Специфика пенсионной реформы в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 16:22, реферат

Краткое описание

Цель данной работы – изучить специфику пенсионной реформы в России

В соответствии с целью в самостоятельной работе были поставлены следующие задачи:
Рассмотреть источники формирования финансовых ресурсов пенсионной системы.
Изучить специфику отдельных видов трудовых пенсий.
Исследовать вопросы индивидуального учета и уплаты страховых взносов страхователями.
Дать анализ пенсионной реформе в России.

Оглавление

Введение 3

1 Теоретические основы пенсионной реформы в РФ 4
1.1 Источники формирования финансовых ресурсов пенсионной системы 4
1.2 Особенности формирования трудовых пенсий 7
1.3 Специфика накопительных элементов финансирования трудовых пенсий 17
2 Вопросы организации и проблемы пенсионной системы в РФ 22
2.1 Вопросы организации индивидуального(персонифицированного) учета 22
2.2 Проблемы современной пенсионной системы 28
Заключение

Список использованных источников и литературы 35

36

Файлы: 1 файл

самоост2.docx

— 64.78 Кб (Скачать)

     Иждивение детей умерших родителей предполагается и не требует доказательств, за исключением указанных детей, объявленных в соответствии с законодательством Российской Федерации полностью дееспособными или достигших возраста 18 лет.

     Нетрудоспособные  родители и супруг умершего кормильца, не состоявшие на его иждивении, имеют  право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца, если они независимо от времени, прошедшего после его смерти, утратили источник средств к существованию.

     Члены семьи умершего кормильца, для которых  его помощь была постоянным и основным источником средств к существованию, но которые сами получали какую-либо пенсию, имеют право перейти на трудовую пенсию по случаю потери кормильца.

     Трудовая  пенсия по случаю потери кормильца-супруга сохраняется при вступлении в новый брак.

     Усыновители имеют право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца наравне с родителями, а усыновленные дети -- наравне с родными детьми. Несовершеннолетние дети, имеющие право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца, сохраняют это право при их усыновлении.

     Отчим и мачеха имеют право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца  наравне с отцом и матерью  при условии, что они воспитывали  и содержали умершего пасынка или падчерицу не менее пяти лет. Пасынок и падчерица имеют право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца наравне с родными детьми, если они находились на воспитании и содержании умершего отчима или мачехи, которые подтверждаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

     Трудовая  пенсия по случаю потери кормильца устанавливается независимо от продолжительности страхового стажа кормильца, а также от причины и времени наступления его смерти, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 11 статьи 9 ФЗ «О трудовых пенсиях».

     При полном отсутствии у умершего кормильца  страхового стажа, а также в случае наступления его смерти вследствие совершения им умышленного уголовно наказуемого деяния или умышленного нанесения ущерба своему здоровью, которые установлены в судебном порядке, устанавливается социальная пенсия в связи со смертью кормильца в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

     В случае, если смерть застрахованного  лица наступила до назначения ему  накопительной части трудовой пенсии по старости или до перерасчета размера  этой части указанной пенсии с  учетом дополнительных пенсионных накоплений, средства, учтенные в специальной части его индивидуального лицевого счета, выплачиваются в установленном порядке лицам, указанным в пункте 6 статьи 16 Федерального закона о трудовых пенсиях. При этом застрахованное лицо вправе в любое время посредством подачи соответствующего заявления в Пенсионный фонд Российской Федерации определить конкретных лиц из числа указанных в пункте 6 статьи 16 Федерального закона или из числа других лиц, которым может быть произведена такая выплата, а также установить, в каких долях следует распределить между ними указанные выше средства. При отсутствии указанного заявления средства, учтенные в специальной части индивидуального лицевого счета, подлежащие выплате родственникам застрахованного лица, распределяются между ними в равных долях. Источники финансирования трудовых пенсий определяются Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». 

     1.3 Специфика накопительных элементов финансирования трудовых пенсий.

     Трудовая  пенсия по старости состоит из двух частей – страховой и накопительной. Трудовая пенсия по инвалидности и  по случаю потери кормильца – из страховой части.

     1. В состав страховой части трудовой  пенсии с 01.01.2010 входит фиксированный  базовый размер страховой части,  ранее называвшийся базовой частью  трудовой пенсии. Принцип установления  фиксированного базового размера  – такой же, как и базовой  части трудовой пенсии. Он устанавливается  в определенном, общем для всех, размере, и увеличивается при  достижении возраста 80 лет, установлении I группы инвалидности, наличии иждивенцев  или при наличии определенного  стажа работы в районах Крайнего  Севера или приравненных к  ним местностях. В настоящее время  (с 01.04.2010) фиксированный базовый  размер страховой части равен  2723,41 рублям. Доля страховой части,  превышающая фиксированный базовый  размер, зависит от суммы страховых  взносов, уплаченных на финансирование  этой части. 

