Теория разделения властей

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 17:47, курсовая работа

Краткое описание

Целями и задачами данной курсовой работы является всестороннее изучение вопроса теории разделения властей. Для этого необходимо рассмотреть:
- исторические предпосылки возникновения теории разделения властей;
- раскрыть сущность каждой из ветвей власти ;
- рассмотреть практику осуществления принципа разделения властей в зарубежных странах и Российской Федерации.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………… 3
1. Теория разделения властей………………………………………………. 5
1.1. Исторические предпосылки возникновения теории разделения властей………………………………………………………………………….. 5
1.2. Законодательная власть………………………………………………… 13
1.3. Исполнительная власть………………………………………………… 26
1.4. Судебная власть………………………………………………………… 31
2. Практика осуществления принципа разделения властей…………….. 33
2.1. Осуществление принципа разделения властей в Зарубежных странах…………………………………………………………………………... 33
2.2. Осуществление принципа разделения властей в Российской
Федерации…………………………………………………………………… 37
Заключение …………………………………………………………………. 43
Список используемой литературы ………………………………………..

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ-ТЕОРИЯ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ ТГП.doc

— 219.00 Кб (Скачать)

Рассмотренные выше проекты механизма разделения властей Д. Локка и М.М. Сперанского подразумевали наличие монархии. Проект П.И. Пестеля (1793-1826гг.) - «Русская Правда» - в качестве формы государственного правления предусматривал республику - наиболее распространенную в настоящее время, и потому

чрезвычайно интересен. Законодательная власть по проекту Пестеля, сосредоточена в Народном вече - «однопалатном органе, который

избирается сроком на пять лет, с ежегодным переизбранием  одной

пятой его части, при этом тот же самый может быть опять избран ,никто не может распустить Народной вечи. Оно представляет волю в государстве, душу народа».2 Исполнительная власть -державная Дума - состоит из пяти человек, избираемых сроком на пять лет. «Ежегодно из Думы выходит один и заменяется другим выбором… Все министры и вообще все правительствующие места состоят под ведомством и начальством державной Думы».3

 Блюстительная власть - Верховный собор состоит из 120 человек, которые назначаются на всю жизнь и не участвуют ни в законодательной, ни в исполнительной власти. Кандидатов назначают губернии, а Народное вече замещает ими «выбылые места». Каждый закон направляется на утверждение в Верховный собор, который не входит в его рассмотрение по существу, но тщательно проверяет соблюдение всех необходимых формальностей, и только после утверждения Верховным собором законопроект получает  

__________________

1 Исаев И. А., Золотухина М. Н. История политических и правовых учений России. - М., Юрист, 2004. - С. 220.

2  Исаев И. А., Золотухина М. Н. История политических и правовых учений России. - М., Юрист, 2004. - С. 221.

3 Исаев И. А., Золотухина М. Н. История политических и правовых учений России. - М., Юрист, 2004. - С. 221.

юридическую силу. В теории разделения властей, предложенной Пестелем, «принимается правило определённости круга действий», то есть, чётко

устанавливаются компетенции законодательной, исполнительной и блюстительной власти. Более  того, Пестель настаивал на том, чтобы  каждому государственному органу «были  присвоены точные и неизменные функции». Собор имеет серьёзные контрольные функции и на местах, так как назначает по одному из своих членов в каждое министерство и в каждую область. Главнокомандующие действующих армий также назначаются Верховным собором. «Собор удерживает в пределах законности Народную вечу и державную Думу. Собор имеет право отдавать под суд чиновника любого уровня за злоупотребления. Механизм действия законодательной и исполнительной власти, а также государственное устройство определяется Конституцией».1 В последствии серьёзный вклад в развитие отечественной теории разделения властей внёс НМ. Коркунов (XIX в.) - («Указ и закон»). Однако в России осуществление этого принципа стало возможным только в конце XX века.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1) Принцип разделения властей может быть присущ только демократическому государству, - ни в рабовладельческом, ни в феодальном государстве он невозможен, так как сам принцип подразумевает наличие экономически свободного собственника - основного представителя общества, обладающего и политическими правами.

