Современное регулирование гражданства на территории РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 13:09, курсовая работа

Краткое описание

В связи с провозглашением человека, его прав и свобод высшей ценностью существенно возрос интерес к гражданству. Права, свободы и обязанности человека, их объем и содержание находятся в прямой зависимости с гражданством. Можно сказать, что гражданство является гарантом соблюдения конституционных прав человека.

Оглавление

Введение 3
1.Понятие и принципы гражданства 4
2.История становления гражданства в РФ.
2.1.Становление гражданства в дореволюционный период 11
2.2.Гражданство СССР 12
3.Современное регулирование гражданства на территории РФ.
3.1.Международные акты о гражданстве 17
3.2.Законодательные акты РФ о гражданстве 20
3.3.Государственные органы РФ, ведающие делами о гражданстве 22
3.4.Основания приобретения и прекращения
гражданства на территории РФ 24
4. Влияние международного сообщества на становление
гражданства в РФ. 28
Заключение 29
Список литературы 30

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 174.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

3.Современное регулирование гражданства на территории Российской Федерации.

3.1.Международные акты о гражданстве.

Международно-правовые нормы  о гражданстве регулируют как  общие вопросы гражданства (о  праве каждого на гражданство, о  сохранении гражданства при вступлении в брак, о гражданстве детей и т.д.), так и специальные (проблемы двойного гражданства и безгражданства). В числе первых – Пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Конвенция о гражданстве замужней женщины 1957 г., Конвенция о правах ребенка 1989 г. и др. Ко второй группе относятся двусторонние соглашения о предотвращении возникновения двойного гражданства, Конвенция о статусе апатридов 1954 г., Конвенция о сокращении безгражданства 1961 г. и т.д.

Так же международные договора могут регулировать отдельные вопросы приобретения гражданства. Так, Конвенция о правах замужней женщины 1957 г. устанавливает, что ни заключение, ни расторжение брака между гражданином какого-либо государства и иностранцем, «ни перемена гражданства мужем во время существования брачного союза не будут отражаться автоматически на гражданстве жены» (ст. 1).

В истории межгосударственных отношений имеются случаи, когда  государства заключали соглашения и конвенции, касающиеся прохождения  военной службы лицами с двойным гражданством. В 1930 г. под эгидой Лиги Наций был принят Протокол о воинской обязанности в некоторых случаях двойного гражданства, ст. 1 которого устанавливала: «Лицо, обладающее двумя или более гражданствами, которое обычно проживает в одной из стран, чьим гражданством оно обладает, и которое в действительности наиболее тесно связано с этой страной, освобождается от воинской обязанности в другой стране или странах». В 1933 г. США и Швеция подписали Конвенцию о военной службе лиц с двойным гражданством, в которой устанавливалось, что лица, имеющие гражданства обоих государств, но постоянно проживающие на территории одного из них и тесно с ним связанные, освобождаются на территории другой страны от выполнения воинской обязанности.

После Второй мировой войны ряд стран заключили соглашение о прохождении военной службы лицами с двойным гражданством. Так, в 1948 г. между США и Францией, а 1949 г. между Францией и Англией состоялся обмен письмами, в которых констатировалось, что лица с двойным гражданством будут считаться выполнившими свои воинские обязанности в соответствующем государстве во время войны 1939 -1945 гг., если они их выполняли за этот период времени в вооруженных силах другой страны.

Примером многостороннего  соглашения по данному вопросу может служить Конвенция о сокращении случаев множественности гражданства и военной обязанности в случаях множественности гражданства, заключенная европейскими государствами – членами Европейского совета в мае 1963 г. Согласно этой Конвенции, лица, обладающие гражданством двух или более государств, выполняют воинскую обязанность только в одном из этих государств, как правило, государстве, на территории которого они имеют свое постоянное место жительства.

Международными договорами и национальными законами определяется и правовой статус апатридов. Основными международными актами являются Конвенция о статусе апатридов 1954 г. и Конвенция о сокращении безгражданства 1961 г., согласно которым государства обязаны на своей территории установить определенный режим для лиц без гражданства, который бы защищал их личные права (личный статус), имущественные права, предоставлял им, например, свободу предпринимательства, льготы в области получения образования и т.д.

