Понятой
имеет право на компенсацию
расходов, понесенных им в связи
с исполнением обязанностей понятого,
а также на возмещение недополученной
заработной платы или денежную
компенсацию в связи с потерей
времени. Указанные расходы относятся к расходам по совершению исполнительных
действий.
Размер
компенсации расходов, понесенных
понятым в связи с исполнением
обязанностей понятого, определяется
Правительством РФ.
Указанные
расходы относятся к расходам
по совершению исполнительных действий.
Общие положения
об участии специалиста в исполнительном
производстве содержатся в ст.
61 Закона об исполнительном производстве.
Участие
специалиста в исполнительном
производстве необходимо для
разъяснения возникающих при
совершении исполнительных действий вопросов, требующих
специальных знаний.
Вопрос
о привлечении специалиста в
исполнительное производство решается
судебным приставом-исполнителем, который
руководствуется законом (в тех
случаях, когда назначение специалиста
обязательно), собственным усмотрением или
просьбой сторон.
Функции
специалиста в исполнительном
производстве схожи с функциями
эксперта в гражданском и арбитражном
процессах. Специалист должен
быть лицом незаинтересованным.
Наличие каких-либо обстоятельств, дающих основание для сомнений в его
беспристрастности, является поводом
для заявления ему отвода (ст. 63 Закона
об исполнительном производстве). Однако
эксперт привлекается определением суда,
а специалист - постановлением судебного
пристава. Заключение эксперта имеет строго
установленную законом форму, а к заключению
специалиста таких требований не предъявляется.
Единственное требование - специалист
дает в устной или письменной форме консультации
и пояснения, при необходимости оказывает
техническую помощь (ч. 2 ст. 61 Закона об
исполнительном производстве).
Специалист
имеет право: знать о своих
обязанностях, получить вознаграждение
за выполненную работу, проводимую
в связи с совершением исполнительных
действий, знать о возможности
применения уголовных санкций за отказ или уклонение от дачи
заключения или за дачу заведомо ложного
заключения (хотя применение ст. 307 УК РФ
в данном случае вызывает большие сомнения).
Вознаграждение специалиста относится
к расходам по совершению исполнительных
действий.9
Специалист обязан: явиться по
вызову судебного пристава, дать объективное
заключение по поставленным вопросам,
давать пояснения по поводу выполняемых
им действий.
Общие случаи
участия специалиста в исполнительном
производстве предусматриваются
самим Законом об исполнительном производстве.
Так, если оценка отдельных предметов
является затруднительной либо должник
или взыскатель возражает против произведенной
судебным приставом-исполнителем оценки,
судебный пристав-исполнитель для определения
стоимости имущества назначает специалиста
(ст. 85 Закона об исполнительном производстве).
В то
же время имеются частные примеры
необходимого участия специалиста
в исполнительном производстве.
Так, согласно ч. 2 ст. 85 Закона
об исполнительном производстве,
судебный пристав-исполнитель обязан привлечь
специалиста (оценщика) для оценки: недвижимого
имущества; ценных бумаг, не обращающихся
на организованном рынке ценных бумаг
(за исключением инвестиционных паев открытых
и интервальных паевых инвестиционных
фондов); имущественных прав (за исключением
дебиторской задолженности, не реализуемой
на торгах); драгоценных металлов и драгоценных
камней, изделий из них, а также лома таких
изделий; коллекционных денежных знаков
в рублях и иностранной валюте; предметов,
имеющих историческую или художественную
ценность; вещи, стоимость которой по предварительной
оценке превышает 30 000 руб.
2.4 Возможность участия
прокурора в исполнительном производстве
Прокурор.
Согласно п. 4 ст. 19 Закона о судебных
приставах, надзор за исполнением законов при осуществлении
судебными приставами своих функций в
соответствии с Законом о прокуратуре
осуществляют Генеральный прокурор РФ
и подчиненные ему прокуроры.
