Субъекты исполнительного производства

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 14:01, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование субъектов исполнительного производства.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) раскрыть понятие и классификацию субъектов исполнительного производства;
2) проанализировать правовое положение судебного пристава и иных органов и организаций, исполняющих требования судебных актов и актов других органов;

Оглавление

Введение…………………………………...………………………………………3
Глава 1. Понятие и классификация субъектов исполнительного производства………………………………………………………………………5
Глава 2. Субъекты исполнительного производства…………………………….8
2.1. Судебный пристав и иные органы и организации, исполняющие требования судебных актов и актов других органов…………………………...8
2.2. Лица, участвующие в исполнительном производстве……………..13
2.3. Лица, содействующие исполнительному производству…………...22
2.4 Возможность участия прокурора в исполнительном производстве.28
Заключение……………………………………………………………………….31
Библиографический список……...……………………………………………...33

Файлы: 1 файл

Курсовая3.doc

— 152.50 Кб (Скачать)

     Граждане могут участвовать в исполнительном производстве самостоятельно или через представителей. Личное участие гражданина в исполнительном производстве не лишает его права иметь представителя. Если по исполнительному документу на должника возложены обязанности, которые он может исполнить только лично, то при их исполнении должник не вправе действовать через представителя.

     Участие организаций  в исполнительном производстве  осуществляется через их органы  или должностных лиц, которые  действуют в пределах полномочий, предоставленных им законами, иными нормативными правовыми актами или учредительными документами, либо через представителей указанных органов и должностных лиц.

     Статья 53 Закона об  исполнительном производстве не  ограничивает круг лиц, которые  могут быть представителями сторон в исполнительном производстве. Ими могут быть любые граждане, в том числе сотрудники организации, адвокаты, работники юридических фирм, любой уполномоченный гражданин, не подпадающие под исключения, предусмотренные ст. 56 Закона об исполнительном производстве. Единственное требование к представителям - это наличие надлежащим образом оформленных полномочий на ведение дела.

     Поскольку представитель  обеспечивает защиту прав и  интересов доверителя, он должен  обладать необходимыми познаниями как в области правовых норм, регулирующих спорные правоотношения, так и знанием фактических обстоятельств дела. Однако незнание их не является препятствием к участию в исполнительном производстве в качестве представителя.

     Представителями в исполнительном производстве, по общему правилу, могут быть лица, достигшие возраста 18 лет и не состоящие под опекой или попечительством, то есть полностью дееспособные лица. Несовершеннолетний, достигший 16 лет, может быть представителем, если он признан дееспособным в порядке, установленном ГК РФ (эмансипация и др.).

     Исходя из систематического  толкования действующего законодательства, не могут быть представителями:

     1) лица, не достигшие  возраста 18 лет или состоящие  под опекой или попечительством;

     2) судьи, следователи,  прокуроры, работники службы судебных  приставов и аппарата суда;

     3) нотариусы (ст. 6 Основ  законодательства о нотариате);

     4) государственные служащие (ст. 17 Закона о государственной  гражданской службе);

     5) адвокаты, в случаях, предусмотренных законом.

     Представители  сторон имеют заинтересованность  в исходе дела, которая определяется  непосредственно законом (законное  представительство), договором (договорное  представительство) либо другим  основанием, которое является юридическим. Юридический интерес (в форме процессуально-правового) судебного представителя - это обусловленная законом (законное представительство) или волеизъявлением представляемого субъекта (договорное представительство) "потребность в защите" чужого права (интереса) от имени и в интересах самого представляемого в процессе принудительного исполнения юрисдикционного акта. Эта потребность в защите подтверждается надлежаще оформленными полномочиями.

     Полномочия  представителя должны быть подтверждены доверенностью, выданной и оформленной в том порядке, который устанавливается законодательством.

     В соответствии  со ст. 185 ГК РФ доверенность  представляет собой письменное  уполномочие, которое одно лицо  выдает другому для представительства перед третьими лицами. Доверенность - односторонняя сделка и, следовательно, подчиняется требованиям, установленным для всех такого рода сделок в ст. 155 и 156 ГК РФ. Доверенность предъявляется судебному приставу-исполнителю самим представителем либо направляется представляемым непосредственно судебному приставу-исполнителю.

     Лицо, получившее  доверенность, должно лично совершить  те действия, на которые оно  уполномочено. Оно может передоверить  их совершение другому лицу, если  уполномочено на это доверенностью либо вынуждено к этому силою обстоятельств для охраны интересов выдавшего доверенность.

