Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2015 в 23:17, курсовая работа
Цель настоящей дипломной работы заключаются в выявлении и анализе наиболее важных, дискуссионных аспектов реализации договора бытового подряда, в первую очередь, это комплексное исследование договора бытового подряда. Также мы постараемся представить собственное видение наиболее актуальных вопросов и найти решение некоторых проблем правоприменительной практики, возникающих при действии договора бытового подряда.
Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1 Понятие договора бытового подряда…………………………………….7
1.1 Понятие и особенности договора бытового подряда………………………...7
1.2 Законодательство о договоре бытового подряда………………….………...19
1.3 Элементы договора бытового подряда…………………………….………...28
Глава 2 Содержание договора бытового подряда………………………………35
2.1 Порядок заключения договора…………………………………………….…35
2.2 Права и обязанности сторон в договоре бытового подряда………………..39
2.3 Ответственность сторон за нарушение условий договора бытового подряда……………………………………………………………….…………….53
2.4 Защита прав потребителя при выполнении работ…………………………..66
Заключение………………………………………………………………………...76
Список использованных источников ……………………………………………81
Именно после окончания подрядных работ и наступает момент "приемки" работ заказчиком. Поэтому распределение риска зависит от более общего вопроса: в какой момент заказчик становится собственником самого предмета подряда?
По общему правилу, если исходить из определения подряда в новом ГК не как работы вообще, а как ее результата, то заказчик становится собственником изготовленной вещи только с момента, когда принял ее от подрядчика. Например, заказчик комиссионно подписал акт приема выполненных работ от подрядчика. С этого момента на заказчика переходит весь риск случайной гибели имущества68.
Этот вывод следует также из п.2 ст.703 ГК, в котором говорится, что по договору подряда подрядчик передает права на вещь заказчику. Однако передать право на вещь подрядчик может только тогда, когда сам обладал таким правом. Видимо, поэтому п.2 ст.703 ГК делает оговорку, что данное правило распространяется на подряд, имеющий своим предметом изготовление вещи. Он не действует тогда, когда вещь передается заказчиком подрядчику для обработки (переработки). В этом случае собственником вещи остается заказчик, сохраняющий на вещь правомочия собственника по владению, пользованию и распоряжению. Тем не менее, это не исключает ответственности подрядчика за случайную гибель вещи, переданной ему заказчиком.
За пределами ст.705 ГК остается вопрос о гибели (повреждении) результата работ по вине заказчика (предоставление заказчиком материалов ненадлежащего качества или предоставление хотя и качественных материалов, но не вовремя, и т.п.). В этих случаях следует руководствоваться нормами обязательственного права: ст.404 ГК (смешанная ответственность) либо ст.401 (гибель имущества по вине заказчика).
Сторона, допустившая просрочку передачи или приемки результата подрядных работ, несет риск случайной гибели или повреждения предмета подряда. Указанное правило о просрочке должника опирается на п.1 ст.405 ГК. Поскольку в главе 37 ГК отсутствуют другие специальные нормы о просроченных действиях виновной стороны, следует руководствоваться положениями ст.ст.405-406 ГК, в которых говорится о просрочке должника и кредитора.
Не последним нюансом в вопросах распределения риска между сторонами является наступление риска изменения цены подряда: подрядчик не вправе требовать увеличения твердой цены, согласованной им с заказчиком.
Необходимо отметить и такой немаловажный момент проблемы распределения риска между сторонами договора подряда, как риск невозможности окончания подрядной работы. Он был возложен на подрядчика нормами ГК РСФСР 1964 г. (ст.393). В ныне действующем ГК, такая норма отсутствует. Однако это не означает, что подрядчик, получивший к тому же аванс (задаток), не несет при этом никакой ответственности. Он обязан вернуть задаток, сдать результаты работ и нести соответствующий риск, в том числе по договору строительного подряда. В договоре может быть заранее предусмотрено, что за определенные недостатки подрядчик отвечать не будет. И все же даже и тогда он понесет ответственность при условии, если заказчик сможет доказать, что недостатки допущены по вине подрядчика, то есть что подрядчик действовал умышленно или неосторожно.
Определенными особенностями отличается набор норм, посвященных качеству результата работ. ГК по-новому определяет, прежде всего, критерии, которыми следует руководствоваться при определении требований, предъявляемых к качеству работ. За основу принимаются условия договора. В принципе они представляют собой результат свободно выраженной воли самих сторон. Исключение из этого составляют случаи, когда в роли подрядчика выступает предприниматель, при этом законом, иными правовыми актами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к выполняемой работе. Включенные в договор условия, отступающие от указанных требований, признаются недействительными. При этом не имеет значения, выступает ли контрагентом предпринимателя гражданин, который намеревается результатом работы удовлетворить свои бытовые или другие личные потребности, либо такой же, как и подрядчик, предприниматель, который предполагает использовать результат работ для удовлетворения предпринимательских нужд. Примером первого рода актов могут служить различные правила, утвержденные Правительством РФ, а второго - большинство утвержденных Госстроем РФ строительных норм и правил.
