Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2015 в 23:17, курсовая работа
Цель настоящей дипломной работы заключаются в выявлении и анализе наиболее важных, дискуссионных аспектов реализации договора бытового подряда, в первую очередь, это комплексное исследование договора бытового подряда. Также мы постараемся представить собственное видение наиболее актуальных вопросов и найти решение некоторых проблем правоприменительной практики, возникающих при действии договора бытового подряда.
Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1 Понятие договора бытового подряда…………………………………….7
1.1 Понятие и особенности договора бытового подряда………………………...7
1.2 Законодательство о договоре бытового подряда………………….………...19
1.3 Элементы договора бытового подряда…………………………….………...28
Глава 2 Содержание договора бытового подряда………………………………35
2.1 Порядок заключения договора…………………………………………….…35
2.2 Права и обязанности сторон в договоре бытового подряда………………..39
2.3 Ответственность сторон за нарушение условий договора бытового подряда……………………………………………………………….…………….53
2.4 Защита прав потребителя при выполнении работ…………………………..66
Заключение………………………………………………………………………...76
Список использованных источников ……………………………………………81
Совокупности правил о бытовом подряде теперь предпослано его определение. Согласно п. 1 ст. 730 ГК по договору бытового подряда подрядчик, осуществляющий соответствующую предпринимательскую деятельность, обязуется выполнить по заданию гражданина (заказчика) определенную работу, предназначенную удовлетворять бытовые или другие личные потребности заказчика, а заказчик обязуется принять и оплатить работу.
Данная дефиниция существенно отличается от общего понятия договора подряда. По такому договору в силу п. 1 ст. 702 ГК одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Сопоставление текста приведенных определений показывает, что по договору бытового подряда подрядчиком всегда выступает лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность (ст. 2 ГК), а заказчиком - гражданин, причем только в целях удовлетворения своих личных потребностей. Отсутствие в определении бытового подряда указания на "результат работы" не означает, что это словосочетание не имеет отношения к предмету рассматриваемого вида договора. Очевидно, что он не должен быть использован для целей, не связанных с личным потреблением. Вместе с тем названные признаки позволяют четко отграничить бытовой подряд от иных предусмотренных в законе (п. 2 ст. 702 ГК) видов подряда - строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд.
ГК относит бытовой подряд к числу публичных договоров. Поэтому на него распространяются требования, закрепленные в ст. 426 ГК. Вместе с тем к бытовому подряду, если иное не установлено правилами о нем, применяются и общие положения о подряде.
На практике условия договора бытового подряда нередко определяются одной из сторон - подрядчиком в так называемых формулярах или иных стандартных формах. При этом заказчик лишен возможности участвовать в их составлении. Тогда бытовой подряд должен быть признан договором присоединения с распространением на него правил ст. 428 ГК.
К бытовому подряду применяются не только эти общие положения ГК о договоре, но и другие. Имеются в виду прежде всего правила о форме сделок, о последствиях их недействительности, о порядке заключения, изменения и расторжения договора.
Особая норма сформулирована в ГК по поводу отношений бытового подряда, непосредственно не урегулированных Кодексом. К ним, как сказано в п. 3 ст. 730 ГК, применяются законы о защите прав потребителей и иные правовые акты, принятые в соответствии с ними.
Использование в приведенном контексте понятия "законы" во множественном числе не означает существования по данному вопросу нескольких параллельно действующих актов законодательного органа Российской Федерации. Следует иметь в виду, что в Закон РФ "О защите прав потребителей", принятый 7 февраля 1992 г., были внесены изменения и дополнения Законом от 9 января 1996 г.
При применении названного пункта ст. 730 ГК может создаться неправильное впечатление, будто Закон "О защите прав потребителей" касается лишь отношений бытового подряда, не урегулированных Кодексом. Между тем этот закон регламентирует весьма широкий круг отношений, направленных на обеспечение потребностей граждан. Специальная глава в нем отведена защите прав потребителей при выполнении всевозможных работ.
