Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 09:44, курсовая работа
Документационное обеспечение управления или делопроизводство - одно из наиболее специфических направлений деятельности человека, которое заключается в составлении, оформлении документов, их обработке и хранении. Одной из важнейших черт делопроизводства является умение правильно составить и оформить документ, организовать работу с ним, что в свою очередь зависит от своевременности и правильности принятия управленческих решений.
Введение 3
Глава 1 Делопроизводство по личному составу 5
1.1 Заключение трудового договора 5
1.2 Порядок оформления документов при приеме на работу 12
Глава 2 Трудовая книжка. Общие сведения 15
2.1 Сведения о работнике 15
2.2 Сведения о работе 16
2.3 Сведения о поощрениях 16
2.4 Записи сведений об увольнениях (прекращение трудового договора) 18
2.5 Дубликат трудовой книжки и вкладыш 20
2.6 Учет и хранение трудовых книжек 22
2.7 Ответственность за несоблюдение порядка ведения трудовых книжек 23
Заключение 24
Список использованных источников и литературы
Администрация даже по согласованию с работником не может продлевать испытательный срок, обусловленный при приеме, хотя бы и в пределах 3 (6) месяцев.
Испытание не устанавливается несовершеннолетним (до 18 лет), молодым рабочим по окончании профтехучилищ, молодым специалистам по окончании высших и средних специальных образовательных учреждений, инвалидам Отечественной войны, направленным в счет квоты (брони), а также при приеме на работу в другую местность и переведенным на работу из другого предприятия, учреждения, организации (ст. 70 ТК), при приеме временных и сезонных работников, по конкурсу, по выборам и по ученическому договору для обучения специальности непосредственно на производстве данного работодателя.
Глава 10 ТК, посвященная заключению трудового договора, более подробно регламентирует прием на работу. Так, ст. 64, запрещая необоснованный отказ (не по деловым качествам), добавляет: «за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом». Далее в статье предусмотрено, что по требованию лица, которому отказано в приеме, работодатель обязан указать причину отказа в письменной форме (но не указано, несет ли работодатель при нарушении этого правила какую-либо ответственность). Далее предусмотрено, что отказ можно обжаловать в суд.
Статья 64 ТК, говоря о письменной форме трудового договора, во второй части поясняет, что договор считается заключенным, если без такого оформления «работник приступил к работе с ведома работодателя или его представителя», и тогда «работодатель обязан оформить с ним трудовой договор не позднее трех дней с момента фактического допуска к работе».
В то же время в ТК ничего не сказано о том, какие трудовые договоры надо считать недействительными и какие условия договоров являются недействительными. Последнее было предусмотрено ст. 5 КзоТ: условия договоров о труде, ухудшающие положение работников по сравнению с законодательством, считаются недействительными, т.е. договор действителен кроме этого условия.
О недействительности всего трудового договора в законодательстве ничего не сказано. Это было и остается пробелом.
Недействительным (ничтожным) будет весь трудовой договор, если он заключен с гражданином, не имеющим трудовой правосубъектности или специальности, например с 12-летним ребенком или с психически невменяемым гражданином, или лицом, принятым на должность врача без медицинского образования, а также если договор заключил работодатель, не имеющий трудовой работодательской правоспособности, не зарегистрированный как работодатель. Недействительный трудовой договор подлежит прекращению как заключенный с нарушением правил приема. При этом проделанная работа подлежит оплате.
Кодекс восполнил пробел, имевшийся в КЗоТе, о вступлении трудового договора в силу, предусмотрев в ст. 61, что он вступает в силу со дня его подписания работником и работодателем, если иное не установлено трудовым законодательством или трудовым договором, либо со дня фактического допуска работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя.
Работник обязан приступить к работе со дня, определенного трудовым договором, а если в договоре это не оговорено, то на следующий день после вступления договора в силу. Если он без уважительных причин не приступил к работе в течение недели, то трудовой договор аннулируется.