     За  работающих граждан взносы уплачивает их работодатель. Самостоятельно занятые  граждане (предприниматели, адвокаты, нотариусы и т.д.) уплачивают взносы самостоятельно. Уплачиваемые взносы отражаются на лицевом счете гражданина в Пенсионном фонде РФ. Когда ему  назначается пенсия, то страховая  часть рассчитывается на основании  данных его счета.

     Размер  взносов за работающих граждан зависит  от их возраста. В 2010 году тариф взноса за лиц 1966 года рождения и старше составляет 20% от их заработной платы. За лиц 1967 года рождения и моложе – 14% от их заработной платы. С 2011 года тариф взносов составит 26% для лиц 1966 года рождения и старше и 20% для лиц 1967 года рождения и моложе. При этом для расчета этой доли учитываются для граждан 1966 года рождения и старше сумма взносов, равная 16% от их заработной платы, а  для граждан 1967 года рождения и моложе – 10%.

     Эти взносы включаются в состав расчетного пенсионного капитала, который ежегодно индексируется с коэффициентами, утверждаемыми Правительством России. При назначении пенсии сумма расчетного пенсионного капитала делится на ожидаемый период выплаты пенсии и таким образом определяется страховая часть (методика приведена только для пенсии по старости, для пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца она несколько отличается). Ожидаемый период выплаты пенсии в 2002 году был установлен в размере 12 лет (144 месяца). После этого он ежегодно увеличивается (например, в 2010 году он составляет 16 лет или 192 месяца) до 2013 года. В 2013 году ожидаемый период выплаты достигнет 19 лет (228 месяцев) и больше увеличиваться не будет.

     Страховые взносы в Пенсионный фонд России в  рамках действующей системы пенсионного  обеспечения стали уплачиваться с 2002 года. Приобретенные до этого  времени пенсионные права конвертируются (преобразуются) в расчетный пенсионный капитал по формуле, учитывающей  заработок гражданина и его трудовой стаж. В настоящее время практически  у всех, кому назначается трудовая пенсия по старости, страховая часть  состоит не только из уплаченных взносов, но и из преобразованных пенсионных прав, приобретенных до 2002 года.

     Назначенная страховая часть пенсии периодически индексируется с коэффициентами, утверждаемыми Постановлениями  Правительства России.

     2. Финансируется из страховых взносов на накопительную часть, которые гражданин накопил в течение своей трудовой деятельности.

     Размер  накопительной части трудовой пенсии (НЧТП) зависит от суммы страховых  взносов, уплаченных в ПФР на финансирование накопительной части. Эти взносы отражаются в специальной части  лицевого счета гражданина и инвестируются  в порядке, установленном законодательством. При приобретении гражданином пенсионных оснований накопительная часть  его пенсии рассчитывается делением содержимого специальной части  пенсионного счета на ожидаемый  период выплаты пенсии. Этот период установлен в том же размере, что  и для страховой части пенсии.

     Размер  страховых взносов на накопительную  часть пенсии для граждан 1967 года рождения и моложе составляет 6% от их зарплаты. Для граждан 1966 года рождения и старше такие взносы с 2005 года не уплачиваются. В 2002-2004 годах взносы уплачивались за мужчин 1953 года рождения и моложе и за женщин 1957 года рождения и моложе. За это время у них накопилась некоторая сумма на специальной части счета, из которой им также будет назначаться накопительная часть трудовой пенсии.

     Принципиальное  отличие страховой части от накопительной  состоит в том, что расчетный  пенсионный капитал (по которому определяется страховая часть) индексируется  в размерах, определяемых Постановлениями  Правительства. Накопительная же часть  инвестируется и может значительно  увеличиваться в зависимости  от результатов работы организации, которая осуществляет инвестирование.

     Накопительная часть пенсии – единственная часть, на размер которой гражданин может  влиять непосредственно. По выбору гражданина она может инвестироваться разными  организациями. Во-первых, государственной  управляющей компанией (ГУК), которой  является государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической  деятельности (Внешэкономбанк)». Именно такой вариант инвестирования осуществляется по умолчанию для граждан, которые  не предпринимали никаких действий по его изменению. Во-вторых, накопительная  часть может инвестироваться  частной управляющей компанией (ЧУК), притом, что страховщиком (собственником средств) остается Пенсионный фонд России. И в-третьих, накопительная часть может инвестироваться негосударственным пенсионным фондом (НПФ).