Правовое положение  беженцев (Беженцы – это лица, которые покинули страну постоянного жительства по причине их преследования (по признаку расы, национальности, по политическим убеждениям, по причине военных действий, чрезвычайных ситуаций) определяется Конвенцией о статусе беженцев, 1967 г. В рамках ООН действует Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев, деятельность которого носит гуманный и сериальный характер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2.Законодательные акты Российской Федерации о гражданстве.

В Российской Федерации  вопросы гражданства регулируются, прежде всего, Конституцией РФ и Федеральным  законом от 31 мая 2002 г. «О гражданстве Российской Федерации»

Согласно этому документу, иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие 18 лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться  с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации в общем порядке.

Упрощенный порядок  приобретения гражданства предусмотрен для лиц, имеющих высокие достижения в области науки, техники и культуры, обладающих профессией или квалификацией, предоставляющими интерес для Российской Федерации или особыми заслугами перед РФ.

Этот закон вполне соответствует международной практике. Существовавший ранее закон был принят в 1991 г. и отличался крайним либерализмом. Большинство его приверженцев в новом варианте не одобряют увеличение срока проживания (пять лет), после которого можно претендовать на гражданство, и проверку знания языка.  Однако подавляющее число цивилизованных стран давно согласилось с тем, что должны существовать условия, ограничивающие условия натурализации. Предоставляя человеку гражданство, государство обязуется выполнять в полном объеме его права и свободы, обеспечивать защиту и покровительство за пределами страны. Поэтому государство вправе отбирать именно тех кандидатов, которые полезны и действительно соотносят с принимающей их страной, имеют с ней связь по крови или культуре.

Другой, связанный с  тематикой гражданства, документ – Закон «О правовом положении иностранцев и лиц без гражданства в Российской Федерации» - был одобрен Советом Федерации 10 июля 2002 г. После подписания его Президентом РФ, этот документ стал определять правовое положение  иностранцев и лиц без гражданства Российской Федерации, а также регулировать отношения между иностранными гражданами и органами государственной власти в России. Основные положения закона гласят:

- Срок временного  пребывания иностранного гражданина  на территории РФ определяется  сроком действия визы, если не требуется визы – не может превышать 90 суток, за исключение отдельных случаев;

- Срок действия разрешения  на временное проживание иностранного  гражданина составляет 3 года;

- В соответствии с  законом, разрешение на временное  пребывание или проживание может быть выдано иностранному гражданину в пределах квоты, установленной правительством РФ с учетом демографической ситуации и возможностей регионов по обустройству иностранных граждан.

Ограничение свобод иностранных  граждан по новым законам минимально и диктуется разумными причинами. Поэтому трудности с получением российского гражданства не ухудшают положение иностранцев в стране, а лишь упорядочивают процедуру принятия гражданства, делают государство более защищенным от незаконной миграции.

        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3.Государственные органы РФ, ведающие делами о гражданстве.

Государственными органами, ведающими делами о гражданстве  Российской Федерации, являются (Приложение 2.):

  1. Президент РФ;
  2. Управление Президента РФ по вопросам гражданства;
  3. Комиссия по вопросам гражданства при Президенте РФ;
  4. Министерство внутренних дел РФ (и входящая в его состав иммиграционная служба);
  5. Министерство иностранных дел РФ, дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, находящиеся за территорией РФ.

Президент Российской Федерации  решает вопросы приема в гражданство  РФ иностранных граждан, граждан  бывшего СССР и лиц без гражданства; принимает решения по восстановлению в гражданстве; разрешает гражданину России иметь одновременно гражданство другого государства (двойное гражданство); отменяет решения о приеме в гражданство; предоставляет почетное гражданство РФ. В осуществлении полномочий по делам о гражданстве Президент издает указы.

Для предварительного рассмотрения вопросов гражданства при Президенте РФ действует Комиссия по вопросам гражданства.  К полномочиям Комиссии относится внесение на рассмотрение Президента своих предложений и представлений по вопросам гражданства. Комиссия вправе истребовать по вопросу, находящемуся на ее рассмотрении, документы и материалы государственных органов, которые представляют необходимую информацию в установленный правовым нормами срок.

Министерство внутренних дел РФ и наделенные соответствующей  компетенцией подведомственные ему  органы имеют следующие полномочия в вопросах предоставления гражданства:

- принимают от лиц,  проживающих на территории РФ, заявления и ходатайства по  вопросам гражданства;

- проверяют факты и  документы, изложенные в заявлениях  и ходатайствах по вопросам  гражданства;

- направляют ходатайства по вопросам гражданства со всеми необходимыми документами в Комиссию по вопросам гражданства;

- определяют принадлежность  лиц, проживающих на территории  РФ, к российскому гражданству;

- осуществляют регистрацию  приобретения или прекращения  гражданства РФ.

