Специфика пенсионной реформы в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 16:22, реферат

Краткое описание

Цель данной работы – изучить специфику пенсионной реформы в России

В соответствии с целью в самостоятельной работе были поставлены следующие задачи:
Рассмотреть источники формирования финансовых ресурсов пенсионной системы.
Изучить специфику отдельных видов трудовых пенсий.
Исследовать вопросы индивидуального учета и уплаты страховых взносов страхователями.
Дать анализ пенсионной реформе в России.

Оглавление

Введение 3

1 Теоретические основы пенсионной реформы в РФ 4
1.1 Источники формирования финансовых ресурсов пенсионной системы 4
1.2 Особенности формирования трудовых пенсий 7
1.3 Специфика накопительных элементов финансирования трудовых пенсий 17
2 Вопросы организации и проблемы пенсионной системы в РФ 22
2.1 Вопросы организации индивидуального(персонифицированного) учета 22
2.2 Проблемы современной пенсионной системы 28
Заключение

Список использованных источников и литературы 35

36

Файлы: 1 файл

самоост2.docx

— 64.78 Кб (Скачать)

     Индивидуальный  лицевой счет застрахованного лица хранится в течение всей его жизни  и после его смерти в течение  срока, предусмотренного порядком хранения пенсионных дел. В случае смерти застрахованного  лица сведения о нем и о дате смерти должны быть переданы в течение  одного месяца со дня регистрации  смерти соответствующим органом  загса в тот орган, где было зарегистрировано застрахованное лицо.

     Сведения, содержащиеся в индивидуальных лицевых  счетах застрахованных лиц, являются конфиденциальной информацией и разглашению не подлежат. База данных персонифицированного учета формируется по каждому  застрахованному лицу на основании  индивидуальных сведений о его стаже и заработке, которые работодатели представляют в органы ПФР на всех работающих у них лиц начиная с 1 января 1997 г.

       Размер пенсии, начиная с 2002 г., зависит не только от трудового стажа и суммы заработка, имевших место до 1 января 2002 г., но, в первую очередь, от суммы уплаченных страховых взносов с 1 января 2002 г. в целом по предприятию и, соответственно, за каждое застрахованное лицо. Если раньше несвоевременная уплата работодателем страховых взносов не влияла на пенсионные права застрахованных лиц, то сейчас размер пенсии напрямую зависит от размера и своевременной уплаты страховых взносов в ПФР. Поэтому вопросы контроля со стороны застрахованных лиц за полной уплатой работодателями страховых взносов в ПФР, а также информирования его органами ПФР о состоянии их индивидуальных лицевых счетов встали на сегодняшний момент наиболее остро.

     Индивидуальный  лицевой счет застрахованного лица хранится в Пенсионном фонде Российской Федерации в течение всей жизни  застрахованного лица, а после  его смерти - в течение срока, предусмотренного порядком хранения пенсионных дел.

     Пенсионный  фонд и его территориальные органы выдают каждому застрахованному  лицу страховое свидетельство государственного пенсионного страхования - документ, подтверждающий регистрацию этого  лица в системе государственного пенсионного страхования.

     Лицо, впервые поступившее на работу по трудовому договору, получает указанное  страховое свидетельство по месту  работы.

     Лица, не достигшие четырнадцатилетнего  возраста, не могут быть субъектами государственного пенсионного страхования, кроме случаев, когда несовершеннолетний получает пенсию по случаю потери кормильца.

     Сведения  о застрахованных лицах представляются в Пенсионный фонд России в соответствии с утвержденными им в установленном  порядке формами документов и  инструкциями.

     Во  исполнение Федерального закона «Об  индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» Правительством Российской Федерации была разработана  Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей государственного пенсионного страхования, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.1997 № 318.

     Сведения  о застрахованных лицах представляются в виде документов как в письменной форме, так и в электронной  форме (на магнитных носителях или  по каналам связи) при наличии  гарантий их достоверности и защиты от несанкционированного доступа и  искажений. В последнем случае юридическая  сила представленных документов должна подтверждаться электронной цифровой подписью в соответствии с законодательством  Российской Федерации.

     Плательщики единого социального налога (взноса) в системе государственного пенсионного  страхования представляют в органы Пенсионного фонда России по месту  регистрации в качестве плательщиков указанного налога (взноса) сведения о  его уплате на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о трудовом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.

