Становление и развитие
предпринимательского (хозяйственного)
права
В настоящее время
в нашей стране бурно развивается
предпринимательское (хозяйственное)
право. Лучшему пониманию сущности
и значения этой отрасли права
поможет краткое рассмотрение становления
и развития правового регулирования
хозяйственной деятельности.
Правовое регулирование
хозяйственной деятельности складывалось
в Европе еще в средние века.
Развитие торговли во Франции,
Италии, Германии и других европейских
странах вызвало необходимость
издания специальных норм по
правовому регулированию торговой
деятельности. Эти нормы получили
название торгового права и
являлись в тот период правом
торгового сословия.
Постепенно наряду
с торговлей стали развиваться
и другие виды хозяйственной
деятельности: промышленность, банковская
деятельность, грузовые перевозки.
Они также охватывались нормами
торгового права, постепенно эта
отрасль права стала регулировать,
по существу, все виды хозяйственной
деятельности. Однако сложившееся
наименование «торговое право»
сохранялось.
В то же время
с развитием капитализма торговое
право постепенно утратило сословный
характер и стало определяться
в соответствии с предметом
его регулирования. Этим предметом
является предпринимательская, т.е.
профессионально осуществляемая
хозяйственная деятельность. В связи
с этим для обозначения правового
регулирования хозяйственной деятельности
наряду с термином «торговое
право» стали применяться другие
термины: «предпринимательское право»,
«коммерческое право», «хозяйственное
право». При этом преобладающими
в западных странах до сих
пор остаются термины «торговое»
или «коммерческое» право.
В значительной
мере это обусловливается тем,
что во многих государствах
регулирование предпринимательской
деятельности осуществляется специальным
торговым или коммерческим законодательством.
В ряде государств континентальной
Европы наряду с гражданскими
кодексами изданы торговые или
коммерческие кодексы. Так, во
Франции в 1804 г. был принят
Гражданский кодекс (Кодекс Наполеона),
а в 1807 г. — Торговый кодекс.
Аналогичная ситуация имела место
и в Германии, где в 1896 г.
был издан Гражданский кодекс
(Гражданское уложение), а в 1897
г. — Торговый кодекс (Торговое
уложение).
Такое положение
именуется обычно дуализмом частного
права, который характерен для
ряда стран Западной Европы. Опыт
этих стран был заимствован
и некоторыми странами Азии, например
Японией, где наряду с Гражданским
кодексом также имеется и Торговый
кодекс.
Говоря о дуализме
частного права, необходимо учитывать,
что в торговых кодексах зарубежных
стран содержатся не только
частноправовые, но и публично-правовые
нормы. Так, в германском Торговом
уложении имеется значительное
количество норм, например, о порядке
ведения торговых книг, которые
по своему характеру являются
публично-правовыми.
Переплетение
норм частного и публичного
права, «публицизация» частного
права в связи с развитием
государственного регулирования
экономики получили широкое распространение
в XX в., когда в странах континентальной
Европы (романо-германской правовой
системы) стало формироваться
хозяйственное право, отражающее
эти процессы.
Хотя для стран
континентальной Европы характерно
наличие торговых кодексов, в некоторых
из них, например в Нидерландах, нормы
по правовому регулированию предпринимательской
деятельности включены в Гражданский
кодекс.
В странах англо-американской
(англо-саксонской) правовой системы
отсутствуют гражданские кодексы,
там сложилось специальное предпринимательское
законодательство. Так, в США почти
во всех штатах изданы коммерческие
кодексы. Эти кодексы разработаны
на основе единообразного закона,
подготовленного Американской ассоциацией
адвокатов в середине прошлого
столетия. По содержанию они идентичны,
но изданы как законы различных
штатов.
Россия традиционно
развивалась в русле европейской
континентальной системы права.
Для нее характерны те же тенденции,
которые проявлялись и в других
странах этой системы. В дореволюционной
России издавались торговые законы, создавались
торговые суды, развивалась теория
торгового права
После Октябрьской
революции 1917 г. правовое регулирование
хозяйственной деятельности в России
существенно изменилось. В первые
годы после революции, во время «военного
коммунизма», частная предпринимательская
деятельность была запрещена. В 20-е
г г . XX в. при переходе к нэпу она
была частично разрешена, что нашло
отражение в ГК РСФСР 1922 г. В тот
период появились нормативные акты,
относившиеся к торговым товариществам,
договорным отношениям. Однако в дальнейшем
частный сектор постепенно был ликвидирован.
