Становление и развитие предпринимательского (хозяйственного) права

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 00:55, доклад

Краткое описание

Правовое регулирование хозяйственной деятельности складывалось в Европе еще в средние века. Развитие торговли во Франции, Италии, Германии и других европейских странах вызвало необходимость издания специальных норм по правовому регулированию торговой деятельности. Эти нормы получили название торгового права и являлись в тот период правом торгового сословия.

Файлы: 1 файл

Становление и развитие предпринимательского.docx

— 25.84 Кб (Скачать)

Становление и развитие предпринимательского (хозяйственного) права  

В настоящее время  в нашей стране бурно развивается  предпринимательское (хозяйственное) право. Лучшему пониманию сущности и значения этой отрасли права  поможет краткое рассмотрение становления  и развития правового регулирования  хозяйственной деятельности.

 Правовое регулирование  хозяйственной деятельности складывалось  в Европе еще в средние века. Развитие торговли во Франции,  Италии, Германии и других европейских  странах вызвало необходимость  издания специальных норм по  правовому регулированию торговой  деятельности. Эти нормы получили  название торгового права и  являлись в тот период правом  торгового сословия.

 Постепенно наряду  с торговлей стали развиваться  и другие виды хозяйственной  деятельности: промышленность, банковская  деятельность, грузовые перевозки.  Они также охватывались нормами  торгового права, постепенно эта  отрасль права стала регулировать, по существу, все виды хозяйственной  деятельности. Однако сложившееся  наименование «торговое право»  сохранялось.

 В то же время  с развитием капитализма торговое  право постепенно утратило сословный  характер и стало определяться  в соответствии с предметом  его регулирования. Этим предметом  является предпринимательская, т.е.  профессионально осуществляемая  хозяйственная деятельность. В связи  с этим для обозначения правового  регулирования хозяйственной деятельности  наряду с термином «торговое  право» стали применяться другие  термины: «предпринимательское право», «коммерческое право», «хозяйственное  право». При этом преобладающими  в западных странах до сих  пор остаются термины «торговое»  или «коммерческое» право.

 В значительной  мере это обусловливается тем,  что во многих государствах  регулирование предпринимательской  деятельности осуществляется специальным  торговым или коммерческим законодательством.  В ряде государств континентальной  Европы наряду с гражданскими  кодексами изданы торговые или  коммерческие кодексы. Так, во  Франции в 1804 г. был принят  Гражданский кодекс (Кодекс Наполеона), а в 1807 г. — Торговый кодекс. Аналогичная ситуация имела место  и в Германии, где в 1896 г.  был издан Гражданский кодекс (Гражданское уложение), а в 1897 г. — Торговый кодекс (Торговое  уложение).

 Такое положение  именуется обычно дуализмом частного  права, который характерен для  ряда стран Западной Европы. Опыт  этих стран был заимствован  и некоторыми странами Азии, например  Японией, где наряду с Гражданским  кодексом также имеется и Торговый  кодекс. 

 Говоря о дуализме  частного права, необходимо учитывать,  что в торговых кодексах зарубежных  стран содержатся не только  частноправовые, но и публично-правовые  нормы. Так, в германском Торговом  уложении имеется значительное  количество норм, например, о порядке  ведения торговых книг, которые  по своему характеру являются  публично-правовыми.

 Переплетение  норм частного и публичного  права, «публицизация» частного  права в связи с развитием  государственного регулирования  экономики получили широкое распространение  в XX в., когда в странах континентальной  Европы (романо-германской правовой  системы) стало формироваться  хозяйственное право, отражающее  эти процессы. 

Хотя для стран  континентальной Европы характерно наличие торговых кодексов, в некоторых  из них, например в Нидерландах, нормы  по правовому регулированию предпринимательской  деятельности включены в Гражданский  кодекс.

 В странах англо-американской (англо-саксонской) правовой системы  отсутствуют гражданские кодексы,  там сложилось специальное предпринимательское  законодательство. Так, в США почти  во всех штатах изданы коммерческие  кодексы. Эти кодексы разработаны  на основе единообразного закона, подготовленного Американской ассоциацией  адвокатов в середине прошлого  столетия. По содержанию они идентичны,  но изданы как законы различных  штатов. 