1.2 Порядок оформления
документов при приеме на
Прием на работу оформляется приказом (распоряжением) работодателя, изданным на основании заключенного договора. Содержание приказа (распоряжения) работодателя должно соответствовать условиям заключенного трудового договора.
Приказ (распоряжение) работодателя о приеме на работу объявляется работнику под расписку в трехдневный срок со дня подписания трудового договора. По требованию работника работодатель обязан выдать ему надлежаще заверенную копию указанного приказа (распоряжения).
При приеме на работу работодатель
обязан ознакомить работника с действующими
в организации правилами
При поступлении на работу граждане подают письменное заявление, в котором излагают просьбу о зачислении на предприятие, в организацию, учреждение, указывая свою профессию, квалификацию, специальность, должность. В настоящее время основанием для приема на работу является еще и контракт.
Заявление о приеме на работу составляется в произвольной форме, пишется от руки. Писать его рекомендуется на бумаге формата А4 — формат листов документов личного дела, в которое подшивается и заявление о приеме на работу. [прил.4]
Прием на работу оформляется приказом по личному составу.
Приказы по личному составу являются основанием для внесения соответствующих записей в другие документы (трудовые книжки, личные карточки, финансовые документы).
Особенности приказа по личному составу:
1. Оформление приказа
не имеет четких указаний
2. Номер (индекс) пишут с большой буквы «К», что означает приказ по кадрам.
3. Заглавие – «По личному составу».
4. Констатирующая часть в приказе может отсутствовать.
5. Распорядительные пункты
оформляют в
- прием на работу;
- перевод или перемещение по работе;
- установление разрядов;
- установление разрядов;
- установление категорий служащим и рабочим;
- возложение временного исполнения обязанностей;
- предоставление отпусков;
- установление неполного рабочего дня;
- изменения фамилии;
- увольнение с работы;
- изменение фамилии;
- увольнение работы;
- прекращение работы в связи со смертью.
По каждому перечисленному вопросу может быть издан самостоятельный документ: «О приеме на работу», «О командировании» и т.д. В организации, где командировки не носят массовый характер, сведения по ним включают, как правило, в приказы отдельным пунктом: командировать.
6. Каждый пункт приказа
обосновывается наличием
7. В пункте приказа
(приказе) при приеме на
- на какую должность;
- в какое подразделение;
- с какой оплатой;
- с какого числа;
- вид работы – постоянная
с испытательным сроком; со стажировкой;
временная на срок…; по
- особые условия работы
– с принятием материальной
ответственности; с
8. При переводе сотрудника на другую работу в приказе указывают:
- вид и причину перевода;
- устанавливаемый оклад;
- длительность, в случае временного перевода;
- в качестве основания приводят заявление работника о переводе на другую работу;
- при переводе на вышестоящую
должность указывают на
Глава 2 Трудовая книжка. Общие сведения
2.1 Сведения о работнике
Трудовая книжка (рис. 36, 37) – основной документ, подтверждающий рабочий стаж работника. Трудовые книжки на работников ведут на предприятии не зависимо от формы собственности.
Закон запрещает иметь несколько трудовых книжек.
Лица, поступающие на работу, обязаны предъявить администрации предприятия трудовую книжку и в случае приема на работу – сдать ее.
Трудовые книжки ведут на всех работников, проработавших свыше 5 дней.
Поступающие на работу впервые предоставляют документ о последнем занятии; уволенные из рядов Вооруженных сил – военный билет.
Порядок заполнения, ведения
и хранения трудовых книжек изложен
в «Инструкции и порядке
Заполнение трудовой книжки впервые производится в присутствии работника не позднее недельного срока со дня приема на работу.
В трудовые книжки вносят сведения:
- о работнике: фамилия, имя, отчество, дата рождения, образование, профессия, специальность;
- о работе: прием, перевод, увольнение;
- о награждениях и поощрениях;
- об открытиях, на которые
выданы дипломы, об
Взыскания не вносят в трудовую книжку.
