Хозяйственное право

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 14:20, контрольная работа

Краткое описание

В соответствии со ст. 1226 ГК РФ на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации) признаются интеллектуальные права, которые включают исключительное право, являющееся имущественным правом, а в случаях, предусмотренных ГК РФ, также личные неимущественные права и иные права (право следования, право доступа и др.).

Оглавление

1. Понятие и виды интеллектуальной собственности……...................3
2. Правовой режим объектов авторского права………………………10
3. Список использованной литературы……………………………….14

Файлы: 1 файл

хоз право.doc

— 83.00 Кб (Скачать)


ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им.Н.П.Огарева»

 

 

 

Юридический факультет

Кафедра правовых дисциплин

 

 

Контрольная работа

По дисциплине: «Хозяйственное право»

 

 

 

 

 

 

 

                                                      Выполнила: студентка 502 гр., спец.

                                                                                      «Менеджмент организации»,з/о

                                                        Михеева Н.Н.

 

                                                                    Проверил: доктор философских наук,

                                                                                        доцент   

                                                                                        Шеянов В.Г.           \

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Саранск 2012

Содержание.

 

1.      Понятие и виды интеллектуальной собственности……...................3

2.      Правовой режим объектов авторского права………………………10

3.      Список использованной литературы……………………………….14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    

1. Понятие и виды интеллектуальной собственности

   Термин «интеллектуальная собственность» с 1 января 2008 г. официально понимается как совокупность результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к этим результатам средств индивидуализации (ст. 1225 ГК РФ).

    В соответствии со ст. 1226 ГК РФ на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации) признаются интеллектуальные права, которые включают исключительное право, являющееся имущественным правом, а в случаях, предусмотренных ГК РФ, также личные неимущественные права и иные права (право следования, право доступа и др.).

В широком понимании означает закрепленные законом временные исключительные права на результат интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Законодательство, которое определяет права на интеллектуальную собственность, устанавливает монополию авторов на определенные формы использования результатов своей интеллектуальной, творческой деятельности, которые, таким образом, могут использоваться другими лицами лишь с разрешения первых.

    Термин «интеллектуальная собственность» эпизодически употреблялся теоретиками — юристами и экономистами в XVIII и XIX веках, однако в широкое употребление вошел лишь во второй половине XX века, в связи с учреждением в 1967 году в Женеве Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС). Согласно учредительным документам ВОИС, «интеллектуальная собственность» включает права, относящиеся к:

      литературным, художественным и научным произведениям;

      исполнительской деятельности артистов, звукозаписи, радио- и телевизионным передачам;

      изобретениям во всех областях человеческой деятельности;

      научным открытиям;

      промышленным образцам;

      товарным знакам, знакам обслуживания, фирменным наименованиям и коммерческим обозначениям;

      защите против недобросовестной конкуренции и др.

  Виды интеллектуальной собственности

Авторское право. Термин «авторское право» понимается в двух значениях: а) в объективном смысле авторское право - это совокупность правовых норм, регулирующих отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений литературы, науки и искусства (это определение, данное в ст.1  Закона РФ от 9 июля 1993 г. №5351-I «Об авторском праве и смежных правах» )

б) в субъективном смысле под авторским правом понимается совокупность субъективных прав, возникающих у автора в связи с созданием конкретного произведения литературы, науки и искусства.

Авторским правом регулируются отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства. В основе авторского права лежит понятие «произведения», означающее оригинальный результат творческой деятельности, существующий в какой-либо объективной форме. Именно эта объективная форма выражения является предметом охраны в авторском праве. Авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты.

Смежные права. Группа исключительных прав, созданная во второй половине XX- начале XXI веков, по образцу авторского права, для видов деятельности, которые являются недостаточно творческими для того, чтобы на их результаты можно было распространить авторское право. Содержание смежных прав существенно отличается в разных странах. Наиболее распространенными примерами являются исключительное право музыкантов-исполнителей, изготовителей фонограмм, организаций эфирного вещания. Общей целью этих смежных прав является охрана юридических интересов тех лиц или организаций, которые вносят существенное творческое, техническое или организационное мастерство в процессе доведения произведения до широкой публики.

