Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 17:47, курсовая работа
Целями и задачами данной курсовой работы является всестороннее изучение вопроса теории разделения властей. Для этого необходимо рассмотреть:
- исторические предпосылки возникновения теории разделения властей;
- раскрыть сущность каждой из ветвей власти ;
- рассмотреть практику осуществления принципа разделения властей в зарубежных странах и Российской Федерации.
Введение……………………………………………………………………… 3
1. Теория разделения властей………………………………………………. 5
1.1. Исторические предпосылки возникновения теории разделения властей………………………………………………………………………….. 5
1.2. Законодательная власть………………………………………………… 13
1.3. Исполнительная власть………………………………………………… 26
1.4. Судебная власть………………………………………………………… 31
2. Практика осуществления принципа разделения властей…………….. 33
2.1. Осуществление принципа разделения властей в Зарубежных странах…………………………………………………………………………... 33
2.2. Осуществление принципа разделения властей в Российской
Федерации…………………………………………………………………… 37
Заключение …………………………………………………………………. 43
Список используемой литературы ………………………………………..
Рассмотренные выше проекты механизма разделения властей Д. Локка и М.М. Сперанского подразумевали наличие монархии. Проект П.И. Пестеля (1793-1826гг.) - «Русская Правда» - в качестве формы государственного правления предусматривал республику - наиболее распространенную в настоящее время, и потому
чрезвычайно интересен. Законодательная власть по проекту Пестеля, сосредоточена в Народном вече - «однопалатном органе, который
избирается сроком на пять лет, с ежегодным переизбранием одной
пятой его части, при этом тот же самый может быть опять избран ,никто не может распустить Народной вечи. Оно представляет волю в государстве, душу народа».2 Исполнительная власть -державная Дума - состоит из пяти человек, избираемых сроком на пять лет. «Ежегодно из Думы выходит один и заменяется другим выбором… Все министры и вообще все правительствующие места состоят под ведомством и начальством державной Думы».3
Блюстительная
власть - Верховный собор состоит из 120
человек, которые назначаются на всю жизнь
и не участвуют ни в законодательной, ни
в исполнительной власти. Кандидатов назначают
губернии, а Народное вече замещает ими
«выбылые места». Каждый закон направляется
на утверждение в Верховный собор, который
не входит в его рассмотрение по существу,
но тщательно проверяет соблюдение всех
необходимых формальностей, и только после
утверждения Верховным собором законопроект
получает
__________________
1 Исаев И. А., Золотухина М. Н. История политических и правовых учений России. - М., Юрист, 2004. - С. 220.
2 Исаев И. А., Золотухина М. Н. История политических и правовых учений России. - М., Юрист, 2004. - С. 221.
3 Исаев И. А., Золотухина М. Н. История политических и правовых учений России. - М., Юрист, 2004. - С. 221.
юридическую силу. В теории разделения властей, предложенной Пестелем, «принимается правило определённости круга действий», то есть, чётко
устанавливаются
компетенции законодательной, исполнительной
и блюстительной власти. Более
того, Пестель настаивал на том, чтобы
каждому государственному органу «были
присвоены точные и неизменные функции».
Собор имеет серьёзные
Таким образом,
можно сделать следующие
1) Принцип разделения властей может быть присущ только демократическому государству, - ни в рабовладельческом, ни в феодальном государстве он невозможен, так как сам принцип подразумевает наличие экономически свободного собственника - основного представителя общества, обладающего и политическими правами.
2) Для фактического осуществления этого принципа необходимы определённые объективные условия - достаточная степень развития производительных сил и отношений, а также субъективные - уровень политического сознания общества.
3) Теория права предлагает разные варианты механизма действия принципа разделения властей.
___________________
1 Исаев И. А., Золотухина М. Н. История политических и правовых учений России. - М., Юрист, 2004. - С. 221.
1.2. Законодательная власть.
Власть - это способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать воздействие на деятельность и поведение людей с помощью различных средств. Ресурсы власти - это совокупность методов и средств, использование которых обеспечивает, поддерживает и реализует власть.
Смысл идеи разделения властей - не допустить злоупотребления властью, ее монополизации, концентрации в пределах одной ветви. Современное смысловое содержание разделения властей, как принципа организации и функционирования государственной власти включает:
- четкое распределение функций, предметов ведения и полномочий органов государственной власти - законодательной, исполнительной, судебной, их структурных подразделений и должностных лиц, регулируемое законами, указами, постановлениями, положениями и другими правовыми актами;
- независимость и самостоятельность оперативной деятельности каждой ветви власти, каждого органа и должностного лица в границах права и компетенции;
- обеспечение
в схеме государственной
- гарантированное
конституцией, законами, административно-правовыми
актами реальное вовлечение
- социальный (общественно-гражданский) контроль за всеми ветвями власти, обеспеченный правовыми и организационно-структурными механизмами.
Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. подразделяет власть на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную и закрепляет за каждой из них круг относящихся к их ведению вопросов, их компетенцию.
