Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 17:47, курсовая работа
Целями и задачами данной курсовой работы является всестороннее изучение вопроса теории разделения властей. Для этого необходимо рассмотреть:
- исторические предпосылки возникновения теории разделения властей;
- раскрыть сущность каждой из ветвей власти ;
- рассмотреть практику осуществления принципа разделения властей в зарубежных странах и Российской Федерации.
Введение……………………………………………………………………… 3
1. Теория разделения властей………………………………………………. 5
1.1. Исторические предпосылки возникновения теории разделения властей………………………………………………………………………….. 5
1.2. Законодательная власть………………………………………………… 13
1.3. Исполнительная власть………………………………………………… 26
1.4. Судебная власть………………………………………………………… 31
2. Практика осуществления принципа разделения властей…………….. 33
2.1. Осуществление принципа разделения властей в Зарубежных странах…………………………………………………………………………... 33
2.2. Осуществление принципа разделения властей в Российской
Федерации…………………………………………………………………… 37
Заключение …………………………………………………………………. 43
Список используемой литературы ………………………………………..
Если Президент
в течение 5 дней отклонит федеральный
закон, то Государственная Дума и Совет
Федерации вновь рассматривает
этот закон, если же при повторном рассмотрении
федеральный закон будет одобрен в ранее
принятой редакции большинством
не менее двух третей голосов
от общего числа членов Совета
Федерации и депутатов Государственной
Думы, он подлежит подписанию в течении
7 дней и обнародованию .
1.3. Исполнительная власть.
В отличие от законодательной, исполнительная власть носит по сути вторичный (производный) характер. Исполнительная власть носит подзаконный характер. Все действия и акты соответствующих органов основаны на законе, не должны ему противоречить, направлены на исполнение закона.
Существенные признаки исполнительной власти - это ее универсальный и предметный характер. Первый признак отражает тот факт, что исполнительная власть, ее органы действуют непрерывно и везде, на всей территории государства. Этим она отличается и от законодательных и от судебных органов. Другой признак означает, что исполнительная власть, также в отличие от законодательной и судебной, имеет другое содержание, поскольку опирается на людские, материальные, финансовые и другие ресурсы, использует инструмент служебных продвижений и систему поощрений. В руках исполнительной власти находится весьма грозная сила в лице ее чиновников, армии, администрации, судей, органов безопасности, милиции.
Указанные признаки, особенно предметный, "силовой" характер исполнительной власти, составляет объективную основу для возможной узурпации всей полноты государственной власти именно исполнительными органами. Здесь чрезвычайно важны действенные механизмы "сдержек и противовесов", эффективные рычаги политической ответственности как со стороны законодательной, так и со стороны судебной власти.
Таким образом,
исполнительная власть - это вторичная
подзаконная ветвь
Исполнительная
власть реализуется через
Наиболее значимые решения, порождающие юридические последствия и ответственность за их исполнение, Правительство издает в форме регламентарных актов.
«За проводимый
курс и осуществляемую управленческую
деятельность Правительство несет солидарную
политическую ответственность, отказ
Правительству в доверии выражается в
строгой юридической форме и путем специальной
парламентской процедуры. Вотум недоверия
приводит к отставке правительства и к
замене его новым». 1
Принцип федерализма.
Принцип федерализма обусловлен государственным устройством
Российской Федерации. Согласно ст. 77 КРФ структура органов
государственной власти будет следующей:
- федеральные органы исполнительной власти РФ;
- органы исполнительной власти субъектов РФ - республик, краев, областей, автономных округов, автономных областей, городов федерального значения.
_______________
1 Конституция Российской Федерации :.Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. - М.: Юридическая литература. , 1993. П. 3, 4 ст. 117
В юридическом аспекте принцип федерализма проявляется в том, что:
1) компетенция
органов исполнительной власти
и взаимоотношения между ними
определяются на основе
2) КРФ регламентирует
соотношение правовых актов
3) одной из
правовых форм регулирования
взаимоотношений между
2. Принцип сочетания
централизации и
Этот принцип оказывает большое влияние на функционирование всей системы исполнительной власти. Централизация вытекает из единства этой системы, обусловленной наличием предметов и полномочий, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти и их совместного ведения с органами исполнительной власти субъектов РФ. Централизованное осуществление исполнительной власти может сосредотачиваться в руках федеральных органов и субъектов РФ в пределах, определенных законодательством. В общегосударственном масштабе более высокая степень централизации проявляется по предметам ведения РФ, она несколько ослаблена в отношении предметов совместного ведения. За пределами этих видов ведения субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти. В последнем случае соотношение централизации и децентрализации в осуществлении исполнительной власти определяется самими субъектами РФ.
Децентрализация означает закрепление законодательством предметов ведения и полномочий за тем или иным органом (видом органов), которые он должен осуществлять самостоятельно, без вмешательства со стороны вышестоящих органов. При этом отсутствует расщепление предметов ведения и полномочий по вертикали, что имеет место при совместном ведении. При децентрализации предметы ведения и полномочия как бы отторгаются, обретают высокую степень независимости от властных полномочий вышестоящих органов исполнительной власти.
Особой разновидностью децентрализации является делегирование органом исполнительной власти части своих полномочий подчиненному органу в целях удобства управления на основе приближенности его к объектам; например федеральными органами исполнительной власти создаваемым ими территориальным органам.