     Программой  предполагается поэтапное внедрение  в государственное пенсионное страхование  накопительных элементов финансирования пенсий. На первом этапе, начиная с 2000 года, планируется зачислять на именной пенсионный счет часть обязательных страховых взносов, уплачиваемых в размере 1 процента с заработной платы (дохода). Работодатели уплачивают страховые взносы в установленном порядке. Вся сумма страховых взносов зачисляется на счет доходов регионального отделения Пенсионного фонда Российской Федерации. Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации в установленные сроки зачисляет страховые взносы, исходя из установленного тарифа страховых взносов на отдельный балансовый счет и перечисляет эти средства на отдельный банковский счет Пенсионного фонда Российской Федерации по учету накопительных пенсионных взносов.

     Затем эти средства в установленные  сроки направляются на расчетные  счета управляющих компаний. Пенсионный фонд Российской Федерации использует эти средства исключительно на указанные  цели.

     Инвестирование  пенсионных накоплений осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Управление инвестиционным портфелем должны осуществлять управляющие компании. Управляющие компании должны отвечать требованиям, установленным Правительством Российской Федерации. Список таких компаний будет утверждаться Правительством Российской Федерации по результатам проведения тендера. Размер части пенсии, финансируемой за счет накопительного источника, определяется на основе расчета аннуитета (пожизненно выплачиваемая пенсия) исходя из величины накоплений на именном счете, ожидаемой доходности по остатку накоплений в период выплаты пенсии и ожидаемой продолжительности жизни застрахованных лиц на момент их выхода на пенсию. В процессе подготовки нормативных актов предстоит решить вопросы, связанные с применением вводимых накопительных элементов финансирования пенсий к отдельным категориям застрахованных, в первую очередь к лицам, которые при этом будут продолжать активную трудовую деятельность после выхода на пенсию. 

 

     1 ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ  И ПРОБЛЕМЫ ПЕНСИОННОЙ  СИСТЕМЫ РФ 

     2.1 Вопросы организации  индивидуального (персонифицированного) учета 

     Персонифицированный учет – это сдача отчетности в  пенсионный фонд индивидуально по каждому  сотруднику (индивидуальный персонифицированный  учет).

       Индивидуальный (персонифицированный)  учет — это организация и  ведение учета сведений о каждом  застрахованном лице для реализации  пенсионных прав в соответствии  с действующим законодательством  (абзац 6 статьи 1 Закона № 27-ФЗ). Данная информация может представляться  как в виде документов в  письменной форме, так и в  электронном виде либо по каналам  связи.

       Сдача персонифицированного учета  должна быть произведена не  позднее 1 марта года следующего  за отчетным, причем сдача персонифицированного  учета для индивидуальных предпринимателей  предполагает те же сроки. Ведение  бух учета и сдача отчетности  в пенсионный фонд требуется  от каждого юридического лица, не зависимо от того, осуществлялась  деятельность в течение года  или нет. Отчетность в пенсионный  фонд состоит из вышеперечисленных  документов и различие заключается  только в сведениях, которые  вносятся в персонифицированный  учет. Таким образом, каждое юридическое  лицо или ИП, которое осуществляет  деятельность на территории РФ  обязано сдавать отчетность в  пенсионный фонд — персонифицированный  учет, ежегодно до 1 марта следующего  за отчетным годом по установленным  документам независимо от того, осуществляло ли лицо деятельность  за отчетный период. Если финансово-хозяйственная  деятельность не велась в течение  отчетного периода, нулевая отчетность  в пенсионный фонд сдается,  но за несвоевременно сданный  персонифицированный учет штрафы не взимаются, так как данные санкции предусмотрены в процентном отношении к сумме начисленных взносов.

     Персонифицированный учет в 2010 году – отчетными периодами  признаются полугодие и календарный  год. За первый отчетный период 2010 года (полугодие) сведения персонифицированного учета должны быть предоставлены  до 1 августа 2010 года, за второй отчетный период 2010 года (календарный год) - до 1 февраля 2011 года. Персонифицированный  учет с 2011 года – сведения предоставляются  в Пенсионный фонд РФ ежеквартально  до 1-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом (за 1 квартал – до 1 мая, за 2 квартал  – до 1 августа, за 3 квартал –  до 1 ноября, за 4 квартал – до 1 февраля  следующего года).

     На  территории Российской Федерации на каждое застрахованное лицо ПФР открывает  индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером. В результате, куда бы ни переехал данный гражданин в Российской Федерации, на какую бы работу ни перешел, данные о нем будут попадать в один и тот же лицевой счет в информационной системе, соответствующий его страховому номеру. Тем самым обеспечивается полнота и достоверность сведений базы данных системы персонифицированного учета.

Информация о работе Специфика пенсионной реформы в современной России