Отступать от обязательных требований стороны, в частности предприниматели, могут только одним путем - предусмотрев более высокие требования по сравнению с теми, которые содержатся в обязательных для них правилах.
Поскольку предприниматели обычно являются участниками договора подряда, ответственность наступает независимо от их вины в нарушении обязательств, если иное не предусмотрено договором. Применение или не применение штрафных санкций является правом стороны, которая реализует его по своему усмотрению, без заключения дополнительного соглашения. Применение санкций осуществляется путем предъявления стороне нарушившей договорные обязательства письменной претензии с расчетом суммы подлежащей к уплате. В основном это касается договора строительного подряда. Поэтому здесь могут применяться любые виды санкций, предусмотренные действующим законодательством.
Норм, устанавливающих общие правила, которые определяют основания и форму ответственности за нарушение сторонами договора бытового подряда, § 2 гл. 37 не содержит. Этот пробел, если можно считать его таковым, восполняют, помимо приведенных статей § 1 гл. 37, Закон и Правила.
Так, Закон (ст. 13) возлагает на подрядчика при бытовом подряде повышенную ответственность за допущенные им нарушения договора. Этот повышенный характер ответственности выражается в возможности для подрядчика освободить себя от ответственности только при условии, если он докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства произошли вследствие непреодолимой силы либо вины второй стороны - заказчика, а также и в том, что если иное не предусмотрено законом, неустойка (пени), подлежащая уплате за допущенное нарушение прав потребителя, носит штрафной характер, а значит, убытки подлежат возмещению в полной сумме сверх установленной законом или договором неустойки (пени). При этом последовательно проводится принцип реального исполнения обязательств. Имеется в виду, что уплата неустойки (пени) и возмещение убытков не освобождают исполнителя от исполнения возложенных на него обязательств перед потребителем в натуре.
Правила бытового обслуживания населения подчеркивают то обстоятельство, что применительно к рассматриваемому договору речь должна идти о полном возмещении вреда (см., в частности, п. 24, 25 и 26). Это означает, в частности, принадлежащее заказчику право предъявлять иски о возмещении не только реального ущерба, но и упущенной выгоды69.
Законом (ст. 15) предусмотрена возможность заявления заказчиком подрядчику требования, наряду с компенсацией имущественного вреда, также и о возмещении вреда морального70. В отличие от обязанности возместить убытки, наступающей независимо от вины подрядчика, для возникновения обязанности компенсировать моральный вред в соответствии с общими на этот счет правилами необходимо установить, что подрядчик действовал виновно. Таким образом, здесь имеет место принцип: нет вины - нет и обещанного возмещения. В той же статье Закона содержится указание на то, что определение судом размера компенсации морального вреда не зависит от размера возмещения вреда материального. При этом компенсация морального вреда осуществляется независимо не только от причиненного подрядчиком возмещения вреда материального, но и вообще от наличия у заказчика имущественного вреда. В отличие от имущественного вреда применительно к вреду моральному в части первой Кодекса (ст. 151) содержатся самые общие указания. Они сводятся к необходимости учитывать, во-первых, форму и степень вины подрядчика (нарушал ли он права заказчика умышленно, вследствие грубой или легкой неосторожности), во-вторых, любые другие, заслуживающие особого внимания обстоятельства (так, например, в случае просрочки выполнения работы по пошиву платья будет, несомненно, учтено, что заказанное подвенечное платье было получено только после свадьбы), в-третьих, степень причиненных физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред. Принимается во внимание и еще одно требование - разумности и справедливости, - о котором идет речь в ст. 1101 ГК. Иначе говоря, присуждаемое возмещение не должно быть ни неразумным, ни несправедливым.
Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 г. разъясняет, что при разрешении споров о возмещении морального вреда суды должны выяснить, "чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных и физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме или иной материальной форме он оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора"71.
ГК (п. 2 ст. 731) предоставляет заказчику полную свободу в любое время до сдачи работы отказаться от исполнения договора, прекратив таким образом его действие. О значении, которое придает законодатель указанному праву, можно судить по тому, что, во-первых, соответствующая на этот счет норма находится в статье, именуемой "Гарантии прав заказчика", а во-вторых, условия договора, которыми заказчик лишается соответствующего права, признаются ничтожными.
Сама ст. 731 ГК содержит порядок осуществления права, о котором идет речь. В подобном случае на заказчика возлагается обязанность выплатить подрядчику часть установленной цены в объеме, пропорциональном части работы, которая была уже выполнена подрядчиком за время до момента получения уведомления на этот счет заказчика, а также возместить расходы подрядчика, которые он до этого момента успел произвести для исполнения договора. При этом, как следует из п. 4 ст. 453 ГК, часть работы, которая была выполнена подрядчиком до получения уведомления заказчика об отказе от договора, остается у заказчика72.
