Субъекты исполнительного производства

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 14:01, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование субъектов исполнительного производства.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) раскрыть понятие и классификацию субъектов исполнительного производства;
2) проанализировать правовое положение судебного пристава и иных органов и организаций, исполняющих требования судебных актов и актов других органов;

Оглавление

Введение…………………………………...………………………………………3
Глава 1. Понятие и классификация субъектов исполнительного производства………………………………………………………………………5
Глава 2. Субъекты исполнительного производства…………………………….8
2.1. Судебный пристав и иные органы и организации, исполняющие требования судебных актов и актов других органов…………………………...8
2.2. Лица, участвующие в исполнительном производстве……………..13
2.3. Лица, содействующие исполнительному производству…………...22
2.4 Возможность участия прокурора в исполнительном производстве.28
Заключение……………………………………………………………………….31
Библиографический список……...……………………………………………...33

Файлы: 1 файл

Курсовая3.doc

— 152.50 Кб (Скачать)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………………...………………………………………3

Глава 1. Понятие и классификация  субъектов исполнительного производства………………………………………………………………………5

Глава 2. Субъекты исполнительного  производства…………………………….8

2.1. Судебный пристав  и иные органы и организации, исполняющие требования судебных актов и актов других органов…………………………...8

2.2. Лица, участвующие  в исполнительном производстве……………..13

2.3. Лица, содействующие  исполнительному производству…………...22

2.4 Возможность участия  прокурора в исполнительном производстве.28

Заключение……………………………………………………………………….31

Библиографический список……...……………………………………………...33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

     Тема  данной курсовой работы определяется ее актуальностью и степенью разработанности в силу того, что, во-первых, основными субъектами правоотношений, возникающих в исполнительном производстве, являются стороны, т.е. взыскатель и должник.

     Без взыскателя  и должника правоотношения в  исполнительном производстве потеряли  бы смысл, во-вторых, определяя  стороны в исполнительном производстве и сравнивая их с основными участниками процесса по гражданскому делу, следует иметь в виду, что взыскатель и должник не тождественны истцу и ответчику в гражданских процессуальных правоотношениях.

     Истец становится  взыскателем, а ответчик - должником только при удовлетворении судом требований истца. В противном  случае, при наличии у ответчика  судебных расходов или удовлетворении судом его встречных требований к истцу, положение сторон в исполнительном производстве меняется: взыскателем становится ответчик, а должником - истец, в-третьих, при участии в исполнительном производстве нескольких взыскателей или нескольких должников они могут выбрать из своей среды одного из соучастников, который будет представлять интересы остальных в исполнительном производстве.

     Участие  такого представителя не препятствует другим взыскателям и должникам  самостоятельно осуществлять права  и исполнять обязанности в исполнительном производстве.

     Если  сравнивать правовое положение должника и взыскателя, то нетрудно заметить, что оно различно в силу того, что одна сторона является обязанной, а другая имеет бесспорные материальные права к первой стороне, которые подлежат принудительной реализации. Кроме общих прав и обязанностей, у сторон в исполнительном производстве есть специфические права и обязанности.

     С 01 февраля  2008 года вступил в силу новый Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»1. Данный закон кардинальным образом изменил механизм, порядок и условия проведения исполнительного производства, при этом, что является немаловажным обстоятельством, сумел сохранить преемственность с действующим в настоящее время законом.

     Объектом  дипломной работы является совокупность  правовых норм, регулирующих правовое положение участников исполнительного производства.

     Предмет  исследования включает в себя  законодательство Российской Федерации  об исполнительном производстве, устанавливающее правовой статус  участников исполнительного производства.

     Целью данной работы является исследование субъектов исполнительного производства.

     Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

     1) раскрыть  понятие и классификацию субъектов  исполнительного производства;

     2) проанализировать  правовое положение судебного пристава и иных органов и организаций, исполняющих требования судебных актов и актов других органов;

     3) охарактеризовать  права и обязанности лиц, участвующих  в исполнительном производстве;

     4) рассмотреть  права и обязанности лиц, содействующих исполнительному производству.

     Курсовая  работа состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованной литературы.

 

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ  СУБЪЕКТОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА

     Все участники  гражданского исполнительного права являются субъектами гражданских исполнительных правоотношений, возникающих в связи с его исполнением.

     Субъект  права в юридической литературе  справедливо рассматривается как  одно из основных юридических  понятий2. В этой связи под субъектами права понимаются индивиды, организации, общественные образования, которые в силу юридических норм могут выступать носителями субъективных прав и обязанностей3. Под субъектом права понимается лицо, за которым государство признает способность быть носителем субъективных прав и юридических обязанностей4.

     Понятие  субъектов гражданского исполнительного  права намного шире понятия  субъектов исполнительного производства, поскольку в него включаются  все участники по любому делу, которое принудительно исполняется.

     Субъекты  исполнительного производства –  граждане, организации и должностные  лица, принимающие участие в процессе  принудительного исполнения предусмотренных  законом юрисдикционных актов5.

     Субъекты  гражданского исполнительного права – это все участники принудительного исполнения конкретного исполнительного документа, вынесенного по решению юрисдикционного органа. Субъекты гражданского исполнительного права занимают различное правовое положение, наделены разным объемом прав и обязанностей, поэтому по своим правомочиям, по характеру заинтересованности в исполнении разделяются на группы. Субъекты гражданского исполнительного права – физические и юридические лица, участвующие в порядке исполнения юрисдикционных актов.

