Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 19:19, курсовая работа
Социальное партнерство - категория рыночной экономики, для которой характерна институционализация партнеров.
Именно этому служит система социального партнерства как метод правового регулирования противоречивых интересов групп, общностей и разрешения конфликтов между ними.
Цель данной работы заключается в исследовании социального партнерства как основы регулирования трудовых отношений.
Введение
1. Социальное партнерство: понятие и правовое обеспечение
1.1.Понятие социального партнерства
1.2.Правовое обеспечение социального партнерства
2. Государство в механизме социального партнерства
2.1.Понятие уровней, форм и органов социального партнерства
2.2.Роль государства в системе социального партнерства и основные направления совершенствования системы
Заключение
Литература
Видимо, при выборе одного из вариантов необходимо учитывать отсутствие сложившихся традиций и навыков коллективно - договорного регулирования, тем более с такими партнерами, как государственные органы. Надо иметь в виду и то, что даже там, где подобные коллективные переговоры проводятся, они зачастую носят формальный характер, поскольку заключенный акт должен утверждаться правительством.
Поэтому
сделаем вывод, по существу все сводится
к альтернативе: запретить коллективно
- договорное регулирование или сохранить,
лишний раз подчеркнув, что оно может осуществляться
только в границах полномочий, предоставленных
работодателю. Думается, что в целях обеспечения
стабильности законодательства можно
сохранить существующий ныне порядок.
Заключение коллективного договора, соглашения
дает возможность демократическим путем
установить некоторые дополнительные
по сравнению с законодательством льготы
и преимущества для работников.
Заключение
В процессе курсовой работы было определено, что в юридической науке социальное партнерство рассматривается по-разному: как метод трудового права, как принцип трудового права и др.
Действующий Трудовой Кодекс Российской Федерации называет социальное партнерство одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Концепция социального партнерства, основанная на переговорах, посредничестве, сотрудничестве, должна сыграть решающую роль в становлении рыночной экономики. Многие субъекты Российской Федерации, в частности Саратовская, Вологодская, Свердловская области, Республика Мордовия, Ставропольский край, г. Москва, приняли собственные законы о социальном партнерстве.
Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей. Органы государственной власти и органы местного самоуправления могут быть сторонами социального партнерства в тех случаях, когда они выступают в качестве работодателей или их представителей, уполномоченных на представительство законодательством или работодателями, а также в случаях, предусмотренных федеральными законами.
От сторон социального партнерства следует отличать органы социального партнерства. Трудовой кодекс Российской Федерации закрепляет многоступенчатую систему комиссий, регулирующих социально-трудовые отношения.
Государство вступает в партнерские отношения добровольно, сознательно ограничивая свои властные полномочия, но никакого особого правового статуса социального партнера не приобретает. Его задачей в сфере заключения соглашений, равно как и в других областях деятельности, является представление и защита общественных интересов, то есть интересов общества в целом.
Необходимые условия для развития социального партнерства в России уже присутствуют:
- осуществился переход к рыночным отношениям;
- имеется минимально необходимая правовая основа для развития социального партнерства;
-
существуют профсоюзы - организации, представляющие
и защищающие интересы трудящихся;
- выделился класс предпринимателей;
-
государство заявило о своей готовности
выступить в качестве
посредника в отношениях между наемными
работниками и
работодателями.
Однако в России до сих пор в области развития социального партнерства существуют серьезные проблемы:
- отсутствие сильных и мощных профсоюзов,
заявляющих о себе как о реальной силе,
с которой нельзя не считаться. Существующие
в России профсоюзы либо слабы, либо занимают
откровенно соглашательские позиции;
- неэффективного социального
партнерства в России - низкая дисциплина,
отсутствие четко действующей исполнительской
вертикали правительственных структур,
нарушение провозглашенных ими принципов
равенства сторон и открытости при принятии
жизненно важных для страны решений;
- в развитии социального партнерства
- несовершенство механизма реализации
договорных условий. Любые комиссии (Российская
Трехсторонняя Комиссия по регулированию
социально-трудовых отношений (РТК), региональная,
заводская) являются исключительно совещательными
органами, они не имеют рычагов регулирования
процесса выполнения подписанных соглашений.
В совершенствовании
социального партнерства в России можно
обозначить два направления - пути решения:
-разработка новых стратегий в деятельности профсоюзов и объединений предпринимателей;
-повышение эффективности деятельности РТК.
