Современное регулирование гражданства на территории РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 13:09, курсовая работа

Краткое описание

В связи с провозглашением человека, его прав и свобод высшей ценностью существенно возрос интерес к гражданству. Права, свободы и обязанности человека, их объем и содержание находятся в прямой зависимости с гражданством. Можно сказать, что гражданство является гарантом соблюдения конституционных прав человека.

Оглавление

Введение 3
1.Понятие и принципы гражданства 4
2.История становления гражданства в РФ.
2.1.Становление гражданства в дореволюционный период 11
2.2.Гражданство СССР 12
3.Современное регулирование гражданства на территории РФ.
3.1.Международные акты о гражданстве 17
3.2.Законодательные акты РФ о гражданстве 20
3.3.Государственные органы РФ, ведающие делами о гражданстве 22
3.4.Основания приобретения и прекращения
гражданства на территории РФ 24
4. Влияние международного сообщества на становление
гражданства в РФ. 28
Заключение 29
Список литературы 30

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 174.00 Кб (Скачать)

Принцип невосприимчивости  гражданства к изменениям семейного  статуса (ст. 8, 9 Закона о гражданстве). Российское гражданство исходит из того, что не только изменение места жительства, но и изменение семейного статуса лица автоматически не влияют на его положение как гражданина РФ. Во-первых, заключение или расторжение брака гражданином России с лицом, не принадлежащим к российскому гражданству, не влечет за собой изменение их гражданства. Во-вторых, изменение гражданства одним из супругов не влечет изменение гражданства другого супруга. В-третьих, расторжение брака не влечет за собой изменение гражданства родившихся в этом браке или усыновленных (удочеренных) супругами детей. В-четвертых, гражданство ребенка не изменяется при изменении гражданства его родителей, лишенных  родительских прав.

Принцип сокращения числа лиц без гражданства (п. 6 ст. 4 Закона о гражданстве). Государственная поддержка и предоставление широкого набора политических, социально-экономических, культурных, личных прав – надежная жизненная опора для индивида, однако государство оказывает такую поддержку в полном объеме лишь своим гражданам. В отличие от граждан и иностранцев, пользующихся защитой своих государств, в невыгодном положении оказываются лица без гражданства. Поэтому, Российская Федерация проводит политику, направленную на сокращение этой категории своего населения. Данная политика основывается на поощрении приобретения российского гражданства лицами без гражданства.

Кроме того, законодатель вводит ряд правил, предотвращающих  рост числа лиц без гражданства. Так, не может быть прекращено гражданство  ребенка, если в результате этого  он станет лицом без гражданства.

Принцип равного  гражданства (п. 2 ст.4 Закона о гражданстве). В рамках отношений гражданства принцип равного статуса индивидов не зависимо от социальной, расовой, национальной, языковой, религиозной принадлежности дополняется установкой, согласно которой все граждане Российской Федерации равны между собой, не зависимо от времени их состояния в российском гражданстве и оснований его приобретения.

Принцип недопустимости лишения гражданства (п. 4 ст. 4 Закона о гражданстве). Российское законодательство отказалось от лишения гражданства, известного законодательству Союза ССР. Лишение гражданства – одностороннее, основанное на произвольном прекращении государством гражданства отдельных лиц не зависимо от их желания. Право государства на определение круга своих граждан и процедуры получения, прекращения гражданства не означает его право на лишение гражданства, например, в качестве меры ответственности лица.

Однако государство  в праве отменить решение о  предоставлении гражданства, если оно  было приобретено лицом на основании  подложных документов или заведомо ложных сведений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.История становления гражданства в Российской Федерации.

2.1.Становление гражданства в дореволюционный период.

В процессе исторического  развития нашего государства понятие  и сущность гражданства изменялись, наполняясь новым содержанием. В царской России существовало подданство, а не гражданство. Причем законодательство о подданстве сохраняло черты средневековых, феодальных начал, не основывалось, в отличие от других государств того времени, на юридическом равенстве подданных.

В бывшей Российской Империи  подданные подразделялись на несколько  разрядов с особым правовым статусом:

1. Природные подданные,  в составе которых, в свою  очередь выделялись:

    а) дворянство (потомственное и личное);

    б) духовенство  (делилось по вероисповеданиям);

    в) городские  обыватели (разбивались на группы: почетные граждане, купцы, мещане  и цеховые);

    г) сельские  обыватели.

2. Инородцы (евреи и  восточные народы)

3. Финляндские обыватели.

Кроме того, четыре группы природных подданных законодательство делило  на лиц податного и неподатного состояния. Лица неподатного состояния (дворяне и почетные граждане) пользовались свободой передвижения и получали бессрочные паспорта для проживания на всей территории империи; лица податного состояния (мещане и крестьяне) не обладали этими правами. С принадлежностью к той или иной категории подданных законодательство связывало весьма существенные различия в правах и обязанностях.