В остальных случаях основанием для прекращения договора заказчиком служат указанные в ГК, Законе и Правилах определенные нарушения, допущенные подрядчиком.
Таким образом, помимо прав, предусмотренных положениями ГК РФ, регулирующими договоры подряда, у заказчика по этому договору имеются права, предусмотренные для покупателей в соответствии со ст.ст. 503-505 ГК РФ. Указанные статьи касаются прав заказчика при выполнении работы ненадлежащего качества. Заказчик вправе при передаче ему результата произведенных работ с ненадлежащим качеством по своему выбору потребовать замены результата работы ненадлежащего качества, соразмерного уменьшения цены договора, безвозмездного устранения недостатков результата произведенных работ либо возмещения расходов на устранение недостатков. Вместо предъявления указанных выше требований заказчик вправе отказаться от исполнения договора бытового подряда и требовать возврата аванса.
2.4 Защита прав потребителя при выполнении работ
Закон в редакции, введенной в действие с 16 января 1996 г., сохранил единое регулирование защиты прав потребителей при выполнении работ. Такой подход соответствовал принятому в ГК 1964 г. регулированию упомянутых отношений посредством одного вида договора - подряда. При этом все же выделялись договоры подряда по обслуживанию бытовых потребностей граждан (бытового заказа), правила о которых утверждались законодательством СССР и РСФСР, а типовые договоры - Советом Министров РСФСР (ст. 367). Отдельной нормы об услугах, в том числе оказываемых гражданам, ГК 1964 г., таким образом, не содержал. Поэтому при регулировании этого вопроса в Законе в основу был положен договор подряда. Но поскольку существенные отличия различных бытовых услуг от бытового подряда были очевидны уже при разработке Закона, в него была включена статья 38, отсылавшая к законодательству РСФСР, если последствия нарушения условий договора об оказании услуги по своему характеру не подпадали под действие правил, изложенных в Законе. Аналогичная статья (39) с некоторыми уточнениями сохранена и в редакции Закона 1996 г.73
В части второй ГК, введенной в действие с 1 марта 1996 г., предприняты меры по внесению ясности в этот вопрос путем раздельного в принципе регулирования работ и услуг. При этом работы, выполняемые для организаций и граждан, регулируются отдельными договорами, а услуги - единым договором.
В параграфе 2 гл. 37 ГК выделен договор бытового подряда, охватывающий отношения между предпринимателями и гражданами-потребителями по поводу работы, предназначенной удовлетворять бытовые или другие личные потребности потребителя. При этом предусмотрено, что к отношениям по договору бытового подряда, не урегулированным ГК, применяются законы о защите прав потребителей и иные правовые акты, принятые в соответствии с ними (ст. 730 ГК).
Из этого следует, что если отношения урегулированы ГК - применяются его нормы. К этому надо добавить, что, согласно ст. 702 ГК, к договору бытового подряда применяются общие положения о подряде, если иное не установлено специальными нормами ГК о бытовом подряде. Таким образом, иерархия норм, регулирующих работы, выглядит так: специальные нормы ГК о бытовом подряде; общие положения о подряде; нормы Закона и иных правовых актов о защите прав потребителей; (о соотношении норм ГК и Закона см. комментарий к ст. 5 и 19 Закона).
В п. 3 ст. 450 установлено, что односторонний отказ от исполнения договора полностью или частично, когда он допустим, считается, соответственно, расторжением или изменением договора.
Правила ст. 450 ГК имеют важное значение для реализации соответствующих прав потребителя и обязанностей его контрагентов, предусмотренных Законом, поскольку в нем предусмотрено право расторгнуть договор (ст. 12, 28, п. 1 ст. 29, 32, 36) и право требовать его расторжения (ст. 18, п. 4 ст. 29). В первом случае договор считается расторгнутым с даты получения стороной извещения об этом, а во втором - с момента вступления в законную силу решения суда (ст. 453 ГК). Согласно ст. 452 ГК, требование об изменении или расторжении договора может быть заявлено в суд только после получения от другой стороны отказа на предложение об изменении или о расторжении договора, либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении, или установленный законом или договором, а при его отсутствии - в 30-дневный срок.
Сложившаяся практика применения Закона в части требования о расторжении договора соответствует в принципе правилам ст. 452 ГК, хотя Законом это не предусмотрено74.
Следствием расторжения договора будет, в соответствии со ст. 453 ГК, в данном случае возврат сторонами полученного по договору, поскольку это предусмотрено Законом, а также возмещение убытков, если расторжение вызвано существенным нарушением договора.
Установив единые критерии качества товаров, работ и услуг, Закон в принципе установил единые права потребителя при нарушении требований к их качеству, разумеется, с учетом специфики отношений по выполнению работ и оказанию услуг.