     Передавший  полномочия другому лицу должен  известить об этом выдавшего  доверенность и сообщить ему  необходимые сведения о лице, которому переданы полномочия. Неисполнение этой обязанности возлагает на передавшего полномочия личную ответственность за действия лица, которому он передал полномочия.

     Лицо, выдавшее  доверенность, может во всякое  время отменить доверенность  или передоверие, а лицо, которому доверенность выдана, - отказаться от нее. Соглашение об отказе от этих прав ничтожно.

     Законные  представители совершают от имени  представляемых все действия, право  на совершение которых принадлежит  представляемым с ограничениями,  предусмотренными законом.

     Права и  охраняемые законом интересы  недееспособных граждан и граждан,  ограниченных в дееспособности, в исполнительном производстве  защищают законные представители  - их родители, усыновители, опекуны  или попечители, которые представляют  документы, удостоверяющие их полномочия.

     В исполнительном  производстве, в котором должен  участвовать гражданин, признанный  в установленном порядке безвестно  отсутствующим, в качестве его  представителя выступают лица, которым  передано в управление имущество  безвестно отсутствующего и которые назначены представителями в порядке, установленном гражданским законодательством РФ.

     В исполнительном  производстве, в котором должен  участвовать наследник лица, умершего  или объявленного в установленном  порядке умершим, если наследство еще никем не принято, в качестве представителя наследника выступает опекун, назначенный для охраны наследственного имущества и управления им.

     Законные  представители могут поручить  участие в исполнительном производстве  другому лицу, выбранному ими в качестве представителя.

     Добровольное (договорное) представительство основано  на соглашении между стороной  и лицом, осуществляющим представительство.  Этот вид представительства основывается  на договоре поручения (ст. 971-979 ГК РФ), на агентском договоре (ст. 1005-1011 ГК РФ), а также на трудовом договоре (контракте).

     Участие  организаций в исполнительном  производстве осуществляется через  их органы или должностных  лиц, которые действуют в пределах  полномочий, предоставленных им  законами, иными нормативными правовыми актами или учредительными документами, либо через представителей указанных органов и должностных лиц. Лица, представляющие организацию, обязаны иметь документы, подтверждающие их должностное положение и полномочия.

     Представитель, участвующий в исполнительном производстве, имеет право на совершение от имени представляемого всех действий, связанных с исполнительным производством, то есть он вправе: знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии, представлять дополнительные материалы; заявлять ходатайства; участвовать в совершении исполнительных действий и др. Поэтому случаи ограничения этих прав со стороны судебного пристава-исполнителя недопустимы.

     Для совершения  некоторых действий требуется обязательное указание возможности их осуществления представителем в доверенности: это предъявление и отзыв исполнительного документа; передача полномочий другому лицу (передоверие); обжалование действий судебного пристава-исполнителя; получение присужденного имущества (в том числе денег).

 

2.3. Лица, содействующие  исполнительному производству

 

     Лица, содействующие  исполнительному производству, не  имеют ни юридической, ни какой-либо  другой заинтересованности в  исполнительном производстве и привлекаются для выполнения своих специфических обязанностей, той или иной служебной либо иной функции, которая может иметь как однократный, так и многократный характер. Участие указанных лиц в исполнительном производстве обусловлено не их личным желанием либо желанием иных лиц, а требованием закона.

     В эту  группу входят переводчики, понятые,  специалисты, хранители имущества  и другие лица.

     Согласно  ст. 58 Закона об исполнительном  производстве, переводчиком может  быть лицо, отвечающее следующим требованиям:

     1) являющееся  дееспособным;

     2) достигшее  возраста 18 лет;

     3) владеющее  языками, знание которых необходимо  для перевода.

     Участие  в исполнительном производстве  переводчика реализует принцип  национального языка исполнительного производства, который характерен для ряда процессуальных отраслей права, в том числе исполнительного производства (ст. 9 ГПК РФ, ст. 58 Закона об исполнительном производстве).

     По общему  правилу, при совершении исполнительных  действий стороны исполнительного производства или судебный пристав-исполнитель могут пригласить переводчика.

     Решение  о назначении переводчика оформляется  постановлением судебного пристава-исполнителя.