 

 

 

 

 

 

2.2. Гражданство в СССР.

После прекращения существования  царской империи первым актом по вопросам гражданства был Декрет об уничтожении сословий и гражданских чинов от 11 (24) ноября 1917 г. В нем провозглашалось, что все существовавшие доныне сословия и сословные деления граждан, сословные привилегии и ограничения, всякие звания (дворянина, купца, мещанина и т.д.),  титулы и наименования гражданских чинов уничтожаются, и устанавливается одно общее для всего населения России наименование – гражданин Российской Федерации.

1 апреля 1918 г. ВЦИК  принял Декрет «О приобретении прав российского гражданства». Право принимать в российское гражданство иностранцев, проживающих в пределах РСФСР, было предоставлено местным Советам. Народный комиссариат по внутренним делам регистрировал принятых в гражданство иностранцев и публиковал их списки для всеобщего сведения.

Конституция РСФСР 1918 г. Отнесла к предметам ведения  Всероссийского съезда Советов и  ВЦИК издание общих постановлений  о приобретении и утрате прав российского гражданства и о правах иностранцев на территории республики. За местными Советами Конституция закрепила полномочия предоставлять права российского гражданства тем иностранцам, которые проживали в РСФСР и работали, принадлежали к рабочему классу или трудовому крестьянству.

С образованием Союза  ССР было установлено гражданство СССР. В ст. 7 Конституции СССР 1924 г. Закрепилось единое союзное гражданство для граждан союзных республик.

К предметам ведения  верховных органов власти СССР относилось «основное законодательство в области  союзного гражданства, в отношении прав иностранцев».

29 октября 1924 г. Было  утверждено Положение о союзном  гражданстве. В соответствии с  ним правом принятия в союзное  гражданство обладали ВЦИК союзных  республик. Трудящихся иностранцев  могли принимать  в гражданство  исполкомы губернских, областных съездов Советов или ЦИК АССР. Утратившими советское гражданство считались лица, лишенные его на основании законов, принятых до Конституции 1924 г.; не возвратившиеся из-за границы; лишенные гражданства по приговору суда. Положение регламентировало вопрос о гражданстве детей в случае изменения гражданства родителей. 

Новое Положение о  гражданстве Союза ССР было утверждено ЦИК и СНК СССР 13 июня 1930 г. В  этом же году постановлением ЦИК и  СНК СССР от 23 ноября 1930 г. Был введен упрощенный порядок приема в гражданство СССР и выхода из него, что и было закреплено в Положении гражданстве Союза ССР 1931г.

Это Положение, исходя из конституционного принципа единого  союзного гражданства, полностью урегулировало  вопросы, связанные с признаем лица   гражданином СССР, порядок принятия и выхода из гражданства, гражданство детей. Каждое лицо, находящееся на территории СССР признавалось гражданином Союза ССР, если не была доказана его принадлежность к гражданству иностранного государства. Положение закрепило, что гражданин СССР является гражданином той союзной республики на территории которой постоянно проживает. Если же он по национальности или по происхождению  относит себя к другой союзной республике, то может принять гражданство этой республики.

В соответствии с Положением 1931 г. принятие иностранных граждан в гражданство одной из союзных республик, и тем самым в гражданство СССР, осуществлялось Постановлением Президиума ЦИК СССР или Президиума той союзной республики, в которой они проживали. Президиумы ЦИК союзных республик могли принимать в гражданство СССР иностранных граждан, проживающих за границей, если от них поступали заявления в эти органы.

Выход из гражданства  СССР разрешался не только Президиумом  ЦИК СССР, но и Президиумами ЦИК  союзных республик (если лицо, ходатайствующее о выходе, проживало в пределах СССР).

Согласно Положению 1931 г. иностранные граждане – рабочие  и крестьяне, проживающие в пределах СССР и работающие, пользовались всеми политическими правами граждан СССР.

Конституция СССР 1936 г., также как и предыдущий Основной Закон, закрепила принцип единства союзного гражданства. Она сохранила отнесение к ведению Союза ССР вопросов о союзном гражданстве и о правах иностранцев.

В соответствии с Конституцией СССР 1936 г. был принят Закон о гражданстве Союза ССР от 19 августа 1938 г. В этом законе сохранился ряд сложившихся принципов гражданства, но были введены новые положения. Закон установил, что гражданами СССР являются:

1. все лица, состоявшие к 7 ноября 1917 г. в подданстве Российской  Империи и не утратившие советского гражданства;

2. лица, которые приобрели советское  гражданство в установленном  законом порядке.