Стала развиваться плановая экономическая
система, что наложило свой отпечаток
на правовое регулирование хозяйственной
деятельности.
Правовое регулирование
хозяйственной деятельности в
период советской власти осуществлялось
как гражданским, так и специальным
хозяйственным законодательством.
Последнее содержало нормы, определявшие
порядок осуществления хозяйственной
деятельности и руководства ею.
Хозяйственная деятельность велась
государственными и отчасти кооперативными
предприятиями. Частная предпринимательская
деятельность в 20-е гг. XX в. ограничивалась,
а в 30-е гг. XX в. была вовсе
запрещена.
Эти процессы
нашли отражение в науке хозяйственного
права. В 20-е гг. XX в. в нашей
стране развивались различные
направления исследований правового
регулирования хозяйственной деятельности1.
В концеп-ц и и двухсекторного
п р а в а , разработанной
П.И. Стучкой, обосновывалось, что
имущественные отношения регулируются
как гражданским, так и хозяйственным
(хозяйственно-административным) правом.
Причем гражданское право рассматривалось
как право капиталистического
хозяйства, а хозяйственное —
как право социалистической экономики.
Гражданское право в соответствии
с установками того времени
должно было постепенно отмереть,
а хозяйственное — развиваться
и укрепляться, помогая построению
социализма.
В 30-е гг. XX в. годы
сформировалась теория единого хозяйственного
права (Л.Я. Гинцбург, Е.Б. Пашуканис). Эта
теория исходила из того, что хозяйственное
право является особой формой политики
пролетарского государства в
области организации управления
хозяйством и организации хозяйственных
связей3. В рамках этой теории были разработаны
предложения по укреплению законности
в хозяйственной деятельности. Однако
в условиях культа личности данная
теория была отвергнута и объявлена
вредительской, а ее сторонники репрессированы.
В 60-е г г
. XX в. сформировалась новая концепция
хозяйственного права, исходившая
из единства правового регулирования
хозяйственных отношений, складывающихся
при осуществлении хозяйственной
деятельности (отношений по горизонтали)
и возникающих при руководстве
экономикой (отношений по вертикали).
Эта концепция использовалась
при проведении экономической
реформы 1965 г . , когда были расширены
права государственных предприятий,
повышена роль хозяйственных
договоров. Такой подход помогал
преодолевать узкие рамки действовавших
в то время Основ гражданского
законодательства Союза ССР и
союзных республик от 8 декабря
1961 г.2, которые исходили из безусловного
приоритета административного акта
над договором.
На базе этой
концепции был разработан проект
хозяйственного кодекса, основная
идея которого состояла в укреплении
законности в хозяйственном управлении.
Однако партийно-государственный
аппарат того времени при поддержке
цивилистической науки отверг
этот проект, который так и
не стал законом.
Основополагающее
значение для развития правового
регулирования хозяйственной деятельности
при переходе к рыночной экономике
имеют появление частной собственности
и частного предпринимательства,
отказ от директивного планирования.
С этим связано повышение роли
частноправового регулирования
хозяйственной деятельности. Однако
это не означает отказа от
ее публично-правового регулирования.
Оно сохраняется, хотя и используется
в новых формах, соответствующих
условиям рыночной экономики.
Сочетание публично-правовых и
частноправовых начал имеет существенное
значение в современном правовом
регулировании хозяйственной деятельности.
Становление малого
бизнеса в Республике с первых
дней экономических реформ является
одним из приоритетов экономической
политики государства. Предпринимательский
класс выступает неотъемлемым атрибутом
рыночной экономики, самостоятельным
субъектом экономических отношений.
Большая часть предпринимателей
относится к так называемому
среднему классу, который обеспечивает
устойчивость не только экономики государства,
базирующейся на рыночной системе хозяйствования,
но и оказывает влияние на политические
процессы в обществе, не допуская отхода
от либеральных и рыночных ценностей.