2) Для фактического осуществления этого принципа необходимы определённые объективные условия - достаточная степень развития производительных сил и отношений, а также субъективные - уровень политического сознания общества.

3) Теория права предлагает разные варианты механизма действия принципа разделения властей.

___________________

1 Исаев И. А., Золотухина М. Н. История политических и правовых учений России. - М., Юрист, 2004. - С. 221.

1.2. Законодательная  власть.

Власть - это способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать воздействие на деятельность и поведение людей с помощью различных средств. Ресурсы власти - это совокупность методов и средств, использование которых обеспечивает, поддерживает и реализует власть.

Смысл идеи разделения властей - не допустить злоупотребления властью, ее монополизации, концентрации в пределах одной ветви. Современное смысловое содержание разделения властей, как принципа организации и функционирования государственной власти включает:

- четкое распределение  функций, предметов ведения и полномочий органов государственной власти - законодательной, исполнительной, судебной, их структурных подразделений и должностных лиц, регулируемое законами, указами, постановлениями, положениями и другими правовыми актами;

- независимость и самостоятельность оперативной деятельности каждой ветви власти, каждого органа и должностного лица в границах права и компетенции;

- обеспечение  в схеме государственной власти  механизма, взаимного уравновешивания,  сдерживания всех ветвей власти и контроля;

- гарантированное  конституцией, законами, административно-правовыми  актами реальное вовлечение общественных  объединений, организаций в процесс  принятия политико-управленческих  решений и их реализации;

- социальный (общественно-гражданский)  контроль за всеми ветвями власти, обеспеченный правовыми и организационно-структурными механизмами.

Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. подразделяет власть на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную и закрепляет за каждой из них круг относящихся к их ведению вопросов, их компетенцию.

Законодательная власть вверяется высшему представительному  органу - парламенту, в составе которого заседают избранные народом представители - депутаты. Исполнительная власть, которая  принадлежит Президенту и правительству, обычно формируется законодательными органами или непосредственно населением, подконтрольна и подотчетна парламенту. Она действует на основе закона и в его рамках, но при этом занимает самостоятельное и независимое положение. Законодательная власть не может вмешиваться в исполнительно-распорядительную деятельность правительства. Третья, судебная ветвь власти независима как от законодательной, так и от исполнительной ветвей. В исключительной компетенции судов находится осуществление правосудия. Но и суд принимает свои решения на основе законов, разработанных парламентом. Разделение властей воплощается таким образом, в сложной системе "сдержек и противовесов", во взаимном контроле всех ветвей власти.

Органы законодательной  власти занимают центральное место в структуре государственного аппарата. Основным назначением этих органов является законодательная деятельность. Выделяя особую роль органов законодательной власти в политической жизни общества и государства, конституции отдельных стран специально указывают не только на то, что "парламент является высшим органом государственной власти", но и на то, что он является "единственным законным органом государства"(Конституция Японии).

Конституции других государств в этих же целях обращают внимание на то, какие по характеру правила должны содержаться в принимаемых парламентом законах.

  Органы законодательной власти обладают верховенством, поскольку именно законодательная власть устанавливает правовые начала государственной и общественной жизни, основные направления внутренней и внешней политики страны, а следовательно, определяет в конечном счёте правовую организацию и формы деятельности исполнительной и судебной властей.

Главенствующее  положение законодательных органов  в механизме государства обуславливает высшую юридическую силу принимаемых ими

законов, придаёт  общеобязательный характер нормам права, выраженных в них. Однако верховенство законодательной власти не носит  абсолютного характера. Пределы  её действия ограничены принципами права, естественными правами человека, идеями свободы и справедливости. Она находится под контролем народа и специальных конституционных органов, с помощью которых обеспечивается соответствие законов действующей конституции.

При этом, сосредоточив в себе законодательные функции. парламент нередко передает часть из них другим, подконтрольным ему органам. Так, Федеральное собрание РФ, Конгресс США, Парламент Англии, Национальное собрание и Сенат Франции, равно как и высшие законодательные органы других государств зачастую вынуждены в силу самых разных причин поручать подготовку и принятие тех или иных актов правительству, отдельным министерствам и ведомствам.