Министерство иностранных  дел РФ, дипломатические представительства  и консульские учреждения выполняют  аналогичные функции в вопросах гражданства по отношению к лицам, проживающим за пределами РФ. Всего за 1994 – 2000 гг. получили гражданство 4,9 млн. человек, из них 2,3 млн. — в ОВД на территории России, а остальные — в консульских учреждениях МИДа

Помимо указанных полномочных  органов, ведающих делами о гражданстве  Российской Федерации Указом Президента РФ от 22 мая 2004 г. № 662 утверждено «Положение об Управлении Президента Российской Федерации по обеспечению конституционных прав граждан», в соответствии с которым основными задачами Управления, в том числе являются: обеспечение реализации конституционных полномочий Президента Российской Федерации по вопросам гражданства РФ, а также осуществление в пределах своих полномочий контроля за исполнением решений Президента РФ.

И Комиссия по вопросам гражданства  при Президенте РФ, и Управление Президента РФ по обеспечению конституционных  прав граждан призваны обеспечить выполнение Президентом Российской Федерации своих функций, зафиксированных в Законе о гражданстве.

 

 

 

 

 

 

3.4.Основания приобретения и прекращения гражданства на территории Российской Федерации.

Гражданство в России приобретается по следующим основаниям, предусмотренным Законом (Приложение 3.):

  1. в результате его признания;
  2. по рождению;
  3. в порядке его регистрации;
  4. в результате приема в гражданство;
  5. В результате восстановления в гражданстве;
  6. путем выбора гражданства (оптация) при изменении государственной принадлежности территории и по другим основаниям, предусмотренным международными договорами РФ;
  7. по иным основаниям, предусмотренным законом.

Гражданами Российской Федерации признаются все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие  на территории Российской Федерации на день вступления Закона в силу. Лица, родившиеся 30 декабря 1922 года и позднее утратившие гражданство бывшего СССР, также признаются гражданами РФ.

При решении вопроса  о приобретении гражданства по рождению применяются два принципа: национальный (принцип «права крови») и территориальный (принцип «права почвы»). В соответствии с принципом права крови ребенок, родители которого на момент рождения  состоят в гражданстве одного государства, является гражданином этого государства независимо от места его рождения. Этого принципа придерживается большинство государств, в том числе Российская Федерация, Дания, Афганистан. Согласно правилу почвы, ребенок, родившийся на территории государства, является его гражданином не зависимо от гражданства его родителей. В США, Бразилии, Аргентине как основное используется право почвы.

Приобретение гражданства  в порядке регистрации – это  упрощенный порядок получения российского  гражданства, который распространяется, прежде всего, на граждан бывшего  СССР, проживающих на территории государств, входивших в состав бывшего СССР.

Следующим распространенным во всем мире способом приобретения гражданства  является прием в гражданство. Прием  гражданства иностранцем по заявлению  называется натурализацией. Иностранный гражданин и лицо без гражданства вправе обратиться с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации в общем порядке при условии, если указанные ниже  граждане и лица:

1. проживают на территории  Российской Федерации со дня  получения вида на жительство и до дня обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации в течение пяти лет непрерывно;

2. обязуются соблюдать  Конституцию РФ и законодательство  РФ;

3. имеют законный источник  средств к существованию;

4. обратились в полномочный  орган иностранного государства с заявлениями об отказе от имеющегося у них иного гражданства;

5. Владеют русским  языком.

 В России такое ходатайство подается на имя Президента РФ, и прием в гражданство оформляется в каждом отдельном случае актом главы государства.

Следующим способом приобретения российского гражданства, является восстановление в гражданстве лица, которое его имело, но по каким-то причинам утратило.

Отдельного внимания заслуживает такой способ приобретения гражданства, как оптация. Она возникает, когда какая-то территория переходит в соответствии с международным договором от одного государства другому. Жителям такой территории обычно предоставляется право выбрать гражданство того или другого государства. Различается позитивная оптация – сохранение прежнего гражданства, и негативная оптация – отказ от бывшего гражданства и получение нового. Особенностью является то, что приобретение гражданства в таких случаях носит групповой характер и осуществляется, как правило, в упрощенном порядке.

Информация о работе Современное регулирование гражданства на территории РФ