Законодательная
власть вверяется высшему
Органы законодательной власти занимают центральное место в структуре государственного аппарата. Основным назначением этих органов является законодательная деятельность. Выделяя особую роль органов законодательной власти в политической жизни общества и государства, конституции отдельных стран специально указывают не только на то, что "парламент является высшим органом государственной власти", но и на то, что он является "единственным законным органом государства"(Конституция Японии).
Конституции других государств в этих же целях обращают внимание на то, какие по характеру правила должны содержаться в принимаемых парламентом законах.
Органы законодательной власти обладают верховенством, поскольку именно законодательная власть устанавливает правовые начала государственной и общественной жизни, основные направления внутренней и внешней политики страны, а следовательно, определяет в конечном счёте правовую организацию и формы деятельности исполнительной и судебной властей.
Главенствующее
положение законодательных
законов, придаёт общеобязательный характер нормам права, выраженных в них. Однако верховенство законодательной власти не носит абсолютного характера. Пределы её действия ограничены принципами права, естественными правами человека, идеями свободы и справедливости. Она находится под контролем народа и специальных конституционных органов, с помощью которых обеспечивается соответствие законов действующей конституции.
При этом, сосредоточив в себе законодательные функции. парламент нередко передает часть из них другим, подконтрольным ему органам. Так, Федеральное собрание РФ, Конгресс США, Парламент Англии, Национальное собрание и Сенат Франции, равно как и высшие законодательные органы других государств зачастую вынуждены в силу самых разных причин поручать подготовку и принятие тех или иных актов правительству, отдельным министерствам и ведомствам.
Следует отметить, что несмотря на монопольное положение в области правотворчества, высший законодательный орган, особенно в парламентских республиках, подвержен довольному эффективному воздействию со стороны правительства. Нередко правительство сосредотачивает в своих руках всю или почти всю законодательную инициативу и оказывает влияние на все направления деятельности парламента.
Что же касается
президентских республик, то в них
парламент в формально-
По Конституции РФ 1993 года, Федеральное собрание признается парламентом России. Согласно ч.1 ст. 95 Конституции Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. Такая структура проистекает из федеративного государственного устройства, когда одна из палат является палатой общенародного представительства, а в другой палате реализуется представительство субъектов федерации. Почти все федерации в мире имеют двухпалатную структуру парламентов.
Двухпалатная структура Федерального Собрания предполагает и значительную самостоятельность палат, что проявилось в их компетенции и в том, что они заседают раздельно. Конституция предусматривает только три случая, когда Совет Федерации и Государственная Дума могут собираться для совместных заседаний (да и то не обязаны): во-первых, для заслушивания посланий Президента РФ, во-вторых, с целью заслушивания посланий Конституционного Суда, в-третьих, для заслушивания выступлений руководителей иностранных государств.
В отношении понятия “законодательный орган” в Конституции имеется четкое представление. Законодательный орган реализует законодательную составляющую государственной власти, закрепленную в статье 10 Конституции. Сущность Федерального собрания как законодательного органа России состоит в том, что парламент РФ обладает правом принимать общеобязательные для исполнения на территории страны нормативно-правовые акты - федеральные конституционные законы и федеральные законы по вопросам своей компетенции.*1
Будучи законодательным органом, Федеральное собрание вместе с тем исполняет и некоторые довольно ограниченные контрольные функции за исполнительной властью. Этот контроль осуществляется посредством утвердждения федерального бюджета Государственной Думой, а также использование права отказывать в доверии к правительству, которое в этом случае может быть отправлено в отставку Президентом РФ.**2
В Совете Федерации заседают по два представителя от каждого субъекта РФ - по одному от законодательного и исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.
В настоящее время Конституция содержит список из 89 субъектов РФ. Следовательно, Совет Федерации должен насчитывать 178 членов.*1
В отношении Государственной Думы, напротив, численность депутатского корпуса зафиксирована в количестве 450 человек.
В соответствии с Федеральным законом “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания”, 225 депутатов избираются по одномандатным (один округ – один депутат) избирательным округам на основе единой нормы представительства избирателей на одноманадатный избирательный округ, за исключением избирательных округов, образуемых в субъектах РФ, число избирателей в которых меньше единой нормы представительства. Это исключение из общего правила обусловлено
федеративным устройством государства. Единая норма представительства избирателей на одномандатный избирательный округ устанавливается путем деления общего числа избирателей в РФ на 225 одномандатных избирательных округов.
225
депутатов Государственной
Часть 1 ст.97 Конституции вводит три требования к депутатам (и, следовательно, к кандидатам в депутаты) Государственной Думы: депутатом Государственной Думы может быть, во-первых, гражданин России, во-вторых, гражданин, достигший 21 года, и, в-третьих, гражданин, имеющий право участвовать в выборах. Содержание третьего из перечисленных требований раскрывается таким образом: “не имеют права избирать и быть избранным граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда”.1 КОМПЕТЕНЦИЯ ПАЛАТ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РФ.