     В соответствии со статьи 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете» в зависимости от численности  работников индивидуальные сведения о  стаже и заработке работодателем  представляются в территориальные  органы Пенсионного фонда в различные  сроки.

     Так, работодатели - юридические лица с  численностью работающих согласно штатному расписанию до 50 человек по состоянию  на начало отчетного года включительно представляют индивидуальные сведения о стаже и заработке ежеквартально  в течение месяца, следующего за отчетным кварталом, в остальных  случаях работодатель представляет индивидуальные сведения один раз в  полгода в течение календарного года, но не позднее месяца после  окончания отчетного периода.

     Согласно  той же статье индивидуальные сведения о трудовом стаже и страховых  взносах застрахованных лиц должны содержать следующую информацию:

     1) страховой номер индивидуального  лицевого счета;

     2) фамилию, имя и отчество;

     3) дату приема на работу (для  застрахованного лица, принятого  на работу данным работодателем  в течение отчетного периода)  или дату заключения договора  гражданско-правового характера,  на вознаграждение по которому  в соответствии с законодательством  Российской Федерации начисляются  страховые взносы;

     4) дату увольнения (для застрахованного  лица, уволенного данным работодателем  в течение отчетного периода)  или дату прекращения договора  гражданско-правового характера,  на вознаграждение по которому  в соответствии с законодательством  Российской Федерации начисляются  страховые взносы;

     5) периоды деятельности, включаемые  в специальный стаж, определяемые  особыми условиями труда, работой  в районах Крайнего Севера  и приравненных местностях, выслугой  лет, работой на территориях,  подвергшихся радиоактивному загрязнению;

     6) сумму заработка (дохода), на который  начислялись страховые взносы  государственного пенсионного страхования,  с разбивкой по месяцам отчетного  периода;

     7) сумму начисленных и уплаченных  страховых взносов государственного  пенсионного страхования с разбивкой  по месяцам отчетного периода;

     8)сумму  выплат данному лицу, которые  учитываются при назначении пенсии, но на которые не начисляются  страховые взносы государственного  пенсионного страхования, с разбивкой  по месяцам отчетного периода;

     9) другие сведения, необходимые для  правильного назначения пенсии.

     Вышеперечисленные сведения представляются по формам, определяемым Пенсионным фондом Российской Федерации. Копия сведений о каждом застрахованном лице передается указанному лицу работодателем  в этот же срок.

     Застрахованным  лицам, подавшим заявление о выходе на пенсию, указанные сведения передаются в течение 10 календарных дней со дня подачи заявлений.

     Гражданин, самостоятельно уплачивающий страховые  взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, представляет следующие  сведения: страховой номер индивидуального  лицевого счета; фамилию, имя и отчество; сумму заработка (дохода), на который  начислялись страховые взносы государственного пенсионного страхования; сумму  начисленных страховых взносов  государственного пенсионного страхования; другие сведения, необходимые для  правильного назначения пенсии.

     Указанные сведения представляются в сроки  уплаты страховых взносов государственного пенсионного страхования, определенные для этой категории плательщиков законодательством Российской Федерации.

     Как следует из описанных выше правил организации персонифицированного учета, последний представляет собой  трехсторонний процесс, охватывающий работодателя, застрахованное лицо и  орган Пенсионного фонда России. Каждая из уполномоченных сторон в  соответствии с Федеральным законом  «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» обладает определенными правами и обязанностями.

     Для осуществления работы по обработке  информации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования в соответствии с распоряжением Правительства  Российской Федерации от 09.07.1997 № 796-р  создан Информационный центр персонифицированного учета при Пенсионном фонде Российской Федерации. 

     2.2 Проблемы современной пенсионной системы 

     В целях решения основных проблем  пенсионной системы предлагается создание страхового фонда, гарантирующего определенный уровень сохранности пенсионных средств, устранение несоответствий в  системах регулирования, надзора и  контроля финансового рынка, проведение государством политики повышения финансовой грамотности населения.

