Специфика пенсионной реформы в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 16:22, реферат

Краткое описание

Цель данной работы – изучить специфику пенсионной реформы в России

В соответствии с целью в самостоятельной работе были поставлены следующие задачи:
Рассмотреть источники формирования финансовых ресурсов пенсионной системы.
Изучить специфику отдельных видов трудовых пенсий.
Исследовать вопросы индивидуального учета и уплаты страховых взносов страхователями.
Дать анализ пенсионной реформе в России.

Оглавление

Введение 3

1 Теоретические основы пенсионной реформы в РФ 4
1.1 Источники формирования финансовых ресурсов пенсионной системы 4
1.2 Особенности формирования трудовых пенсий 7
1.3 Специфика накопительных элементов финансирования трудовых пенсий 17
2 Вопросы организации и проблемы пенсионной системы в РФ 22
2.1 Вопросы организации индивидуального(персонифицированного) учета 22
2.2 Проблемы современной пенсионной системы 28
Заключение

Список использованных источников и литературы 35

36

Файлы: 1 файл

самоост2.docx

— 64.78 Кб (Скачать)

     Кроме того, с 01.01.2009 действует государственная  программа софинансирования пенсионных накоплений, которая предоставляет  любому гражданину возможность осуществлять дополнительные добровольные взносы на накопительную часть трудовой пенсии и получать при этом аналогичную  сумму взносов по итогам года от государства

     Еще одна возможность - участие работников и работодателей в программах негосударственного пенсионного обеспечения (НПО), что предполагает добровольную уплату взносов в НПФ, а при  достижении пенсионного возраста получение  выплат в соответствии с пенсионными  схемами. Здесь также предусмотрены  перечисленные ранее налоговые  льготы как для физических, так  и для юридических лиц. Плюсом НПО является возможность выбора срока и периодичности как по уплате взносов, так и по получению пенсионных выплат.

     Таким образом, путем формирования накопительной  части пенсии, участия работника, работодателя и государства в  программе софинансирования, а также  за счет негосударственного пенсионного  обеспечения предполагается решить две проблемы - увеличить размер пенсии для молодой возрастной категории  граждан и обеспечить приток денежной массы на внутренний финансовый рынок. ПФР в этом случае мог бы оставить за собой лишь функцию осуществления  социальных выплат пенсионерам в  соответствии с собственным текущим  бюджетом и не привлекать при этом средств из федерального бюджета.

     Тем не менее, на данное время большинство экспертов пенсионного рынка считают реформу провалившейся, так как правом выбора НПФ или УК воспользовались на текущий момент лишь около 7% граждан, располагающих накопительной частью трудовой пенсии. С момента начала действия

     Большинство экспертов также сходятся во мнении, что основная причина низкой активности населения в вопросе самостоятельного участия в формировании будущей  пенсии состоит в недоверии к  пенсионной системе в целом и  к ее элементам в виде НПФ и  УК (в частности это обусловлено  предшествующим негативным опытом).

     Таким образом, основным направлением развития и совершенствования системы  пенсионного обеспечения видится  принятие мер, направленных на активное вовлечение граждан в пенсионные программы, повышение степени доверия  таким финансовым институтам, как  НПФ и УК, а также к российской пенсионной системе в целом. Если не принимать мер, направленных на стимулирование добровольных пенсионных накоплений, то в ближайшее время величина коэффициента замещения составит не более 15-17 % от средней заработной платы, а к 2020г. - 10% (согласно данным ПФР).

     Низкая  степень участия населения в  процессе самостоятельного формирования пенсии обусловлена в первую очередь  отсутствием четких гарантий сохранности средств пенсионных накоплений и резервов, во вторую - отсутствием понимания необходимости проявления активности в данном вопросе с упованием на государственную ответственность и заботу.

     Практика  стран с развитой, устоявшейся  и эффективной пенсионной системой свидетельствует, что в первую очередь  необходимо наличие высокой мотивации  самих граждан к активному  и осознанному участию в процессе формирования будущей пенсии. Так, например, при взгляде издалека американская пенсионная система весьма напоминает отечественную систему пенсионного  обеспечения: американская система  сочетает управляемую на уровне государства  Общую федеральную программу  пенсионного страхования с пенсионными  программами для федеральных  служащих, программами на уровне штатов и добровольные пенсионные планы, аннуитеты  страховых компаний, занимающихся накопительным  страхованием жизни, личные пенсионные счета IRA. Однако, заглянув «внутрь» пенсионной системы США, можно увидеть кардинальные отличия. Не вдаваясь в подробности, приведем лишь те основные моменты, на которые, по мнению автора, стоит обратить особое внимание.

     Принципиально отличаются и идут вразрез с отечественными пенсионные схемы и подход к расчетам. Пенсионные счета в США могут  быть как с установленными взносами, так и с установленными выплатами. Таким образом, уже на первом этапе - при вступлении в систему пенсионного  обеспечения имеется возможность  выбора - уплачивать установленные  взносы при потенциально большей  доходности либо соглашаться на более  низкую, но гарантированную доходность.