В соответствии
со ст. 1 Закона о прокуратуре
в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления
законности, защиты прав и свобод человека
и гражданина, а также охраняемых законом
интересов общества и государства прокуратура
РФ осуществляет:
1) надзор
за исполнением законов федеральными
министерствами, государственными комитетами, службами и иными
федеральными органами исполнительной
власти, представительными (законодательными)
и исполнительными органами субъектов
РФ, органами местного самоуправления,
органами военного управления, органами
контроля, их должностными лицами, органами
управления и руководителями коммерческих
и некоммерческих организаций, а также
за соответствием законам издаваемых
ими правовых актов;
2) надзор
за соблюдением прав и свобод
человека и гражданина федеральными
министерствами, государственными комитетами, службами и иными
федеральными органами исполнительной
власти, представительными (законодательными)
и исполнительными органами субъектов
РФ, органами местного самоуправления,
органами военного управления, органами
контроля, их должностными лицами, а также
органами управления и руководителями
коммерческих и некоммерческих организаций;
3) надзор
за исполнением законов судебными
приставами.
По сути,
в настоящее время существует
целое направление прокурорского
надзора.10 Объектом данного направления надзора
являются общественные отношения, возникающие
в процессе исполнительного производства,
в первую очередь - законность принимаемых
судебными приставами мер и выносимых
правовых актов. Но в поле зрения прокуроров
должно находиться исполнение судебными
приставами и других законодательных
актов, нарушение которых возможно в ходе
осуществления ими своей деятельности
(например, федеральных законов "Об
основах государственной службы Российской
Федерации", "Об оружии" и ряда
других).
Между тем в самом Законе об исполнительном
производстве нормы о процессуальном
положении прокурора отсутствуют. Такая
ситуация недопустима, так как перечисленные
выше надзорные полномочия прокурора
требуют наличия процессуальных форм
их реализации. В исполнительном производстве
в настоящее время нет действенного механизма
реализации указанных полномочий прокурора.
Необходимость
участия прокурора в исполнительном
производстве обосновывается тем,
что прокурор может предъявлять
иски: а) для защиты прав лиц, нуждающихся в ней, но не имеющих возможности
осуществления самостоятельной защиты
(дети, престарелые, физически немощные
и др.); б) для защиты государственных и
общественных интересов как представитель
государства. Следовательно, прокурор
должен быть наделен правом возбуждать
исполнительное производство по таким
делам.
Учитывая
несовершенство законодательства
об исполнительном производстве
в части прокурорского надзора,
Генеральным прокурором РФ было
подписано указание, в котором
разъясняется, что органам прокуратуры необходимо осуществлять
надзор за исполнением законов и законностью
правовых актов. В частности, за соблюдением
закона при осуществлении судебными приставами
своих функций как при обеспечении установленного
порядка деятельности судов, так и при
исполнении судебных актов и актов других
органов; за исполнением законов, регламентирующих
возбуждение исполнительного производства;
за законностью постановлений судов по
гражданским делам - в части соответствия
законам постановлений судов общей юрисдикции
по вопросам исполнительного производства.
В целях реализации приведенного указания
Генерального прокурора РФ с определенной
периодичностью осуществляются проверки
работы судебных приставов-исполнителей
органами прокуратуры.
Таким
образом прокурорский надзор является важнОй процессуальной
гарантией храны прав граждан и организаций
в исполнительном производстве. Следует
согласиться с тем, что «именно сочетанием
судебно-прокурорского надзора за деятельностью
судебного пристава-исполнителя и других
лиц, участвующих в исполнительном производстве,
обеспечиваются наибольшие гарантии правильного
и четкого исполнения судебных и иных
актов». 11
Заключение
К субъектам
исполнительного производства отнесены
стороны исполнительного производства (должник и взыскатель); лица, содействующие
исполнению требований, содержащихся
в исполнительном документе (ст. 48). Эта
категория дополнена лицами, исполняющими
требования, содержащиеся в судебных актах
и актах других органов и должностных
лиц. К ним относятся граждане, органы
и организации, включая банки, кредитные
организации, должностные лица, а также
государственные органы и органы местного
самоуправления (п. 2 ст. 7).
Что касается
сторон исполнительного производства,
то на стороне взыскателя в
исполнительном производстве могут находиться
граждане и юридические лица. Впервые
предусмотрена возможность выступать
в качестве взыскателей объединениям
граждан, не являющихся юридическим лицом,
и возможность признания взыскателем
и должником публичных образований - Российской
Федерации, субъекта Российской Федерации
и муниципального образования (пункты
1, 2 ст. 49). Участие таких лиц в исполнительном
производстве должно осуществляться с
учетом норм статей 124 -126 ГК РФ.
В Законе
об исполнительном производстве подробно описаны права и обязанности
представителей сторон исполнительного
производства, а также порядок оформления
их полномочий (статьи 53-55 и 57).