Социальное
партнерство как самостоятельный институт
трудового права имеет свои принципы,
которые не противоречат основным принципам
правового регулирования трудовых отношений,
а развивают их применительно к данному
институту.
Литература
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (Принята всенародным голосованием 12.12.1993)// Российская газета.1993. 25 декабря.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ, часть вторая от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ, часть третья от 26 ноября 2001 г. N 146-ФЗ и часть четвертая от 18 декабря 2006 г. N 230-ФЗ (с изменениями от 26 января, 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г., 16 апреля, 15 мая, 26 ноября 2001 г., 21 марта, 14, 26 ноября 2002 г., 10 января, 26 марта, 11 ноября, 23 декабря 2003 г., 29 июня, 29 июля, 2, 29, 30 декабря 2004 г., 21 марта, 9 мая, 2, 18, 21 июля 2005 г., 3, 10 января, 2 февраля, 3, 30 июня, 27 июля, 3 ноября, 4, 18, 29, 30 декабря 2006 г., 26 января, 5 февраля, 20 апреля, 26 июня, 19, 24 июля, 2, 25 октября, 4, 29 ноября, 1, 6 декабря 2007 г., 24, 29 апреля, 13 мая, 30 июня, 14, 22, 23 июля, 8 ноября, 25, 30 декабря 2008 г., 9 февраля, 9 апреля, 29 июня, 17 июля, 27 декабря 2009 г., 21, 24 февраля, 8 мая, 27 июля, 4 октября 2010 г., 7 февраля, 6 апреля, 18, 19 июля 2011 г.)//СПС «КонсультантПлюс».
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (с изменениями от 25 апреля, 25 июля, 30, 31 октября, 31 декабря 2002 г., 30 июня, 4 июля, 11 ноября, 8, 23 декабря 2003 г., 9 мая, 26, 28 июля, 20 августа, 25 октября, 28, 30 декабря 2004 г., 7, 21 марта, 22 апреля, 9 мая, 18 июня, 2, 21, 22 июля, 27 сентября, 5, 19, 26, 27, 31 декабря 2005 г., 5 января, 2 февраля, 3, 16 марта, 15, 29 апреля, 8 мая, 3 июня, 3, 18, 26, 27 июля, 16 октября, 3, 5 ноября, 4, 18, 29, 30 декабря 2006 г., 9 февраля, 29 марта, 9, 20 апреля, 7, 10 мая, 22 июня, 19, 24 июля, 2, 18 октября, 8, 27 ноября, 1, 6 декабря 2007 г., 3 марта, 29 апреля, 13, 16 мая, 14, 22 июля, 8 ноября, 3, 22, 25, 26, 30 декабря 2008 г., 9 февраля, 7 мая, 3, 28, 29 июня, 17, 19, 24 июля, 9, 23, 25, 28 ноября, 21, 27, 28 декабря 2009 г., 9 марта, 5, 30 апреля, 8, 19, 31 мая, 17 июня, 1, 5, 23, 26, 27, 30 июля, 4 октября, 8, 29 ноября, 8, 23, 28, 29 декабря 2010 г., 7 февраля, 6, 21 апреля, 4 мая, 3, 4, 27 июня, 1, 11, 18, 20, 21 июля 2011 г.)//СПС «КонсультантПлюс».
4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (ТК РФ) (с изменениями от 24, 25 июля 2002 г., 30 июня 2003 г., 27 апреля, 22 августа, 29 декабря 2004 г., 9 мая 2005 г., 30 июня, 18, 30 декабря 2006 г., 20 апреля, 21 июля, 1, 18 октября, 1 декабря 2007 г., 28 февраля, 22, 23 июля, 25, 30 декабря 2008 г., 7 мая, 17, 24 июля, 10, 25 ноября 2009 г., 27 июля, 23, 29 декабря 2010 г., 17 июня, 1, 18, 19 июля 2011 г.) //СПС «КонсультантПлюс».
5.Федеральный
закон от 23 ноября 1995 г. № 175-ФЗ
"О порядке разрешения коллективных
трудовых споров"
(с изменениями от 6 ноября, 30 декабря 2001
г.)//СПС «КонсультантПлюс».