Сочетание централизации
и децентрализации в
3. Принцип законности.
Этот принцип проявляется в том, что органы государственной власти, должностные лица обязаны соблюдать КРФ и иные законы. Данные требования распространяются и на субъекты РФ.
Одним из важнейших аспектов является вопрос о соотношении актов органов государственной власти РФ и ее субъектов. В частности законы и иные нормативно-правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с КРФ. В случае противоречия между Федеральным законом и нормативно-правовых актов, созданных в РФ, действует Федеральный закон. В случае противоречия Федерального закона и нормативно-правовых актов, созданных вне пределов ведения РФ, и ее совместном ведении с субъектами РФ, действуют нормативно-правовые акты субъекта РФ.
Исполнительная власть на местах осуществляется посредством либо назначения центром местных органов исполнительной власти (местной администрации), либо выборных органов местного самоуправления. Руководство местными делами поручается назначенному представителю центральной власти - губернатору. Он возглавляет аппарат местного управления, который составляет часть аппарата государственного управления. В случае, когда управление реализуется выборными органами, они имеют определенную самостоятельность по отношению к центральному органу исполнительной власти.
Система органов
местного самоуправления включает в
себя как выборные органы самоуправления,
так и административные службы, находящиеся
в их ведении. Эти службы образуют коммунальную
(муниципальную), администрацию, содержание
которой обеспечивается из местного бюджета.
1.4 Судебная власть.
Особая роль суда определяется тем, что он арбитр в спорах о праве. Только судебная власть и никакая другая отправляет правосудие. В этом гарантии и независимости суда, и прав и свобод граждан, и государственности в целом. Важно, что суд не только реализует принцип справедливости в правоприменительной практике, но и выступает как своеобразный арбитр в процессе законотворчества (чего не было в советское время). Тем самым суд выступает в качестве "сдержки и противовеса" по отношению к двум другим ветвям власти. Причем у суда есть определенное преимущество по сравнению с законодательством в оперативности приведения правопорядка в соответствии с требованиями жизни. Суд, обращаясь к толкованию конституции и права, может принимать решения, руководствуясь не только буквой, но и духом закона, аксиомами и принципами права. Речь идет, прежде всего, об экстремальных, исключительных ситуациях, особенно в процессах, обеспечивающих такое распределение и баланс двух других ветвей власти, которые, в конечном счете, гарантировали бы господство права и справедливости в обществе. 1 Существенная особенность судебной власти, которая и определяет ее справедливость, состоит в особой процедуре (методах) осуществления. Она сводится к тому, чтобы разобрать права и требования каждой стороны и окончательно поставить свой приговор. Отсюда такие признаки судебной власти, как гласность, состязательность независимость, коллегиальность.
Таким образом,
судебная власть - это независимая
специфическая ветвь
Роль судебной власти в механизме разделения властей состоит в сдерживании двух других властей в рамках конституционной законности и
_______________
1 Ю.К. Краснов "Российская Государственность: эволюция институтов власти и проблемы их модернизации" 2001 г..
права, прежде всего,
путем осуществления
Судебная власть осуществляется «посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства».1 В системе государственных органов, осуществляющих судебную власть в конституционном порядке, выделяются следующие:
Конституционный Суд РФ, выступающий как судебный орган конституционного контроля;
Верховный Суд РФ, являющийся высшим судебным органом по гражданским, административным, уголовным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции;
Высший Арбитражный
Суд РФ - высший судебный орган по
разрешению экономических споров и
иных дел, рассматриваемых арбитражными
судами.
_______________
1 Конституция Российской Федерации :.Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. - М.: Юридическая литература. , 1993. Ст.121.
2. Практика осуществления принципа разделения властей.
2.1. Осуществление принципа разделения властей в Зарубежных странах.
Первые же конституции - США 1787 г., Франции 1789 г. - закрепили, хотя и в разных вариантах разделение властей.
Законодательную власть конституция 1787 г. (США) вверяла конгрессу, состоящему из двух палат: палаты представителей избирающейся (как в то время, так и теперь) населением штатов и Сенатам, членов которого избирали (вплоть до 1913 г.) парламенты штатов. Джон Адамс, будущий президент страны, так прямо и заявлял: « Сенат должен налагать узду на палату представителей». 1Другой из «отцов» конституции - Медисон - писал, что «Сенат необходим на случай если нижняя палата использует во зло свою власть». 2 Палата представителей и Сенат получали равные права в том, что касалось законодательной инициативы и принятия законов. Главой государства и правительства конституция называла президента США. Он избирался выборщиками по штатам. Они подавали голоса с помощью бюллетеней. Проходил тот, за которого было подано большинство голосов выборщиков. Многие члены учредительного конгресса предлагали, чтобы президента избрал сам конгресс - так надёжнее. Против этого были выставлены возражения, основанные на историческом опыте. Ссылались в частности на интриги, на борьбу группировок, которые сопровождали избрание польских королей сеймом. После многих колебаний должность президента решили сделать временной. Его полномочия были ограничены четырьмя годами, но было намеренно отпущено право переизбрания президента на новый срок. Президент США наделён значительной властью. Он объединяет в своём лице главу государства и премьер- министра правительства. Ему принадлежит верховное командование армией. Следуя принципу разделения властей, конституция лишила президента