Все записи в трудовую книжку делают после издания приказа, не позднее недельного срока, а при увольнении – в день увольнения. Записи соответствуют тексту приказов, должны вестись аккуратно перьевой или шариковой ручкой, черным, синим или фиолетовым цветом.
Фамилию, имя, отчество пишут полностью, на основании паспорта или свидетельства о рождении.
Образование удостоверяют соответствующие документы – дипломы, аттестаты, удостоверения.
Запись о незаконченном образовании подтверждают справки учебного заведения, зачетная книжка.
Трудовые книжки ведут только по месту основной работы.
Работник организации своей подписью заверяет правильность внесенных сведений и ставит печать.
2.2 Сведения о работе
При оформлении трудовой книжки в нее необходимо внести сведения о работнике на основании паспорта или иного документа, удостоверяющего личность (например, военного билета, заграничного паспорта, водительских прав), а также сведения об образовании, профессии, специальности, квалификации или наличии специальных знаний работника на основании подлинников документов об образовании (например, аттестата, удостоверения, диплома) или надлежаще заверенных их копий (нотариальной копии или копии, заверенной учебным заведением, выдавшим документ об образовании). При незаконченном образовании запись об этом делается на основании студенческого билета, зачетной книжки, справки образовательного учреждения и др. Эти сведения указываются на титульном листе трудовой книжки в соответствующих графах без сокращений, как и вообще все записи в трудовой книжке.
Работник, присутствующий при оформлении трудовой книжки, своей подписью на титульном листе трудовой книжки заверяет правильность внесенных сведений. Титульный лист также должно подписать лицо, на которое руководителем организации возложена обязанность по выдаче и ведению трудовых книжек. При этом подпись этого лица на титульном листе должна быть сделана разборчиво (то есть должна быть написана фамилия). На подписанном указанными лицами титульном листе должна быть поставлена печать организации либо печать кадровой службы, в которой впервые заполнялась трудовая книжка.
На практике нередко возникает необходимость внести изменения в сведения о работнике, указанные на титульном листе трудовой книжки, в связи с переменой фамилии, имени или отчества, получением образования либо в связи с ошибками, допущенными при оформлении трудовой книжки. Указанные изменения вносятся на основании паспорта, свидетельств о рождении, о браке, о расторжении брака, об изменении фамилии, имени, отчества и других документов со ссылкой на их номер и дату. Запись делается на титульном листе трудовой книжки. При этом прежняя запись зачеркивается одной чертой и записываются новые данные. Ссылки на документы, на основании которых сделаны исправительные записи, делаются на внутренней стороне обложки трудовой книжки и заверяются подписью уполномоченного на выдачу и ведение трудовых книжек лица и печатью организации (или печатью кадровой службы). Что касается записей на титульном листе о полученных образовании, новой профессии, специальности, то они производятся путем дополнения ранее сделанных записей без их зачеркивания или путем заполнения соответствующих строк.
2.3 Сведения о поощрениях
При заполнении сведений о
работе в графе 3 раздела «Сведения
о работе» трудовой книжки в виде
заголовка должно быть указано полное
наименование организации-работодателя,
а также сокращенное
Записи о приеме на работу, переводе на другую постоянную работу в этой организации делаются на основании соответствующего приказа (распоряжения) работодателя (унифицированные формы № Т-1, Т-1а, Т-5, Т-5а, утв. Постановлением Госкомстата России от 06.04.2001 № 26) не позднее недельного срока и должны точно соответствовать тексту приказа (распоряжения).
Если в разделах трудовой книжки, содержащих сведения о работе или сведения о награждении, были допущены ошибки, то зачеркивание неточных или неправильных записей делать запрещено. Изменение записей производится путем признания их недействительными и внесения правильных записей. В таком же порядке производится изменение записи об увольнении работника (переводе на другую постоянную работу), а также в случае признания увольнения (перевода) незаконным.