Однако, здесь есть свои трудности. Во-первых, с момента первой неоплаты коммунальных услуг до приостановления предоставления коммунальных услуг пройдет достаточно большое время. Во-вторых, в отношении услуг по отоплению, холодному водоснабжению и водоотведению подобные санкции просто неприменимы

7. Актуальным вопросом является отсутствие эффективного порядка формирования земельных участков и передачи их в общую долевую собственность собственникам помещений, что препятствует созданию ТСЖ, так как исключается возможность определения объекта управления.

Данная проблема не может быть решена без содействия органов местного самоуправления, включение в приоритетном порядке в планы межевания жилые кварталы, в которых расположены многоквартирные дома.

Перечисленные проблемы усугубляются низкой активностью и инертностью собственников жилых помещений в многоквартирных домах, безразличным отношением к общей собственности и условиям проживания, что является одним из препятствий к развитию жилищного самоуправления. А также неудовлетворительным состоянием многоквартирных домов, передаваемых ТСЖ. Собственники помещений не готовы брать на себя ответственность за содержание многоквартирных домов, в которых не был проведен капитальный ремонт.

Очевидно, что институт ТСЖ в сегодняшних условиях испытывает значительные трудности как на уровне создания, так и на уровне деятельности. При этом именно товарищества собственников жилья способны вывести институт жилищного самоуправления на новый уровень, который в свою очередь способствует установлению чётких компетенций управления процессами эксплуатации жилищного фонда, позволяет эффективно формировать цивилизованный рынок жилищных и коммунальных услуг и реализует норму «ответственности» собственника за своё имущество. Институты жилищного самоуправления – фундаментальная основа развития местного самоуправления. Однако без четкого понимания собственником главенствующей роли в управлении своим имуществом, ни о каком эффективном самоуправлении в многоквартирном доме может быть речи.

 

Список источников

 

 