Товарные знаки. Под товарным знаком понимается зарегистрированное в установленном законом порядке обозначение, присвоенное товару для  идентификации и указания производителя (предприятия, фирмы)1. Он представляет собой рисунок (символ, знак), определенное сочетание букв, чисел, которые указывают на принадлежность товара определенной фирме.

Понимаемый как средство индивидуализации производителя, товарный знак рассматривается как торговая марка или фирменный знак. Товарный знак регистрируется в государственных учреждениях России, в других государствах и пользуется правовой защитой.

Используя фирменный знак, компания ставит своей целью подтверждение качества товара, продвижение его на рынок и как следствие увеличение прибыли. Устанавливая свой знак на новые виды продукции, фирма получает возможность реализации всех преимуществ, хорошо известных потребителю товаров.

Товарный знак предназначен для выполнения двух функций – рекламной и разграничительной. Товарный знак – допускаемое законом обозначение, позволяющее отличать товары разных изготовителей и выполняет функции гарантии качества товара. Товарный знак (знак обслуживания) является лицом товара, визитной карточкой фирмы, способствует их узнаваемости. Право товарных знаков — система норм, которые устанавливают охрану обозначений (словесных, изобразительных, комбинированных или иных), служащих для индивидуализации товаров или услуг. Географические указания происхождения товара

Промышленные образцы. В качестве промышленного образца может охраняться новое и оригинальное художественно-конструкторское решение изделия промышленного или кустарно-ремесленного производства, определяющее его внешний вид. Согласно четвёртой части ГК РФ, промышленный образец является объектом патентного права. Промышленному образцу предоставляется правовая охрана, если он является новым и оригинальным. Под новизной имеется в виду новизна совокупности его существенных признаков («определяющие эстетические и (или) эргономические особенности внешнего вида изделия, в частности форма, конфигурация, орнамент и сочетание цветов»). Оригинальность означает, что «существенные признаки промышленного образца обусловлены творческим характером особенностей изделия».

Не предоставляется правовая охрана в качестве промышленного образца:

      решениям, обусловленным исключительно технической функцией изделия;

      объектам архитектуры (кроме малых архитектурных форм), промышленным, гидротехническим и другим стационарным сооружениям;

      объектам неустойчивой формы из жидких, газообразных, сыпучих или им подобных веществ.»

Экспертиза заявок на промышленные образцы является проверочной, то есть помимо проверки на наличие формальных недостатков (формальная экспертиза) проводится проверка соответствия заявленного дизайна всем условиям патентоспособности (экспертиза по существу). Возможность отложения экспертизы по существу не предусматривается (экспертиза по существу начинается сразу по завершении формальной экспертизы). Публикация сведений о заявке до выдачи патента также не предусмотрена. Средний срок рассмотрения заявки составляет 12 месяцев, считая с даты подачи правильно оформленной заявки до публикации сведений о выдаче патента в официальном бюллетене.

Россия, наряду с Вьетнамом и Киргизией, принадлежит к тем поистине редким государствам, где для определения объема правовой охраны промышленного образца предусмотрено обязательное использование притязаний — перечня существенных признаков; при этом без необходимости не допускается замена словесной характеристики признака ссылкой на изображение промышленного образца (в отличие, например, от США, где притязания обычно формулируются в виде простой отсылки к изображениям). Преимуществами перечня существенных признаков являются чёткие критерии использования промышленного образца, а недостатками — лёгкость обхода патента. Впрочем, последний из недостатков может быть устранен посредством подачи выделенных заявок — пока рассмотрение заявки не завершено перечень существенных признаков может быть уточнен, в том числе для пресечения использования промышленного образца, которое началось после публикации патента, выданного по первоначальной заявке.

