Субъекты исполнительного производства

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 14:01, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование субъектов исполнительного производства.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) раскрыть понятие и классификацию субъектов исполнительного производства;
2) проанализировать правовое положение судебного пристава и иных органов и организаций, исполняющих требования судебных актов и актов других органов;

Оглавление

Введение…………………………………...………………………………………3
Глава 1. Понятие и классификация субъектов исполнительного производства………………………………………………………………………5
Глава 2. Субъекты исполнительного производства…………………………….8
2.1. Судебный пристав и иные органы и организации, исполняющие требования судебных актов и актов других органов…………………………...8
2.2. Лица, участвующие в исполнительном производстве……………..13
2.3. Лица, содействующие исполнительному производству…………...22
2.4 Возможность участия прокурора в исполнительном производстве.28
Заключение……………………………………………………………………….31
Библиографический список……...……………………………………………...33

Файлы: 1 файл

Курсовая3.doc

— 152.50 Кб (Скачать)

     Понятой  имеет право на компенсацию  расходов, понесенных им в связи  с исполнением обязанностей понятого, а также на возмещение недополученной  заработной платы или денежную  компенсацию в связи с потерей  времени. Указанные расходы относятся к расходам по совершению исполнительных действий.

     Размер  компенсации расходов, понесенных  понятым в связи с исполнением  обязанностей понятого, определяется  Правительством РФ.

     Указанные  расходы относятся к расходам  по совершению исполнительных действий.

     Общие положения  об участии специалиста в исполнительном  производстве содержатся в ст. 61 Закона об исполнительном производстве.

     Участие  специалиста в исполнительном  производстве необходимо для  разъяснения возникающих при  совершении исполнительных действий вопросов, требующих специальных знаний.

     Вопрос  о привлечении специалиста в  исполнительное производство решается  судебным приставом-исполнителем, который  руководствуется законом (в тех  случаях, когда назначение специалиста  обязательно), собственным усмотрением или просьбой сторон.

     Функции  специалиста в исполнительном  производстве схожи с функциями  эксперта в гражданском и арбитражном  процессах. Специалист должен  быть лицом незаинтересованным. Наличие каких-либо обстоятельств, дающих основание для сомнений в его беспристрастности, является поводом для заявления ему отвода (ст. 63 Закона об исполнительном производстве). Однако эксперт привлекается определением суда, а специалист - постановлением судебного пристава. Заключение эксперта имеет строго установленную законом форму, а к заключению специалиста таких требований не предъявляется. Единственное требование - специалист дает в устной или письменной форме консультации и пояснения, при необходимости оказывает техническую помощь (ч. 2 ст. 61 Закона об исполнительном производстве).

     Специалист  имеет право: знать о своих  обязанностях, получить вознаграждение  за выполненную работу, проводимую  в связи с совершением исполнительных  действий, знать о возможности  применения уголовных санкций за отказ или уклонение от дачи заключения или за дачу заведомо ложного заключения (хотя применение ст. 307 УК РФ в данном случае вызывает большие сомнения). Вознаграждение специалиста относится к расходам по совершению исполнительных действий.9

     Специалист обязан: явиться по вызову судебного пристава, дать объективное заключение по поставленным вопросам, давать пояснения по поводу выполняемых им действий.

     Общие случаи  участия специалиста в исполнительном  производстве предусматриваются  самим Законом об исполнительном производстве. Так, если оценка отдельных предметов является затруднительной либо должник или взыскатель возражает против произведенной судебным приставом-исполнителем оценки, судебный пристав-исполнитель для определения стоимости имущества назначает специалиста (ст. 85 Закона об исполнительном производстве).

     В то  же время имеются частные примеры  необходимого участия специалиста  в исполнительном производстве. Так, согласно ч. 2 ст. 85 Закона  об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель обязан привлечь специалиста (оценщика) для оценки: недвижимого имущества; ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг (за исключением инвестиционных паев открытых и интервальных паевых инвестиционных фондов); имущественных прав (за исключением дебиторской задолженности, не реализуемой на торгах); драгоценных металлов и драгоценных камней, изделий из них, а также лома таких изделий; коллекционных денежных знаков в рублях и иностранной валюте; предметов, имеющих историческую или художественную ценность; вещи, стоимость которой по предварительной оценке превышает 30 000 руб.