     Современная юридическая научная мысль под «системой субъектов» понимает классификацию субъектов по различным основаниям. При этом лишь часть авторов привязывает «систему субъектов» к предмету регулирования, указывает на «взаимосвязь и координацию» внутри «системы субъектов» и тем самым не отождествляет данное понятие с «классификацией субъектов». Однако, несмотря на имеющиеся доктринальные положения, необходимо констатировать факт отсутствия четкого определения понятия «система субъектов» права в отечественной правовой науке.

     Среди ученых-правоведов, занимающихся изучением исполнительного  производства, нет единого подхода  к определению «системы субъектов», и как следствие, авторами предлагаются  различные классификации субъектов  исполнительного процессуального  права.

     В юридической  литературе по целям и задачам  участия в исполнительном производстве  и взаимодействии с органами  принудительного исполнения приводится  следующая классификация субъектов  исполнительного производства:

     1) лица, наделенные  властными функциями, то есть органы исполнения - суд и судебный исполнитель;

     2) лица, участвующие  в исполнении;

     3) лица, которые  по предписанию закона обязаны  содействовать судебному исполнению;

     4) лица, удерживающие  имущество должника на законных  основаниях;

     5) лица, имущественные  права которых затрагиваются  или нарушаются судебным исполнителем.

     Некоторые  авторы предлагают разделить  субъектов правоотношений в исполнительном  производстве на две группы:

     1) основные  участники исполнительного производства;

     2) лица, содействующие  исполнению.

     Однако  подобная классификация не отражает  особого положения судебного  пристава-исполнителя среди других  участников исполнительного производства.

     Другие  авторы предлагают классификацию,  согласно которой всех участников исполнительного производства, в зависимости от целевой направленности их деятельности и роли, предлагается подразделить на четыре группы:

     1) органы  принудительного исполнения;

     2) суд (судья);

     3) стороны;

     4) другие участники исполнительного производства.

     С учетом  новейшего законодательства всех  субъектов исполнительного производства  можно разделить на три группы:

     1) властные  органы, осуществляющие исполнение;

     2) лица, участвующие  в исполнительном производстве;

     3) лица, содействующие  исполнительному производству.

     К первой  группе относится такой участник  исполнительного производства, как  судебный пристав-исполнитель, то  есть лицо, наделенное властными  функциями.

     Во вторую  группу можно включить категорию участников исполнительного производства, которых закон называет лицами, участвующими в исполнительном производстве (гл. 6 Закона об исполнительном производстве). К ним относятся стороны и представители сторон. При этом следует выразить несогласие с законодателем относительно того, что прокурор и органы государственного управления не включены в состав лиц, участвующих в исполнительном производстве. На мой взгляд, необходимо выделение прокурора и органов государственного управления в исполнительном производстве в качестве лиц, участвующих в исполнительном производстве.

     Третью  группу образуют лица, содействующие  осуществлению исполнительного  производства. Они не имеют ни  юридической, ни какой-либо другой  заинтересованности в исполнительном производстве и привлекаются в него для выполнения своих специфических обязанностей. В эту группу входят переводчики, понятые, хранители имущества и другие лица.

     Таким образом,  система субъектов исполнительного  производства представляет собой  единство в рамках исполнительного производства трех групп субъектов: лиц, непосредственно исполняющих требования, содержащиеся в исполнительном документе; лиц, участвующих в исполнительном производстве; лиц, содействующих исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе, находящихся во взаимной связи между собой посредством участия в исполнительных правоотношениях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. СУБЪЕКТЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО  ПРОИЗВОДСТВА

2.1. Судебный пристав  и иные органы и организации,  исполняющие требования судебных актов и актов других органов

     Непосредственное  осуществление функций по принудительному  исполнению судебных актов, актов  других органов и должностных  лиц возлагается на судебных  приставов-исполнителей структурных  подразделений территориальных органов ФССП России (ч. 2 ст. 5 Закона об исполнительном производстве).

     Процессуальное  положение судебного пристава  регулируется также специальным  нормативным актом - Законом о  судебных приставах. Согласно  ст. 3 указанного Закона судебным  приставом может быть гражданин Российской Федерации, достигший 20-летнего возраста, имеющий среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование (для старшего судебного пристава - высшее юридическое образование), способный по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности. Судебный пристав является должностным лицом, состоящим на государственной службе, поэтому на него распространяется статус государственного служащего и его правовое положение определяется в том числе Законом о государственной гражданской службе. Поэтому судебным приставам присваиваются классные чины работников органов юстиции, а судебным приставам военных судов - воинские звания, а также им выдаются служебные удостоверения единого образца, утверждаемого министром юстиции РФ. Судебные приставы при исполнении служебных обязанностей носят форменную одежду, имеют знаки различия и эмблему, образцы которых утверждаются министром юстиции РФ. Судебные приставы военных судов носят форменную одежду и имеют знаки различия, установленные для военнослужащих.

     В зависимости  от исполняемых обязанностей  судебные приставы подразделяются: на судебных приставов, обеспечивающих  установленный порядок деятельности  судов, и судебных приставов-исполнителей, исполняющих судебные акты и акты других органов.

     Согласно  ст. 6 Закона об исполнительном  производстве, законные требования  судебного пристава-исполнителя  обязательны для всех государственных  органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории РФ.

     В случае  невыполнения законных требований  судебного пристава-исполнителя  он применяет меры, предусмотренные  Законом об исполнительном производстве.

Информация о работе Субъекты исполнительного производства