     Таким образом, пенсионная система в США  весьма похожа на российскую. При этом в США создана пенсионная система, гарантирующая, с одной стороны, получение пенсии на адекватном уровне (даже при неблагоприятном стечении обстоятельств) и максимально соответствующая  индивидуальным потребностям трудоспособного  населения - потребностям будущих пенсионеров. Однако ввиду недостаточного уровня финансовой грамотности населения России, продемонстрированные подходы не вполне могут быть применены в нашей стране в данное время.

     Дальнейший  успех развития российской пенсионной системы во многом будет зависеть от успешного преодоления обозначенных проблем, для чего, требуется:

     - реализовывать политику повышения  финансовой грамотности населения  России путем проведения информационных  кампаний в средствах массовой  информации, финансовых семинаров  для работодателей и работников, введения предметов по изучению  финансового рынка со старших  классов школьного образования;

     - создать гарантийный фонд, аналогичный  Агентству по страхованию вкладов  в банковской системе, который  при неблагоприятном развитии  событий мог бы обеспечить  выплату пенсии с установлением  максимальной планки размера  выплат;

     - привести в соответствии с  потребностями всех участников  пенсионного рынка систему регулирования,  надзора и контроля, устранив  все существующие в ней на  данное время нестыковки.

     Современная проблема повышения пенсионного  возраста.

     Для мужчин срок выхода на пенсию может  быть поднят на 5 лет, а для женщин – на 7 или даже на 10 лет. Таким  образом Минфин пытается решить проблему дефицита пенсионной системы, отложив  выплаты проиндексированных пенсий для новых пенсионеров.

       Начиная с 2007 года численность  трудоспособного населения сокращается на 500-600 тысяч человек ежегодно. Если мы не будем стимулировать более поздний выход на пенсию, то экономика элементарно не будет расти и развиваться. В экономике, где сокращается численность занятых, невозможно создавать новые рабочие места. Эту проблему без кардинального пересмотра пенсионной политики решить будет невозможно. Это может иметь серьезные последствия. Молодые работники могут перестать воспринимать пенсию всерьез и, таким образом, исчезнет одна из мотиваций получать белую зарплату. А у востребованных специалистов появится дополнительный стимул для эмиграции. Поздний уход на пенсию может дополнительно нагрузить бюджет расходами по оплате больничных листов или компенсации роста безработицы. 

 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Анализ  пенсионной реформы в Российской Федерации позволяет сделать  ряд выводов.

     Начиная с 2002 г. в России происходит постепенный  переход к смешанной системе, сочетающей в себе распределительный  и накопительный принципы. Трудовая пенсия состоит из трех элементов:

  • базовая пенсия. Закон предусматривает индексацию базовой пенсии в зависимости от уровня инфляции и возможностей бюджета, а также постепенное ее приближение к величине прожиточного минимума;
  • страховая пенсия - рассчитывается исходя из величины условного пенсионного капитала (суммы страховых взносов, определенным образом проконвертированных), поделенного на ожидаемую продолжительность выплаты трудовой пенсии. Для лиц, у которых уже имелись некоторые пенсионные права по состоянию на 1 января 2002 г., определенным образом рассчитывается «начальный» пенсионный капитал, к которому добавляются последующие взносы. Фактически размер этой части трудовой пенсии будет зависеть от уровня дохода (и, соответственно, отчислений) и стажа работы;
  • накопительная пенсия - это реально накопительная часть, размер которой определяется величиной пенсионных накоплений, то есть суммой накопленных пенсионных отчислений и дохода от их инвестирования.

     Основной  смысл пенсионной реформы - повышение  зависимости между зарплатой, которую  человек заработал за свою трудовую жизнь, и размером его пенсии. Считается, что пенсия - это страховка от потери трудоспособности (отсюда термин «пенсионное страхование»). Чем больше человек зарабатывал, тем больше он теряет при наступлении страхового случая (утрате трудоспособности из-за старости или из-за инвалидности). Поэтому пенсия должна больше зависеть от зарплаты, чем сейчас. Основное содержание пенсионной реформы - переход от распределительной системы к системе распределительно-накопительной. 

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Конституция РФ.
  2. Федеральный закон РФ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15.12.2001.№ 167-ФЗ
  3. Федеральный закон РФ «Об Основах обязательного социального страхования» от 16.07.1999.№ 165-ФЗ
  4. Федеральный закон РФ «Об индивидуальном учете в системе государственного пенсионного страхования» от 01.04.1996.
  5. Буянова М.О. Право социального обеспечения: Учеб. Пособие М.,2001.
  6. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России: Учебник., М.,2001.
  7. Трудовое и социальное право России: Учеб. Пособие для студ. Вузов/ Под ред. Л.Н.Анисимова.- М.:2001.- 432с.
  8. Дегтярев Г.П. Пенсионные реформы в России. М.: 2003. – 336с.
  9. Негосударственные пенсионные фонды/ Соц.Защита, М.,1998.
  10. О трудовых пенсиях: Федеральный закон: Питер,2003.
  11. www.garant.ru
  12. www.consultant.ru
  13. www.promagrofond.ru
  14. www.femida.info
 
 

     Размещено на Allbest.ru

Информация о работе Специфика пенсионной реформы в современной России