 

2.4 Возможность участия  прокурора в исполнительном производстве

     Прокурор. Согласно п. 4 ст. 19 Закона о судебных  приставах, надзор за исполнением законов при осуществлении судебными приставами своих функций в соответствии с Законом о прокуратуре осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры.

     В соответствии  со ст. 1 Закона о прокуратуре  в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура РФ осуществляет:

     1) надзор  за исполнением законов федеральными  министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

     2) надзор  за соблюдением прав и свобод  человека и гражданина федеральными  министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

     3) надзор  за исполнением законов судебными  приставами.

     По сути, в настоящее время существует  целое направление прокурорского  надзора.10 Объектом данного направления надзора являются общественные отношения, возникающие в процессе исполнительного производства, в первую очередь - законность принимаемых судебными приставами мер и выносимых правовых актов. Но в поле зрения прокуроров должно находиться исполнение судебными приставами и других законодательных актов, нарушение которых возможно в ходе осуществления ими своей деятельности (например, федеральных законов "Об основах государственной службы Российской Федерации", "Об оружии" и ряда других).

    Между тем в самом Законе об исполнительном производстве нормы о процессуальном положении прокурора отсутствуют. Такая ситуация недопустима, так как перечисленные выше надзорные полномочия прокурора требуют наличия процессуальных форм их реализации. В исполнительном производстве в настоящее время нет действенного механизма реализации указанных полномочий прокурора.

     Необходимость  участия прокурора в исполнительном  производстве обосновывается тем,  что прокурор может предъявлять  иски: а) для защиты прав лиц, нуждающихся в ней, но не имеющих возможности осуществления самостоятельной защиты (дети, престарелые, физически немощные и др.); б) для защиты государственных и общественных интересов как представитель государства. Следовательно, прокурор должен быть наделен правом возбуждать исполнительное производство по таким делам.

     Учитывая  несовершенство законодательства  об исполнительном производстве  в части прокурорского надзора,  Генеральным прокурором РФ было  подписано указание, в котором  разъясняется, что органам прокуратуры необходимо осуществлять надзор за исполнением законов и законностью правовых актов. В частности, за соблюдением закона при осуществлении судебными приставами своих функций как при обеспечении установленного порядка деятельности судов, так и при исполнении судебных актов и актов других органов; за исполнением законов, регламентирующих возбуждение исполнительного производства; за законностью постановлений судов по гражданским делам - в части соответствия законам постановлений судов общей юрисдикции по вопросам исполнительного производства. В целях реализации приведенного указания Генерального прокурора РФ с определенной периодичностью осуществляются проверки работы судебных приставов-исполнителей органами прокуратуры.

      Таким  образом прокурорский надзор является важнОй процессуальной гарантией храны прав граждан и организаций в исполнительном производстве. Следует согласиться с тем, что «именно сочетанием судебно-прокурорского надзора за деятельностью судебного пристава-исполнителя и других лиц, участвующих в исполнительном производстве, обеспечиваются наибольшие гарантии правильного и четкого исполнения судебных и иных актов». 11

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

     К субъектам  исполнительного производства отнесены  стороны исполнительного производства (должник и взыскатель); лица, содействующие исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе (ст. 48). Эта категория дополнена лицами, исполняющими требования, содержащиеся в судебных актах и актах других органов и должностных лиц. К ним относятся граждане, органы и организации, включая банки, кредитные организации, должностные лица, а также государственные органы и органы местного самоуправления (п. 2 ст. 7).

     Что касается  сторон исполнительного производства, то на стороне взыскателя в  исполнительном производстве могут находиться граждане и юридические лица. Впервые предусмотрена возможность выступать в качестве взыскателей объединениям граждан, не являющихся юридическим лицом, и возможность признания взыскателем и должником публичных образований - Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и муниципального образования (пункты 1, 2 ст. 49). Участие таких лиц в исполнительном производстве должно осуществляться с учетом норм статей 124 -126 ГК РФ.

     В Законе  об исполнительном производстве подробно описаны права и обязанности представителей сторон исполнительного производства, а также порядок оформления их полномочий (статьи 53-55 и 57).

     Участие  организации в исполнительном  производстве осуществляется через  ее органы или должностных лиц, которые действуют в пределах полномочий, предоставленных им федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или учредительными документами, либо через иных представителей.