Более того, в соответствии со ст. 9 Закона "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации" в случаях, когда одной из сторон в обязательстве является гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) для личных бытовых нужд, такой гражданин пользуется правами сторон в обязательстве в соответствии с Гражданским кодексом РФ, а также правами, предоставленными потребителю Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" и изданными в соответствии с ним иными правовыми актами.
Тем самым, в отличие от п. 3 ст. 730 ГК, Закон о введении в действие части второй Гражданского кодекса не проводит различия между урегулированными и неурегулированными отношениями бытового подряда. По этому пути пошли и Правила бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утвержденные Правительством РФ 15 августа 1997 г. В Общих положениях данного подзаконного акта предусмотрено, что они распространяются на отношения, вытекающие из договора бытового подряда и договора возмездного оказания бытовых услуг.
Нельзя также не учитывать, что Постановлением Правительства об утверждении упомянутых Правил признаны утратившими силу только ранее действовавшие одноименные Правила от 8 июня 1993 г.
Вслед за наиболее общими положениями о бытовом подряде в ГК сформулированы правила, посвященные исключительно гарантиям прав заказчика. Уже одно наименование ст. 731 позволяет предположить, что последующие статьи такой цели не преследуют. Но это не соответствовало бы реальности, поскольку многие другие нормы данного параграфа также призваны обеспечивать нужды потребителей.
Одна из гарантий прав заказчика сформулирована в виде запрета подрядчику навязывать контрагенту включение в договор условий о дополнительной работе или услуге. В то же время заказчику предоставлено право отказаться от оплаты работы или услуги, не предусмотренной договором. Другая гарантия предоставляет заказчику право в любое время до окончания работы и сдачи ее отказаться от исполнения договора. При этом он обязан уплатить подрядчику часть установленной цены пропорционально части работы, выполненной до уведомления об отказе от исполнения. Кроме того, подрядчику должны быть возмещены расходы, произведенные до этого момента в целях исполнения договора (при условии, что они не входят в указанную часть работы). Если в договор были включены условия, лишающие заказчика изложенного права, то они согласно п. 2 ст. 731 ГК признаются ничтожными.
В полной мере интересам потребителя (гражданина, не только приобретающего или использующего товары (работы, услуги), но и имеющего намерение их заказать или приобрести) отвечает и ст. 732 ГК - "Предоставление заказчику информации о предлагаемой работе".
Каждый потребитель имеет возможность защитить свои права и интересы, и многие знают о наличие в нашей стране законодательства, предоставляющего такую возможность. Но далеко не все могут правильно применить в конкретной жизненной ситуации те или иные нормы закона, поэтому различные государственные органы и общественные организации призваны помогать в этом потребителям. В нашей стране действует Федеральная антимонопольная служба РФ, органы по защите прав потребителей при местных администрациях, общественные объединения, которые наделены полномочиями по защите прав потребителей.
Близко к праву на качество примыкает право на безопасность товара для жизни и здоровья потребителей. Гарантией прав потребителей в этой сфере является система сертификации продукции, а также возможность отзыва товаров от потребителей. Эти вопросы достаточно хорошо разработаны законодателем, чего нельзя сказать о системе государственного контроля и надзора в указанной области. Здесь, на наш взгляд, необходимо четко разграничить полномочия органов, осуществляющих контроль за состоянием безопасности товаров на потребительском рынке.