Участие
организации в исполнительном
производстве осуществляется через
ее органы или должностных лиц, которые действуют в пределах
полномочий, предоставленных им федеральными
законами, иными нормативными правовыми
актами или учредительными документами,
либо через иных представителей.
Представители
действуют на основании доверенности,
которая согласно п. 3 ст. 57 должна отдельно предусматривать
полномочия на осуществление следующих
действий: предъявление и отзыв исполнительного
документа; передачу полномочий другому
лицу; обжалование постановлений и действий
(бездействия) судебного пристава; получение
присужденного имущества (в том числе
денежных средств и ценных бумаг); отказ
от взыскания по исполнительному документу;
заключение мирового соглашения. Последние
два полномочия появились впервые.
К лицам,
содействующим исполнительному
производству, относятся понятые, переводчик
и специалисты.
Таким образом
в данной работе были раскрыты
понятие и классификация субъектов
исполнительного производства.
Библиографический список
- Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета от 25 декабря 1993 г. N 237.
- Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации от 6 января 1997 г. N 1. Ст. 1.
- Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ (в ред. от от 22 июля 2008 г. N 138-Ф3) // Собрании законодательства Российской Федерации от 28 июля 2008 г. N 30 (часть I). Ст. 3594.
- Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ (в ред. от 11 февраля 2010 г. N 6-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации от 15 февраля 2010 г. N 7 ст. 701.
- Федеральный закон от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" // Собрание законодательства Российской Федерации от 8 октября 2007 г. N 41 ст. 4849.
- Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 63-Ф3 "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства Российской Федерации от 10 июня 2002 г. N 23 Ст. 2102.
- Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации от 21 декабря 1998 г. N 51 ст. 6270.
- Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ "О судебных приставах" (с изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства Российской Федерации от 28 июля 1997 г. N 30. Ст. 3590.
- Федеральный закон от 17 января 1992 г. N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации" // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 20 февраля 1992 г. N 8. Ст. 366.
- Указ Президента РФ от 13 октября 2004 г. N 1316 "Вопросы Федеральной службы судебных приставов" (с изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства Российской Федерации от 18 октября 2004 г. N 42. Ст. 4111.
- Указание Генеральной прокуратуры РФ от 12 мая 2009 г. N 155/7 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами"
- Бочарова С.Н. Проблемы прокурорского реагирования на неисполнение судебным приставом-исполнителем решений суда // Арбитражный и гражданский процесс. - 2008. - N 1. - С. 8.
- Валеев Д.Х. Субъекты исполнительного производства // Исполнительное производство / Под ред. Я.Ф. Фархтдинова. - СПб.: Питер, 2008.
- Валеев Д.Х. Исполнительное производство: Учеб. для вузов. - СПб.: Питер, 2008.
- Викут М.А. Участники исполнительного производства // Система гражданской юрисдикции в канун XXI века: современное состояние и перспективы развития: Межвуз. сб. науч. тр. - Екатеринбург, 2009.
- Власов А.А. Гражданское процессуальное право: Учебник. – М.: ТК Велби, 2007.
- Гражданское право: Учебник. Том II /Под ред. О.Н. Садикова - "Контакт", "ИНФРА-М", 2007.
- Гражданский процесс: Учеб. для вузов / Отв. ред. М.К. Треушников. - М.: Городец-издат, 2007.
- Исаенкова О.В. Проблемы исполнительного права в гражданской юрисдикции. - Саратов, 2007.
- Исполнительное производство: процессуальная природа и цивилистические основы / Под ред. Д.Х. Валеева и М.Ю. Челышева. - М.: Статут, 2007.
- Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. Г.П. Ивлиев. – М.: Юрайт-Издат, 2008.
- Кузнецов В.Ф. Система исполнительного производства (вопросы теории и практики): Дис. ... д-ра юрид. наук. - Челябинск, 2007.
- Тюрина А. Новое в исполнительном производстве // Новая бухгалтерия. – 2008. - № 1. С. 8-10.
- Чеботарев М. Исполнительное производство: коррекция, но не реформа" (интервью с А.А. Клишиным, первым заместителем председателя Комитета Совета Федерации по правовым и судебным вопросам) // эж-ЮРИСТ. - 2007. - N 40. – С. 19-24.
- Ярков В.В. Исполнительное производство: современное состояние // Арбитражный и гражданский процесс. - 2008. - N 12. - С. 18-19.