     Представители  действуют на основании доверенности, которая согласно п. 3 ст. 57 должна отдельно предусматривать полномочия на осуществление следующих действий: предъявление и отзыв исполнительного документа; передачу полномочий другому лицу; обжалование постановлений и действий (бездействия) судебного пристава; получение присужденного имущества (в том числе денежных средств и ценных бумаг); отказ от взыскания по исполнительному документу; заключение мирового соглашения. Последние два полномочия появились впервые.

     К лицам,  содействующим исполнительному  производству, относятся понятые, переводчик и специалисты.

     Таким образом  в данной работе были раскрыты  понятие и классификация субъектов  исполнительного производства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

  1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета от 25 декабря 1993 г. N 237.
  2. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации от 6 января 1997 г. N 1. Ст. 1.
  3. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ (в ред. от от 22 июля 2008 г. N 138-Ф3) // Собрании законодательства Российской Федерации от 28 июля 2008 г. N 30 (часть I). Ст. 3594.
  4. Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ (в ред. от 11 февраля 2010 г. N 6-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации от 15 февраля 2010 г. N 7 ст. 701.
  5. Федеральный закон от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" // Собрание законодательства Российской Федерации от 8 октября 2007 г. N 41 ст. 4849.
  6. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 63-Ф3 "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства Российской Федерации от 10 июня 2002 г. N 23 Ст. 2102.
  7. Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации от 21 декабря 1998 г. N 51 ст. 6270.
  8. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ "О судебных приставах" (с изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства Российской Федерации от 28 июля 1997 г. N 30. Ст. 3590.
  9. Федеральный закон от 17 января 1992 г. N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации" // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 20 февраля 1992 г. N 8. Ст. 366.
  10. Указ Президента РФ от 13 октября 2004 г. N 1316 "Вопросы Федеральной службы судебных приставов" (с изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства Российской Федерации от 18 октября 2004 г. N 42. Ст. 4111.
  11. Указание Генеральной прокуратуры РФ от 12 мая 2009 г. N 155/7 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами"
  12. Бочарова С.Н. Проблемы прокурорского реагирования на неисполнение судебным приставом-исполнителем решений суда // Арбитражный и гражданский процесс. - 2008. - N 1. - С. 8.
  13. Валеев Д.Х. Субъекты исполнительного производства // Исполнительное производство / Под ред. Я.Ф. Фархтдинова. - СПб.: Питер, 2008.
  14. Валеев Д.Х. Исполнительное производство: Учеб. для вузов. - СПб.: Питер, 2008.
  15. Викут М.А. Участники исполнительного производства // Система гражданской юрисдикции в канун XXI века: современное состояние и перспективы развития: Межвуз. сб. науч. тр. - Екатеринбург, 2009.
  16. Власов А.А. Гражданское процессуальное право: Учебник. – М.: ТК Велби, 2007.
  17. Гражданское право: Учебник. Том II /Под ред. О.Н. Садикова - "Контакт", "ИНФРА-М", 2007.
  18. Гражданский процесс: Учеб. для вузов / Отв. ред. М.К. Треушников. - М.: Городец-издат, 2007.
  19. Исаенкова О.В. Проблемы исполнительного права в гражданской юрисдикции. - Саратов, 2007.
  20. Исполнительное производство: процессуальная природа и цивилистические основы / Под ред. Д.Х. Валеева и М.Ю. Челышева. - М.: Статут, 2007.
  21. Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. Г.П. Ивлиев. – М.: Юрайт-Издат, 2008.
  22. Кузнецов В.Ф. Система исполнительного производства (вопросы теории и практики): Дис. ... д-ра юрид. наук. - Челябинск, 2007.
  23. Тюрина А. Новое в исполнительном производстве // Новая бухгалтерия. – 2008. - № 1. С. 8-10.
  24. Чеботарев М. Исполнительное производство: коррекция, но не реформа" (интервью с А.А. Клишиным, первым заместителем председателя Комитета Совета Федерации по правовым и судебным вопросам) // эж-ЮРИСТ. - 2007. - N 40. – С. 19-24.
  25. Ярков В.В. Исполнительное производство: современное состояние // Арбитражный и гражданский процесс. - 2008. - N 12. - С. 18-19.

Информация о работе Субъекты исполнительного производства