6.Федеральный
закон от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ
"О профессиональных союзах, их правах
и гарантиях деятельности"
(с изменениями от 21 марта, 25 июля 2002 г.,
30 июня, 8 декабря 2003 г., 29 июня 2004 г., 9 мая
2005 г.,15 января 2011г.) //Российская газета.2011.25
января.
7.Федеральный закон от 27.11.2002г. №156-ФЗ «Об объединениях работодателей» (с изменениями от 01.12.2007г. №307-ФЗ)//СПС «КонсультантПлюс».
8.Федеральный закон от 10.05.1999г. №92-ФЗ « О российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений»//СПС «КонсультантПлюс».
9.Закон Российской Федерации от 19.04.1991г. №1032-1 «О занятости населения Российской Федерации» (с изменениями от11.07.2011г.)//СПС «КонсультантПлюс».
10.Постановление Правительства Российской Федерации от 09.04.2009г. №316 «О дополнительных мерах по поддержке рынка труда в Российской Федерации»//СПС «КонсультантПлюс».
11.Рапоряжение Правительства Российской Федерации от 15.08.2008г. №1193-р «О концепции действий на рынке труда на 2008-2010гг.)//СПС «КонсультантПлюс».
12. Указ Президента РФ от 13.05.2008 N 849 "О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе" // СЗ РФ. 15.05.2008. № 20. Ст. 2112.
13.Закон
г. Москвы от 22.10.97 № 44 «О социальном партнерстве»
(с изменениями от 19 декабря 2001 г., 16 января
2002 г., 19 мая 2004 г.,15.06.2010г.)//СПС «КонсультантПлюс».
14.Закон Ленинградской области от 22.09.98 № 34-оз «О социальном партнерстве в Ленинградской области» (принят от 22.09.98) (с изменениями от 29.11.2010г.)//СПС «КонсультантПлюс».
15.Закон Свердловской области от 24.11.95 № 34-ОЗ О социальном партнерстве в Свердловской области (с изменениями от 17 июля 2006 года)//СПС «КонсультантПлюс».
16.Закон Тюменской области, от 08.07.2009 г. № 155 «О регулировании трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений в Тюменской области» и постановления администрации области от 28.06.2009 № 352 «Об утверждении положения о порядке уведомительной регистрации коллективных договоров и соглашений в Тюменской области»//СПС «КонсультантПлюс».
17.Концепция
долгосрочного социально-экономического
развития Российской Федерации //СПС «КонсультантПлюс».
2. Международно-правовые акты
Конвенция
МОТ №154 от 19 июня 1981 г. О содействии коллективным
переговорам /(Принята в г. Женеве 19.06.1981
на 67-ой сессии Генеральной конференции
МОТ). Сборник международных актов. - М.,1998.
3. Учебная литература, монографии, статьи из периодических изданий
1.Бородин И.И. Понятие, система, стороны и субъекты социального партнерства (сравнительно-правовое исследование) // "Трудовое право". 2006. №1.
2.Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации
/Под ред. А.М. Куренного, С.П. Маврина и Е.Б. Хохлова.- М.: Юристъ. 2008.
3.Кокшаров Д.Л. Некоторые проблемы законодательства РФ о социальном партнерстве // Трудовое право. 2007. № 4 - 5.
4.Лушникова М.А. Государство, работодатели и работники: история, теория и практика правового механизма социального партнерства (сравнительно - правовое исследование). Ярославль: ЯрГУ. 2007.
5.Молчанов А.В. Правовое обеспечение социального партнерства // "Трудовое право". 2006. № 3
6.Нуртдинова А.Ф. Роль государства в механизме социального партнерства //Журнал российского права.2008.№2.
7.Остапенко Ю.М. Экономика труда.2изд., перераб. и доп.-М.:Инфра-М,2007.
8.Проблемы современной экономики //Журнал №1(25).2008.
9.Российское трудовое право. Учебник для вузов. / Зайкин А.Д.- М., 2008.
10.Толкунова В.Н., Гусов К.Н. Трудовое право России: Учебник.- М.: Юристь. 2008.
11.Семигин Г.Ю. Социальное партнерство в современном мире. - М., 2006.
12.Сыроватская Л.А. Трудовое право: Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Юристъ. 2008.
13.Человек и труд //Журнал. №7.2011.
14.Чуча
С.Ю. Социальное партнерство в сфере труда:
становление и перспективы развития правового
регулирования в Российской Федерации:
НОРМА. - М., 2008.