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Интернет-версия системы КонсультантПлюс.
  2. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.2004) (ред. от 30.11.2010) // Интернет-версия системы КонсультантПлюс.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации // Интернет-версия системы КонсультантПлюс.
  4. Федеральный закон от 15.06.1996 № 72-ФЗ «О товариществах собственников жилья» // Интернет-версия системы КонсультантПлюс.
  5. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» // Интернет-версия системы КонсультантПлюс.
  6. Федеральный закон от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» // Интернет-версия системы КонсультантПлюс.
  7. Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // Интернет-версия системы КонсультантПлюс.
  8. Федеральный закон от 29.11.2007 № 278-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» // Интернет-версия системы КонсультантПлюс.
  9. Федеральный закон от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектах недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» // Интернет-версия системы КонсультантПлюс.
  10. Федеральный закон от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» // Интернет-версия системы КонсультантПлюс.
  11. Федеральный закон от 16.07.1998 № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» // Интернет-версия системы КонсультантПлюс.
  12. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 // Интернет-версия системы КонсультантПлюс.
  13. Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 // Интернет-версия системы КонсультантПлюс.
  14. Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 // Интернет-версия системы КонсультантПлюс.
  15. Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 // Интернет-версия системы КонсультантПлюс.
  16. Белов В.Г. Управление и общественные отношения. М., 1985. – 173 с.
  17. Бессонова О.Э. Мониторинг жилищной реформы: от приватизации к новой модели управления / О.Э. Бессонова, С. Кирдина // ЭКО, 1996. – № 9. – С. 120–127.
  18. Боголюбов В.С. Совершенствование экономических отношений в жилищной сфере / В.С. Боголюбов, Н.В. Васильева // СПб. : СПбГИЭА, 1999. – 128 с.
  19. Бузырев В.В. Экономика жилищной сферы: учеб. пособие / В.В. Бузырев, В.С. Чекалин. – М. : ИНФРА-М, 2001. – 256 с.
  20. Герасимов Н.Б. Преимущества и недостатки непосредственного способа управления многоквартирным домом // Управление многоквартирным домом. 2008. № 10. С.20-27.
  21. Городов О.А. Комментарий к Федеральному закону «О товариществах собственников жилья». – Спб.: Питер, 2003. – 240 с.
  22. Гражданское право. Том 1 Учебник / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К Толстого. М., 2001. – 632 с.
  23. Договоры жилищно-коммунального хозяйства – М.: Экзамен, 2000. – 288 с.;
  24. Дронов А.А. Перспективы развития нормативно-правовой базы // Управление многоквартирными домами. 2008. № 7.
  25. Егоров К.Б. Механизмы защиты от рейдерства // Управление многоквартирным домом. 2008. № 11. С.13-17.
  26. Каменева Е.А. Реформа ЖКХ или Теперь мы будем жить по-новому. – Ростов н/Д: Феникс, 2005 – 348 с.
  27. Камышанский В.П. Право собственности: пределы и ограничения. М., 2000. – 303 с.
  28. Копыстыринский Е.А. Особенности создания и государственной регистрации товариществ собственников жилья (практический аспект) // Законы России: опыт, анализ, практика. 2008. № 8. С. 10-15.
  29. Крюкова Е.С., Поваров Ю.С. Проблемы создания и деятельности товариществ собственников жилья в коттеджном секторе // Законы России: опыт, анализ, практика. 2007. № 5. С 21-25.
  30. Лушкин С.А., Федоров С.И., Шанталей А.В. Способы управления многоквартирным домом. Товарищество собственников жилья. М.: Юстицинформ, 2007. – 240 с.
  31. Макогон Т.И., Сыров В.Н. Социальная организация муниципального общества. Томск: Курсив, 2008. – 187 с.
  32. Максимкина Е.А. Изменение жилищных отношений в связи с принятием нового Жилищного кодекса // Право и политика. 2005. № 8. С. 141-151.
  33. Минаев Н.Н. Институциональность процессов управления жилищно-коммунальным комплексом города / Н.Н. Минаев. – Томск : Изд-во Том. гос. архит.-строит. ун-та, 2008. – С. 79.
  34. Михайлов В.К. Проблематика управления многоквартирными домами // Жилищное право. 2009. № 3. С. 13-21.
  35. Нащекина Е.В. О некоторых вопросах развития правовой базы для товариществ собственников жилья // Бюллетень нотариальной практики. 2008. № 2. С. 18-20.
  36. Певницкий С.Г. Непосредственное управление собственностью в многоквартирном доме // Законы России: опыт, анализ, практика, 2006. № 3. С.
  37. Практика реализации Жилищного кодекса Российской Федерации. - М. : Фонд «Институт экономики города», 2007 // Интернет-ресурс http://new.asdg.ru/about/struct/sovet/zasedaniya/21/01/03_1.pdf.
  38. Программа подготовки членов инициативных групп многоквартирных домов по организации и деятельности товариществ собственников жилья / Под ред. Гайдея В.Т. – Спб.: Диалог, 2006. – 48 с.;
  39. Рыжов А.Б. Создание условий для реализации полномочий собственников помещений по управлению многоквартирным домом: региональный опыт // Жилищное право, 2006. № 10. С. 23-38.
  40. Сидорова В. К вопросу о проблемах учреждения ТСЖ // Юридический мир. 2006. № 9. С. 39-41.
  41. Слепков М.И., Аверин Ю.П. Основы теории социального управления. М.: Высш. школа, 1990. – 302 с.
  42. Суханов Е.А. Лекции о праве собственности. М.: Юридическая литература, 1991. – 240 с.
  43. Титов А.А. Жилищное право Российской Федерации: учебник. – М.: Юрайт-Издат, 2007. – 452 с.
  44. Тищуков Ю.В. Потребитель и управление многоквартирным домом: практич. пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 267 с.
  45. Управление многоквартирным домом: Учебно-методическое пособие / И.В. Генцлер, О.К. Калинина, М.А. Коломейцева, В.И. Кульков, В.Н. Лисица, А.П. Мудрый. – Новосибирск, 2006. – 400 с.
  46. Фельдман И., Филимонов С. Актуальные вопросы деятельности товариществ собственников жилья и жилищно-строительных кооперативов / Финансовая газета. Региональный выпуск. 2005. № 26.;
  47. Чубаров С.А. Общее собрание членов товарищества собственников жилья: проблемы применения отдельных положений Жилищного кодекса РФ // Законодательство. 2007. № 11. С. 60-65.
  48. Шахов С.Ю. Практика рассмотрения судебных споров с участием товариществ собственников жилья // Законы России: опыт, анализ, практика. 2008. № 8. С. 29-34.
  49. Шешко Г.Ф., Литовкин В.Н. Качество закона, или работа над ошибками // Закон. 2005. № 6.
  50. Щелоков В.В. ТСЖ: что это такое и зачем это нужно. Ответы на вопросы. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Эксмо, 2008. – 160 с.
  51. Эффективное управление жилым домом: практическое руководство / под общ. ред. В.Н. Субботина. – М. : Эксмо, 2008. – 224 с.
  52. Юнисова Е.И. Пути решения проблем ТСЖ // Управление многоквартирным домом. 2008. № 5. С. 23-29.
  53. Юридические аспекты деятельности товарищества собственников жилья / Под ред. В.В. Васильевой. – М.: ГроссМедиа: РОСБУХ, 2008. – 128 с.

Информация о работе Управление многоквартирным домом товариществом собственников жилья по жилищному законодательству Российской Федерации