Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 00:55, доклад
Правовое регулирование хозяйственной деятельности складывалось в Европе еще в средние века. Развитие торговли во Франции, Италии, Германии и других европейских странах вызвало необходимость издания специальных норм по правовому регулированию торговой деятельности. Эти нормы получили название торгового права и являлись в тот период правом торгового сословия.
Банковская и торговая
деятельность оказалась наиболее прибыльной
в ущерб реальному сектору
экономики. В 1995 году, против 1992 года, удельный
вес продукции субъектов малого
предпринимательства в ВВП
В этот период ослабленное
предпринимательство не могло сдерживать
рост безработицы.
Третий этап - бум
малой приватизации (1996-1997 гг.). В
конце 1996 и в начале 1997 годов в
стране произошла некоторая
Многие отрасли
в период «дикой» приватизации навсегда
умерли, и лишь некоторые из них
возрождаются только сегодня. Частично
и с опозданием прошла приватизация
наиболее социально-ориентированных
предприятий, лишенных централизованного
управления, в связи с ликвидацией
бывших республиканских министерств.
Адресная приватизация
была особенно актуальна в сфере
мелкотоварного производства, бытового
обслуживания, общественного питания
и торговли. Было бы логичным начинать
адресную приватизацию, которая предполагала
бы передачу объектов вышеперечисленных
отраслей в них работающим коллективам
по остаточной стоимости, либо в доверительное
управление на конкурсной основе. В
таком случае, был бы и сохранен
технический и трудовой потенциал,
а предприятия, не прекращая работы,
имели бы возможность технического
перевооружения и плавного входа
в рынок.
Предприятия этих oтpаcлей,
лишившись централизованного
В результате этих мер
в стране появились первоклассные
кафе, рестораны, магазины и предприятия
сферы услуг. Количество субъектов
малого бизнеса за этот период (1996-1997
гг.) увеличилась в 2,4 раза, а доля
их оборота возросла в 1,8 раза и составила
8,5% от ВВП. Численность работающих в
этом секторе экономики в 1997 году
превысила показатели 1995 года в 1,73 раза.
Малый сектор экономики снова
стал «поглощать» безработицу. Таким
образом, малый бизнес стал вносить
свой существенный вклад в стабилизацию
экономики Республики.
Четвертый этап - период
качественного развития экономики
республики (1998-2001 гг.), сопровождавшегося
ростом промышленного производства,
объемов валового внутреннего продукта,
стабильным развитием финансово-кредитной
сферы республики. В соответствие
с этой программой, основными источниками
финансирования проектов малого предпринимательства
являются Государственный фонд содействия
занятости, банки второго уровня,
средства местных бюджетов, а также
средства кредитных линий Азиатского
Банка Развития и Европейского Банка
Реконструкции и Развития. В отдельных
регионах для заинтересованного
кредитования субъектов малого бизнеса
коммерческими банками были созданы
ликвидные залоговые фонды из
коммунальной собственности. Такие
фонды действуют в Алматы, Астане
и областях Восточно-Казахстанской,
Актюбинском, Кзылординской, Мангистауской,
Павлодарской, Северо-Казахстанской. За
счет этих фондов были профинансированы
десятки проектов в сфере малого
бизнеса.
Малый бизнес в Казахстане
развивается быстрыми темпами. Численность
субъектов малого предпринимательства
возросла за год (с августа 2004 по август
2005) на 9,6%, численность занятых - на 8,5%,
объем продукции в номинальном
выражении - на 13,5% (в целом рост реального
ВВП к соответствующему периоду
прошлого года - 9,7%). Но, несмотря на его
устойчивый рост, в настоящее время
отчетливо обозначилась явная тенденция
замедления темпов малого бизнеса. Так,
в 2002 году года темпы роста малых
предприятий по числу предприятий
и численности занятых
Данная тенденция
является симптоматичной, т. к. экономическая
ситуация в стране в 2004 и за 8 месяцев
2005 года была значительно лучше, чем
в прежние годы. Сказалась благоприятная
внутренняя и внешнеэкономическая
конъюнктура, быстрый рост производства
во многих отраслях экономики, увеличение
реальных денежных доходов населения
и т. д. Тогда как в 1998-1999 годах
условия для развития малого предпринимательства
были значительно менее
Показательным в
этом отношении является невыполнение
Государственной программы
В этих условиях обязательства
МЭИТ по доведению доли малого предпринимательства
в 2006 году до 30%, а численности занятых
- до 2-х миллионов могут быть решены
только при успешном разрешении проблем,
сдерживающих развитие малого предпринимательства.
Стабилизация социально-
По данным Агентства
Республики Казахстан по статистике,
на 1 января 2005 года в Республике зарегистрировано
208,4 тыс. юридических лиц, из них малые
предприятия составляют 195,7 тыс., средние
- 10,67 тыс. предприятий. При этом субъекты
малого предпринимательства составляют
93,9% от общего количества.
Численность граждан,
занятых в малом
Доля вклада субъектов
малого предпринимательства в валовом
внутреннем продукте (далее - ВВП) в 2003
году составила 16,2%, то есть оценочно малое
и среднее предпринимательство
дает около 25%.
Увеличение дохода
от реализации товаров и услуг
юридических лиц - субъектов малого
предпринимательства за 2004 год составило
к 2003 году 8,7%.
Сложившаяся отраслевая
структура малых предприятий
практически не меняется в последние
годы. Из общего количества активных юридических
лиц - субъектов малого предпринимательства
доминирующее положение занимают сферы
торговли, ремонта автомобилей и
изделий домашнего пользования -
40,5% от общего количества активных в
сфере малого предпринимательства
с суммарной численностью занятых
163,6 тыс. человек (31% от общей численности
занятых в малом
В 2003 году доля теневой
экономики составила 22,6% от ВВП, в
то время как за период с 1992 по 1998
годы в среднем данный показатель
оценивался в интервале от 30 до 38%.
На сегодняшний
день предприниматели пытаются скрыть
свою деятельность от налогов, ведя двойную
бухгалтерию, занимаясь подпольным
производством и фиктивными сделками
либо участвуя в других теневых операциях.
Экономическое развитие
Казахстана в последние годы значительно
продвинулось вперёд по пути формирования
полисубъективной структуры отношений
собственности. Гражданский кодекс,
вслед за Конституцией РК, законодательно
фиксирует это обстоятельство. Причём,
особенности приобретения и прекращения
права собственности на имущество,
владения, пользования и распоряжения
им для каждого из субъектов определяются
исключительно законом. И лишь закон
определяет виды имущества, которые
могут находиться исключительно
в государственной или частной
собственности.
Новая ситуация потребовала
радикальных изменений в
Сегодня экономические
изменения в Казахстане намного
опережают преобразования в правовой
сфере. Резюмируя все вышесказанное,
остается отметить, что необходим
равноправный союз между экономическими
изменениями и законодательной
базой, и именно это равноправие
поможет сделать Казахстан
Информация о работе Становление и развитие предпринимательского (хозяйственного) права