Россия традиционно  развивалась в русле европейской  континентальной системы права. Для нее характерны те же тенденции, которые проявлялись и в других странах этой системы. В дореволюционной  России издавались торговые законы, создавались  торговые суды, развивалась теория торгового права 

После Октябрьской  революции 1917 г. правовое регулирование  хозяйственной деятельности в России существенно изменилось. В первые годы после революции, во время «военного  коммунизма», частная предпринимательская  деятельность была запрещена. В 20-е  г г . XX в. при переходе к нэпу она  была частично разрешена, что нашло  отражение в ГК РСФСР 1922 г. В тот  период появились нормативные акты, относившиеся к торговым товариществам, договорным отношениям. Однако в дальнейшем частный сектор постепенно был ликвидирован. Стала развиваться плановая экономическая  система, что наложило свой отпечаток  на правовое регулирование хозяйственной  деятельности.

 Правовое регулирование  хозяйственной деятельности в  период советской власти осуществлялось  как гражданским, так и специальным  хозяйственным законодательством.  Последнее содержало нормы, определявшие  порядок осуществления хозяйственной  деятельности и руководства ею. Хозяйственная деятельность велась  государственными и отчасти кооперативными  предприятиями. Частная предпринимательская  деятельность в 20-е гг. XX в. ограничивалась, а в 30-е гг. XX в. была вовсе  запрещена.

 Эти процессы  нашли отражение в науке хозяйственного  права. В 20-е гг. XX в. в нашей  стране развивались различные  направления исследований правового  регулирования хозяйственной деятельности1. В концеп-ц и и двухсекторного  п р а в а , разработанной  П.И. Стучкой, обосновывалось, что  имущественные отношения регулируются  как гражданским, так и хозяйственным  (хозяйственно-административным) правом. Причем гражданское право рассматривалось  как право капиталистического  хозяйства, а хозяйственное —  как право социалистической экономики.  Гражданское право в соответствии  с установками того времени  должно было постепенно отмереть, а хозяйственное — развиваться  и укрепляться, помогая построению  социализма. 

В 30-е гг. XX в. годы сформировалась теория единого хозяйственного права (Л.Я. Гинцбург, Е.Б. Пашуканис). Эта  теория исходила из того, что хозяйственное  право является особой формой политики пролетарского государства в  области организации управления хозяйством и организации хозяйственных  связей3. В рамках этой теории были разработаны  предложения по укреплению законности в хозяйственной деятельности. Однако в условиях культа личности данная теория была отвергнута и объявлена  вредительской, а ее сторонники репрессированы.

 В 60-е г г  . XX в. сформировалась новая концепция  хозяйственного права, исходившая  из единства правового регулирования  хозяйственных отношений, складывающихся  при осуществлении хозяйственной  деятельности (отношений по горизонтали)  и возникающих при руководстве  экономикой (отношений по вертикали). Эта концепция использовалась  при проведении экономической  реформы 1965 г . , когда были расширены  права государственных предприятий,  повышена роль хозяйственных  договоров. Такой подход помогал  преодолевать узкие рамки действовавших  в то время Основ гражданского  законодательства Союза ССР и  союзных республик от 8 декабря  1961 г.2, которые исходили из безусловного  приоритета административного акта  над договором.

 На базе этой  концепции был разработан проект  хозяйственного кодекса, основная  идея которого состояла в укреплении  законности в хозяйственном управлении. Однако партийно-государственный  аппарат того времени при поддержке  цивилистической науки отверг  этот проект, который так и  не стал законом. 

 Основополагающее  значение для развития правового  регулирования хозяйственной деятельности  при переходе к рыночной экономике  имеют появление частной собственности  и частного предпринимательства,  отказ от директивного планирования. С этим связано повышение роли  частноправового регулирования  хозяйственной деятельности. Однако  это не означает отказа от  ее публично-правового регулирования.  Оно сохраняется, хотя и используется  в новых формах, соответствующих  условиям рыночной экономики.  Сочетание публично-правовых и  частноправовых начал имеет существенное  значение в современном правовом  регулировании хозяйственной деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Становление малого бизнеса в Республике с первых дней экономических реформ является одним из приоритетов экономической  политики государства. Предпринимательский  класс выступает неотъемлемым атрибутом  рыночной экономики, самостоятельным  субъектом экономических отношений. Большая часть предпринимателей относится к так называемому  среднему классу, который обеспечивает устойчивость не только экономики государства, базирующейся на рыночной системе хозяйствования, но и оказывает влияние на политические процессы в обществе, не допуская отхода от либеральных и рыночных ценностей.  