Следует отметить, что несмотря на монопольное положение  в области правотворчества, высший законодательный орган, особенно в парламентских республиках, подвержен довольному эффективному воздействию со стороны правительства. Нередко правительство сосредотачивает в своих руках всю или почти всю законодательную инициативу и оказывает влияние на все направления деятельности парламента.

Что же касается президентских республик, то в них  парламент в формально-юридическом  плане более независим. Законодательная  инициатива в данном случае принадлежит  в основном депутатам, однако и в  этом случае исполнительная власть в  лице президента имеет много путей воздействия на парламент. Так, согласно Конституции США, президент обладает правом вето на принимаемые Конгрессом законы, а также может выступать с инициативой созыва специальных сессий Конгресса.

По Конституции  РФ 1993 года, Федеральное собрание признается парламентом России. Согласно ч.1 ст. 95 Конституции Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. Такая структура проистекает из федеративного государственного устройства, когда одна из палат является палатой общенародного представительства, а в другой палате реализуется представительство субъектов федерации. Почти все федерации в мире имеют двухпалатную структуру парламентов.

Двухпалатная  структура Федерального Собрания предполагает и значительную самостоятельность палат, что проявилось в их компетенции и в том, что они заседают раздельно. Конституция  предусматривает только три случая, когда Совет Федерации и Государственная Дума могут собираться для совместных заседаний (да и то не обязаны): во-первых, для заслушивания посланий Президента РФ, во-вторых, с целью заслушивания посланий Конституционного Суда, в-третьих, для заслушивания выступлений руководителей иностранных государств.

В отношении  понятия “законодательный орган” в Конституции имеется четкое представление. Законодательный орган реализует законодательную составляющую государственной власти, закрепленную в статье 10 Конституции. Сущность Федерального собрания как законодательного органа России состоит в том, что парламент РФ обладает правом  принимать общеобязательные для исполнения на территории страны нормативно-правовые акты - федеральные конституционные законы  и федеральные законы по вопросам своей компетенции.*1

Будучи законодательным  органом, Федеральное собрание  вместе с тем исполняет и некоторые довольно ограниченные контрольные функции за исполнительной властью. Этот контроль осуществляется посредством утвердждения федерального бюджета Государственной Думой, а также использование права отказывать  в доверии к правительству, которое в этом случае может быть отправлено в отставку  Президентом РФ.**2

 В Совете Федерации заседают по два представителя от каждого субъекта РФ - по одному от законодательного и исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.

В настоящее  время Конституция  содержит список из 89 субъектов РФ. Следовательно, Совет Федерации должен насчитывать 178 членов.*1

  В отношении Государственной Думы, напротив, численность депутатского корпуса зафиксирована в количестве 450 человек.

 В соответствии с  Федеральным законом “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания”,   225 депутатов избираются по одномандатным (один округ – один депутат) избирательным  округам на основе единой нормы представительства избирателей на одноманадатный избирательный округ, за исключением избирательных округов, образуемых в  субъектах РФ, число избирателей  в которых меньше единой нормы представительства. Это исключение из общего правила  обусловлено

 федеративным устройством государства. Единая норма представительства избирателей  на одномандатный избирательный округ устанавливается путем деления общего числа избирателей  в РФ  на 225 одномандатных избирательных округов.

      225 депутатов Государственной Думы  избираются по федеральному избирательному округу пропорционально количеству голосов, поданых  в федеральные списки кандидатов  в депутаты , выдвинутые избирательнымы объединениями, избирательными блоками.*2

Часть 1 ст.97 Конституции  вводит три требования к депутатам (и, следовательно, к кандидатам в депутаты) Государственной Думы: депутатом Государственной Думы может быть, во-первых, гражданин России, во-вторых, гражданин, достигший 21 года, и, в-третьих, гражданин, имеющий право участвовать в выборах. Содержание третьего из перечисленных требований раскрывается таким образом: “не имеют права избирать и быть избранным граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда”.1 КОМПЕТЕНЦИЯ    ПАЛАТ    ФЕДЕРАЛЬНОГО   СОБРАНИЯ    РФ.

Информация о работе Теория разделения властей