При детальном изучении нормативно-правового материала о защите прав потребителей мы пришли к выводу о том, что законодательство в данной сфере для нашей страны является новым. Хотя оно и действует достаточно эффективно, но, к сожалению, есть еще и недоработки. Принято большое количество нормативных актов, но отсутствует должная систематизация, что создает трудности при их реализации. В силу этого представляется достаточно актуальной проблема систематизации законодательства в сфере защиты прав потребителей. Некоторые нормы Закона «О защите прав потребителей» являются декларативными, например, норма ст.6 Закона провозглашающая обязанность изготовителя обеспечить ремонт и техническое обслуживание товара, так как она не содержит положений об ответственности, наступающей за невыполнение названных обязанностей. Остаются еще и другие нерешенные вопросы правового характера, приводящие к нарушениям прав и законных интересов потребителей. Например, определения «недостатка» и «существенного недостатка», данные в преамбуле Закона, расплывчаты и не позволяют каждый выявленный дефект бесспорно трактовать как «недостаток» либо «существенный недостаток». Нечеткость в определениях дает широкие возможности толкования правовых норм в зависимости от целей применяющего Закон. В связи с этим возможно вынесение судами противоположных по своей сути решений, что недопустимо, так как нарушает декларированное Конституцией РФ (ст.46) право каждого гражданина на получение судебной защиты.
Возмещение морального вреда как способ защиты прав потребителя, при нарушении договора бытового подряда реализуется в судебном порядке, поскольку в соответствии со ст. 151 ГК РФ, ст. 15 Закона размер денежной компенсации устанавливается исключительно судом.
1 Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. – С. 74.
2 Баринов Н.А. Услуги (социально-правовой аспект). – Саратов: СГАП, 2002. - С.35.
3 Брагинский М. И. Договоры с предпринимателями // Право и экономика. - 2005. - №1. - С.60.
4 Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга третья: Договоры о выполнении работ и оказании услуг. - М.: Статут, 2003. - С.75.
5 Брагинский М. И. Подряд и подрядоподобные договоры // Вестник арбитражного суда. – 1996. - № 5. - С.75.
6 Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права. - М.: Спарк, 2002. - С.70.
7 Иоффе О.С. Избранные труды по гражданскому праву. - М.: Статут, 2000. - С.90.
8 Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. - С.280.
9 Гражданское право. Часть вторая. /Под ред. А. Г. Калпина, А. П. Масляева. - М.: Юристъ, 2004. - С.286.
10 Сиротина Н.А. Подряд: практическое пособие. - М: Приор, 2003. - С.14.
11 Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» //Собрание законодательства РФ.- 1996. - N3.
12 Андреева Л.Б. На перекрестке мнений: договор подряда // Хозяйство и право. - 2005. - №2. - С.106.
13 Серебрякова А.А. Право подрядчика на удержание / Под ред. В.В. Иглина. – Ульяновск: УлГУ, 2001. - С.48.
14 Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. - С.284.
15 Белоусов И. К. вопросу о правовом регулировании отношений по договору подряда // Хозяйство и право. – 2004. - №3. - С.99.
16 Пустозерова В. М., Соловьева А. А. Договоры на выполнение работ. М.: Юрист, 2005. - С.74.
17 Романец Ю.В. Разграничение договоров подряда и купли-продажи // Законодательство. - 1999. - №9. - С.75.
18 Правила бытового обслуживания населения Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.97 № 1025 // Собрание законодательства РФ. – 1997. - №34. - С.40.
19 Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Пленума ВАС РФ от 1 июля 1996 г. №6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. - 1996. - №9. - С.63.
20 Гусева Т.Д., Коротченкова О. В. Особенности договора бытового подряда // Законодательство. - 2006. - №4. - С.39.
21 Клишин А., Шугаев А. Эволюция подрядного права // Право и экономика. – 2003. - № 11. - С.6.
22 Брызгалов В.В. Сборник типовых договоров. – М.: Юрайт, 2003. - С.104.
23 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 г. «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» // Российская газета. - 2005. – 08 февраля.
24 Брагинский М. И. Договоры подряда и возмездного оказания услуг по гражданскому законодательству // Законодательство и экономика. – 1997. - №17/18. - С.24.
25 Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР, Российской Федерации по гражданским делам. - М.: Юрайт, 2000. - С.45-57.