     Должнику  или взыскателю, которому необходимы  услуги переводчика, судебный пристав-исполнитель предоставляет срок для его приглашения. Если должник или взыскатель не обеспечит участие переводчика в указанный срок, то судебный пристав-исполнитель назначает переводчика по своему усмотрению. Вероятно, у судебного пристава-исполнителя должен быть список возможных кандидатов для выполнения функции переводчика.

     Переводчик  имеет право на вознаграждение  за выполненную работу. Выплаченное  ему вознаграждение относится  к расходам по совершению исполнительных  действий. Расходы по совершению исполнительных действий возмещаются федеральному бюджету, взыскателю и лицам, понесшим указанные расходы, за счет должника (ч. 1 ст. 117 Закона об исполнительном производстве).

     В случае  заведомо неправильного перевода  переводчик несет ответственность в соответствии с законодательством РФ, о чем он предупреждается судебным приставом-исполнителем. В данном случае можно было бы использовать ст. 307 УК РФ, предусматривающую уголовную ответственность за заведомо неправильный перевод в суде либо при производстве предварительного расследования. Однако исполнительное производство не связано ни с судебной деятельностью, ни с предварительным следствием, поэтому в этой части требуются изменения данной статьи УК РФ.

     В ст. 63 Закона  об исполнительном производстве предусматривается возможность заявления отвода переводчику, если он состоит в родстве или свойстве со сторонами исполнительного производства, их представителями или другими лицами, участвующими в исполнительном производстве, подчинены или подконтрольны указанным лицам либо заинтересованы в исходе исполнительного производства.

     По общему  правилу, при наличии оснований  для отвода переводчик обязан  заявить самоотвод. Однако если  он этого не делает, отвод может  быть заявлен взыскателем или должником. Вопрос об отводе переводчика решается судебным приставом-исполнителем в трехдневный срок со дня поступления заявления об отводе, о чем выносится мотивированное постановление (ч. 4 ст. 63 Закона об исполнительном производстве). Утверждение данного постановления со стороны старшего судебного пристава, как это было предусмотрено ранее, не требуется. Отказ в удовлетворении отвода переводчика может быть обжалован в порядке подчиненности или в суде (ст. 123 и 128 Закона об исполнительном производстве).

     Понятые  - это лица, присутствие которых  обязательно при совершении исполнительных  действий, таких как вскрытие  помещений и хранилищ, занимаемых  должником или другими лицами  либо принадлежащих должнику  или другим лицам; осмотр; арест;  изъятие и передача имущества должника.

     Допустимо  участие понятых в исполнительном  производстве и в иных случаях  по усмотрению судебного пристава-исполнителя  (ч. 1 ст. 59 Закона об исполнительном  производстве).8

     К понятым  предъявляются определенные требования: дееспособность гражданина; достижение 18-летнего возраста; отсутствие заинтересованности в совершении исполнительных действий, родственных или свойственных отношений с лицами, участвующими в исполнительном производстве, подчиненности и подконтрольности этим лицам. Количество понятых должно быть не менее двух.

     Закон об  исполнительном производстве не  предусматривает возможности отвода  понятых, но наличие заинтересованности  может служить основанием для  устранения понятого из исполнительного  производства судебным приставом-исполнителем, а если этого не происходит - то основанием для обжалования действий судебного пристава-исполнителя взыскателем или должником в суде в порядке, предусмотренном ст. 128 Закона об исполнительном производстве. Данный вывод подтверждается примерами судебно-арбитражной практики. Так, в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 28.12.2004 N А56-5438/04 отмечается, что судебный пристав-исполнитель перед совершением исполнительных действий обязан проверить наличие или отсутствие у лица, приглашенного в качестве понятого, заинтересованности, а также наличие других обстоятельств, исключающих возможность его участия в совершении исполнительных действий.

     В ст. 60 Закона  об исполнительном производстве  перечислены права и обязанности понятых. В частности, понятой обязан удостоверить своей подписью в акте о совершении исполнительных действий и (или) применении мер принудительного исполнения содержание и результаты указанных действий и мер, при которых он присутствовал.

     Понятой  вправе знать, для участия в совершении каких действий и (или) применения каких мер он приглашается, на основании какого исполнительного документа совершаются действия и применяются меры, а также делать замечания. Замечания понятого заносятся в указанный акт. По желанию понятого замечания могут им заноситься в акт собственноручно. Перед началом совершения исполнительных действий и (или) применения мер принудительного исполнения, в которых участвует понятой, судебный пристав-исполнитель разъясняет ему обязанности и права понятого.

Информация о работе Субъекты исполнительного производства