Права на промышленные образцы являются промежуточной формой между авторским и патентным правом.

Патенты. Патент - охранный документ, удостоверяющий исключительное право, авторство и приоритет изобретения, полезной модели либо промышленного образца. Срок действия патента зависит от объекта патентования и составляет от 10 до 25 лет.

Патентной защитой пользуются лишь принципиально новые технические изобретения, применяемые в производстве и позволяющие достигать качественно нового технического результата. Различного рода улучшения и усовершенствования, а также технические знания и опыт патентной защите не подлежат, и контроль над ними сохраняется путем засекречивания. Наличие патента исключает свободный доступ конкурирующих фирм к запатентованной новинке и дает возможность патентовладельцу создать лучшие условия производства, повысить производительность труда и получать прибыли выше средних до тех пор, пока новая техника не станет достоянием большинства предприятий отрасли.

В современных условиях практически все изобретения патентуются, поэтому все новые товары, выпускаемые на рынок, запатентованы.

Срок обладания патентом определяется законодательством каждой страны и составляет в среднем 15—20 лет. Однако реальный срок действия патента в современных условиях значительно меньше (шесть — девять лет). Это связано прежде всего с быстрым научно-техническим прогрессом и появлением у фирм-конкурентов более современных технических решений, обесценивающих старое изобретение. В этом случае патентовладелец не заинтересован в сохранении патента, так как это связано с уплатой пошлин за патент, возрастающих прогрессивно на протяжении срока действия.

Недобросовестная конкуренция. Право коммерческих тайн — система норм, которые устанавливают охрану формул, процессов, разработок, инструментов, или сборников информации, используемых в бизнесе для получения превосходства над конкурентами. Эта охрана обычно является самой слабой и обычно не дает эксклюзивного права на пользование. Коммерческие тайны часто охраняются законами о недобросовестной конкуренции.

    Парижская конвенция определяет как недобросовестную конкуренцию следующие три ее вида:             

      все действия, ведущие к тому, что потребитель может принять предприятие, товары, промышленную или коммерческую деятельность данной фирмы за предприятие, товары, промышленную или коммерческую деятельность конкурента;

      ложные заявления в ходе коммерческой деятельности, дискредитирующие предприятие, товары, промышленную или коммерческую деятельность конкурента;

      использование в ходе коммерческой деятельности указаний или обозначений, которые вводят потребителя в заблуждение относительно природы, способа изготовления, характеристик, пригодности для определенных целей или количества товаров.

В разных странах экономическое развитие имеет свою специфику, поэтому принимаемые в них законы о недобросовестной конкуренции базируются на общеконституционных принципах и принципах гражданского кодекса, прецедентного права и специальных законах. Закон о недобросовестной конкуренции может касаться классических случаев незаконного использования знаков и фирменных наименований. Он служит дополнением к другим специальным законам, защищающим промышленную собственность, когда может обеспечить средство защиты в случаях, не предусмотренных этими законами (например, незарегистрированный товарный знак в стране, где регистрация является единственным основанием для его охраны по закону о товарных знаках, может быть защищен от незаконного использования законом о недобросовестной конкуренции). Во всяком случае, запрещая нечестную практику в торговле, закон о недобросовестной конкуренции может обеспечить защиту даже тогда, когда другие разделы закона о промышленной собственности ее не обеспечивают. Что считать нечестным или недобросовестным, в большой степени зависит от экономических и социальных реалий в данное время и в данном месте. Поэтому необходимо, чтобы закон о недобросовестной конкуренции был приспособлен к меняющимся обстоятельствам. Этот закон должен устанавливать твердые правовые рамки и вместе с тем быть достаточно гибким в плане выработки и применения мер, которые, будучи адекватными конкретным и постоянно меняющимся социальным и экономическим условиям в данной стране, смогут служить эффективным средством борьбы с теми или иными видами нечестной торговой практики.

Информация о работе Хозяйственное право