В Казахстане переход
к рынку произошел спонтанно,
без подготовки. Это был период
постсоциалистического «экономического
романтизма», когда правящая элита
придерживалась взгляда группы крупных
советских ученых-экономистов и
политиков под руководством академика
Шаталова В. и лидера движения «Яблоко»
Явлинского Г. о «форсированном и
молниеносном» переходе к рынку
за 1,5-2 года. Они считали, что преодоление
социально-экономического кризиса
и реформирование экономики можно
проводить синхронно и быстро
по стандартной модели. На начальном
этапе перехода к рынку радикальные
реформы проводились «на марше»,
без какой-либо серьезной теоретико-методологической
подготовки.
Экономическая политика
вырабатывалась в сжатые сроки узким
кругом специалистов и базировалась,
преимущественно, на опыте развитых
рыночных стран.
В той сложной
и критической обстановке, имевших
место в начале 90-х годов в
Казахстане, когда остановились крупные
предприятия, и сотни тысяч людей
потеряли работу, естественным решением
руководства страны было введение либерализации
цен. Сейчас, по истечении более 15 лет
суверенного Казахстана, развитие экономики
и вместе с ней развитие малого
предпринимательства можно разделить
на 4 этапа, каждый из которых имеет
свои отличительные особенности.
Первый этап - либерализация
цен (1991-1992 гг.). Первые субъекты рыночной
экономики - малые предприятия - появились
в период либерализации в сфере
торговли и услуг, то есть там, где
был быстрый оборот денег. Крупные
предприятия сразу обзавелись многочисленными
малыми предприятиями по сбыту своей
продукции, ремонту, обслуживанию основных
и вспомогательных производств.
Создание «красными» директорами при
крупных производствах кооперативов и
малых предприятий по снабжению и реализации
продукции, а также искусственное раздробление
предприятий под новым модным словом «сегментирование»
привело к перераспределению прибыли
крупных предприятий и бывшей всенародной
собственности в интересах отдельных
групп и лиц. Тогда эти «серые» схемы были
началом возникновения казахстанской
«теневой» экономики. В Республике в этот
период было создано и действовало 34,5
тысяч субъектов малого предпринимательства.
В них было занято 6,0% от общего числа работающих
в стране, а доля производимой ими продукции,
работ и услуг составила 7,0% от валового
внутреннего продукта страны. Именно в
конце 1992 года прошел первый Форум предпринимателей
Казахстана, в котором принял участие
президент Республики Казахстан и правительство
РК. На этом Форуме впервые в истории СНГ
была определена первая программа развития
предпринимательства в республике Казахстан.
Второй этап —
жесткая монетарная и реструкционная
фискальная политика государства (1993-1995
гг.). На этом этапе для достижения
макроэкономической стабилизации в
стране упразднялись налоговые льготы,
стимулирующие производственную деятельность.
Упразднение налоговых льгот, направленных
на стимулирование производственной деятельности
и развитие малого предпринимательства,
в 1994 году имело негативные последствия.
Резко сократилась численность
работающих в производственной сфере
кооперативов, ТОО и малых предприятий.
Из-за малодоступности кредитных
и нехватки собственных средств
и высокой инфляции произошел
отток основной части субъектов
предпринимательства из производственной
сферы в сферу торгово-посреднической
и коммерческой деятельности. Ужесточение
налогового пресса привело к ситуации,
когда заниматься производственной
деятельностью стало невыгодным
и бесперспективным. Особый интерес
в условиях постсоветского периода,
а именно, дефицита товаров на рынках,
с точки зрения, быстрой оборачиваемости
вложенных средств, стал представлять
для предпринимателей так называемый
«челночный» бизнес. Это был период
пышного расцвета «челночного» бизнеса
в торговле, свирепствующей гиперинфляции,
перераспределения бюджетных и
кредитных денежных средств в
пользу очень узкого круга лиц
имеющих доступ к этим ресурсам.
Инфляция и валютные операции —
махинации в банковской и тесно
связанной с ней торгово-посреднической
деятельностью - на тот момент оказались
наиболее прибыльными, в отличие
умирающему реальному производственному
сектору экономики республики. Продавать
деньги по схеме «нал-безнал-нал», с
«шапками и откатами», взять доллар
в кредит по 4 тенге, а через год
вернуть его по 70 тенге, получив
сверхприбыль или вообще не вернуть,
стало выгодней, чем что-то производить.
(Большинство кредитов того времени
так и не было возвращено). Именно
в этот период появились первые ростки
так называемой национальной олигархии
в только начавшемся непомерно разрастаться
финансово-кредитном и банковском
секторе экономики.