В Казахстане переход  к рынку произошел спонтанно, без подготовки. Это был период постсоциалистического «экономического  романтизма», когда правящая элита  придерживалась взгляда группы крупных  советских ученых-экономистов и  политиков под руководством академика  Шаталова В. и лидера движения «Яблоко» Явлинского Г. о «форсированном и  молниеносном» переходе к рынку  за 1,5-2 года. Они считали, что преодоление  социально-экономического кризиса  и реформирование экономики можно  проводить синхронно и быстро по стандартной модели. На начальном  этапе перехода к рынку радикальные  реформы проводились «на марше», без какой-либо серьезной теоретико-методологической подготовки.  

Экономическая политика вырабатывалась в сжатые сроки узким  кругом специалистов и базировалась, преимущественно, на опыте развитых рыночных стран.  

В той сложной  и критической обстановке, имевших  место в начале 90-х годов в  Казахстане, когда остановились крупные  предприятия, и сотни тысяч людей  потеряли работу, естественным решением руководства страны было введение либерализации  цен. Сейчас, по истечении более 15 лет  суверенного Казахстана, развитие экономики  и вместе с ней развитие малого предпринимательства можно разделить  на 4 этапа, каждый из которых имеет  свои отличительные особенности.  

Первый этап - либерализация  цен (1991-1992 гг.). Первые субъекты рыночной экономики - малые предприятия - появились  в период либерализации в сфере  торговли и услуг, то есть там, где  был быстрый оборот денег. Крупные  предприятия сразу обзавелись многочисленными  малыми предприятиями по сбыту своей  продукции, ремонту, обслуживанию основных и вспомогательных производств. Создание «красными» директорами при крупных производствах кооперативов и малых предприятий по снабжению и реализации продукции, а также искусственное раздробление предприятий под новым модным словом «сегментирование» привело к перераспределению прибыли крупных предприятий и бывшей всенародной собственности в интересах отдельных групп и лиц. Тогда эти «серые» схемы были началом возникновения казахстанской «теневой» экономики. В Республике в этот период было создано и действовало 34,5 тысяч субъектов малого предпринимательства. В них было занято 6,0% от общего числа работающих в стране, а доля производимой ими продукции, работ и услуг составила 7,0% от валового внутреннего продукта страны. Именно в конце 1992 года прошел первый Форум предпринимателей Казахстана, в котором принял участие президент Республики Казахстан и правительство РК. На этом Форуме впервые в истории СНГ была определена первая программа развития предпринимательства в республике Казахстан. 

Второй этап —  жесткая монетарная и реструкционная фискальная политика государства (1993-1995 гг.). На этом этапе для достижения макроэкономической стабилизации в  стране упразднялись налоговые льготы, стимулирующие производственную деятельность. Упразднение налоговых льгот, направленных на стимулирование производственной деятельности и развитие малого предпринимательства, в 1994 году имело негативные последствия. Резко сократилась численность  работающих в производственной сфере  кооперативов, ТОО и малых предприятий. Из-за малодоступности кредитных  и нехватки собственных средств  и высокой инфляции произошел  отток основной части субъектов  предпринимательства из производственной сферы в сферу торгово-посреднической и коммерческой деятельности. Ужесточение  налогового пресса привело к ситуации, когда заниматься производственной деятельностью стало невыгодным и бесперспективным. Особый интерес  в условиях постсоветского периода, а именно, дефицита товаров на рынках, с точки зрения, быстрой оборачиваемости  вложенных средств, стал представлять для предпринимателей так называемый «челночный» бизнес. Это был период пышного расцвета «челночного» бизнеса  в торговле, свирепствующей гиперинфляции, перераспределения бюджетных и  кредитных денежных средств в  пользу очень узкого круга лиц  имеющих доступ к этим ресурсам. Инфляция и валютные операции —  махинации в банковской и тесно  связанной с ней торгово-посреднической деятельностью - на тот момент оказались  наиболее прибыльными, в отличие  умирающему реальному производственному  сектору экономики республики. Продавать  деньги по схеме «нал-безнал-нал», с  «шапками и откатами», взять доллар в кредит по 4 тенге, а через год  вернуть его по 70 тенге, получив  сверхприбыль или вообще не вернуть, стало выгодней, чем что-то производить. (Большинство кредитов того времени  так и не было возвращено). Именно в этот период появились первые ростки так называемой национальной олигархии  в только начавшемся непомерно разрастаться финансово-кредитном и банковском секторе экономики.  

Информация о работе Становление и развитие предпринимательского (хозяйственного) права