Лица, не отвечающие данным условиям и проживающие на территории СССР, признавались лицами без гражданства (апатридами). Закон изменил и порядок решения вопросов  о выходе из гражданства и его лишении. Данные вопросы были отнесены к компетенции Президиума Верховного Совета СССР. Это говорит об усилении централизации Советского союзного государства.

В последующие годы принимались  многочисленные акты, связанные с решением отдельных вопросов приобретения гражданства СССР и восстановления в гражданстве. К ним относятся указы Президиума Верховного Совета СССР «О порядке приобретения гражданства СССР гражданами Литовской, Латвийской и Эстонской Советских социалиститечских республик»  (1940 г.),  «О восстановлении в гражданстве СССР жителей Бессарабии и о приобретении советского гражданства жителями Северной Буковины» (1941 г.), «О восстановлении в гражданстве СССР подданных бывшей Российской империи, а так же лиц, утративших советское гражданство, проживающих на территории Маньчжурии» (1945 г.) и ряд других актов, аналогичных последнему в отношении лиц, проживающих на территории Франции, Югославии, Болгарии, Японии и др.

Конституция СССр 1977 г. впервые закрепила, что основания, порядок приобретения и утраты гражданства определяются Законом о гражданстве СССР. Получил конституционное выражение важный принцип гражданства: граждане СССР за границей пользуются защитой и покровительством Советского государства.

Согласно Конституции принятие в гражданство СССР, решение вопросов о выходе из гражданства и о  его лишении входило в компетенцию  Президиума Верховного Совета СССР.

В соответствии с конституциями  союзных республик 1978 г. право принимать  в гражданство СССР закрепилось и за Президиумами Верховных Советов союзных республик.

На основании ст. 33 Конституции  СССР был принят новый Закон о  гражданстве от 1 декабря 1978 г. Он вступил  в силу с 1 июля 1978 г.

Закон о гражданстве СССР 1938 года не охватывал многих сторон отношений гражданства. Некоторые его положения устарели и не отвечали условиям нового этапа («развитого социализма»). Все это вызвало необходимость расширения законоположений о гражданстве, их обновления, отражения в законодательстве действия международных договоров в области гражданства.

Закон о гражданстве 1978 г. был значительно  больше по объему, чем Закон 1938 г.

В законе впервые отражались законодательные  права республик в сфере гражданства. Так, Законом Верховного Совета РСФСР был утвержден указ Президиума Верховного Совета РСФСР «О порядке приема в гражданство РСФСР» (1981 г.)

Новый этап развития государства, охарактеризованный как «перестройка», утверждение поста Президента СССР вызвали необходимость определенных изменений союзного законодательства о гражданстве. Был принят Закон о гражданстве СССР от 23 мая 1990 г.

Увеличилось количество статей закона. Если в прежнем их было 29, то новый включал 51. В законе появились разделы об органах, принимающих решения по вопросам гражданства, о производстве по рассмотрению заявлений и представлений по этим вопросам, об исполнении и обжаловании решений.

Полномочия по принятию решений по вопросам гражданства теперь перешли к Президенту СССР.

Следует отметить такие  черты прежнего законодательства, которые  имеют отношение к формированию российского законодательства о  гражданстве:

  1. Сосредоточение правомочий по законодательному  регулированию гражданства у союзных органов. Последние регулировались лишь на уровне Союза ССР. Хотя Закон СССР 1978 г. неопределенно упоминал о «законодательстве» союзных республик о советском гражданстве, Закон СССР 1990 г. более определенно указал на «законы о гражданстве» союзных республик. Однако, республиканское нормотворчество состояло лишь из Указов Президиумов Верховных Советов о порядке приема в гражданство республик.
  2. Отсутствие юридического оформления республиканского гражданства. Все граждане имели единый паспорт гражданина СССР без указания на принадлежность к гражданству союзной республики. В законах не были указаны основания, по которым определялась эта принадлежность.
  3. Постепенное сужение правомочий союзных республик по решению конкретных вопросов гражданства. До 1938 г. они обладали правом решать вопросы о выходе из гражданства Союза ССР лиц, проживающих на территории республики, о восстановлении в гражданстве, о лишении гражданства. По Закону о гражданстве 1938 г. республики утратили эти права, и решение этих вопросов было отнесено к исключительным полномочиям Союза ССР.
  4. Процессы обновления союзной федерации, принятие Декларации о государственном суверенитете России предопределили необходимость разработки и принятия Закона о гражданстве Российской Федерации. Он впервые обстоятельно урегулировал все отношения, связанные с российским гражданством.

 

                                                                                                                                                                   

Информация о работе Современное регулирование гражданства на территории РФ