     Эффективное пенсионное обеспечение является одним  из ключевых факторов социально-экономической  безопасности любого государства. Трудоспособное население должно иметь уверенность  в том, что при достижении пенсионного  возраста уровень пенсионных выплат будет достаточным для поддержания  достойного уровня жизни. В настоящее  время российская демографическая  ситуация характеризуется низким уровнем  рождаемости и старением населения, что к тому же сопровождается смещением  соотношения лиц трудоспособного  возраста и пенсионеров в сторону  последних. Отчасти указанные проблемы носят объективный характер и  обусловлены современным типом  демографической ориентации большинства  экономически развитых стран. Однако при  таком развитии событий в среднесрочной  перспективе государство столкнется с тем, что лица пенсионного возраста будут составлять весьма существенную долю экономически активного населения, и именно от наличия платежеспособного  спроса со стороны данной категории  граждан будет во многом зависеть успешное функционирование нашей экономики. Таким образом, проблема формирования адекватной и реально работающей системы пенсионного обеспечения  является залогом национальной экономической  безопасности страны.

     В широком смысле существуют две основные проблемы отечественной пенсионной системы - прогрессивно растущий дефицит  бюджета Пенсионного фонда России (ПФР) и низкий уровень пенсионного  обеспечения.

     Говоря  о низком уровне пенсионного обеспечения, подразумевается крайне низкий коэффициент  замещения - соотношение средней  пенсии к средней заработной плате

     Согласно  рекомендациям Международной организации  труда (МОТ) адекватным пенсионным обеспечением, которое может обеспечить приемлемое качество жизни, считается размер пенсии не менее 40 % от заработной платы. Для  обеспечения соотношения: Пенсия I Заработная плата на таком уровне за счет отчислений трудоспособного населения необходимо, чтобы на одного пенсионера приходилось 3-4 работника. В результате демографического спада, начавшегося в России с  начала 1990-хгп, идея солидарности поколений  в российской пенсионной системе  практически перестала работать. На данное время в России согласно данным Федеральной службы государственной  статистики на одного пенсионера приходится 1,7 работника. Такое соотношение  не позволяет осуществлять адекватное пенсионное обеспечение только за счет отчислений трудоспособного населения, и государство вынуждено ежегодно выделять дополнительные бюджетные  средства на выплату государственной  пенсии.

     Необходимость восполнения дефицита бюджета ПФР  дает колоссальную нагрузку на федеральный  бюджет. Вопрос этот становится с каждым годом острее и усугубляется растущими  обязательствами правительства  по повышению пенсий гражданам.

     С 2010 г. объединены базовая и страховая  части трудовой пенсии (с 2010 г. фиксированный  базовый размер трудовой пенсии по старости для большинства пенсионеров  составил 2тыс. 562 руб.). На деле, однако, это означает отмену базовой части  как таковой и, соответственно, сокращение размера пенсии для тех, кто достиг пенсионного возраста после 01.01.2010, поскольку согласно новой формулировке страховая часть трудовой пенсии включает фиксированный базовый  размер. Иными словами, установлен новый норматив – «фиксированный базовый размер», ниже которого пенсия быть не может. В случае если страховая часть пенсии больше базового размера, будет выплачиваться только эта часть пенсии.

     В настоящее время работодатель уплачивает в ПФР страховые взносы в размере 20% (взамен существовавшего до 31.12.2009 единого социального налога) пропорционально  выплачиваемой работнику заработной плате. Для застрахованных лиц - мужчин 1953-1967 г. р. и женщин 1957-1967 г. р. уплаченные страховые взносы идут на формирование страховой части пенсии. Отметим, что накопительная часть у перечисленных возрастных категорий все же имеется, хотя и формировалась весьма непродолжительный период времени - с 2002 по 2004 г. Для застрахованных лиц 1967 г. р. и моложе 14% идет на формирование страховой части пенсии, оставшиеся 6% - на накопительную. Страховая часть пенсии по сути - это виртуальные средства, которые в данное время выплачиваются существующим пенсионерам. При достижении застрахованным лицом пенсионного возраста сумма взносов по страховой части пенсии будет разделена на средний период дожития (на данное время эта цифра составляет 228 мес.) и в таком виде будет ежемесячно выплачиваться пенсионеру пожизненно. Размер выплат по накопительной части трудовой пенсии будет рассчитываться аналогично.

Информация о работе Специфика пенсионной реформы в современной России